Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий курс лекций по дисциплине 1 страница




2.

1.

3.

2.

В основе династийных циклов лежали процессы, связанные с эволюцией китайской системы землевладения. Эта система именуется надельной, ее утверждение началось в эпоху Цзинь. Государство, верховный собственник земли в Китае поделило основной земельный массив на наделы. Каждый мужчина получил 100 му (6 га) и выполнял за это зерновую повинность, т.е. отдавал в казну двацатую, а иногда большую часть урожая, уплачивал налог на продукты домашней промышленности, в основном пряжей, несколько дней в году работал на общественных работах. Женщины, старики и дети также получили наделы, но меньшие, чем мужчины. В эпоху Тан эта система окончательно вытеснила индивидуальное землевладение. Чиновники и старосты вели учет и переделы земли. В 70-летнем возрасте крестьянин отдавал надел в общину, оставляя за собой усадебный участок, сад и огород, а также освоенную им сверх надела целину. Эти участки можно было продавать. Чиновники, как и титулованная знать, тоже получили наделы. Налоги с крестьян они не передавали государству, но оставляли себе. С течением времени практика наследования и отчуждения земли возобновлялась, сильные захватывали наделы и вычеркивали крестьян из податных списков. Начиналась приватизация, казна скудела. Государство не могло справиться с крестьянскими волнениями. Порядок в стране наводили сами крестьяне и столичная бюрократия. Новая династия проводила новый раздел, начинался новый династийный цикл. Интенсивное сельское хозяйство Китая велось на основе искусственного орошения. Городское ремесло ориентировалось на экспорт и потребности элиты (бумага,шелковые ткани, тонкая вышивка, фарфор, порох). Китайцы вели активную торговлю как внутри страны, так и с соседями. Наряду с Великим шелковым путем функционировали торговых путей и в Корею, Японию, Вьетнам, Бирму, Сибирь. Оживление внутренней торговли начинается с IX в. Ежегодные ярмарки дополняются цепочками местных рынков. 2-3 раза в неделю в местечках собирались не только торговцы и ростовщики, но наемные писцы, акробаты, фокусники и сказители. Пятидворка посылала на рынок, обычно, по одному человеку. Раннее и активное развитие товарно-денежных отношений, тем не менее, не привело к становлению капитализма. Для этого был необходим целый комплекс условий. Тормозили капиталистическую эволюцию огромные и слабо заселенные внутренние территории, где интенсивность обмена снижалась, снижалась и прибыль торговцев. Политическим препятствием на пути капитализма стало китайское государство. Оно контролировало все виды хозяйственной деятельности, цены и прибыль торговцев, ссудный процент. Не благоприятствовала капитализму и социальная структура средневекового общества.

Средневековое китайское крестьянство (лянминь) не знало крепостного права в форме личной зависимости, оно было надельным, т.е. государственным. К земле государство его не прикрепляло, круговая порука в рамках общины-пятидворки была тем контролером, который препятствовал уходу крестьянина. Однако, если желающему уйти находилась замена, препятствий община не чинила. Крестьянские войны, проходившие под девизом «обновление имен», истребляли чиновников и знать, потерявших меру в деле наживы. Тем самым они выполняли функцию социального регулирования и стабилизации общественной системы.

Проблема особенностей развития китайских городов и горожан изучена недостаточно. Известно, что в них проживали около 10% населения, но в отличие от европейских городов они не пытались утвердить себя как самостоятельная политическая сила. В них проживали чиновники, воины, учащиеся конфуцианских школ, купцы и ремесленники. Наиболее бесправными были купцы, поскольку торговля и накопление денег считались в традиционном Китае недостойными занятиями. На деле с помощью денег они устанавливали негласные союзы с бюрократией, добивались назначений и смещений в правительствах разных уровней. Положение ремесленников также не было высоким. Их объединения – ханы были не цеховыми организациями, а специализированными торговыми рядами. Ремесло и мелкая торговля не были разделены. Старшина хана следил за настроениями людей, собирал налоги, подавлял недовольство, словомбыл включен в систему централизованной государственности.

