Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод непосредственного наблюдения. 3 страница




Любое описание следует начинать с паспорта. В него включаются следующие данные: дата, место (в соответствии с современным административным делением), народ или этническая группа вплоть до родовой принадлежности, название (местное и общепринятое), сведения об информантах, если таковые были, дававшие пояснения при описании объекта или принимавших участие в описываемом действии.

Описание любого объекта следует начинать с произвольно выбранного признака, но каждое последующее описание повторять в той же последовательности. Например, описание жилища можно вести с крыши до Фундамента, либо от Фундамента до крыши, но порядок описания должен быть один. Так, примерная схема описания жилища может быть представлена следующим образом: Фундамент (материал и конструкция), стены (материал и конструкция), крыша (материал и форма), конструкция крыши, чердак, перекрытие и устройство потолка, проемы в стенах, оформление окон и дверей, пол (материал и конструкция), подпол, декоративное оформление жилища, планировка, интерьер. Для описания одежды может быть применена иная схема - паспорт материал, форма, конструкция, украшения. В описании предметов следует приводить размеры.

При составлении описания следует применять общепринятую типологическую терминологию, которая значительно сократит их объем. В то же время следует иметь в виду, что круг общепринятых терминов ограничен, поэтому в случае сомнений или применения местной терминологии, например, аил —поселение и аил — постройка, следует составить глоссарий. Описания могут быть составлены на основании личных наблюдений. В этом случае, в дальнейшем они могут быть использованы как основа сбора опросной информации по зафиксированному объекту или явлению с привлечением информантов. Если же описания составляются при непосредственном участии информанта, то оно должно быть включено в запись беседы и объяснено с его слов.

По отношению к этнографическому описанию, прочие методы фиксации могут рассматриваться не как этнографические тексты, а как иллюстративный, документирующий материал.

Фотографирование является наиболее распространенным способом документирования описаний, содержания опросной информации и результатов личных наблюдений. Здесь мы не останавливаемся на технике ведения фотосъемки. Она предполагает умение использовать выразительные средства фотографирования: композицию, сюжет, перспектив планы, ракурсы, контрасты, учет освещенности. Функционально следует применять различные виды фотосъемки - репортажную (съемка процессов и действий), предметную (утварь, одежда, архитектура, интерьер и т. п.), портретную, специальные, например, макросъемку. Все это выходит за рамки собственно методик полевой этнографии. Здесь следует только отметить, что поскольку одним из обязательных условий этнографического документирования является фиксирование размеров, этнографическое фотографирование и особенно предметная съемка, должны быть масштабными. Для этого, в поле кадра снимаемого предмета следует поместить масштабную линейку длиной 10-20 см., разделенную на белые и черные полосы шириной в 1 см. В случае отсутствия масштабной линейки, у фиксируемого объекта может быть помечен предмет с известными стандартными размерами. В качестве такого предмета чаще всего используется спичечная коробка.

При фотофиксации следует делать несколько проекций предмета. Так, одежду фиксируют в трех проекциях - вид спереди, сзади и вид сбоку. Объемные предметы фиксируют таким образом, чтобы на фотографии были видны 2-3 стороны. Как и описание, фотографирование ведут от общих планов к деталям. Например, при фотосъемке жилища от фотографии жилища в целом, к деталям конструкции, декоративному убранству, интерьеру.

Результаты фотофиксации заносятся в фотодневник, ведение фотодневника является обязательным направлением работы с полевыми документами и предполагает описание зафиксированного в каждом кадре. В известной мере фотографии орудий труда, одежды, жилища, изображения какого-либо действия, соответствуют этнографическому коллекционированию. Поэтому они должны передавать большую часть информации, которую мы можем получить, обращаясь оригиналу. Ведение дневника дополняет изобразительный ряд описательными и опросными сведениями о зафиксированном предмете или явлении.

