Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При личном обыске и освидетельствовании подозрева­емого, осмотре его одежды и обыске по месту жительства 11 страница




В отдельных случаях оперативные работники должны выяснить (проверить) отдельные вопросы и материалы, произвести захват — задержание с поличным и другие мероприятия оперативного и иного характера. Здесь не­допустимо промедление, так как оно может привести к утечке информации, утрате материальных следов, унич­тожению документов, сокрытию вещей и ценностей, на­житых преступным путем, изменению и уничтожению идентификационных признаков.


Первоочередная задача расследования — установить, что виновник является должностным лицом. Расследова­ние начинается с выдвижения следственных версий от­носительно неясных и сомнительных обстоятельств, вы­яснение которых имеет значение для полного раскрытия должностного преступления и изобличения виновных.

Если данные о субъекте должностного преступления и совершенных им преступных действиях (бездействии) имеются, то выдвигаются версии о форме вины и мотиве преступления. Если известны лишь последствия преступ­ного деяния, например порча имущества, падеж скота, то строятся версии о причинах этих последствий, виновных лицах и характере их действий (бездействия), вызвавших наступление вредных последствий. Выдвигаются также версии о связи должностного преступления с другими преступлениями (например, хищением). При проверке ве­рсии выясняется причинная связь между действиями (без­действием) должностных лиц и наступившими вредными последствиями, устанавливается вина каждого из обвиня­емых, выясняются обстоятельства, способствовавшие со­вершению преступления.

Для проверки каждой из версий требуется детальный, всесторонне продуманный план расследования. Он дол­жен включать: организационно-подготовительные меро­приятия, обеспечивающие успешное проведение отдель­ных следственных действий, ревизий (подбор специали­стов), проверку личности заподозренных, ознакомление с производственной деятельностью и структурой пред­приятия, расположением цехов, производственных участ­ков, эффективное взаимодействие следователя с опера­тивными работниками органов внутренних дел, исполь­зование научно-технических средств, тактических приемов проведения сложных следственных действий.

Успех расследования должностных преступлений во многом зависит от четкого определения круга обстоя­тельств, подлежащих установлению. Эти обстоятельства вытекают из формулировок, которые даны каждому виду должностных преступлений в уголовном законе.

По делам о злоупотреблении властью или служебным положением надлежит устанавливать: кто совершил пре­ступление, в чем конкретно выразилось злоупотребление властью или служебным положением, каковы способы, мотивы его совершения и характер вреда, был ли умысел, не связано ли злоупотребление властью с другими пре­ступлениями (хищением, взяточничеством), на одном или


нескольких предприятиях (учреждениях, организациях) совершено злоупотребление, каков размер ущерба, есть ли причинная связь между действиями (бездействием) должностного лица и наступившими вредными последст­виями.

Примерно такой же круг обстоятельств устанавлива­ется по делам о превышении власти или служебных пол­номочий.

По делам о взяточничестве (получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве) устанавлива­ются: факт получения (дачи) взятки, характер служебных действий должностного лица, выполненных за взятку, характер взаимоотношений между соучастниками пре­ступления, кем, кому и через кого вручена взятка, предмет взятки, источник его получения, обстоятельства вручения, место и время совершения взятки, не было ли вымогатель­ства взятки, какая цель преследовалась при даче взятки, есть ли связь с другими преступлениями (должностным подлогом, хищением), характер и размер ущерба.

При должностном подлоге необходимо выяснить: вид подлога (интеллектуальный, материальный), в чем кон­кретно он выразился, каков способ совершения преступ­ления, относимость документа к официальным, установ­лен ли факт использования должностным лицом своего служебного положения для совершения подлога, каковы форма вины, мотивы преступления, нет ли связи с други­ми преступлениями.

Характер и последовательность планируемых перво­начальных следственных действий по рассматриваемой категории дел в определенной мере зависит от особеннос­тей следственной ситуации, сложившейся на первом этапе расследования, а также от криминалистических особен­ностей преступного деяния.

Наиболее характерные и общие для дел о должност­ных преступлениях первоначальные следственные дейст­вия: выемка и осмотр документов, допрос свидетелей, обыски и осмотр места происшествия. На начальном этапе могут проводиться также ревизии и назначаться судебно-бухгалтерская, товароведческая, экономическая, криминалистическая и другие экспертизы. По материа­лам оперативно-розыскных мероприятий в ряде случаев осуществляется задержание с поличным.