Специфика правящего класса средневекового Китая состояла в том, что здесь не было аристократии. Титулованная знать это члены императорской семьи и его фавориты. Состав этой группы менялся вместе со сменой династии. Дети не наследовали титула своих родителей, степень их знатности понижалась на ступень. Подлинная китайская элита это шэньши или мандарины (советники). Их высокое положение в обществе было связано не с силой или богатством, а с обладанием знаниями. В Китае практиковалась экзаменационная система замещения должностей. Первый экзамен давал степень сюцая – учителя; второй – цзюйжэня, чиновника в органах власти окружного и провинциального уровня. Самые высокие государственные посты занимали цзинши, сдавшие третий экзамен. К экзаменам мог быть допущен любой человек, окончивший конфуцианскую школу и имевший справку о том, что в его семье не было людей позорных профессий. Подобный метод формирования элиты общества называют меритократией. Его следует признать демократичным. В средневековом Китае не было жестких социальных барьеров, а социальная мобильность была достаточно высока. Правящий класс Китая не мог накапливать и передавать из поколения в поколение накопленное, что осложняло судьбу капитализма в стране. Не было у него и идеологических предпосылок, которые в Европе создала Реформация. Конфуцианская идеология не почитает богатство и не санкционирует наживу. В системе ценностей более значимы образование и знания.


Тема 35. Средневековая Япония (2 часа).

1. Реформы Тайка. Становление феодальных отношений в Японии в VII - IX в.

2. Установление сёгуната. Феодализм периода Муромати.

3. Борьба за объединение страны: Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

Литература:

1.Васильев Л. В. История Востока. В 2-х т. М., 1994. Т. 1.

2.Воробьев М.В. Япония в III - VII вв. М., 1980.

4. Искандеров

3. История Востока: Т. II. Восток в средние века. М., 2000.

4. История Японии. М., 1988.

5. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

6. Радуль-Затулевский А. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., Л., 1977.

7. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: Мифы и история. М., 1990.

8. Япония: экономика, политика, история. М., 1989.

Японская государственность возникла в провинции Ямато во второй половине IV в. Группа кланов добилась превосходства над соседями и поставила под свой контроль часть острова Хонсю. Прочие территории Японии контролировали племенные союзы – удзи. В рамках государства местные вожди рассматривались как представители центральной власти. Верховный правитель тэнно имел право на власть в силу своего происхождения от богини Аматэрасу, что не мешало клану Сога свергать и убивать тэнно и возводить на трон своих ставленников. В 572 г. это была императрица Суйко, регентом при которой стал принц Сётоку-тайси. С его именем связано появление в Японии буддизма и «Табели о 12 рангах», который установил иерархию знати. В 645 г. очередной переворот отстраняет от власти Сога. Победители - клан Фудзивара и принц Кару начали реформы «Тайка» («Великие перемены»). Целью реформ стало создание государства по китайскому образцу. Вводится надельная система землевладения. Крестьянство облагается зерновым налогом, налогом изделиями ремесла, около 100 дней в году оно несет барщину в пользу государства. Размер наделов знати значительно превосходил крестьянские. Наряду с надельным землевладением существовала и частная вотчина - сёэн. Первоначально это была новь или лесные угодья, пожалованные церкви, затем пожалованные знати наделы. Однако на ранних этапах преобладала государственная эксплуатация крестьянства. Попытка построить государственный аппарат по китайскому образцу столкнулась с отсутствием в Японии чиновников конфуцианской выучки. Не удалось внедрить систему экзаменов и конкурсов. Государственные функции выполняли влиятельные кланы. Клан Фудзивара обязал императоров брать жен и наложниц из этого клана. В 888 г. устанавливается правление регентов-канцлеров (888-1068) – сэккан при малолетних императорах. В определенном возрасте императоры отрекались от власти в пользу своих малолетних сыновей и уходили в монастыри. Могущество Фудзивара оприралось на сёэн коммендационного типа (местные землевладельцы коммендировались губернаторам из этого семейства, оставаясь на своих землях управляющими). Социальной опорой Фудзивара стало самурайство («тот кто служит»). Изоляция страны от внешнего мира способствовала синтезу местной и элементов китайской культуры. Культура эпохи Хэйян (столица государства) считается высшим достижением средневековой Японии.