Фотодневник рекомендуется вести в отдельной тетради, которая оформляется на каждый фотоаппарат. Всем фотоаппаратам экспедиции или отряда присваивается индекс, лучше буквенный, например, А, Б, В, и т.д. В качестве индекса можно использовать инициалы исследователя работающего данным фотоаппаратом. Индекс фотоаппарата следует записать на титуле фотодневника, а индексы всех фотоаппаратов в пункте №7 экспедиционной программы. Например, "Зенит-Е" №76133171 - А, фотодневник №1; "Зоркий" №86379411 - Б, фотодневник №2; "Зенит ТТЛ" №34159265 - В, фотодневник №3 и т.д.

Сам фотодневник следует подготовить к работе, стандартно оформив титульный лист и расчертив рабочие листы на четыре графы: № коллекции, № пленки, № кадра и паспорт кадра.


Пример ведения полевого дневника.

Л. 6

№ коллекции № пленки № кадра Паспорт кадра
       
2103-105 -106 -107     -108 -109 -110 -111 Кадр 25 испорчен   -112     -113 -114 -115   -116                 Общий вид скотоводческой стоянки. Юрта. Загон для овец. 20.08.1975. п. Шанган, Тындинский р-н, Тувинская АССР. Тувинцы. Верховой конь. (ПД №2, л.6-8). Дом в населенном пункте Шанган (русские). ПД №2, описание л.9, о строительной технике л.9-12, горизонтальный план №6, рисунок интерьер №43. (Кадр №23 испорчен). 21.08.75. Приготовление масла. (ПД №2 л. 13-18.) 21.08.75. п. Успенка, Тындинский р-н, Тувинская АССР. Русские. Общий вид поселка Успенка. (Места съемки на плане поселения №7 - № кадра 27 – А, № кадра 28 – Б, № кадра 29 – В). 22.08.75. Стадо на водопое. Дорог Успенка – Бай-Хаак.  

 

Пример ведения записей в фотодневнике показывает, что он ориентирован н документирование описаний полученных от информантов, планов, рисунков, чертежей, схем кроя и т.п. Поэтому фотодневник и прочие материалы, которые фиксировались фотографированием, должны иметь взаимную отсылку. Так в фотодневнике следует давать указания на соответствующую информацию, содержащуюся в полевом дневнике о сфотографированном объекте или явлении. А в описании, приводимом в полевом дневнике, следует указывать индексы фотоаппаратов, номера плени и кадра, на которые зафиксирован объект. Это же требование распространяется на все прочие виды полевых материалов: рисунки, планы, фонограммы и т.п. в полевых условиях фотодневник одновременно является коллекционной описью.

После фотосъемки фотопленки маркируются двумя способами. Индекс фотоаппарата и номер фотопленки записываются на засвеченном зарядном конце, либо они указываются на лейкопластыре, которым обматывается кассета, второй способ маркировки более удобен, поскольку лейкопластырь дополнительно герметизирует кассету, что препятствует ее случайной засветке. В случае применения второго способа полевой маркировки, перед проявлением маркировочные данные необходимо перенести на зарядный конец фотопленки.

Наряду с фотофиксацией в полевых условиях может применяться кинофиксация, но, как правило, вплоть до настоящего времени ее возможности как документирующего средства остаются ограниченными. Это вызвано как самой природой киноискусства, так и отсутствием в подготовке этнографов курсов профессиональной работы с киноаппаратурой. В этой связи следует различать два подхода использования киносъемки в полевой этнографии. Существует возможность создания этнографического научно-популярного кинофильма, который является не информационным, а изобразительным средством отражения этнографической реальности. Такой фильм создается режиссером на основании сценария и предполагает искусственную организацию объекта съемки. Здесь, наряду со съемкою "натуры" - бытовой, обрядовой или производственной, могут привлекаться актеры, создаваться искусственные декорации. Сама съемка допускает дублирование сцен, их комбинирование и последующий монтаж кинофильма в соответствии с заранее созданным сценарием. Совершенно очевидно, что такой подход к кинофиксации этнографического материала в полевых условиях неприемлем. В такой методике преобладает искусственность отражения объекте этнографического исследования[140].