Документы, непосредственно связанные с совершени­ем должностных преступлений, нередко являются основ­ным источником доказательств. Их осмотр и использова-515


ние содержащейся в них информации помогают устано­вить и изобличить виновных должностных лиц, выявить наступившие вредные последствия. Чтобы исключить возможность фальсификации и уничтожения заинтересо­ванными лицами документов, тактически целесообразно производить их неотложный осмотр непосредственно в учреждении (организации), где работает подозревае­мый. К участию в осмотре рекомендуется привлекать специалистов (экономиста, товароведа, технолога). Нуж­ная документация, имеющая отношение к расследованию должностного преступления, сразу же изымается.

§ 3. Особенности расследования злоупотреблений властью или служебным положением

Злоупотребление властью или служебным положени­ем всегда связано с использованием виновным своего служебного положения вопреки интересам службы. При этом должностное лицо из корыстной или иной личной заинтересованности (протекционизм, приятельские побу­ждения, стремление скрыть недостатки в работе и т. д.) причиняет вред государственным или общественным ин­тересам либо охраняемым правам граждан.

Рассматриваемые преступления разнообразны по форме и содержанию. В практике чаще всего встречаются обман контролирующих органов, нарушение финансовой дисциплины, ненадлежащее обеспечение сохранности соб­ственности, нарушение правил торговли и т. д. Злоупот­ребления в большинстве случаев совершаются одним из следующих способов:

совершение действий должностным лицом в пределах своих служебных полномочий, но не вызванных служеб­ной необходимостью (например, перевод неугодного ра­ботника на нижеоплачиваемую работу, издание приказа о лишении премии);

совершение действий, явно превышающих права должностного лица;

бездействие.

При расследовании дел данной категории особое зна­чение приобретает установление размера причиненного ущерба, так как уголовная ответственность за преступле­ния, предусмотренные ст. ст. 170, 171 УК, наступает лишь в случае причинения существенного вреда государствен-516


ным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Большинство дел о злоупотреблениях властью или служебным положением возбуждается по материалам контрольно-ревизионных органов и ведомственных про­верок, статей, заметок, опубликованных в печати, заявле­ний отдельных граждан, прокурорских проверок. Если в материалах, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, четко обозначены признаки преступле­ния, которые нашли отражение в представленных до­кументах, расследование обычно начинается с допроса подозреваемого должностного лица. Однако в большин­стве случаев злоупотребление не находит прямого от­ражения в поступивших документах. Поэтому, прежде чем возбудить дело и приступить к расследованию, необ­ходимо проанализировать поступивший первичный мате­риал, ознакомиться с работой организации, где допущено злоупотребление, изучить инструкции, положения, регла­ментирующие ее деятельность, права и обязанности должностного лица, его полномочия в тех пределах, о на­рушении которых говорится в поступившем сообщении. Это поможет следователю, в частности, очертить круг должностных лиц, которые могут быть причастны к зло­употреблению, выявить документы, подлежащие осмотру и изъятию, сформулировать вопросы ревизорам и экспер­там.

Нередко злоупотребление властью или служебным положением совершается в ряде организаций-смежников в течение значительного периода времени. В таких случа­ях необходимо точно установить время и место соверше­ния преступления. Если в ходе расследования становятся известны случаи неоднократного совершения злоупотреб­лений тем или иным должностным лицом, то в первую очередь следует выяснить время совершения каждого факта злоупотребления, что позволит наметить конкрет­ные пути поиска доказательств и определить круг воз­можных виновников. В установлении времени соверше­ния злоупотреблений важная роль принадлежит осмотру места происшествия и документов, допросу сотрудников производственных подразделений, специалистов, а также экспертным исследованиям (судебно-строительная, пла­ново-экономическая и иные, в зависимости от характера причиненного ущерба, экспертизы).