Распад первобытности и переход к сословно-государственным структурам на Японских островах происходил в III-VII вв. н.э.

Современные японцы (ямато) относятся к народам индонезийской группы, которые на рубеже новой эры частично ассимилировали, а отчасти вытеснили коренное (с неолита) население архипелага - айнов (эбису)[98]. На японский этнос оказали влияние и корейцы, проникавшие в последние столетия до н.э.

В III-IV вв. на основе прогресса в земледелии начинается разложение родового строя: развивается социальная и имущественная дифференциация. Одновременно разворачивается борьба между отдельными кланами (родами), что приводит к частичному истреблению и покорению отдельных родов, становившихся данниками победителей. В роды включаются полусвободные (бэ) и рабы (яцуко).

В IV-V вв. образуются союзы племен. Во главе оказывается род Ямато. В японских текстах появляется "император", который до середины VII в. был главой самого сильного рода, а затем - вождем ведущего племенного союза, жрецом и судьей.

В VI-VII вв. кровнородственные общины превращаются в соседские. Возникает понятие ”мое” и “чужое” поле. Появляются и “царские поля” - собственные земли глав племенных союзов и их семей, которые обрабатывали обедневшие общинники. Но угодья еще оставались в коллективном пользовании общин.

При поливном земледелии, которое применялось в Японии, требовалось большое количество рабочих рук. Это цементировало общины и удерживало их от полного распада (по типу германской марки). Но уже с VIII в., со складыванием государства, перестают собираться общинные собрания, должности наследственно занимает местная знать. Сходит на нет и военная роль общин: общинникам запрещается иметь оружие, ополчение преобразуется в набор рекрутов. Наконец, и верховная собственность на землю переходит от общин к сформировавшейся государственной власти.

В VII-VIII вв. происходит обособление малых семей. Каждая живет в отдельном жилище, но в общем дворе с родителями и другими родственными семьями. Единой хозяйственной и социальной ячейкой остается большая семья с общим двором (патронимия).

Указанные процессы происходили на фоне упорной борьбы родов за главенство в племенных союзах. В этой борьбе, обострившейся в VII в., и оформилось государство. На заключительном этапе этой борьбы между родами Сога и Сумэраги, в начале VII в. была предпринята попытка реорганизовать племенное управление и создать сильную централизованную государственную организацию во главе с "сыном неба" - монархом. Принц из рода Сога - Сётоку-Тайси (572-621), принявший буддизм, установил по примеру китайского "Табель 12 рангов", а в 604 г. издал "Закон из 17 статей", пронизанный идеями буддизма и конфуцианства о централизованном государстве и неограниченном суверенитете монарха, о необходимости подчинения низших высшим[99].

Но сформировалось японское государство при другой династии, в ходе так называемого “ переворота Тайка ” (буквально: великие перемены):

- Были ликвидированы прежние наследственные звания родо-племенной знати,

- Вся земля объявлялась государственной собственностью в лице императора.

- Предусматривалось распределение земельных участков между отдельными семьями каждые 6 лет по системе, заимствованной у танского Китая[100]. Население страны превращалось в держателей государственных наделов.

- Все прежние налоги заменялись единым поземельным обложением, вносимым в зависимости от плодородия почвы.

- Периодически производились переписи населения и земельного фонда. Сохранялась также подать изделиями домашнего ремесла (лненой одеждой и шелковой материей).

- Вводилась отработочная повинность (барщина), обязательная для всех трудоспособных мужчин; ее, однако, можно было заменить каким-либо продуктом ремесла.

