Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы сертификации импортируемой продукции




СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Одним из условий повышения конкурентоспособности продукции и реализации товаров на мировом рынке является их соответствие требованиям международных норм, правил и законов, действующих в той или иной стране. Следовательно, содержанием сертификации является система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, рекомендаций и других документов, действующих на мировом рынке или в стране – импортере данной продукции

Таким образом, одним из важнейших путей повышения качества продукции на предприятиях является стандартизация и сертификация. Сертификация, в свою очередь, относится к числу наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Экономические преимущества сертифицированной продукции:

– если предприятие обладает сертификатом, свидетельствующим о безопасности своей продукции для окружающей среды, жизни и имущества, то это может рассматриваться потребителями как свидетельство высокого качества и конкурентоспособности данной продукции; в настоящее время наличие данного сертификата является нормативным условием обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;

– если предприятие имеет сертификат на продукцию и (или) систему качества, то это во многих случаях может рассматриваться как необходимое условие заключение сделки и подписания контракта с иностранными партнерами, для которых наличие такого сертификата у партнера является нормой;

– если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества, это может положительно отражаться на контрактной цене продукции или услуг (способствует обоснованности завышения уровня цены);

– если предприятие имеет сертификат качества на продукцию и (или) систему качества предприятия, то это создает относительно более благоприятные условия для страхования, получения различных кредитов и способствует обеспечению определенных гарантий страховым компаниям и банкам.

Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:

– обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;

– облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;

– обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;

– способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;

– уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

– предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;

– стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;

– способствует повышению организационно-технического уровня производства;

– стимулирует ускорение НТП.

Одной из наиболее обсуждаемых, а, следовательно, и актуальных тем на сегодняшний день является вхождение России во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что этот шаг позволит нашей стране достигнуть определенных целей, послужит новым витком развития экономики, направленным на цивилизованные отношения на рынке. Одновременно с этим, от России потребуется проведение существенных преобразований в уже существующей сфере экономики, так как необходимо будет работать по единым правилам, действующим в ВТО, в числе которых сертификация производимой продукции.

О практическом значении для национальной и мировой экономики эффективной системы государственных, международных стандартов, технических регламентов можно судить по уже существующему в этой области мировому опыту. Так, в Германии одна треть экономического роста в период с 1960 по 1990 гг. была обеспечена за счет применения эффективных стандартов. В рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) эффективное использование технического нетарифного регулирования отношений между ее членами позволяет, по оценкам АТЭС, увеличивать долю прибыли в их ВВП в среднем на 0,26%.

Национальная сертификация, в частности, в России, во многих случаях (по многим товарам) превратилась в серьезное препятствие для выхода этих товаров на мировые рынки.

Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за различий систем национальной сертификации, обусловили создание международных организаций по сертификации и международных систем сертификации отдельных видов продукции.

До 80% мировой торговли (на сумму около 4 трлн.долл.США в год) осуществляется на основе международных (и соответствующих им национальных) стандартов и технических регламентов1.

Анализ показывает, что одной из причин невысокой конкурентоспособности многих отраслей российской экономики является именно сохранение устаревших государственных стандартов (ГОСТов), уже не способствующих достижению современных требований к качеству товаров и услуг, технической и технологической модернизации производства. При существующей в РФ системе государственной стандартизации производитель (предприниматель) фактически исключен из процесса принятия решений об обновлении стандартов, определяющих качество, технический уровень и, в конечном счете, конкурентоспособность. При низком международном рейтинге конкурентоспособности российской экономики возникла настоятельная потребность в реформировании существующей у нас системы стандартизации и сертификации, основы которой сложились еще в советское время в условиях неразвитых рыночных отношений

Реформа системы стандартизации и сертификации в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность произведенного товара с государства, государственных ведомств на производителя и продавца.

С этой целью предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной ее форме, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом.

Соответственно вместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, при которой контроль за качеством и безопасностью становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров. Сертификатом производителя становится декларация. Декларирование - специальная форма подтверждения соответствия, при которой производитель подтверждает, что его продукция безопасна и качественна. Оно особенно активно используется при производстве товаров массового спроса в основном известных брендов.

В 2010 г. - в год завершения реформы планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% -по-прежнему сертифицироваться.

Система государственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально.

Вплоть до недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая «неофициальных», за получение сертификатов составляли около 1 млрд.долл. в год. Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано, несмотря на то, что более 90% ее имеет сертификат соответствия. К тому же приобрести сертификат неофициально будет менее затратным, чем при официальном его оформлении в органах сертификации.

