Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 6 страница. Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС)




 

140*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

 

141*

Телеграмма послана из Москвы в Лос-Анжелес (США), где Вл. И. Немирович-Данченко в это время проводил свой отпуск.

Печатается по тексту, переписанному Вл. И. Немировичем-Данченко в письме к M. H. Сумбатовой-Южиной от 11 октября 1927 г. (ЦГАЛИ, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 2482). Датируется в связи с кончиной А. И. Сумбатова-Южина.

1 "В горе тонут обиды, -- писал Вл. И. Немирович-Данченко M. H. Сумбатовой-Южиной. -- Я вдруг почувствовал, что даже такие чувства обиды, какие были у меня к "старикам" Художественного театра, и в особенности к Станиславскому, потонули в остром горе, растворились. И я послал им телеграмму, что протягиваю руку на забвение всех обид. Разумеется, они откликнулись бурно. Вот как нас помирил Шура! Это замечательно, правда?"

Чувство обиды "к "старикам" Художественного театра и в особенности к Станиславскому" было вызвано их отказом предоставить Музыкальной студии имени Немировича-Данченко по возвращении ее из-за границы репетиционное помещение в здании МХАТ ("зал К. О."). Вл. И. Немирович-Данченко воспринял этот отказ как неуважение к его труду и как неоправданную жестокость по отношению к студии. Конфликт был длительным и остро переживался обеими сторонами.

В телеграмме Вл. И. Немировича-Данченко "старикам" Художественного театра было сказано: "Перед свежей могилой друга протягиваю вам руку для полного примирения и полного забвения всех взаимных обид". Станиславский, Москвин, Качалов, Леонидов, Лужский, Книппер, Лилина, Раевская, Вишневский, Грибунин, Александров, Коренева, Халютина, Николаева, Подгорный в совместной телеграмме отвечали ему: "Нам бесконечно дорого, что в минуту такого острого горя Вы вспомнили нас и поделились с нами, близкими Вам прожитой вместе жизнью, успехами, провалами, всеми радостями и страданиями. Все это спаяло нас. Мы не можем быть не вместе. Все мы протягиваем Вам свои руки, все крепко Вас обнимаем и безгранично счастливы полным примирением. Ждем Вас, дорогой Владимир Иванович, с радостью и волнением".

 

142 *

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Остальные письма к П. С. Когану печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ, ф. 237, оп. 1, ед. хр. 123.

Коган Петр Семенович (1872--1932) -- критик и историк литературы; профессор Московского университета; президент Государственной Академии художественных наук.

1 Торжественное заседание в честь друга советского народа, французского писателя Анри Барбюса (1873--1935) в связи с его приездом в Советский Союз состоялось 26 сентября 1927 г. в Государственной Академии художественных наук.

 

143*

Письмо к А. Барбюсу печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Датируется по связи с предыдущим письмом.

 

Печатается по визированному К. С. Станиславским машинописному тексту, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата установлена по связи с отмечавшимся в сентябре 1927 г. 35-летием литературной деятельности А. М. Горького.

 

145*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 877, ед. хр. 26. "Дата "2 -- X", по-видимому, ошибочна: открытие сезона и первое выступление В. И. Сука в Оперной студии состоялось не 2, а 1 октября.

Сук Вячеслав Иванович (1861--1933) -- дирижер, композитор. С 1906 г. дирижер Большого театра; одновременно с 1924 по 1933 г. музыкальный руководитель, а с 1927 г. и главный дирижер Оперной студии, позднее -- театра им. К. С. Станиславского. Народный артист РСФСР.

1 В журнале "Советский театр", 1927, No 6, отмечено: "Впервые за дирижерским пультом маленького оркестра студии появился народный артист В. И. Сук, встреченный громом аплодисментов. Он дирижировал "Царской невестой", соблюдая все те особенности в исполнении этой оперы, какие вложены постановщиком спектакля К. С. Станиславским. По окончании спектакля труппа устроила В. И. Суку шумную овацию".

 

146*

Печатается по машинописному тексту, хранящемуся в Музее МХАТ ((архив КС).

1 Генеральные репетиции пьесы Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" состоялись 3 и 5 ноября 1927 г. Премьера -- 8 ноября 1927 г.

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Дата проставлена на идентичной копии на немецком языке; там же -- пометка секретаря об отправке письма.