Используя кинофиксацию как средство документирования полевого материала, этнографы исходят из иных установок[141]. Как и прочие способы этнографической фиксации, киносъемка должна выполнять функции дополнения описаний, опросного материала и т.д. Она может применяться не только для воспроизведения динамических ситуаций - производственных процессов, технологических приемов, народного хореографического искусства, обрядов, но и статичных объектов, например, жилого комплекса, а этнографической киносъемке оператор-профессионал работает под руководством этнографа, поскольку должна быть реализована цель съемки: фиксирование этнографической информации средствами, которыми владеет кинооператор. Этнографическая действительность дисперсна, многие культурные элементы проявляются в ней циклически, поэтому кинофиксация не имеет какой-то сюжетной основы. Она применяется в случае необходимости, и ожидать в итоге полевой работы законченного кинофильма нельзя.

Если в отношении других видов полевой работы высказываюсь отрицательное отношение к искусственному воспроизведению объекта исследования, то есть к этнографическому экспериментированию, то применительно к кинофиксации предварительная подготовка условий и объекта фиксации все же требуется. Это объясняется, прежде всего, техникой киносъемки. Она предполагает необходимость правильного размещения киноаппаратуры и освещения. В ходе киносъемки, как правило, возникает необходимость дублирования. Но в любом случае одно из основных требований, предъявляемых к киносъемке как средству документирования полевого материала, заключается в том, чтобы не упростить, не символизировать явление, как можно меньше допустить в нем искусственности[142].

Рассматривая кинофиксацию как средство документирования, играющего подчиненную роль по отношению к опросу, результатам личных наблюдений, этнографическим описаниям, не следует отрицать возможности обратной связи. В случае если основной объект исследования рациональнее фиксировать именно киносъемкой, например, традиционную хореографию, или если основная цель полевой работы преследует создание этнографического кинофильма, все прочие методы полевой работы должны наполнять конкретным материалом содержание самого кинофильма. Так киносъемка жилого комплекса предполагает его фиксирования не только как объекта архитектуры, но и имеющего определенное функциональное значение в трудовой деятельности людей, сфере быта, духовной культуре. Все это требует сбора дополнительное информации в виде описаний, планов, рисунков, фотографий, фиксированных опросных материалов, которые способствуют более полной кинофиксации.

С учетом такого подхода этнографическая киносъемка может быть рассмотрена как важная составляющая фиксационных методов применяемых в полевой этнографии.

Этнографическое рисование в полевых условиях является скорее данью традиции, поскольку практически полностью заменено фотографированием. Особенно заметно это стало с широким распространением цветных и обращаемых фотоматериалов. В настоящее время оно применяется целенаправленно при фиксации орнамента, а также для изображения составных частей сложных предметов, конструктивных узлов и т.п. Этнографическое рисование, как и прочие приемы фиксации, должно точно воспроизводить изучаемый объект и отражать такие его характеристики как форму, цвет, материал, размеры. Специфика этнографического рисования заключается в том, что оно должно быть масштабным.

К этнографическому рисованию привыкает черчение, которое используется при составлении планов и чертежей. Съемка планов применяется при Фиксации поселений и других объектов, расположенных на местности - жилых комплексов, хозяйственных угодив, кладбищ, культовых мест и т.п.

Съемку планов рекомендуется проводить глазомерно-углоначертательным методом, которые позволяет при минимальной технической вооруженности изготовить план непосредственно в полевых условиях[143]. Для съемки плана необходим планшет, компас, визирная линейка, масштабно-координатная бумага в рулонах. Перед съемкой плана, исследователю необходимо установить среднюю длину своего шага, что в дальнейшем позволяет шагами проводить измерения расстояний между объектами, наносимыми на план. Затем выбирается масштаб. Он определяется необходимостью детализации саечки, но может зависеть и от формата бумаги. Например, длина населенного пункта 500 м, а длина бумаги 50 см. Установим соотношение между этими величинами – 500/0.5 = 10 м, что позволяет выбрать масштаб 1:10. Съемку плана начинают с ориентации планшета по поселению и странам света, для чего его располагают длиной по длине поселения и на плане стрелков отмечают стороны света. В дальнейшем необходимо постоянно следить, чтобы стрелка компаса совпадала с отметкой на плане.