Существующие меры государственного контроля за безопасностью продукции на российском рынке сводились лишь к контролю за наличием и содержанием копий разрешительных документов (сертификатов соответствия, гигиенических заключений, пожарных сертификатов, решений о ввозе продукции, содержащей озоноразрушающие вещества и т. д.). Подобный формальный подход наряду с высокозатратными процедурами получения разрешительной документации создавал предпосылки для возникновения коррупционных отношений между представителями торговых организаций и контролирующих органов. В случае выявления нарушений размер штрафных санкций был существенно ниже потенциального ущерба, который может причинить обществу опасная продукция. Штрафы налагались, как правило, на торгующую организацию, в то время как изготовитель или его официальный представитель не подвергались санкциям напрямую. Отсутствие точной процедуры обязательного отзыва изготовителем или уполномоченном им поставщиком опасной продукции в случае выявления в ней дефектов, создавало опасность для людей, окружающей среды или имущества.

Испытательные лаборатории, органы по сертификации не несли ответственности за ущерб, причиненный опасной продукцией, прошедшей сертификацию. Ответственность органов по сертификации и лабораторий находилась фактически лишь в пределах их государственной аккредитации. В настоящее время накоплена значительная судебная практика гражданских исков потребителей к изготовителям и продавцам, которая позволяет судить о работоспособности Закона о защите прав потребителей в рамках существующей судебной системы.

Теперь эту сложную, неэффективную и затратную систему поэтапно заменяет система технических регламентов, содержащая перечисленный в законе минимум обязательных требований к продукции (который не может быть произвольно увеличен — существует «закрытый список» требований) в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящих потребителей в заблуждение.

Планируется использовать, прежде всего, следующие межотраслевые технические регламенты: «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений», «О гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности», «Об экологической безопасности», «О безопасной эксплуатации машин и оборудования», «О пожарной безопасности» и 75 специальных регламентов для разных сфер деятельности и отраслей. Прежние законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи нормативов, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов. В законной силе останутся лишь некоторые ГОСТы, но в другой форме - национальных и корпоративных стандартов, к тому же применяемых на добровольной основе (за некоторыми исключениями: оборонно-промышленный комплекс, социальная сфера и т.п.)

Российская Федерация выполнила уже большинство требований ВТО, приведя многие свои правовые нормы в соответствие с ними. В 2000-2003 гг. правительством организовано свыше 500 встреч с представителями российского бизнеса - с объединениями производителей, экспортеров и импортеров для уточнения позиций на переговорах с ВТО. Проведено свыше 90 региональных конференций по теме «Россия, ВТО и интересы российского бизнеса». Подготовлено более 10 коллективных исследований с оценкой социально-экономических последствий присоединения к этой международной организации.

Госстандарт и Еврокомиссия договорились согласовать 7 проектов общих технических регламентов, совместимых с директивами ЕС. Эти регламенты касаются безопасности оборудования, промышленной безопасности, безопасности эксплуатации зданий и установок, противопожарной безопасности, безопасности окружающей среды, а также санитарно-эпидемиологической безопасности. Кроме того, планируется согласовать, проекты специальных технических регламентов, совместимых с директивами ЕС - по безопасности низковольтного оборудования, электробезопасности во взрывоопасных средах, тары и упаковки, а также игрушек.

Госстандарт и представители программы TACIS намерены разработать рекомендации по гармонизации законодательства по алкогольным напиткам с 10 директивами ЕС, а также по законопроектам в сфере безопасности продукции для потребителя.

Однако, дальнейшее движение в этом направлении может принести ожидаемые результаты только при условии достаточной эффективности предусматриваемых организационных и структурных изменений в экономике и экономических реформ, одной из которых и является реформа системы государственной стандартизации и сертификации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте основные цели сертификации

2. Что такое объект сертификации? Приведите примеры различных объектов сертификации.

3. Объясните причины разделения сертификации на обязательную и добровольную?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

 

1. Стандартизация, метрология и сертификация: методические указания к лабораторно-практическим занятиям и выполнению курсовой работы для студентов 2 курса очной и заочной форм обучения по специальности 351100 – ВПО «Саратовский ГАУ», 2010 – 24 с.

2. Голубенко, О. А. Стандартизация, метрология и сертификация / О. А. Голубенко, Н. В. Коник. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 144 с.

 

Дополнительная

 

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 2003 г. № 154 – ФЗ.