Оставались императорские и храмовые земли. Но прежняя родо-племенная знать преобразовывалась в феодалов, владельцев бенефициев. Крестьяне не имели права покидать наделы, данные им в держание.

Рабовладение в складывавшейся системе не получило развития. Возможно, сказалась изолированность страны, что не способствовало притоку рабов из вне. А основа земледелия - выращивание риса - требовала тщательного индивидуального ухода за землей и посевами, на что рабы были неспособны. Хотя отдельные элементы рабства, как и везде на Востоке, сохранялись долго.

Была изменена административная система:

- создавались провинции и уделы, во главе которых находились назначаемые центральным правительством губернаторы и уездные начальники из числа прежней родоплеменной знати, бывших старейшин и военачальников. Главной их функцией был контроль за проведением переделов полей, исполнением барщины, переписью населения и сбором налогов.

- Вместо родовых дружин вводилась обязательная воинская повинность: каждые 50 дворов поставляли и содержали по одному рекруту.

Во второй половине VII-начале VIII в. функции центрального правительства стал выполнять государственный совет во главе с первым министром. Ему подчинялись 8 исполнительных департаментов. Главными из них были военный, юстиции и финансов (ведомство сокровищ). Обычно все ведущие должности прибирал к рукам какой-либо род (дом). Наибольшим влиянием длительное время обладал дом Фудзивара, постепенно оттеснивший императора и с середины ХI в. фактически управлял страной.

Первой столицей тогдашней Японии стала Ясука, с 710 г. - Хэйдзё ("Столичный град мира"), паозднее известный как Нара (равнина). В начале VIII в. в нем проживало до 200 тысяч жителей[101]. В конце VIII в. столица переместилась в Нагаока, затем - Хэйан ("Столица мира и покоя", совр. Киото), где двор и правительство находились до 1192 г. Такие перемещения были связаны с традицией, по которой каждый новый государь должен был основывать свой двор на новом месте, ибо прежнее после смерти старого монарха становилось нечистым.

Таким образом. Переворот и реформы Тайка оформили первое в истории Японии централизованное бюрократическое государство - сословную монархию с наследственной властью императора и влиянием знати.

Но заимствованная из Китая надельная система и государственная собственность на землю не привились. В первой половине Х в. переделы полей прекращаются, ибо были невыгодны при рисоводстве. Сказалось и наличие практики купли-продажи земли. Знать так же не была заинтересована в государственном контроле за своими землями. Да и сами власти периодически жаловали земли своим служилым людям в подобие бенефициев. В таких условиях слабел основной гарант надельной системы - центральная власть и к концу I тыс. н.э. нарастала раздробленность.

Все это происходило на фоне интенсивного роста населения, численность которого в Х в. достигала уже 10 млн. человек.

К середине Х в. преобладающей формой землевладения становятся средние по размерам частновладельческие поместья (сёэн), впервые отмеченные уже с VIII в. Они представляли собой замкнутые, практически натуральные хозяйства. Со второй половины Х в. на такие поместья распространяются иммунитеты. Основой поместий были " именные поля " - наследственные владения, носившие имя хозяина.

Хотя в принципе частное землевладение еще запрещалось, но с 902 г. разрешалось признавать в качестве сёэн наследственные частные владения, если они не мешали административному управлению. А, по сути, государственная власть не могла вмешиваться во все земельные дела. Крестьяне, обслуживавшие поместья, освобождались от государственных повинностей. С ХI в. владельцы сёэн стали занимать места уездных и деревенских администраторов (старост, других начальников). Они осваивали целину, втягивали в свое влияние крестьянские земли. Но в ХI в. сёэн охватывали лишь 20% всех земель, остальные оставались государственными.

Развитие поместной системы, которое вело к превращению крестьян - держателей наделов в поземельно-зависимых людей (с последующим закрепощением) вызывало, естественно, сопротивление:

- Широко распространялись уходы, побеги. Этому способствовала политическая разобщенность Японии, наличие еще свободных, невозделанных земель, различия уровня и форм эксплуатации в разных районах страны.

