Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Додекада




5 4

6 3

7 2

8 1

Структура, Вселенной такова, что ни один процесс, будь он причинный или целевой, (или тот и другой), не может достичь, завершения, исключая процессы в искусственно созданных условиях.

5 4

6 3

7 2

8 1

 

 

 

 

 

Рис.37.26. Эннеаграмма.

 

В такой форме символ используется в предсказаниях и толкованиях снов во многих регионах Азии. Возможно, он халдейского происхождения и связан с особым положением, которое занимает числа 7 и 10, пропорция которых, в десятичной системе, дает постоянное число 0.142857, соответствующее фигуре Гексады.

Системный атрибут девятичленной системы - ГАРМОНИЗАЦИЯ; два вида членов: существует три ИСТОЧНИКА и шесть СТУПЕНЕЙ.

В диаграмме 37.26. Источники имеют номера 3, 6 и 9, а ступени: 1, 4, 2, 8, 5 и 7. Заметна прогрессия двух движений: по окружности от 1 до 9 и вокруг гексады в порядке 1-4-2-8-5-7.

Приведенная интерпретация принадлежит Гурджиеву Г. И., он заявлял, что обнаружил ее в Суфийской школе Центральной Азии.[27] Нет необходимости слишком интересоваться источниками, поскольку система может быть опробована опытным путем, и уже признано что она дает замечательное действенное объяснение способа, которым может быть достигнута и сохранена гармония структур.[28]

Эннеаграмма лучше всего может быть постигнута через рассмотрение широко известного дефекта в принципе причинности. Чтобы быть эффективно значимыми, действие должно быть уникально соотнесено со своей причиной, так, чтобы было возможно провести линию от причины A к ее эффекту B, представляющую P - путь, или последовательность событий:

 

P

A B

 

Рис.37.27. Идеальная причинность.

 

Процесс P, начавшийся в A, может встретиться с окружающими условиями, которые нарушат простое, один к одному, соответствие AB. Теперь невозможно, зная A, с полной уверенностью предсказать B.

Процесс Р отклонится от ожидаемого пути и приведет к измененному эффекту действия в В1:

 

 

A B

 

 

E B1

 

Рис.37.28. Отклонение причинной последовательности.

Причинная линия АВ разрывается и заменяется свободной связью AEB1, где Е олицетворяет окружающие условия.

Так, некий человек отправляется из А, чтобы достичь В, и, встретив друга в Е, изменил свои планы и направился в B1. Отклонения такого типа встречаются практически во всех процессах, подчиненных законам Существования, - отсюда, следовательно, и проистекает неуверенность и рискованный характер как человеческой жизни, так и окружающего его мира, понимаемые в самом широком смысле. Есть возможность так организовать события, что линия Р, отклонившаяся из-за Е, вернется к своему первоначальному положению посредством вторичного причинного импульса, что позволит ей в конце концов достичь В. Человек встретивший друга, может вспомнить, что ему надо в B, и, таким образом, вернуться к своему первоначальному пути. Это очень большое упрощение, поскольку тенденции к отклонению слишком разнообразны, чтобы быть предсказуемыми, исключая искусственно созданные эксперименты, где это становится возможным. Это происходит в научном исследовании, которое стремится компенсировать непредсказуемые импульсы Е старательно отрегулированными экспериментальными условиями.

 

S

 

A B

 

E

 

Рис.37.29. Коррекция отклонения.

 

Когда лабораторный эксперимент должен быть изменен в масштабах и перенесен в условия практической жизни, возникают новые проблемы компенсации и урегулирования. Работа с ними сфера технологии, которая требует проникновения в структуры, приходящего лишь в результате значительного опыта.

Неопределенность остается даже тогда, когда все возможные урегулирования произведены, и поэтому результат процесса никогда точно не соответствует начальному плану А.