Граф Герберт -- главный режиссер и "драматург" (т. е. заведующий литературной частью) Бреславльского городского оперного театра.

1 Сообщая Станиславскому о своей работе в качестве оперного режиссера, Граф писал о том, что он под впечатлением венских и берлинских гастролей Таирова и Мейерхольда предпринял ряд оперных постановок в новом стиле; желал бы работать в Художественном театре, "на сцене передового художественного направления" (Музей МХАТ, архив КС).

 

148*

Печатается по машинописной копии с личной правкой Станиславского (Музей МХАТ, архив КС); там же -- ответ адресата, где подтверждается получение этого письма.

Егорова Сусанна Владимировна с 1925 по 1927 г. была ученицей школы, организованной артисткой МХАТ Т. В. Красковской. После закрытия: этой школы в числе других учеников вступила в группу молодежи, обучавшейся драматическому искусству при МХАТ 2-м.

В письме от 24 сентября 1927 г. С. В. Егорова просила К. С. Станиславского разрешить ее "сомнения", касающиеся актерского творчества: "Неужели, играя, не нужно ничего переживать, а только "показывать, как переживает мой образ"?.. Как нужно подходить к образу? Правильно ли представить его отдельно и потом имитировать его, стараться насколько возможно слиться с ним путем взаимного приспособления?.." (Музей МХАТ, архив КС).

1 К. С. Станиславский своими словами передает высказывание Н. В. Гоголя из письма к И. И. Сосницкому от 2 ноября 1846 г.; "Сами знаете, что второклассные актеры передразнить характер еще могут, но создать характера не могут; насилуя себя произвести последнее, они станут даже ниже самих себя" (сб. "Гоголь и театр", М., "Искусство", 1952, стр. 399).

2 ...игрушку от Троицы -- т. е. игрушки в стиле народного лубка, изготовляемые мастерами б. Троице-Сергиевского посада (ныне г. Загорск).

 

149*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 878, оп. 1, ед. хр. 2481.

1 Письмо К. С. Станиславского было прочитано А. А. Яблочкиной на гражданской панихиде по А. И. Сумбатове-Южине в Малом театре 21 ноября 1927 г.

 

150*

1 "Во вчерашнем заседании-конференции Государственной Академии художественных наук, -- писал П. С. Коган, -- Вы избраны почетным членом Академии во внимание к Вашим неисчислимым заслугам перед русским искусством. Академия поручила мне известить Вас об этом избрании и просить Вас принять звание ее Почетного члена" (Музей МХАТ, архив КС. Письмо от 6 декабря 1927 г.).

 

151*

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

 

153*

Опера Н. А. Римского-Корсакова "Майская ночь" была поставлена в Оперном театре К. С. Станиславским (режиссер В. С. Алексеев). Премьера -- 19 января 1928 г.

Борис Годунов -- народная музыкальная драма М. П. Мусоргского. Руководители постановки К. С. Станиславский и И. М. Москвин, ответственный режиссер -- Б. И. Вершилов; художник -- С. И. Иванов. Первое представление состоялось 5 марта 1929 г.

"Унтиловск" -- пьеса в четырех действиях Л. Леонова; художественный руководитель постановки -- К. С. Станиславский; режиссер -- В. Г. Сахновский; художник -- Н. П. Крымов. Первый спектакль -- 17 Февраля 1928 г.

"Растратчики" -- см. примеч. 3 к письму No 131.

Художественным руководителем спектакля "Дядюшкин сон" по повести Ф. М. Достоевского был Вл. И. Немирович-Данченко. Режиссеры В. Г. Сахновский, К. И. Котлубай. К. С. Станиславский провел только четыре репетиции.

"Вишневый сад" А. П. Чехова был возобновлен К. С. Станиславским на сцене МХАТ после четырехлетнего перерыва 15 мая 1928 г., в прежней постановке.

2 Н. П. Россов просил К. С. Станиславского прочесть написанную им пьесу "Орел в тенетах"; "Роль Бакунина -- писал он, -- очень бы подошла к Вам" (письмо без даты. Музей МХАТ, архив КС).

 

154*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 В день своего рождения К. С. Станиславский получил поздравление от коллектива МХАТ.

 

155*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Обращение ("Гр. Вавулина") объясняется тем, что К. С. Станиславский не знал имени и отчества адресата.