2. Сергеев, А. Г. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд. Корпорация «Логос», 2009. – 248с.


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Голубенко, О. А. Стандартизация, метрология и сертификация / О. А. Голубенко, Н. В. Коник. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 144 с.
  2. Государственные, европейские и международные стандарты.
  3. Дубовой, Н.Д. Основы метрологии, стандартизации, сертификации / Дубовой Н.Д., Портнов Е.М.: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2009. – 256 с.
  4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 2003 г. № 154 – ФЗ.
  5. Лифиц, И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. ­-5-е изд. / И. М. Лифиц. – М: Юрайт-Издат, 2010. – 345 с.
  6. Сергеев, А. Г. Сертификация: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: изд. Корпорация «Логос», 2009. – 248с.
  7. Стандартизация, метрология и сертификация: методические указания к лабораторно-практическим занятиям и выполнению курсовой работы для студентов 2 курса очной и заочной форм обучения по специальности 351100 – ВПО «Саратовский ГАУ», 2010 – 24 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………...…………………………………………………………..……………..3

Лекция 1. Теоретические и организационные основы стандартизации …….….…...4

1.1. Цель, задачи курса, основные понятия ……...………………………..…….………….4

1.2. Объекты стандартизации, их характеристика ………..……………..…...……..……...5

1.3. Система регулирования в области стандартизации ………………………….……..…7

1.4. Основные функции, методы стандартизации …………..……………….……………..9

1.5. Правовая и законодательная база технического регулирования …………..…….….11

1.6. Основные положения закона «О техническом регулировании» ……………………11

Вопросы для самоконтроля …………………………...………………………….………...12

Список литературы …………………………...…………………………………………….12

Лекция 2. Органы и службы стандартизации в России ……………………………...13

2.1. Порядок разработки и изменения государственных стандартов ……………....…...13

2.2. Информационное обеспечение стандартизации ……………………....………....…..13

2.3. Общие понятия и структура Государственной системы стандартизации РФ. Уровни фонда нормативной документации …….……………………………..………….……16

Вопросы для самоконтроля ……………………………………………………………...…17

Список литературы ………………………………………………………………………....18

Лекция 3. Категории и виды стандартов ……………..…………………...………...…19

3.1. Основные положения и условия разработки стандартов …………………….……...19

3.2. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов ……………………………………………………………………………….23

Вопросы для самоконтроля …………………………………………………...……………24

Список литературы ……………………………………………...……………………….…24

Лекция 4. История развития стандартизации в России …….………………...…...…25

4.1. Требования к нормативным документам …………………………………………..…25

4.2. Система стандартов QS-9000 …………………………………………...…………..…25

4.3. Обозначение классов стандартов систем ………………………….……...………..…26

4.4. Использование стандартов на различных этапах жизненного цикла ………...…….26

4.5. Систематизация и классификация …………………..…………………………...……27

Вопросы для самоконтроля ………………………………………………………………...28

Список литературы ………...……………………………………………………………….28

Лекция 5. Особенности стандартизации за рубежом …………..………………..…....29

5.1. Международное сотрудничество России в области стандартизации …….…..…….29

5.2. Применение международных и национальных стандартов на территории РФ ……30

Вопросы для самоконтроля ………...………………………………………………………32

Список литературы...……………………………………………………………………….32

Лекция 6. Основы сертификации ……………………………………………...………..33

6.1. Основные положения сертификации ….………………..…………………...…..……33

6.2. Цели и принципы, составные элементы сертификации ………….…….……….…...33

6.3. Нормативная и законодательная база ………………………………….……..…..…..34

6.4. Методы сертификации ……………………………………………………..…..………35

6.5. Формы сертификации ……………………………………………..………….…….….37

6.6. Роль сертификации в техническом регулировании …………………….…........……38

Подтверждение соответствия продовольственных товаров ……………...…………39

6.7. Общие положения ………………………........……………………………………...…39

6.8. Этапы подтверждения, формы и виды ……………………………..………........……39

Вопросы для самоконтроля ………………………………………………………………...44

Список литературы …………………………………………………………………………45

 

Лекция 7. Сертификация продукции, как условие повышения ее конкурентоспособности ……….…………………………………….……..................46

7.1. Правовые основы сертификации импортируемой продукции ……….....……..……46

Вопросы для самоконтроля ……...…………………………………………………………50

Список литературы …………………………………………………………………………50

Библиографический список …………………………...…..…………………………........69

Содержание ………………………………………………………………………................70




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.