- Другой формой протеста были крестьянские жалобы на чиновников из-за жестокого обращения, злоупотреблений, обычно подаваемые местным (уездным) властям, реже - центральному правительству.

- Нередки были и вооруженные выступления, нападения на чиновников. Особенно усилилось крестьянское сопротивление в IХ-ХI вв., когда крестьянские отряды нападали даже на столицу. Эти выступления вызывали тревогу у правительства, не располагавшего серьезным военным потенциалом и оно время от времени шло на уступки: снижение ссудного процента, а иногда и полная ликвидация задолженности.

Х-ХII вв. стали временем усиления сепаратистских тенденций, раздробленности, вызывавшихся ростом самостоятельности крупных поместий, основанных на натуральном хозяйстве. К концу ХII в. они уже занимали до 90 % всего земельного фонда страны. Важно значение имела и концентрация в руках крупных землевладельцев военных дружин. В этих условиях феодалы уже не нуждались в центральной власти. Крах надельной системы тоже способствовал усилению сепаратизма.

С середины ХII в. развернулась острая борьба между самыми могущественными в то время домами - Тайра и Минамото, в которой верх одержали последние, опиравшиеся на большее число вассалов, проживавших компактнее, чем разбросанные по разным территориям ленники Тайра. Во время этой борьбы завершился процесс отделения военного дела от земледельческого труда, начавшийся с образования сёэн, в которых создавались дружины для борьбы с подвластными крестьянами и, при необходимости, против других феодалов. Постепенно развился своеобразный культ меча и формировалось особое военно-феодальное сословие самураев [102]. В Х-ХI вв. они становятся профессиональными воинами, вассалами крупных землевладельцев. В их среде складывается и их специфический кодекс поведения - бусидо [103], включавший каноны буддизма и конфуцианства, от которого, в частности был заимствован догмат верности и беспрекословного подчинения старшему: отцу, господину, государю, от которых самурай получал лен или рисовый паек. Любое нарушение бусидо и бесчестное поведение влекло за собой самоубийство самурая, совершаемое по определенному ритуалу путем харакири (вспарывание живота). К числу основных принципов самурайского кодекса относится признание военного дела единственно почетным занятием самурая, презрение к производительному труду, деньгам и торговцам[104].

Таким образом, становление японского средневекового общества напоминало бессинтезные регионы Европы. Отсюда - медленность, размытость процессов. Сложность в подборе аналогов из иных регионов вызвала разные подходы к периодизации японского феодализма. Ибо в названных условиях традиционное для феодализма служилое сословие формировалось здесь очень медленно.

Первые поместья - сёэн - были отмечены, как указывалось, в VIII в. Тогда же появились и первые самураи[105]. Но массовыми и сёэн, и самураи становятся лишь после падения надельной системы - в течение Х-ХII вв. При этом, в условиях царившей с Х-ХI вв. раздробленности самураи не были служилым слоем в государстве, а обслуживали интересы представителей аристократических кланов или вообще никому не служили и жили сами по себе на небольших наделах. И в общественном сознании они до ХV в. также не рассматривались как ветвь господствующего сословия. Лишь тогда произошла консолидация разных групп землевладельцев.

Также специфичными были и поместья - сёэн, которые не являлись феодальными в европейском понимании. За них не надо было нести службу. Земля была в наследственном владении, а должность давалась как признание заслуг хранителя порядка в данной местности. То есть иммунитет - не право на выполнение функций государственной власти, а наоборот - констатация того, что эти функции уже успешно выполняются.

Но и западноевропейский, и японский путь в феодализм - от слабости общин, от раннего их распада на мелкие хозяйства. В Западной Европе это - аллоды, в Японии - ранние, с VIII в., сёэн. Отличие японского общества от других цивилизаций Востока - ранняя тенденция родоплеменной знати приватизировать свои земельные владения при слабости центральной власти. Особенно это заметно с IХ в. Поэтому с укреплением поместной системы власть имущие опирались не на чиновников, а на лично им преданных, зависимых от них военных слуг - самураев. А это еще более укрепляло феодалов.