Вавулина Екатерина Николаевна -- художница, преподавала рисование и живопись. Давнишняя поклонница Художественного театра. Жила постоянно в Ленинграде.

В письмах от 27 января и 8 февраля 1928 г. Е. Н. Вавулина горячо убеждала Станиславского в необходимости вновь поставить в МХАТ "Гамлета" с Качаловым в главной роли и делилась с ним своими впечатлениями о только что прочитанной ею книге "Моя жизнь в искусстве". К одному из писем приложена фотография превосходно написанного портрета А. С. Пушкина работы Е. Н. Вавулиной.

 

156*

 

1 Puncu -- P. К. Таманцова.

2 Мика -- Михаил Владимирович Алексеев, сын В. С. Алексеева. Александра Павловна -- жена М. В. Алексеева.

 

1 К. С. Станиславский и Л. Я. Гуревич познакомились в 1904 г., их переписка охватывает период почти в 35 лет. Л. Я. Гуревич была одним из немногих театральных критиков, сразу понявших и оценивших значение молодого Художественного театра. К ее суждениям о спектаклях MXAT всегда чутко прислушивались оба основателя театра.

2 Речь идет о первом издании книги "Моя жизнь в искусстве" (М., ГАХН, 1926).

Ознакомившись с рукописью "Моей жизни в искусстве", Л. Я. Гуревич писала, что эта книга "одно из самых замечательных произведений мемуарной литературы, соединяющее очаровательный юмор и мягкость изложения с редкостной смелостью психологического самоанализа и глубоко художественных критериев. Она написана с настоящим литературным талантом. Фигуры, изображенные в ней даже мимоходом, стоят перед читателем как живые. И она будет жить века. В этом я ручаюсь своей головой". Узнав о том, что К. С. Станиславский собирается коренным образом переработать книгу для издания ее на русском языке, так как кто-то сказал ему, что его книга "буржуазна", Л. Я. Гуревич писала:

"Ни один добросовестный коммунист, имеющий хоть каплю исторического смысла и художественного чутья, не посмеет сказать, что книга Ваша буржуазна по своему духу и что, изображая жизненные условия своего художественного развития, Вы чем-то погрешаете против современности, против революции, разбившей старый режим. Ведь это была бы чистейшая ложь, потому что никогда Вы не были защитником старого режима и свойственных ему форм жизни, никогда не стояли -- даже в тайниках души -- за неравенство и эксплуатацию одних людей другими, никогда не оправдывали и не любили того, что любит буржуазный по типу человек, какому бы классу он ни принадлежал" (Музей МХАТ, архив КС).

 

158*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Ульянова Мария Ильинична (1878--1937) -- старейший член Коммунистической партии, с юных лет -- профессиональный революционер. Сестра В. И. Ленина. С 1917 до 1929 г. -- член редколлегии и ответственный секретарь редакции газеты "Правда".

1 Писем М. И. Ульяновой в архиве К. С. Станиславского нет. Возможно, что просьба о статье была передана ему по телефону. Очевидно, речь идет о статье в связи с приездом А. М. Горького из Сорренто (28 мая 1928 г.).

159*

1 26 марта 1928 г. в Малом театре состоялся торжественный спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" по случаю 30-летия артистической деятельности и ухода со сцены Н. А. Смирновой. Афиша спектакля была необычной: наряду с артистами Малого театра в нем участвовали артисты МХАТ В. И. Качалов, В. В. Лужский, И. М. Москвин. К. С. Станиславский должен был играть роль Крутицкого.

 

160*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Во время своего пребывания в Москве в 1928 г. Ф. Жемье несколько раз встречался с К. С. Станиславским. Выступая с докладом для актеров московских театров, Жемье сказал: "Я должен воздать должное Станиславскому. Для такого гения нет ни седин, ни лет. Горячий привет великому художнику!" (журнал "Рабис", 1928, No 15).

Вернувшись в Париж, Жемье писал Станиславскому: "Я не могу выразить, как я был счастлив видеть Вас, немного говорить с Вами и как я был тронут знаками Вашей симпатии во время моего пребывания в Москве" (Музей МХАТ, архив КС).

 

161*

Печатается по подлиннику из личного архива В. И. Садовникова.