Исходную точку съемки можно выбрать произвольно, но с таким расчетом, чтобы с нее можно было сделать как можно больше засечек по фиксируемым объектам. Техника выполнения засечек состоит в следующем: расположив плоскость планшета на уровне глаз и, не нарушая его, ориентирован по сторонам света, визиром линейки отмечаются по объекту и на плане проводят линию, обозначающую направление от точки засечки на фиксируемый объект. Сходную операцию проводят по засечке всех видимых с исходное точки объектов. Для фиксации положения объекта на плане, шагом изменяют расстояние до него от исходной точки, затем это расстояние переводится в масштаб и откладывается на визирной линии, где ставится условный знак фиксируемого объекта. Другие объекты, если их нельзя засечь с этой точки, визируются с другого места. Для этого на местности выбирается новая исходная точка, но наносится она на план уже глазомерным способом. Может возникнуть случай, когда расстояние промерить не удается, тогда удобнее использовать способ переноса или обратной засечки, для этого, из двух зафиксированных на плане точек делают засечки по объекту, а точка пересечения визирных линий, будет местом его расположения на плане.

В случае линейной планировки поселения может быть использован способ съемки плана при помощи магистрали. Для этого на местности строится условная прямая линия - магистраль, которая фиксируется на плане. От магистрали к объектам съемки восстанавливаются перпендикуляры, на которых отмеряются в масштабе расстояния и отмечаются точки расположения объекта.

После окончания съемки плана вспомогательные визирные линии стираются, на полях или на обратной стороне листа составляется паспорт и в том случае, если использовались нестандартные условные обозначения, приводится схема условных обозначений. Кроме этого на плане поселения необходимо отметить места фотосъемки панорамы и отдельных частей поселения.

Методом этнографического черчения изготавливаются контурные чертежи одежды, схемы кроя, конструктивные чертежи сложных составных объектов, чертежи жилых комплексов, жилых и хозяйственных построек, кинетограммы (графические схемы записи движения), схемы игр и т.п. Чертежи построек изготавливаются в зависимости от их конструктивных особенностей, для каждой постройки вычерчивается горизонтальный план, количество которых определяется этажностью, а также схемы вертикальных разрезов - продольного и поперечного. Вертикальные разрезы могут быть фактическими, то есть воспроизводить только контур сечения и физическими, включающими все, что располагается за линией сечения.

Планы построек вычеркиваются в масштабе на основании обмеров, которые производятся при помощи рулетки. Техника обмеров зависит от формы постройки и толщины стен, но в любом случае, как и при описании, при составлении плана идут от общего к частностям.

В начале зачерчиваются контуры постройки, затем фиксируются проемы, внутренняя планировка, интерьер. Постройки прямоугольной формы обмеряются по длинно и ширине. Для обмеров построек неправильной формы, а также имеющих неодинаковую толщину стен, используют способ вписания в правильную фигуру (прямоугольник или квадрат). На планах построек условными знаками принято обозначать материал, из которого изготовлены стены. В зависимости от задач, на плане постройки могут быть отмечены элементы интерьера, либо составлены самостоятельные схемы интерьера.

Поскольку любой чертеж изготавливается в масштабе, размеры фиксируемого объекта или предмета, чтобы они не загромождали чертеж, на нем ставить не рекомендуется. Все чертежи должны быть снабжены паспортом, который составляется по универсальной схеме приведенной выше, иметь отсылки на описания и опросную информацию, зафиксированную в полевые тетрадях и дневниках. В них, в свою очередь, должны существовать отсылки на соответствующие чертежи или схемы. Все чертежи группируются и нумеруются по объектам фиксации: чертежи одежды, чертежи построек, план поселений и т.п.

