Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности стандартизации за рубежом




Систематизация и классификация

Использование стандартов на различных этапах жизненного цикла

Обозначение классов стандартов систем

Сегодня стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм. Россий­ские предприятия по мере возможности внедряют стандарты ИСО серии 9000. Но полному их использованию мешает ряд причин, среди которых — высокая стоимость сертификации системы качества.

Большое внимание при внедрении и использовании стандартов системы качества ИСО серии 9000 необхо­димо уделять периодическим проверкам. Проблему в производстве или брак продукции лучше выявить на стадии ее производства, чем после того, как, она будет выпущена. Решению этой проблемы отводится роль системы обеспечения каче­ства, тесно контактирующая с системой управления качеством.

В мировой практике стандартизация охватывает гостинич­ное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело.

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запроса потребителей, может быть изготовлен только с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте: «петля качества» начинается с маркетинга и заканчивается маркетингом.

«Петля качества» — схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции (услуги) на всех стадиях жизненного цикла — от определения потребности и проектирования до утилизации.

Модель «петли качества» включает следующие элементы:

1) маркетинг (поиск и изучение рынка)

2) проектирование и разработка технических требование к продукции;

3) материально-техническое снабжение;

4) подготовка и разработка производственных процессов*

5) производство продукции;

6) контроль и испытание;

7) упаковка и хранение;

8) реализация и распределение;

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническая помощь в обслуживании;

11) утилизация после использования.

Принципиально важная особенность системы, предлага­емой стандартами ИСО, заключается в обязательных опре­делениях и оценке расходов (затрат) на качество. В рамках систем управления качеством затраты на качество обычно классифицируют на затраты изготови­теля и другие расходы. Расходы изготовителя склады­ваются из предупредительных (планирование качества, подготовка специалистов и т.д.), оценочных (испытания и контроль), затрат из-за внутренних отказов, издержек от внешних отказов.

Классификация (от лат. classis разряд, класс и facio делаю, раскладываю) система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, часто представляемая в виде различных по форме схем (таблиц) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для точной ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. К. служит средством хранения и поиска информации, содержащейся в ней самой; например, биологические систематики, К. химических элементов, К. наук, К. металлургических процессов. Другая задача К. проведение эффективного поиска информации или каких-либо объектов, содержащихся в специальных хранилищах (информационные фонды, архивы, склады); таковы библиотечные К., информационно-поисковые языки, классификаторы изделий.

Когда К. представляет собой систему соподчинённых понятий, её структура иногда может быть изображена в виде перевёрнутого «дерева»; узлу, являющемуся «корнем», соответствует наиболее общее понятие, «листьям» ‒ самые частные, а узлам разветвлений ‒ остальные названия классов; отрезки, соединяющие все эти точки, выражают отношение подчинения, в котором находятся более общие и менее общие понятия. Маршруты, идущие от «корня» к «листьям», называются вертикальными рядами К., а узлы, одинаково отстоящие от общего подчиняющего понятия, образуют горизонтальный ряд. Так, в «Универсальной десятичной классификации» произведений печати «корню» соответствует понятие обо всей совокупности произведений печати, которое делится затем на 10 главных классов, и т.д.

Имеются два пути разработки таблиц К. дедуктивный и индуктивный. Первый подход состоит в задании исходных общих понятий и основании подразделения; выявление подчиненных понятий происходит в процессе подразделения подчиняющего; единство оснований подразделения и стабильность К. обеспечиваются самим способом ее построения. При втором подходе основываются на понятиях об отдельных предметах или их совокупностях, объединяя их в классы; обеспечение логического единства и устойчивости К. становится более трудным, чем при первом способе. Обычно К. строятся с применением обоих подходов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие ‒ индуктивно; дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции ‒ при обработке фактического материала и оформлении его в виде схем и таблиц.

По степени существенности оснований подразделения различаются естественные и искусственные К. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что К. может служить источником знания классифицируемых объектов, то такая К. называется естественной. Если же в К. используются несущественные признаки, то К. считается искусственной; к искусственным К. относятся так называемые вспомогательные К. (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). В зависимости от широты К. могут быть энциклопедическими (универсальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений.

Иногда термином «К.» обозначают процесс разнесения объектов по классам. Здесь правильнее употреблять слово «классифицирование». Основным принципом этого процесса является сравнение рассматриваемых объектов с заданными образцами, эталонными представителями классов.

Особенно остро проблема построения и использования К. встала в период современной научно-технической революции, приведшей к так называемому информационному взрыву. Обилие и плохая упорядоченность новых понятий и терминов, печатных и неопубликованных материалов затрудняют поиск и использование нужных данных, что вызывает информационный дефицит, тормозящий общественный прогресс.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «петля качества»

2. Требования к системе качества

3. Требования к нормативным документам

4. Задачи международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Голубенко, О. А. Стандартизация, метрология и сертификация / О. А. Голубенко, Н. В. Коник. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 144 с.

2. Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. ­-5-е изд. / И. М. Лифиц. – М: Юрайт-Издат, 2010. – 345 с.

 

Дополнительная

 

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 2003 г. № 154 – ФЗ.

2. Сергеев, А. Г. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд. Корпорация «Логос», 2009. – 248с.


Лекция 5

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.