Садовников Виктор Иванович -- певец и дирижер Большого театра, позднее Оперной студии Большого театра (с 1918 по 1923 г.). С 1925 по 1928 г. был деканом вокального отделения Московской консерватории. Профессор Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

 

162*

Печатается по машинописному тексту, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Датируется по началу гастролей Оперной студии им. К. С. Станиславского в Ленинграде.

163*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Ответ на телеграмму об успехе первого спектакля Оперной студии в Ленинграде.

 

164*

1 Н. П. Россов писал К. С. Станиславскому: "Читая недавно историков Соловьева и Ключевского, я вдруг вспомнил про Вас при описании образа Петра Великого. По внешности не найти в России удачнее артиста, чем Вы, для роли Петра Великого, а внутреннюю сторону его при Вашем отношении к театру Вы найдете. Что бы Вы сказали, если бы я написал для Вас пьесу из жизни Петра Великого?" (Письмо без даты. Музей МХАТ, архив КС).

165*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Зина -- Зинаида Сергеевна Соколова.

2 С 27 апреля по 10 июня 1928 г. в Ленинграде проходили гастроли Оперной студии им. К. С. Станиславского. В репертуаре были спектакли "Царская невеста", "Майская ночь", "Тайный брак" и "Богема".

 

166*

Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой.

1 Письма З. С. Соколовой в архиве К. С. Станиславского отсутствуют; среди писем В. С. Алексеева, хранящихся там, нет тех, о которых упоминает в данном письме Станиславский.

2 Имеются в виду предполагавшиеся гастроли МХАТ в Лондоне.

 

Печатается по книге: "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., Изд-во Академии наук СССР, 1955. Подлинник в архиве Ф. Д. Остроградского.

1 Во время гастролей Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского в Ленинграде некоторые критики отрицательно отнеслись к ее спектаклям.

Эта оценка не являлась общим мнением, о чем свидетельствует, в частности, отзыв о спектакле "Царская невеста" профессора Ленинградской консерватории М. О. Штейнберга от 18 мая 1928 г., а также надпись на фотографии, подаренной артистам студии-театра композитором А. К. Глазуновым: "Артистам-художникам Оперной студии имени великого Станиславского, под глубоким впечатлением после виденных мною двух студийных постановок высокой художественной ценности. Истинный почитатель настоящего искусства в передаче его студией А. Глазунов. 12 июня 1928 г." (см. книгу: "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", стр. 288--290).

2 Липковская Лидия Яковлевна -- певица Мариинского оперного театра, позднее театра Музыкальной драмы. С 1915 г. выступала за границей. В 1927--1928 гг. гастролировала в Советском Союзе. Во время гастролей в Ленинграде Липковская выступила в двух спектаклях Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского: 31 мая в "Богеме" (Мими) и 2 июня в "Царской невесте" (Марфа).

3 В. С. Алексеев.

 

168*

Печатается по машинописному тексту, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 2044, ед. хр. 377.

Мичурина-Самойлова Вера Аркадьевна (1866--1948) -- артистка Александрийского театра (Государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина) с 1886 г. Народная артистка СССР.

1 С 19 июня по 15 июля 1928 г. в Ленинграде, в Государственном академическом театре драмы, проходили гастроли Художественного театра. В гастрольном репертуаре были спектакли: "Вишневый сад", "На дне", "Дядя Ваня", "Унтиловск", "У врат царства", "Сестры Жерар" и "Растратчики".

20 июня Станиславский выступал в роли Гаева.

 

170*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Ответ на телеграмму Н. Г. Александрова -- поздравление к 30-летию деятельности Художественного театра (14/27 июня 1898 г. начались репетиции спектаклей первого сезона в Пушкино под Москвой).

 

171*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Телеграмма отправлена М. П. Лилиной в Москву по тому же поводу, что и предыдущая.

 

172*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Вл. И. Немирович-Данченко в это время находился в Москве.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Гастроли японского театра "Кабуки" начались в Москве 31 июля 1928 г. В спектаклях участвовала вся труппа театра.

 

174*

Письма к Н. А. Подгорному печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Подгорный Николай Афанасьевич (1879--1947) -- артист Художественного театра с 1903 г. Принимал участие в управлении театром, был заведующим труппой. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

1 К. С. Станиславский выехал из Москвы за границу 15 сентября 1928 г. Поездка была вызвана необходимостью повидаться в Баденвейлере с больным сыном и затем провести курс лечения на юге Франции.