Мы обнаруживаем, что так обстоит дело для всех видов человеческих занятий, и можем, таким образом, предположить, что это свойственно всем направлениям процесса, подчиненным условиям времени и пространства. Здесь мы можем сослаться на тот принцип -подчеркнутым в разделе 3.8.3. Первого тома, - что потенциальность всегда богаче любой возможной актуализации. Хотя теоретически точная реализация плана возможна, случайности, восстающие против нее, столь значительны, что делают невозможной точную реализацию на практике. Если даже мы интерпретируем А как целостное причинное звено, а В как намерение или цель, неизбежность отклонений все равно остается, поскольку А не может включить в себя все влияния, которые могут воздействовать на процесс, как только он начался; и В не может включить в себя все условия в будущем, которые могут привести к успеху или неудаче предприятия на практике. Человек, путешествуя, может успешно достичь В и обнаружить там, что непредвиденное изменение плана, происшедшее без его контроля, сделало путешествие бесполезным.

Обобщая эти размышления, мы можем переформулировать положение, отмечающее универсальный риск и введенное уже во Втором томе[29], следующим образом:

 

 

Это положение подтверждается всем опытом, оно является почти очевидным следствием характера детерминирующих условий пространства и времени. И тем не менее оно обычно игнорируется как при изучении природы, так и в практических делах человеческой жизни. Если мы примем его, тогда в практических делах выражение "искусственно созданные окружающие условия" приобретают огромное значение и становится ключом к пониманию самой жизни.

Нетрудно увидеть, что требуемые условия должны включать по меньшей мере две не зависимые линии актуализации: одна -для того, чтобы задавать исходное направление, а другая - чтобы совершить необходимое урегулирование и адаптацию. Например, для автомашины требуются одновременно мотор и водитель, чтобы она осуществила свое назначение: один делает ее способной к движению, а другой гарантирует, что она будет двигаться в верном направлении. В наше время существуют саморегулирующиеся механизмы - "первичный механизм" и "обратная связь", позволяющая ему приспосабливаться к окружающим условиям; они конструируются независимо.

Теория кибернетики принимает в расчет возможность изменений в конечном пункте, так что механизм является не только саморегулирующимся, но и само управляемым. В этом случае необходима третья независимая операция: проверка конечных условий и сравнение их с идеальными. Операционная обратная связь и программирующее конечный момент усовершенствование являются, совместно о первоначальной конструкцией, тремя членами триады. Замечательно, что когда эти условия соблюдаются на фабрике, производящей механические приспособления типа автомашин, то структура организации процесса оказывается близкой к организации Эннеаграммы.[30]

Изучение живых организмов показывает, что эти структуры, являющиеся не только саморегулирующимися и самообновляющимися, но и целенаправленными, соответствуют этому же паттерну.

Таким образом, оказывается, что хотя сама природа Существования пронизана неуверенностью и риском, существуют внедренные в нее средства, с помощью которых неуверенность и риск могут быть преодолены. Важность такого предположения едва ли может быть преувеличена. Если оно подтвердится, то это может дать нам ключ к Мировой Драме: Deus ex machina /Бог из машины/, благодаря чему трагедия, по видимости безысходная, разрешается и переходит в триумф.

На данной стадии мы можем сделать не более, чем развить формальную систематику Эннеаграммы.

В главе 41 мы вернемся к проблеме существования в условиях пространства и времени и увидим, как эта проблема разрешается созданием структур по образцу эннеаграммы. Теперь мы можем приступить к изложению ряда более или менее очевидных утверждений:

 

1. Каждый процесс, ведущий от начальной стадии А к конечной В, должен претерпеть отклонение и искажение, вызываемые помехами со стороны окружения.

 

2. Лишь при искусственно созданной системе компенсации можно заставить процесс продолжаться в предопределенном русле.

 

3. Точка риска может быть идентифицирована с таким пунктом, где отклонение процесса может быть исправлено посредством влияния второго, независимого - хотя и относительно -процесса CD, начавшегося в этом пункте.