Применительно к данным преступлениям местом про­исшествия обычно является место, где наступили вредные 517


                                   
       
                 
 


последствия злоупотреблений. При этом, если ущерб свя­зан, например, с обвалом дома, стены, порчей сельскохо­зяйственной продукции, ненадлежащим (бесхозным) хра­нением материалов, оборудования, техники и т. д., важно не только тщательно осмотреть и правильно описать в протоколе осматриваемый объект, но и сфотографиро­вать его (по возможности в цвете), чтобы наглядно пока­зать последствия преступных действий (бездействия) должностного лица. Особенно большое значение имеет киносъемка. Она отражает динамику движения и сам процесс изучения следователем места преступления. В хо­де расследования демонстрация отснятого материала оказывает существенную помощь при проведении таких следственных действий, как допрос должностного лица, экспертиза, следственный эксперимент. Обязательно сос­тавление схем, чертежей, планов.

Из первоначальных следственных действий проводят­ся: выемка и осмотр документов, осмотр места проис­шествия, допрос свидетелей и подозреваемых, а иногда и обыск у должностного лица по месту его жительства или работы. Следственный осмотр документов помогает выявить материальные следы преступления (дописки цифр и слов, подчистки и др.), а также интеллектуальный подлог, когда в правильно оформленный документ вно­сятся заведомо ложные сведения. Порой по документам устанавливается материальный ущерб от злоупотребле­ний и иные вредные последствия. Документы важны и для экспертизы. Поэтому во избежание умышленного уничтожения или видоизменения документов их сразу же следует изъять либо создать такие условия хранения, при которых без ведома следователя к ним никто не имел бы доступа. Если документ вызывает сомнение, он изымает­ся и направляется на технико-криминалистическую экс­пертизу.

В случаях когда для выяснения обстоятельств злоупо­треблений требуются специальные познания, назначают­ся экспертизы: техническая — в целях определения причи­ны аварии, пригодности оборудования для эксплуатации и др.; товароведческая — для определения качества, со­ртности, правильности хранения и транспортировки про­мышленных и продовольственных товаров; судебно-бух­галтерская — для исследования вопросов финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия и отдельных должностных лиц по соответствующим документам, если установить эти вопросы другими путями, например с по-


мощью ревизии, оказалось невозможным; судебно-эконо-мическая — для определения размеров убытков и упу­щенной выгоды от простоев производства и т. д.

Эффективным средством разоблачения злоупотребле­ний властью или служебным положением являются пока­зания свидетелей. В зависимости от содержания инфор­мации, которую они дают при допросе, их можно раз­бить на несколько групп.

К первой группе относятся лица, сообщившие о про­тивоправных действиях должностного лица и причинен­ных последствиях (главные или старшие бухгалтеры, чле­ны инвентаризационных комиссий, ревизоры, представи­тели администрации, контрольно-ревизионных органов и др.). Обычно они допрашиваются в первую очередь, если дело возбуждается по представленным ими матери­алам, поскольку они могут охарактеризовать поведение должностного лица во время проверки (инвентаризации), особенности работы предприятия, указать на конкретные факты злоупотреблений, обратить внимание на недостат­ки, способствовавшие им. Такие лица могут объяснить выводы комиссии (ревизии), помочь разобраться в до­кументах, определить размеры причиненного ущерба.

Во вторую группу входят свидетели, хорошо осведом­ленные о работе обвиняемого. Это прежде всего работ­ники бухгалтерии, экономисты, которые могут пояснить, какие нарушения финансовой дисциплины, штатно-смет-ного расписания допускались, обосновать размер причи­ненного материального ущерба, рассказать о преступных действиях должностного лица.

Третья группа свидетелей — лица, знающие об обсто­ятельствах допущенных злоупотреблений должностным лицом (работники, исполнявшие его незаконные распоря­жения, пострадавшие от его неправомерных действий). При их допросе следует детально выяснить все обсто­ятельства преступных злоупотреблений, мотивы и цели преступления. Конкретизация последних позволяет от­граничить злоупотребление властью или служебным по­ложением от других, нередко более опасных преступле­ний, например хищений.

Четвертая группа — должностные лица вышестоящих организаций, руководители предприятий, где работал об­виняемый. Эти свидетели могут пояснить, когда им стало известно о злоупотреблениях и какие с их стороны прини­мались меры к предотвращению вредных последствий, охарактеризовать поведение должностного лица на службе.


Допрашиваются также свидетели из числа знакомых должностного лица, привлеченного к ответственности за злоупотребление по службе (родственники, соседи по квартире, сослуживцы). Они могут дать показания об образе его жизни, о фактах приобретения им дорогосто­ящих вещей не по своему законному доходу, неправомер­ного обогащения за счет государства и т. д.