Этнографическое копирование применяется для снятия копий орнамента, росписей на плоскости, рельефных рисунков. Для снятия копий с рельефных изображений пользуются методы прямого эстампажа, для чего поверхность изображения покрывается красителем и с нее делается отпечаток на бумагу. Метод обратного эстампажа предполагает протирку рельефа мягким простым карандашом по бумаге, которой покрывается фиксируемое изображение. Значительно чаще копирование производят методом прорисовки на кальку или рисованием на масштабно-координатной бумаге, копирование орнамента на кальку выполняется красками, для того, чтобы калька была более прозрачной, ее следует немного промаслить, а в краски добавить мыло[144]. Если орнамент копируется карандашами, следует использовать кальку для карандаша. При отсутствии цветных карандашей можно использовать графическую цветовую символику.

Копирование на масштабно-координатную бумагу производится, если узор либо очень мелкий, в этом случае клетки сулаги используются для масштабного увеличения воспроизводимого узора, либо если узор наоборот очень крупный, например, стенная роспись. В этом случае производятся обмеры изображения, а затем в уменьшенном масштабе выполняется копия. Копии снабжаются паспортом, а описания и опросная информация вводятся в полевые тетради.

Этнографическое коллекционирование. Первое и основное условие, из которого следует исходить при сборе этнографических коллекций, заключается в том, чтобы не рассматривать его как самоцель. То, что собирается должно быть исследовано еще в полевых условиях сборов опросного, описательного и фиксационного материалов, дающих всестороннее представление о бытовании собираемых предметов. Из этого следует, что сбор коллекции должен опираться на научно обоснованный отбор материала, который состоит, как и в отношении полевой этнографии в целом, в предварительной научной подготовке. Она проводится по тем же направлениям и заканчивается отработкой вопросников для сбора информации о коллекционируемых предметах. Такие вопросники ни по объему, ни по технике их составления, ни по организационные началам не отличаются от собственно этнографических[145].

В настоящее время урбанизационные процессы, воздействующие на состав и облик традиционно-бытовой культуры, несколько изменили ее собирательский подход в этнографическое коллекционировании. При общей установке на сбор материале по всему комплексу культуры этнической общности в ее историческом развитии, собирание этнографических коллекций носит целенаправленный, выборочный характер. Так объектами собирания является не все бытующие ныне предметы, а именно традиционные, либо трансформированные, но сохранившие в себе традиционную основу, например, одежда, утварь, средства передвижения и т.п. Такое направление этнографического коллекционирования документирует процессы трансформации традиционно-бытовой культуры под воздействием современных этнических процессов. Наряду с коллекционированием предметов, большое значение здесь приобретает сбор документального статистического и иллюстративного материалов, позволяющих давать, в том числе, и количественную оценку происходящим переменам. Прочие направления этнографического коллекционирования ориентированы на состояние и полноту музейных фондов, на пополнение старых и создание новых коллекций[146]. Все эти установки предполагают необходимость предварительного планирования перечня и количества предметов, которые необходимы музею.

Если рассматривать этнографическую коллекцию как часть этнографического источника, то при ее формировании следует исходить из ряда собирательских принципов, которые помогают обеспечить информационную ценность коллекции.