 

4. Второй процесс требует урегулирования точно такого же, как и первый. Когда это второе урегулирование EF производится правильно, система переходит в состояние динамической гармонии, которое может продолжаться неограниченно долго, насколько это выдержит сама конструкция.

 

5. Три процесса должны быть таковы, чтобы они могли смешиваться и усиливать один другой после каждой точки взаимного влияния.

 

6. Конструкция должна быть такой, чтобы место имело взаимоурегулирование, независимо от самих процессов. Последнее производит результат, а первое предохраняет конструкцию от коллапса и дегенерации.

 

Все эти различные требования могут быть представлены символом эннеаграммы.

 

AB

 

EF

 

 

 

CD

Рис.37.30. Три взаиморегулирующихся процесса.

 

Три процесса - AB, CD и ЕF - соответствуют трем точкам треугольника 9-3-6. Это - динамизм структуры.

Внутренняя конструкция соответствует фигуре из шести точек 1-4-2-8-5-7, обозначающим способ, посредством которого процессы корректируются и усиливают друг друга с тем, чтобы достичь самообновления.

Первый процесс AB входит в конструкцию в точке 1. Он достигает точки риска 3, где встречается с процессом CD, и оба проходят через точки 4 и 5. В точке 6 - пункт второй риска - регулирование производится вхождением процесса ЕF. Завершение AB происходит в точке 9, где должен быть преодолен финальный риск. Стрелки 1-4-2-8-5-7 показывают направление течения влияний внутри структуры.

Лучше всего можно понять приведенное выше построение, рассмотрев простой пример како-либо процесса человеческой деятельности, находящегося в потоке времени и представляющего подходящую структуру для достижения гармонического равновесия. Хорошо работающей иллюстрацией может послужить устройство кухни, снабжающей пищей какое-либо сообщество. Мы не берем в качестве примера небольшую семью, где кухня обычно не имеет независимой структуры.

Целостная структура кухни включает элементы весьма различной природы, такие как: строение, снабженное кухней со всем ее оснащением, утварь, печь, сырые пищевые припасы и приправы, шеф-повар и его помощники, искусство приготовления пищи, умение составить меню, знание потребностей и вкусов конкретного сообщества. Операции подвержены риску вследствие конфликтующих, но взаимодополнителъных характеристик кухни как утилитарного заведения и как места, связанного с витальными трансформациями и психическим опытом. Это - диада.

Три различных процесса встречаются, пока идет приготовление пищи:

 

AB - вступает в деятельность сама кухня, выполняя цель и назначение своего существования.

CD - сырая пища препарируется и трансформируется в состояние, пригодное для потребления людьми.

EF - еда планируется, вводится в существование и потребляется по долям внутри сообщества.

 

Эти три процесса образуют триаду; достаточно легко увидеть, что все три действительно различны и принадлежат к разным "департаментам" человеческого опыта: АВ - к миру материальных объектов, CD - к миру жизни, ЕF - к миру человеческого опыта. Структура завершается только тогда, когда все три процесса правильно проведены и скоординированы.

Исходным пунктом каждого из процессов является одна из точек треугольников. Кухня в своем идеальном со стоянии, прежде чем началась работа, расположена в точке 9. Деятельность берет начало в точке 1. Пища, в ее сыром состоянии, занимает место в точке 3; ее приготовление начинается в точке 4. Еда, как план действия, - в точке 6; ее реализация начинается в точке 7.

Теперь мы рассмотрим последовательность операций процесса AB, как они следуют одна за другой во времени, разворачиваясь по часовой стрелке от 1 до 9:

 

1. Готовится кухня, приходят повара.

2. Планируются блюда и распределяются задания.

3. Собираются сырые пищевые припасы.

4. Пища очищается и подготавливается.

5. Пища ставится на огонь или изменяется иным образом.

6. Возникает план блюда.

7. Готовятся соусы. Начинается сервировка.

8. Пища приносится в столовую и распределяется.