В 1192 семейство Минамото Ёритомо одержало победй в борьбе сначала с Фудзивара, а затем и с Тайра. Император пожаловал ему наследственный титул «Сай и тай сёгун» - «Великий полководец – победитель варваров» и всю полноту государственной власти. Сёгуны – военные правители Японии, бакуфу – ставка сёгуна, стала наименованием его правительства. Новой столицей Японии стала Камакура. Камакурский сёгунат (1192-1333 г.) в культурном отношении уступал предшествующему периоду, но отмечен ростом производства в сельском хозяйстве и ремесле. Складываются ремесленные цехи (дза) и купеческие гильдии (кабу), начинается процесс коммутации ренты. Угроза монгольского вторжения дала юго-западным даймё («великие имена») материальные средства и военные силы для обороны. Когда угроза миновала, они начинают борьбу с восточными даймё. Даймё появляются еще при Фудзивара. Первоначально это самураи, которым поручали сбор правительственных налогов. Постепенно даймё становятся крупными землевладельцами, владетельными князьями. В 1333 г. Камакурский сёгунат был низложен. На короткое время император вернул себе власть. Но уже в 1336 г. один из победителей Асикага Такаудзи объявил себя сёгуном. Правление этого клана продолжалось до 1573 г. и вошло в историю Японии как эпоха сёгуната Муромати. Стабилизировать ситуацию в масштабах всей страны сёгунам не удалось. Эпоха отмечена укреплением княжеств, которые становились новыми центрами власти и вели войны друг с другом. В обстановке политической нестабильности появляются вольные японские города, мануфактуры, свободные рынки, Дза становятся независимыми от оптовых торговцев. Прогрессивные изменения коснулись и сельского хозяйства, где на орошаемых землях стали собирать три урожая в год, внедрялись новые культуры. Крестянство активно борется за свои жизненные интересы. В провинции Ямасиро в 1485 г. восставшим удалось почти на десятилетие установить свою власть. В 40-х г. XVI в. в Японию проникают португальцы и испанцы. Они ввозят в страну огнестрельное оружие, часы, табак, стулья, очки и т. п. Появляются и миссионеры, которые не без успеха обращают в христианство японцев. Все это порождает в среде самурайства тенденции к централизации страны, которая и будет реализована в XVI- XVII в.

В отечественной исторической литературе существуют две точки зрения по вопросу о характере развития Японии в период Муромати. Ряд исследователей доказывает, что феодализм в этот период достиг наивысшего расцвета, другие, в частности А.Искандеров, считают, что речь должна идти о кризисе феодализма. Однако никто не ставит под сомнение факт существования в Японии характерных его черт, все отмечают сходство средневековых институтов в Японии и Европе. Японские историки, с которыми соглашается Бродель, утверждают даже, что в этот период закладывались основы капиталистического будущего Японии.

Согласно распространенной точке зрения, переход к развитому феодализму в Японии осуществлялся в Х-ХII вв. К этому времени получила, как отмечалось, широкое распространение система поместий - сёэн, то есть основой хозяйства и социальных структур стало крупное и среднее землевладение. По мнению А.А.Толстогузова, в течение Х-ХII вв. в Японии происходила смена азиатской модели генезиса феодализма, а с ХIII в. развивалась модель, близкая западноевропейским порядкам[106].

В рассматриваемую эпоху в Японии преобладало крупное феодальное землевладение. Для мелких землевладельцев - самураев единственным почетным делом и основой материального обеспечения являлась военная служба в войсках императора, сёгуна или в дружинах крупных феодалов. Изменялась и форма эксплуатации крестьян: наряду с отработочной рентой (барщиной) усиливалась роль ренты продуктами (натурального оброка), взимавшейся, главным образом, рисом[107]. Взимались и разные налоги. Кроме того, крестьян заставляли нести военную службу во время усобиц, что, однако, позволяло им иметь оружие, в отличие от крестьян в других странах. Деревни для уплаты ренты и несения повинностей разбивались на пятидворки с круговой порукой.