Известны случаи оговора свидетелями подозревае­мых, продиктованного личными корыстными интереса­ми. Поэтому в каждом конкретном случае нужно стре­миться выяснить, чем могут быть подтверждены показа­ния свидетелей о действиях должностного лица, противоречащих интересам службы, ущемляющих права граждан, из какого конкретного источника им стало из­вестно о сообщаемых фактах злоупотреблений, допущен­ных должностным лицом, где отражены те или иные факты.

§ 4. Особенности расследования взяточничества

Взяточничество всегда связано с корыстным исполь­зованием должностным лицом своего служебного поло­жения и в подавляющем большинстве случаев совершает­ся тайно, без свидетелей. Наиболее характерна следую­щая схема связи субъектов преступления при взяточничестве: взяткодатель — взяткополучатель, реже взяткодатель — посредник — взяткополучатель. Напри­мер, для взяточничества в торговой сети характерны контакты взяткополучателя с несколькими посредника­ми. Последние обычно действуют самостоятельно, а ино­гда связаны между собой. Посредник, получая свою до­лю, заинтересован в сохранении тайны преступления и, как правило, является доверенным лицом инициатора взяточничества. Эта связь и момент передачи ценностей обычно тщательно маскируются. Взяточники заранее го­товят объяснение на случай задержания взяткополуча­теля с поличным. Формы маскировки различные: «даре­ние», «дача взаймы», зачисление в штат предприятия под видом рабочего, служащего и выплата заработной пла­ты, выдача премий и т. д. Способствует маскировке преступной деятельности и принадлежность взяткодате­ля, взяткополучателя, а нередко и посредника к людям одного круга, работающим в одной системе, учреждении,


когда между ними складываются постоянные отношения служебной зависимости.

Результаты действия взяточников не всегда проявля­ются в материально-фиксированном виде. Однако в ряде случаев на предметах взятки, поверхности упаковки оста­ются следы пальцев рук лиц, причастных к совершению преступления, иногда сохраняются и другие следы взято­чничества (товарные чеки, этикетки, ярлыки, деньги, цен­ности, личные записи преступников и др.).

Нередко взяточничество связано с хищением имущес­тва и другими преступлениями.

Криминалистическая характеристика взяточничества содержит указание на следующие типичные ситуации со­вершения преступления: а) взяточничество, связанное с совершением незаконных действий (бездействием) в ин­тересах взяткодателя; б) взяточничество, связанное с со­вершением законных действий (бездействием) в тех же интересах, например, в целях получения жилой площади, автомашины; в) дача и получение взятки без посред­ников; г) с посредниками; д) получение взятки с вымога­тельством; е) без вымогательства.

Рассматриваемые преступления динамичны во време­ни и пространстве, разнообразны в способах совершения. Учитывая повышенную социальную опасность получения взяток в крупных и особо крупных размерах, а также по сговору группой лиц, Указом от 28 мая 1986 г. установ­лено более строгое наказание за указанные преступле­ния1.

В последнее время выявляются факты взяточничества среди работников различных коммерческих структур, банков, налоговых инспекций, органов Госкомимущества. Получение и дача взяток имеет место при выдаче различ­ных коммерческих лицензий, предоставления банковских ссуд и кредитов, оформлении других финансовых опера­ций, а также при проведении приватизации жилья. В каче­стве предмета взятки в условиях существующей инфля­ции стали чаще использоваться дефицитные дорогосто­ящие вещи (автомобили, мебельные гарнитуры, сервизы, драгоценности и др.).

Планирование расследования. Дела о взяточничестве возбуждаются на основании сообщений представителей общественности, должностных лиц, данных ревизионных инспекций, заявлений граждан, публикаций в печати, све-

1 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1986. № 23. Ст. 638. 521


дений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Следователь, принимая решение о возбуж­дении уголовного дела, оценивает исходную информа­цию и сложившуюся следственную ситуацию, с учетом которой разрабатывает версии и намечает план расследо­вания.

Типичны следующие следственные ситуации при рас­следовании взяточничества.