9. Пища съедается и приносит удовольствие.

 

Если мы рассмотрим приготовление пищи с точки зрения шеф-повара, то заметим, что маршрут его внимания и забот иной. Отправным пунктом для него служит картина уже приготовленных блюд и того порядка, в котором кушанья должны быть сервированы. Другими словами, его деятельность начинается с точки 8.

Исходя из этого, он рассчитывает, когда каждое кушанье должно быть отправлено в печь или на плиту - точка 5. Когда он рассмотрит всю эту картину, включая приготовление соусов и сервировку - точка 7, - только тогда он готов начать действительную работу с точки 1. Теперь он должен принять в расчет количество качество и кондицию сырой пищи, производя изменения в плане, если запасы позволяют это, - то есть он должен обратиться к точке 4 и посмотреть, что должно быть сделано на физическом плане. Конечно, при большой кухне кто-то еще должен входить во все эти детали, однако при всех условиях шеф-повар обязан знать, где что расположено, даются распоряжения - и все начинают работу с точки 2. Внимание шеф-повара постоянно перемещается по пути 1-4-2-8-5-7, образуя фигуру из шести пунктов и являясь, таким образом, примером значения структуры как гармонии. И хотя многие детали могут изменяться, всегда есть шесть ступеней и они всегда связаны двумя различными способами: первый последователен во времени, второй периодически повторяется. Это - внутренняя последовательность, которая и определяет согласованность в работе, совершенство пищи и сервировки блюд, порядок и общую эффективность труда на кухне.

Шеф-повар должен постоянно иметь в виду то время, которое требуется для приготовления пищи (он готовит еду для некоторого сообщества, а не для частных посетителей ресторана). Для приготовления одного блюда требуется час, для другого - минуты. Линии от 8 к 2 и от 8 к 5 всегда должны оставаться открытыми: одна управляет кухней, а другая наблюдает за приготовлением пищи.

Как только приготовление закончено, еда начинает преобладать над пищей как таковой. Центр внимания занят теперь сервировкой кушаний; работа теперь диктуется тем способом и порядком, в котором кушанья должны представляться, чтобы образовать современную процедуру еды. Именно здесь начинается ощущаться точка 6 - как толчок, или стимул, для всей деятельности кухни.

Когда достигнута точка 8, пища раскладывается по тарелкам и отправляется в столовую, где она заканчивают свой цикл трансформации на столе и в пищеварительных органах тех, кто ест ее. Еда, как творческий акт, лишь отчасти заканчивается в столовой. В памяти сообщества она продолжает существовать как то, что объединяло его членов, а также как связь между ними и поварами. Лишь первый процесс - приготовления - завершается в пределах кухни как таковой. Когда еда готова для подачи на стол, шеф-повар следит за тем, чтобы кухня вернулась в свой первоначальный порядок - точка 9 - готовности для приготовления следующих кушаний.

Можно дать еще ряд дополнительных толкований. Точки 4 и 5 - сцена актуальной деятельности приготовления, основание работы кухни. Вот почему на них ссылаются как на основные реакции на риски процесса. Переход от пункта 1 к пункту 2 - обычное, рутинное дело; но коль скоро операции начались, становятся неизбежными неопределенность и отклонение от плана. Они становятся очевидными в точке 3, где намерение изменяется в решение. Это совершенно отлично от риска в точке 6 - он связан с завершением. Лишь очень опытному повару, работающему с хорошо обученным персоналом, может быть доверено приготовление пищи в непредсказуемых обстоятельствах, которые могут возникнуть когда гости собрались. Урегулирование точек 6 и 7 зависит от творческого гения повара. Пункт 9 является одновременно началом и концом процесса. Он может быть "взят как для представления современной еды, так и идеальной кухни.

Структура находится в контакте с внешним миром лишь в пунктах риска. Внутренняя фигура из шести пунктов относится исключительно к внутренней работе и организации.