2 Deutsches Theater -- Немецкий театр в Берлине. "Die Artisten" -- "Артисты", постановка Макса Рейнгардта.

3 А. И. Свидерский -- с 1928 г. член Коллегии Наркомпроса и начальник Главискусства.

4 Артисты МХАТ М. А. Крыжановская, А. П. Бондырев и артист Первой студии МХТ Г. В. Серов не вернулись из-за границы после гастролей и вступили в так называемую пражскую группу, образовавшуюся в 1922 г. (В пражскую группу вошли также M. H. Германова, П. А. Павлов, Г. М. Хмара.)

5 О. В. Гзовская и В. Г. Гайдаров с 1919 по 1932 г. жили за границей и выступали в театрах ряда городов Европы и Африки, а также снимались в кино. Вернувшись в СССР, вступили в труппу ленинградского Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина.

6 М. А. Чехов и его жена, которые в 1928 г. уехали за границу (первоначально в Берлин) и не возвратились на родину.

7 Л. Д. Леонидов -- импрессарио.

8 Николай Васильевич -- Егоров, заместитель директора МХАТ.

 

175*

1 На 30-летнем юбилее Художественного театра Л. Иесснер, М. Рейнгардт и А. Моисси не присутствовали.

2 Ю. А. Желябужский (ум. в 1956 г.) -- кинооператор, сценарист и режиссер. Сын артистки МХТ М. Ф. Андреевой.

3 ...из своего театра -- т. е. из МХАТ 2-го, где до отъезда за границу играл М. А. Чехов.

 

176*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 В Берлине (октябрь 1928 г.), где Станиславский был проездом из Баденвейлера, состоялось чествование его немецкими артистами во главе с М. Рейнгардтом, по случаю 30-летия Московского Художественного театра.

 

177*

1 31 октября 1928 г. в Государственной Академии художественных наук Наркомпроса под председательством П. С. Когана состоялось торжественное заседание, посвященное 30-летию МХАТ.

На заседании с приветствиями от Академии выступили П. С. Коган и П. Н. Сакулин; Н. Л. Бродский, В. Г. Сахновский и Н. Д. Волков прочитали доклады о творческом пути Московского Художественного театра.

 

178*

Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой.

1 29 октября 1929 г., в день празднования 30-летия Художественного театра, К. С. Станиславский играл Вершинина в "Трех сестрах" А. П. Чехова (первый акт). Еще на сцене он почувствовал себя плохо. Вслед за этим последовал приступ грудной жабы, и тяжелая болезнь надолго приковала его к постели.

Начатая им в студии работа над "Борисом Годуновым" М. П. Мусоргского была завершена при деятельной режиссерской помощи И. М. Москвина. Режиссерский замысел Станиславского наиболее полно был осуществлен в картинах "Венчание Бориса", "У Василия Блаженного", "Терем", "Корчма на Литовской границе". Главное действующее лицо оперы, по замыслу Станиславского -- народ. Характерно, что он начал репетиции "Бориса Годунова" со сцены "Под Кромами" (но работа над ней осталась незавершенной).

2 Премьера "Бориса Годунова" состоялась 5 марта, 1 марта была генеральная репетиция. Говоря о том, что "таких предстоит еще десять, пятнадцать", Станиславский имеет в виду, конечно, не генеральные репетиции, а спектакли ближайшего будущего, которые позволят театру закрепить и углубить результаты творческой работы.

3 Иван Михайлович -- Москвин.

4 Борис Ильич Вершилов был режиссером спектакля "Борис Годунов".

5 Михаил Николаевич -- Жуков, дирижер спектакля.

6 Константин Петрович -- Виноградов, хормейстер Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского.

7 Сергей Иванович -- Иванов, художник спектакля.

8 Павел Иванович -- Румянцев, принимал участие в режиссуре спектакля.

9 Юрий Алексеевич -- Бахрушин, в то время был заведующим постановочной частью театра.

10 Александр Владимирович -- Богданович.

11 К. Я. Бутникова -- помощник режиссера (см. письмо к ней No 232).

12 О. П. Аносова была в то время костюмершей театра.

13 Маргарита Георгиевна -- Гукова.

14 Евгения Ивановна -- Збруева.

15 А. А. Поспехин, артист балета и балетмейстер Большого театра, был преподавателем танца и пластики в Оперной студии.

16 Фридрих Карлович -- Лехт.