Первый принцип состоит в учете типичности собираемых предметов. Совершенно очевидно, что все предметы свойственные традиционно-бытовой культуре, не могут быть помещены в музеи. Поэтому собираемые предметы представляют собор своеобразные образцы, которые должны быть типичны для культуры этнической общности на различных этапах ее исторического развития. Здесь же нужно ориентироваться на бытующие предметы, то есть "живущие" в культуре. В некоторых случаях возможно собирание моделей, например, средств передвижения, построен, орудий труда. Если приобретается модель, исследователь обязан учесть такие вопросы, как обязательность ее изготовления представителем этнической общности, по культуре которой собирается коллекция, оригинальность материалов и технологии изготовления. Но даже в этом случае она имеет не столько информационное, сколько иллюстративное значение. Установка на типичность не отрицает возможности собирания редких вещей часто обладающих большой исторической или художественной ценностью. Рассматривая такие предметы как личное или семенные реликвии, люди обычно не склонны передавать их в музей. В этом случае, чтобы предотвратить возможную утрату, исследователь обязан предупредить местные органы власти и местный краеведческий музей о существовании таких вещей.

Второй принцип коллекционирования заключается в том, что этнографическую коллекцию составляют не просто случайные типичные вещи, это должен быть комплекс типичных вещей. Поскольку одним из требований в собирательской работе является учет информационной ценности коллекции, и нее должны входить предметы отражающие все стороны традиционно-бытовой культуры. Выше отмечалось, что оптимальный состав коллекции должен носить монографический характер.

Именно поэтому предметы собираются комплексами. Так коллекция по теме "Собирательство" должна содержать образцы собираемых продуктов, орудия собирательства, может быть специальные виды одежды, приспособления для хранения, переработки и утилизации продуктов собирания, образцы полуфабрикатов, снеди и блюд, которые получают из продуктов собирательства. В данном случае это оптимальная модель, в полевых условиях чаще собираются неполные комплексы. Это объясняется и историческими условиями развития традиционно-бытовой культуры и емкостью самого комплекса. Довольно сложно представить возможность сбора материала по теме "Одежда" в полном комплексе, который должен включать предметы от гербария, содержащего образцы сырья, до разнообразных форм одежды по категориям ношения, половозрастной принадлежности, назначения, сезонам, материалу и т.п. Более вероятно компенсировать эти недостатки сборов опросного и иллюстративного материала.

Третьим условием при сборе этнографических коллекций является требование локальности комплекса типичных предметов. Оно базируется на общих установках вариативности элементов культуры в связи с историческими условиями развития этнической общности. Наличие этнических подразделений различного уровня - этнических и этнографических групп, вхождение этнической общности в историко-этнографические области, предполагает существование локальных, групповых особенностей традиционно-бытовой культуры. В отношении различных элементов культуры локальные особенности могут проявляться по-разному. Так, если русскому традиционному костюму свойственны узко локальные областные особенности, то варианты русского жилища прослеживаются в границах более широких территорий. Соблюдение принципа локальности требует тщательной предварительной подготовки, учета типичного в традиционно-бытовой культуре данной местности, истории происхождение и развития каждого намеченного к собиранию предмета. Практически локальность формирования коллекции определяется этнографическим районированием на уровне этнических и этнографических групп, а конкретным материал собирается в поселении, как основной единице обследования в полтевой этнографии[147].

Большое значение для документирования собираемых предметов и последующего составления музейной коллекционной описи имеет правильная паспортизация. Ее основу составляет ведение полевой коллекционной описи, в которой о каждом предмете должны быть указаны следующие данные: шифр экспедиции, коллекционный номер, которые присваивается в порядке поступления предметов - 1, - 2, и т.д., время собирания, место собирания, народ (этническое подразделение), способ приобретения, собиратель. Здесь же должны приводиться ссылки на описания, опросную информацию, фиксационные материалы по данному предмету. Коллекционную опись следует вести в отдельной тетради, какую-либо систематизацию поступлений, по собирателям, источникам поступлений, комплексам, районам собирания, в ней вести не следует. Коллекционная опись является полевым рабочим документом и используется для составления музейной описи, которая строится на иных принципах и учитывает способы систематизации материала в связи с традициями музея, его хранительскими возможностями и задачами музейной работы.

Работа с документальными источниками. Это направление сбора полевого материала определяется спецификой вида источника к которому обращается исследователь. По содержанию сведений документальные источники могут быть представлены в следующем виде: архивные материалы, материалы текущего делопроизводства и учета населения, прочие документальные источники.

