Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная политика занятости 2 страница




Такую концептуальную направленность политики в развитых странах, на наш взгляд, можно взять на вооружение во время разработки стратегии занятости в Украине. Казалось бы, экономический спад, угроза резкого роста безработицы, обнищание и социальное расслоение населения выдвигают на первый план менее амбициозная задача: как можно быстрее разработка системы социальных амортизаторов, отдаляя проблемы обогащения работы и развития работника к лучшим временам. Тем не менее, по нашему мнению, ситуация в этом плане далеко не такая однозначная.

Преимуществом Украины сравнительно, например, со странами третьего мира, к которым она близка по ряду социально-экономических, экологических и других параметров, есть высокий уровень образовательного и профессионально-квалификационного потенциала населения, которое отвечает мировым стандартам. За качеством подготовки кадров с многих профессий (теоретическая физика, математика и т.п.) Украина до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Тем не менее быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий, которые нуждаются в высококвалифицированной работе, ныне приводит к тому, что страна теряет десятилетиями приобретенный человеческий (социальный) капитал.

Если сравнить структуру рынка труда - объекта политики занятости в развитых странах - со структурой рынка труда, которая формируется в Украине, нетрудно заметить, что за исключением двух крайних сегментов украинская ситуация представляет собой зеркальное отражение ситуации в государствах с рыночной экономикой. В Украине, в отличие от стран Запада, работники с высшим образованием составляют одну из наименее социально защищенных групп (об этом можно судить как за уровнем оплаты их работы, так и за имеющимися в них гарантиями занятости).

Сравнительно высокодоходной категорией рабочей силы, которая быстро приобретает престиж, есть занятые в сфере торговли и услуг на роботах, которые не нуждаются в или почти не нуждаются в образовании и профессиональной подготовке. В развитых странах эта категория занятых представляет наименее благополучный сегмент (если не учитывать лиц, которые теряют связь с рынком),

Сегодня политика занятости в Украине направленная на помощь традиционным группам риска и лицам, которым угрожает освобождение из промышленных предприятий. Вместе с тем проблемы наиболее ценной, учитывая долгодействующую экономическую отдачу, части трудового потенциала остаются нерешенными. Тем временем обесценение и расточение человеческого капитала вступают в силу вследствие перехода квалифицированных работников на лучше оплачиваемую, но такую, что не нуждается в привычках и знаниях, работу, и «интеллектуального отлива». Этот процесс усиливается тем, что молодежь все более чаще отдает предпочтение не получению образования и квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, которые быстро приносят значительные прибыли.

Много выпускников высших учебных заведений продолжительное время лишенные возможности трудоустройства по специальности, немало из них своими силами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс большой мерой является отражением социально-экономической дестабилизации в стране.. В здоровом обществе, где с высокой вероятностью можно на несколько десятилетий вперед рассчитать ожидаемые результаты того или того выбора, значительная часть молодых людей отдает предпочтение карьере, которая поначалу приносит скромные доходы, но гарантирует постоянный рост благосостояния как результата накопления знаний и опыта и соответствующего профессионального продвижения. В Украине же при условиях нестабильности преобладает ориентация на получение максимально возможных благ уже сегодня.

Деградация структуры занятости и обедненность человеческого капитала есть, на наш взгляд, не менее важной проблемой, чем угроза массового всплеска открытой безработицы.

Формирование в Украине рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, которая будет учитывать специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использования некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, которое, однако, возможное лишь при условии адаптации их к украинским реалиям.

Принципиальным аспектом политики занятости на перспективу должны стать решающая роль государства в содействии и регулировании ее осуществления. Это целенаправленное влияние государства на цену труда, которая составляется на рынке труда (уровень, дифференциацию заработной платы, ее динамику), путем повышения минимального размера заработной платы, по крайней мере к величине прожиточного минимума, и значительное повышение на этой основе цены работы, которая будет стимулировать конечный спрос, активизировав развитие розничного товарооборота и производства товаров для населения, будет повышать восприимчивость экономики к научно-техническому прогрессу, будет оказывать содействие восстановлению стимулов к высокопроизводительной и эффективной работе, будет создавать необходимые экономические предпосылки для формирования так называемого опорного, среднего класса наций. Государство и его органы должны обеспечить объективность, оперативность, доступность и понятность информации относительно ситуации на рынке труда (создание республиканского и регионального банков данных относительно потребностей предприятий, учреждений и организаций в кадрах, информированию относительно движения рабочей силы и наличия рабочих мест).