Конструкция, символизируемая Эннеаграммой, может показаться искусственной и притянутой насильно. И только после детального изучения многих процессов совершенствования мы приходим к убеждению, что она дает минимум требований динамической гармонии. Одну из наиболее потрясающих иллюстраций дает анаболическая трансформация энергий в человеческом организме (Cм. главу 32 Второго тома, 12.32.7.).

Существует три процесса трансформации энергий в человеческом организме: АВ - метаболизм пищи; CD - дыхание и трансформация воздуха; ЕF - ощущения и трансформация впечатления. Эти процессы взаимно регулируются самым чудесным образом. Наиболее поразительной и жизненно важной чертой энергетической трансформации в человеке является различие между действием воздуха, CD, которое автоматично, и сенситивным действием ЕF, которое может быть эффективным, лишь будучи намеренным. Это - одно из ключевых понятий Гурджиевской Антропологии.[31]

Все схемы настоящего раздела основаны на Гурджиевской Системе, основанной на суфийских источниках, проистекающих вероятно, из традиционной мудрости халдейских космологов.[32]

 

 

Эннеада показывает нам форму, структуры, дающую возможность преодолеть природный риск. Гармонизация динамична и недетерминирована. Если, при соответствующей комбинации процессов, помехи (риски) преодолены и основная цель достигнута, то вспомогательные процессы все равно остаются не зав ершенными. Это очевидно, ибо одна изолированная завершенная структура не может достичь совершенной гармонии.

В десяти- и более - членных системах мы надеемся найти принципы организаций, посредством которых структуры могут войти в динамические и, однако же, стабильные системы. Представляется, что 10-членная система должна иметь в качестве системного атрибута интегративную дополнительность, под которой мы понимаем способность процессов компенсировать недостатки друг друга и производить единую гармонию, воздействующую на индивидуальные структуры и поддерживающие их. 11-членная система идет дальше и обеспечивает условия взаимного завершения структур разных типов - укажем на это как на синергизм, приспосабливая теологический термин, используемый для того, чтобы выразить учение, что в деле Возрождения воля человека объединяется с Божественной Милостью. (Это явится главной темой последних глав настоящего сочинения).

Изучение столь сложных организаций должно вывести нас за пределы теории систем, поскольку они вообще не могут описываться как "наборы независимых, но взаимно релевантных членов". 10-ти и 11-членные системы лучше всего рассматривать как характеристики обществ или сообщностей в состоянии динамической гармонии. Это не означает, что чистая систематика декады и ундекады находятся за пределами исследования, однако они слишком сложны, чтобы можно было их здесь рассматривать

Переходя к додекаде, мы обнаруживаем тип структуры столь универсальной и столь конкретной важности, что она должна быть тщательно изучена.

Додекада - последняя система в ряду четырех, начавшихся с эннеады, и она, следовательно, должна представлять идеально совершенную структуру, в которой риск полностью гармонизирован.

В предыдущих главах мы обнаружили много примеров, где некая законченная схема классификации и описания, приложимая к некоторому законченному ряду, удовлетворяет как 12-членная система, двенадцатитоновая шкала является естественным основанием любой музыки. Существует 12 категорий Факта (глава 2), 12 уровней Потенциальности (глава 9), 12 уровней Существования (гл. 12), 12 градаций Энергии (глава 32), 12 Субстанций (глава 33), 12 ступеней Творения (глава 34) и 12 Эссенциальных классов (глава 35).

Вездесущность двенадцати членной системы может быть понята как следствие свойств триады и тетрады, объединенных для выражения динамизма в сочетании с деятельностью. Однако это не так просто объяснить. Сторонники 12-тиричной градации указывают на успехи халдейской арифметики, которая основывалась главным образом на делимости числа 60 на 5 первых натуральных чисел. Хотя наша арифметика в значительной степени халдейского происхождения, странный переход от 12-тиричного исчисления к 10-тиричному может быть объяснен исторически. И все же нам необходимо объяснить замечательную тенденцию натуральных структур обнаруживать 12-членный порядок.