Имеются конкретные факты о том, что определенным должностным лицом получена взятка. В таких случаях, как правило, возбуждается уголовное дело и составляется план расследования. В числе первоначальных следствен­ных действий предусматриваются: допрос свидетеля; вы­емка и осмотр документов, свидетельствующих о выпол­нении должностным лицом определенных действий в ин­тересах взяткодателя; задержание и допрос взяткодателя; обыск у соучастников, осмотр предметов взятки; прове­дение очных ставок, назначение криминалистической экс­пертизы — при необходимости проведения судебно-по­черковедческого или технического исследования докумен­тов, товароведческой — в целях установления сорта и качества вещей, изъятых при обыске у подозреваемого, судебно-бухгалтерской экспертизы — для решения воп­росов, относящихся к учету, отчетности и правильности выплаты денежных сумм. Параллельно со следственны­ми действиями проводятся оперативно-розыскные меро­приятия по выявлению соучастников взяточничества и роли каждого в совершении преступления.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что оп­ределенному должностному лицу обещана и будет дана взятка. В данной ситуации следует провести предвари­тельную проверку оснований к возбуждению уголовного дела, установить связи должностного лица, выявить его служебные возможности и действия в интересах взятко­дателя, истребовать необходимые документы, провести соответствующие оперативно-розыскные мероприятия по поимке взяточников с поличным. Первоначальными следственными действиями здесь будут: допрос заяви­теля, задержание с поличным, обыски по месту жительст­ва взяткополучателя и в его рабочем кабинете, осмотр предметов взятки и служебных документов, допрос сви­детелей и подозреваемых, назначение экспертиз, напри­мер криминалистической, для решения вопроса о груп­повой принадлежности предметов, переданных взяткопо­лучателю, и предметов, оставшихся у заявителя.


Имеются факты о вымогательстве взятки. В этой ситуации в соответствии со ст. 109 УПК необходимо провести предварительную проверку поступившего сооб­щения. Установить, действительно ли взяткополучатель создал такую обстановку, при которой зависимое от него лицо поставлено в положение, при котором оно вынуж­дено удовлетворить незаконные требования. Уточнив, нет ли провокации в отношении должностного лица, надлежит принять решение о возбуждении уголовного дела и провести расследование. В ходе предварительной проверки используются данные криминалистических уче­тов, архивные материалы, проводятся оперативно-ро­зыскные мероприятия с участием работников аппарата УВД. Следователь знакомится с компетенцией должност­ного лица, получает объяснения от заявителей и других граждан, в необходимых случаях организует проведение ревизий либо инвентаризаций для проверки деятельности должностного лица за определенный период времени. В описанной ситуации осуществляются следующие пер­воначальные следственные действия: допрос заявителя и других свидетелей, задержание взяточника с поличным, его обыск и допрос, осмотр предметов взятки, выемка и осмотр документов, допрос подозреваемого, проведе­ние очных ставок, назначение экспертиз, например судеб­но-бухгалтерской, для решения вопроса о правильном и надлежащем оформлении бухгалтерских документов.

В процессе расследования выдвигаются и проверяют­ся следующие версии:

взятка действительно имела место при обстоятельст­вах, изложенных в материалах, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела;

взятка имела место, но передана мнимому должност­ному лицу;

денежные средства вручены должностному лицу пра­вомерно (возврат долга), заявление о взятке — добросо­вестное заблуждение;

должностному лицу взятка не давалась, имеет место оговор, например, при отказе выполнить незаконное тре­бование;

должностное лицо правомерно выполнило в интере­сах другого лица определенные служебные действия и не получило взятки.

Нередко взяточничество связано с должностным под­логом. Поэтому в процессе расследования следует прове­рять также версии о связи взяточничества с другими


преступлениями. Исходя из версий, планируют последо­вательность проведения следственных действий, сроки их проведения, исполнителей. При планировании расследо­вания надлежит учитывать оперативно-розыскные воз­можности аппаратов УВД. Дела о взяточничестве, как правило, многоэпизодные. В плане надо предусмотреть организационные и подготовительные мероприятия, при­менение технико-криминалистических средств, участие специалистов в проведении отдельных следственных дей­ствий. Предусматриваются также проверочные меропри­ятия с целью выявления причин и условий, способство­вавших совершению взяточничества. По сложному, мно-гоэпизодному делу расследование поручается группе следователей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.