Это возможно при условии учета характера функционирования социально-экономических реалий на территориях нашего государства.

В Украине трудовые отношения как контекст политики занятости имеют определенную специфику, обусловленную рядом факторов. Рыночные отношения в сфере труда находятся в процессе становления.

Непосредственным следствием падения производства становится не рост безработицы, как это происходит по условий развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости. Анализ работы предприятий вдоль последних лет удостоверяет, что скрытую безработицу увеличивается куда более скорыми темпами, чем открытое. Резкое сокращение производства не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы.

Распространенность незарегистрированной и скрытой безработицы выдвигает на первый план проблему определения его уровня и структуры. Осуществлять политику занятости, основываясь на официальных данных, что отбивают лишь верхушку айсберга, нецелесообразно. Для определения фактического уровня безработицы можно, на наш взгляд, использовать сложный индекс, предложенный известным деятелем МОТ Г.Стендингом.

Этот индекс, кроме официально зарегистрированных безработных, охватывает также фактически безработных, которые по определенным причинам не подлежат регистрации, лиц, которые работают на началах сокращенного рабочего дня (недели) или имеют рабочее место, но из-за отсутствия работы не работают, а также пассивно безработных. Уровень безработицы, вычисленный по такой методике, в Великобритании, например, превышает официальный на 25%. В Украине расхождение из официальными данными, на наш взгляд, будет существенной.

Инфляция и экономический хаос влияют на заработную плату: происходит дальнейшее снижение и без того низкой реальной заработной платы, особенно в государственном секторе, увеличивается диспропорция между величиной вознаграждения за работу и ее результатами, качеством и сложностью. В конце концов заработная плата теряет присущий ей в рыночной экономике функцию разделения труда между разными секторами экономики согласно спросу. Это приводит к дальнейшим диспропорциям между структурами спроса на труд и ее предложениями в профессионально-квалификационному, отраслевому, территориальному аспектах. Консервацию структурных диспропорций усиливает искусственная поддержка завышенного спроса на рабочую силу.

Сравнительно со средствами, имеющимися у центральной и местной власти в развитых странах, финансовые, материальные и кадровые ресурсы, которые имеют соответствующие государственные органы в Украине для разработки и проводку политики занятости, крайне ограниченные. Поэтому позарез важным есть правильный выбор приоритетов.

Учитывая изложенное рассмотрим некоторые стратегические принципы, конкретные подходы и программы в сфере политики занятости в развитых странах в плане полезности использования их в украинских условиях.

Украина, подобно к другим государств СНГ, явилась перед необходимостью коренного изменения доктрины полной занятости. Достигнутый в нашем государстве уровень занятости не отвечает требованиям эффективности общественного производства. Наличие экономически необоснованных рабочих мест или рабочих мест, которые не обеспечивают работнику достойного существования, несоответствие их структуры профессионально-квалификационному и образовательному уровню работников, кадровый голод с одного стороны и дефицит рабочих мест - из другого, нерешенные проблемы воспроизведения квалификационных кадров - все эти спутники нашей экстенсивной экономики удостоверяют неэффективный характер занятости в Украине.

Переход к полной продуктивной и свободно избранной занятости с учетом исходного состояния использования трудовых ресурсов на отдельных этапах реформирования экономики будет неоднозначным. Однако все дальнейшие перестройки и изменения в сфере занятости, даже на время выхода из кризиса и стабилизации экономики, нужно оценивать из позиций расширения возможностей для обеспечения полной продуктивной и свободно избранной занятости как подпочва реализации права на работу при условиях перехода к рынку. В этом направлении должны действовать и мероприятия государственного регулирования на рынке труда, поскольку желательный характер занятости сам по себе не сформируется.

Исходным пунктом и теоретико-методологических, и прикладных разработок, направленных на формирование организационных и экономических предпосылок перехода к качественно новому состоянию занятости, которая будет отвечать социально сориентированной экономике интенсивного типа, есть признания социального характера занятости, которая очень важно для определения целей и принципов ее регулирования.