Спецификой японской деревни было то, что в ХII-ХIII вв., в период завершения формирования самурайства, зажиточные крестьяне, имевшие возможности поднимать целину, становились наследственными собственниками таких целинных участков и превращались в дружинников феодала. Это открывало им путь превращения в самураи.

В течение ХIII-ХIV вв. сёэн превратились в прочные частные землевладения, внутри которых существовали мелкие крестьянские хозяйства. Вотчинники, а тем более центральная власть в хозяйственную деятельность крестьян не вмешивались и только получали подати. Система сёэн укрепилась и тем, что их имели воины, в отличие от Китая, где землевладение не было связано с военной службой. Поэтому японские землевладельцы имели больше сил для отстаивания своих прав и могли активно противостоять императорам, что и вызывало децентрализацию страны с победой поместной системы.

Но крестьянские права, с европейской точки зрения, гарантировались своеобразно. Правовые гарантии касались только земельных наделов. Но личность и имущество проживавших на территории поместий крестьян не передавались под контроль владельцев сёэн. Поэтому крестьяне могли подвергаться произволу столичных чиновников и местные феодалы не имели прав их защищать.К концу ХVI в. наблюдался повсеместный переход к оброчной форме эксплуатации крестьян, что было обусловлено тем, что феодалы, даже мелкие, почти не вели своего хозяйства. Крестьяне в своих наделах были довольно самостоятельными, снимали по 2 урожая в год, выращивали до 100 сортов риса, 12 - пшеницы.

Города начали появляться с ХI-ХII вв. До того городами считались лишь императорские резиденции - столицы. Но фактически городами они не были, ибо среди их постоянного населения не было ремесленников и торговцев. Рост неаграрной экономики особенно заметен с ХIII в. и города с этого времени начинают играть все более существенную роль в жизни страны. В ряде городов развивалось производство хлопчатобумажных и шелковых тканей[108]. Получило развитие фарфоровое и керамическое производство, а также горнорудное дело в связи с широким изготовлением самурайских мечей. Они были не хуже дамасских, состояли из многих слоев стали разных марок и изготавливались до 10 лет.

Отмечается появление ремесленных и купеческих организаций. Развитие ремесла, внутренней и внешней торговли охватило, главным образом, районы Южной и Юго-Западной Японию, ставшие экономически ведущими в стране. Происходит рост роли денег. С начала ХV в. в обращении находились, главным образом, китайские медные монеты. С увеличением денежного обращения развилось ростовщичество, от которого страдали крестьяне, вынужденные залезать в долги вследствии перевода их феодалами на денежный оброк. Страдали от ростовщиков, естественно, и самураи, которым из-за нужды в деньгах приходилось закладывать свои земли.

Социальные движения. Естественно, развитие товарно-денежных отношений, сопровождавшееся увеличением нормы эксплуатации крестьян вызывали рост антифеодального движения. Восстания также часто были направлены против ростовщиков. В условиях раздробленности крестьянам иногда удавалось добиваться успеха и тогда они брали в свои руки местное управление, как случилось, например, в конце ХV в. в южной провинции Ямасиро. В течение 1485-1493 гг. крестьяне установили свои провинциальные органы власти, снизили продуктовую ренту в 2 раза, доведя ее до 40% урожая, заботились о недопущении произвола чиновников, о системе орошения, благоустройстве дорог, о расширении торговли.

Экономическое развитие и прежде всего расширение торговли требовало ликвидации существовавшей политической раздробленности, которая в Японии консервировалась спецификой сложившегося государственного устройства - двойственностью управления. С одной стороны существовал авторитет божественного императора (микадо), с другой - правительство, возглавляемое Великим полководцем (своего рода первым министром) - сёгуном из наиболее знатного феодального рода. Такой порядок был оформлен с 1192 г. - с захвата власти домом Минамото.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.