Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кругооборот товаров, доходов и расходов




Инфраструктура рынка

 

Под рыночной инфраструктурой понимается система учреждений, служб и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Ее характеризует комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические и правовые условия для нормального функционирования рынка. Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические и коммерческие организации крупных промышленных предприятий. Материальная база инфраструктуры состоит из транспортных систем, складского хозяйства, информационной системы и средств связи. Важной частью инфраструктуры рынка является система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая «правила рыночной игры».

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые и инвестиционные компании, фонды организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в инвестиции. Ядро кредитной системы – банковская система, включающая в себя центральный, коммерческие, ипотечные и инвестиционные банки. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы и биржи:

- ярмарка представляет собой регулярный рынок, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов;

- аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа товара. Продаваемые товары достаются тому покупателю, который назвал самую высокую цену;

- биржа – это место встречи покупателей и продавцов, где заключаются сделки. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.

 

Экономика – это совокупность предприятий, учреждений, различных организаций и домашних хозяйств. Между ними существует сложная система связей. При анализе простейшей системы экономических связей – укрупненной схемы движения товаров, доходов и расходов, в которой представлены только две основные хозяйственные единицы: домашние хозяйства и предприятия движения разнообразных товаров, доходов и расходов изображены в виде потоков, протекающих между предприятиями и домашними хозяйствами, объединяющих их в хозяйственную систему. В схеме кругооборота (рис. 3.1) все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

 

Рис. 3.1. Круговорот ресурсов домашних хозяйств

 

Домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют товары. Они оплачивают их за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал и землю. Предприятия включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые товары домашним хозяйствам, где они и потребляются, заканчивая свое движение, и процесс кругооборота начинается снова. Масса денег или товаров, циркулирующая в течение определенного периода времени называется потоком. Движение потоков товаров и денежных средств осуществляется постоянно. Потоки товаров и денег исчисляются за определенный отрезок времени. Объем продукции, произведенной в течение года, – это годовой поток, в то время как такой же объем продукции, имеющейся в наличии на определенную дату – это запас. К запасам относятся материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, хранимые на складе и предназначенные для последующего использования. Запасы представляют собой метод резервирования ресурсов для обеспечения бесперебойности производства и обращения, уменьшения опасности возникновения простоев. Существуют расчетные нормы запасов. Запасы, превышающие эти нормы, называются сверхнормативными.

Рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: спросе; предложении; цене; конкуренции. «Спрос» (платежеспособный) – это представленная на рынке потребность в определенном количестве тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. «Предложение» – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменения соотношений между спросом и предложением порождают колебания «рыночных цен». Через эти колебания устанавливается «равновесная цена», при которой обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления. «Цена» – это денежное выражение стоимости. Однако обычно цену трактуют как количество денег, которое уплачивает покупатель продавцу за определенный товар. «Конкуренция» – это экономическая борьба, соперничество между товаропроизводителями за получение максимальной прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства и сбыта продукции.

Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условия производства и сбыта товаров, к росту объемов производства. Предприниматели выступают по отношению друг другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то увеличивается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, вынужден снижать цену, что ведет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то продавцы повышают цену, что стимулирует увеличение предложения данного товара. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет предприятия внедрять достижения научно-технического прогресса, совершенствовать технологию производства, снижать затраты на производство продукции и оказание услуг.

Конкуренция может быть ценовой и неценовой, внутриотраслевой и межотраслевой. Ценовая конкуренция основана на привлечении покупателей за счет продажи товаров по более низкой цене, чем аналогичных по качеству товаров конкурентов. Неценовая конкуренция есть соперничество вне маневрирования ценами (повышение качества продукции, овладение передовой технологией). Внутриотраслевая конкуренция представляет собой состязание между товаропроизводителями одной отрасли общественного производства, т.е. производящими однородную продукцию, за получение максимальной прибыли. Межотраслевая конкуренция есть один из видов конкурентной борьбы между товаропроизводителями различных отраслей народного хозяйства, т.е. производящими разнородную продукцию, за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал. Посредством межотраслевой конкуренции осуществляется стихийный перелив капиталов из одной отрасли в другую и устанавливаются пропорции воспроизводства общественного капитала.

Нечестность, обман, сокрытие информации означают оппортунистическое поведение, т.е. методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. Поэтому не допускается: неправомерное получение, самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации; распространение ложных сведений в рекламной информации; распространение ложных сведений в рекламной информации относительно способа, места изготовления или качества товаров, использование которых может ввести общественность в заблуждение относительно свойств товара; утверждения, способные дискредитировать предприятие, его промышленную или торговую деятельность и т.д. Другими словами, оппортунистическое поведение – это просчитанные усилия по сбиванию конкурента с правильного пути.

Все четыре основных элемента рынка – спрос, предложение, цена и конкуренция – находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, а в совокупности образуют механизм рынка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.