Представляется, что додекада значима для понимания всех целостных структур Вселенной, поскольку это первая система, репрезентирующая все главные элементы нашего опыта. Гексада объединяет дополнительность и динамизм, но никогда не может полностью выразить различие Существования и Сущности. При изучении Воли мы обнаружили, что это различие входит в Мире XII, где шесть триад инициируются эссенциальными импульсами, а шесть триад - экзистенциальными (глава 28 Второго тома). По линии самоограничения Абсолютной Воли это приводит нас к додекаде. Кроме того, мы обнаруживаем три сферы, каждая из которых оформлена как тетрада, встречающаяся в различных формах. Таким образом, в додекаде комбинируются динамизм и множественность, или относительность и связанность.

Более важна, хотя и менее ясна, интерпретация додекады как завершения, треть ей тетрады систем. В последнем разделе мы вывели заключение, что неопределенность и риск существования не могут быть выражены в терминах первых восьми систем, которые, таким образом, не способны передать драматический характер Вселенной. Додекада может быть принята в качестве кульминации трансформаций, посредством которых структура Существования сначала дезорганизуется, потом корректируется (регулируется), затем выправляется и, наконец, завершается. Такая точка зрения согласуется с традиционной верой в то, что число 12 связано с совершенными структурами. В последней главе мы увидим, что совершенное человеческое общество должно состоять из 12 групп. Следовательно, мы должны принять, Совершенство в качестве системного атрибута Додекады.

Так же, как и эннеаде, мы не можем ожидать, что обнаружим в додекаде лишь один тип членов-характеристик. Вероятно, существует три типа характеристик:

 

1. Верхнее и Нижнее:- в гексадах.

2. Динамическое: в триадах.

3. Согласованный: в тетрадах (кооперативный).

 

В следующей главе мы откроем 12-членную структуру Ценности с разнообразными дополнительными структурными чертами. На данной ступени мы, следовательно, обошлись без попытки проиллюстрировать практическое использование додекады.

Наш обзор структур Вселенной показывает, как исключительная сложность сущностей, качеств, процессов и организаций может быть приведена к такой форме, которую наш ум способен постичь применив метод Систематики. Это не означает, что лишь благодаря Систематике мы можем понять Вселенную. Понимание, как говорилось вначале, является свойством Воли, однако без помощи структуральной интуиции такое понимание не может стать сознательным. История человечества показывает, что ум человека на протяжении более миллиона лет постепенно развивал способность выявления и понимания структур. Такие проникновения (инсайты) были и в прошлом, очевидно, достоянием немногих, и они выражали и сохраняли их в символах, а также в мифах.

Некоторые из таких символов были записаны нами и использовались в данной главе. Другие символы остались нерасшифрованными. Сейчас мы находимся на той стадии человеческой эволюции, когда развитие понимания структур является властным требованием времени. Человеческие поступки все еще в значительной мере определяются принципом противопоставления и противоречия: "Прав я, если ты не согласен со мной - ты должен быть не прав". Активность и пассивность, экстраверсия и интраверсия, добро и зло, бесчисленное количество других диад господствуют в нашем языке и поведении. В течение веков люди стремились найти путь, ведущий за пределы диады, однако в целом человечество остается скованным мотивами исключения и противоречия. А тем временем прогресс науки и техники приводит нас к структурным понятиям все большей и большей сложности. Это же справедливо почти для всех областей жизни: психологии и социологии, искусства и истории, религии - везде переходит от наивной веры в простое, неструктурное к запутанным человеческим проблемам и к признанию того, что мы и мир, в котором мы живем - единая организованная сложность, которая может быть понята - пусть даже до определенного предела - лишь через рассмотрение структур, объединяющих всех нас воедино.

В остающихся главах мы будем сначала изучать человека и человеческое общество как

 


Главa 38

 

ЦЕННОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.