На современном этапе в политике занятости на первое место выдвигается удовлетворение и развитие нужд трудоспособных членов общества в разных видах общественно полезной работы. Это - ее главная цель, которая вытекает из реализации прав граждан на работу. Мировой опыт свидетельствует, что эффективная занятость достигается не общим привлечениям людей к «общественно полезной деятельности», согласованной с «общественными нуждами», а путем свободного выбора рода занятий, места работы и проживание (проживание), равноправие всех форм собственности, законодательного обеспечения предпринимательства и отмену ограничений на прибыль.

Приватизация и становления многоукладной экономики увеличивают свободу и разнообразят выбор сферы применения рынка "работы и режима занятости. Высокие требования, которые их рынок труда выдвигает к качеству рабочей силы, нуждаются в создании совершенной системы профессиональной (согласно нуждам производства) образования и переквалификации кадров, организации учета рабочих мест, юридической защиты тех, кто потерял работу, создание страховых фондов.

Все это делает позарез важным активный поиск и создание новой модели политики занятости на началах мотивационных механизмов высокоэффективной работы и обеспечение социальной защиты людей в сфере занятости в случае потери рабочих мест.

Мировой опыт условно разделяет организацию эффективной занятости на два типа - американский и шведский. Система занятости в США направляет человека на активный поиск работы. При этом можно рассчитывать на получение необходимой информации (на местному, региональному, национальному уровнях страны существуют электронные банки рабочих мест), консультационной помощи, гарантированной выплаты помощи за счет средств предпринимателей. Как следствие, во всех профессиональных группах 4% безработных находят работу в течение месяца. Эта система ограничивает монополию государственной службы занятости, предоставляет широкие возможности для выбора разновидности занятий.

Система занятости в Швеции опирается на активную государственную политику на рынке труда и имеет за цель полную ликвидацию безработицы. Она предусматривает общенациональную систему мероприятий с создание новых рабочих мест, учет всех вакансий, профессиональную подготовку и переквалификацию высвобожденных работников. Из общей суммы расходов на поддержку занятости около 75% тратят на реализацию государственных программ, остальную - на материальную помощь безработным. Высокий уровень занятости в Швеции является результатом удачного объединения эффективного взаимодействия конкурентного механизма рыночной экономики и активного регулирования государства в сфере занятости. Согласно шведскому варианту, государство не вмешивается в механизм конкурентной деятельности фирмы любой области производства, не старается спасти от банкротства несостоятельные к успешному рыночному развитию предприятия. Впрочем, опекунские функции в полной мере оказываются в случае предотвращения профессионального банкротства рабочей силы, своевременному переобучению, трудоустройству, материальной поддержке безработных, что осуществляется совместно с предприятиями. Вместе с тем шведское государство, как, кстати, и другие западные страны, проводит политику косвенного регулирования экономики, направленную на ускорение структурных изменений и технического прогресса путем предоставления налоговых льгот и кредитов на инвестиции (особенно в околице передовых технологий), а также для создания новых предприятий в регионах, где существует излишек рабочей силы. Эта политика оказывает содействие повышению «класса» национального рынка труда и трудовых ресурсов. Современной политике рынка труда в западных странах не присущее однодневное потребительское отношение к человеку и его возможностей, так как это совсем не оправдывает себя на практике. В масштабе экономики властвует принцип: прежде чем с человека спросить - ему нужно много дать. Поэтому современный рынок труда имеет хорошо разветвленную систему. Он опирается на огромные организационные структуры, которые охватывают не только экономику, а и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включительно с национальной системой образования, учреждениями культуры, здравоохранения, некоммерческими социальными институтами, институтом семьи и т.п.. Все материальные и духовные активы стран служат развитию высококачественных трудовых ресурсов.

Поступление в государственный бюджет со стороны фирм, корпораций и отдельных предпринимателей, предназначенные на развитие трудовых ресурсов, не облагаются налогами. Вместе из тем работники не находятся ни в юридической, ни в фактической зависимости от государства или предпринимателей. От них не требуют компенсаций за средства, которые были вложены в трудовые ресурсы. Таким образом, осуществляются бесплатные субсидии и, что очень важно, фактическое развитие и подготовка к использованию рабочей силы как элемента национальных производственных сил, будущими покупателями ее рабочего времени. При этом такие трудовые ресурсы не являются собственностью ни государства, ни частного капитала.