Архивные материалы хранятся в государственных и специализированных архивах, принадлежащих к государственной архивной сети России. При планировании работы с архивными материалами следует исходить из вида архива, который имеемся в районе проведения полевых работ. Это позволяет предварительно оценить характер и состав документальных материалов хранящихся в данном архиве. Здесь, прежде всего, следует ориентироваться на признаки классификации документальных материалов, которая является основой для их распространения по сети государственных архивов. Из различных классификационных признаков, в планировании работы с документальными источниками, следует опираться, прежде всего, на признак принадлежности документальных материалов к учреждению общесоюзного (хранятся в центральных государственных архивах), республиканского (хранятся в республиканских архивах), и местного (хранятся в краевых, областных, окружных, межрайонных, районно-городских и районных архивах) значения. Следует учитывать и признак принадлежности к определенные административно-территориальные единицам, что соответствует современному административному делению. Важную роль играет принцип недробимости документов, архивов и их комплексов. Исходя из этих принципов, исследователь может планировать объем работы с документальными материалами, учитывая возможности архива и стоящие перед экспедицией задачи. Наряду с работой в специализированных архивных учреждениях, ведется сбор материалов в архивах местных краеведческих музеях.

Большой интерес для исследования этнографии современности, представляют материалы текущего делопроизводства и учета населения. К ним относится текущее планирование и отчетность хозяйственных органов в обследуемом поселении, материалы поступающие в городские и районные отделения статистики, материалы паспортных столов, отделов (бюро) ЗАГС, местная периодика, наглядная агитация и т.п. Обращение к конкретным видам источников связано с конкретной проблематикой исследования, но практически всегда существует необходимость изучения похозяйственного учета населения. Он ведется местными Советами в виде формы № 1 – похозяйственная книга, формы № 2 - список лиц временно проживающих на территории сельсовета и формы № 3 - алфавитная книга хозяйств.

В похозяйственной книге содержится разнообразный материал характеризующий состав семьи, отношения родства, антропонимию, половозрастную структуру, образовательный уровень, профессиональную принадлежность каждого члена семьи, социальную мобильность, собственность домохозяйства. В графе «Адрес домохозяйства» для кочевого населения иногда фиксируются традиционные места кочевания, в похозяйственной книге можно встретить даже родовые и семейные тамги, которые заменяют подпись.

Похозяйственные книги относятся к документам ограниченного срока ведения, они рассчитаны на пять лет, после чего последние данные переносятся в новую нехозяйственную книгу, а старые подложат архивному хранению. Основной сложностью извлечения сведений из похозяйственных книг является то, что описание каждого хозяйства содержит около ста пунктов, что делает эту работу весьма трудоемкой. Обычно сведения извлекаются выборочно, в соответствии с конкретной исследовательской проблематикой - антропонимия, структура и состав семьи и т.п. Необходимость анализа общей картины местной этнической среды, определения связей между различными признаками, характеризующими домохозяйство, требуют выборки из похозяйственных книг комплекса информации. Для этого можно использовать некоторые специальные приемы обработки похозяйственных книг. Рассмотрим два случая.

1). Раздел - народность по главе семьи, внутри раздела - фамилия (если брак межнациональный или имеется девичья фамилия, то в скобках это указывается, национальность детей при смешанном браке), количество членов семьи - цифрой (в скобках указывается профессиональная принадлежность членов семьи)[148]. В случае использования настоящей схемы тетрадь для работы с документальными источниками разбивается на несколько частей-разделов в зависимости от количества этнических групп данного населенного пункта.

2). Более удобным является табличный метод, которые находит применение в обработке данных похозяйственных книг в этносоциологическом исследовании[149]. Но в отличие от основной таблицы, которая строился на основе социально - профессиональное принадлежности, в этнографии рациональнее использовать признак этнической принадлежности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.