Уже готовой рабочей силе не выдвигают никаких политических условий, которые бы закрепляли ее за национальной экономикой. Работники имеют неограниченные возможности трудоустройства за пределами страны с целью оптимальной реализации профессиональных знаний, поскольку национальный рынок труда есть неотъемлемой составной мирового и подчиняется общим законам разделения труда. Активная социальная защита населения на рынке труда, в отличие от пассивного (выплата дотаций), предусматривает расходы на переподготовку безработных иммигрантов, молодые, женщин-хозяек, миграционную политику, оплату рабочих мест инвалидов и т.п..

Как свидетельствует опыт Швеции и многих других стран Запада, активные мероприятия по борьбе с безработицей касаются таких направлений:

· поощрение малого и родственного предпринимательства путем предоставления льготных государственных субсидий и кредитов;

· обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с излишком рабочей силы к районам, где ее бракует, с гарантией улучшения жилых и, как правило, материальных условий жизни;

· предоставление каждому, кто желает работать, полной информации' относительно вакантных мест за профессиями, областями и регионами страны; создание с этой целью общедоступных банков данных, оплата всех видов услуг за связь с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;

· оборудование за счет государства на предприятиях рабочих мест для инвалидов, предоставление субсидий владельцам предприятий для приема на работу инвалидов и, частично, в уплату им заработного жалованья;

· стимулирование развития малого предпринимательства и вне- урочных работ (а итак, и более полной занятости) путем снижения налогов на прибыль и личные доходы.

Чем большими есть расходы на активные мероприятия по поддержке занятости, тем более объемы финансирования рынка труда, тем, как правило, ниже уровень безработицы в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Невозможно автоматически позаимствовать опыт Швеции, США или другой развитой страны Запада в Украине. Нашему государству с ее кризисной экономикой, ограниченными бюджетными возможностями это будет не по силам. Необходимо расстраивать эффективную экономику, способную создавать новые рабочие места, осуществлять накопление, используя их с целью профессионального усовершенствования рабочей силы.

Ситуация на рынке труда в Украине нуждается в отказе от применения пассивного варианта политики занятости (уплата денежной помощи за безработицей продолжительное время) и переориентации ее на активные мероприятия, которые будут стимулировать ускоренный поиск работы или обретение новой профессии. С целью смягчения отрицательных социальных следствий перехода к рыночной экономике необходимо основываться на такие модели управления занятостью, которая бы охватывала элементы эффективного использования трудового потенциала и механизмы социальной защиты населения. Главная задача состоит в том, чтобы повышение эффективности работы занятых в народном хозяйстве не влияло на формирование огромного резерва незанятого населения в сфере обращения рабочей силы, т.е. массовой безработицы, так как при условиях нашей страны, где низким есть жизненный уровень значительной части населения, это может стать настоящим социальным бедствием.

Итак, чертами и особенностями развития занятости и формирование рынка труда в Украине на современном этапе являются:

· абсолютное сокращение численности занятых в стране, которое изменило постоянную тенденцию советского периода на опережающий рост ее;

· активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего;

· процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращения численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании; увеличение удельного веса занятых в таких областях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовка, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и т.п.;

· глубокое изменение структуры занятости в промышленности: ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей областях и сокращение занятости в обрабатывающих областях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении;

· возникновение рынков детской работы, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня;

· расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и перевозки, обслуживание дома и т.п.);

· - легализация безработицы и быстрое распространение его на территории Украины через сокращение спроса на рабочую силу с одновременным постепенным снижением уровня безработицы и ростом его продолжительности;

· повышение мобильности рабочей силы, ускорение процессов текучести и высвобождение рабочей силы, трудовой миграции, изменения ее направлений и форм;

· активное развитие неформального сектору и рост уровня занятости в теневой экономике. От начала 1990-х лет в украинской экономике сформировался неформальный сектор, который влияет на социально-экономическую ситуацию в общем, на уровень жизни населения и состояние рынка труда;

· снижение имеющейся избыточной рабочей силы на предприятиях и областях, которую можно было бы освободить без сокращения объемов производства;

· отход квалифицированной рабочей силы на низшие профессиональные позиции, неквалифицированные работы, выезд за границу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.