17 Федор Дмитриевич -- Остроградский.

18 Павел Петрович -- Китаев, член правления Оперной студии, позднее театра им. К. С. Станиславского.

 

1 Речь идет о втором издании книги К. С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве" (Л., "Academia", 1928). В предисловии автором выражена благодарность Л. Я. Гуревич за оказанную ею помощь при подготовке книги к печати.

2 Книга, впоследствии получившая название "Работа актера над собой".

3 Л. Я. Гуревич работала в театральной секции Государственной Академии художественных наук.

4 Елена Николаевна -- дочь Л. Я. Гуревич, педагог.

 

Письма к Л. М. Леонидову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Работа над трагедией Шекспира "Отелло" была начата режиссером И. Я. Судаковым 23 декабря 1926 г. К. С. Станиславский вступил в работу в марте 1927 г. (100-я репетиция) и продолжал ее с перерывами до октября 1928 г. Возобновленные с января 1929 г. репетиции ввиду болезни и отъезда К. С. Станиславского на лечение за границу вел И. Я. Судаков. С конца 1929 г. К. С. Станиславский начинает высылать Л. М. Леонидову "мизансцены" (т. е. режиссерскую партитуру) спектакля "Отелло", составившие впоследствии книгу: К. С. Станиславский, Режиссерский план "Отелло", М.--Л., "Искусство", 1945.

2 "Воскресение" -- инсценировка романа Л. Н. Толстого (премьера в МХАТ -- 30 января 1930 г.). Режиссеры спектакля Вл. И. Немирович-Данченко, И. Я. Судаков.

3 Илья Яковлевич -- Судаков.

 

181*

1 Привлекая к работе в Оперной студии-театре таких выдающихся представителей русской музыкальной культуры, как дирижер и главный хормейстер Большого театра У. О. Авранек и дирижер В. И. Сук, К. С. Станиславский был уверен в том, что они своим талантом, огромным творческим и педагогическим опытом окажут большую помощь в создании нового оперного театра, о котором он мечтал. В то же время он и его ближайшие помощники считали своим долгом оберегать студию-театр от рутинных и штампованных приемов постановки оперного спектакля и воспитания актера-певца, которые за много лет накопились в практике Большого театра. Станиславскому хотелось увлечь старых мастеров оперного искусства теми новаторскими задачами, которыми он воодушевлял молодежь.

2 Анатолий Васильевич -- Луначарский.

3 ...большой успех у Немировича -- прошедшая с большим успехом премьера оперы Э. Кшенека "Джонни" в постановке Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко. Руководитель постановки Вл. И. Немирович-Данченко. Режиссер Л. В. Баратов. Художник Б. Р. Эрдман. Премьера состоялась 15 мая 1929 г.

4 Художником спектакля "Севильский цирюльник" был вначале А. Я. Головин. Его болезнь задержала работу по выпуску спектакля. После его смерти постановка была передана художнику И. И. Нивинскому.

5 Премьера "Пиковой дамы" состоялась 26 февраля 1930 г.

6 Записка К. С. Станиславского с замечаниями по спектаклю "Евгений Онегин" впервые опубликована в статье П. И. Румянцева "Система К. С. Станиславского в Оперном театре" ("Ежегодник МХТ" за 1947 г., стр. 480--483).

З. С. Соколова была режиссером спектакля "Евгений Онегин". В данное время она возобновляла его к юбилейному 500-му представлению.

7 Б. А. Матрунин -- художник спектакля "Евгений Онегин" в постановке Оперной студии Большого театра.

"Принцип колонн", на котором настаивает здесь Станиславский, имеет свою историю. Четыре скромные, строгие линии колонн, украшающих афиши и программы Государственной Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского, являются ее эмблемой, напоминающей о месте ее возникновения и о начале ее деятельности. В небольшом зале старинного особняка, предоставленного студии (Леонтьевский пер., 6), была архитектурная особенность, первоначально мешавшая планировке спектакля: портал с колоннами. Работая над "Евгением Онегиным" (1922 г.), Станиславский включил колонны в постановочное решение спектакля. Портал вместе с колоннами был использован то как фасад дома Лариной, то как стволы деревьев в сцене дуэли и т. д. В тех же декорациях и в той же постановке, с сохранением портала и колонн, "Евгений Онегин" был перенесен в 1923 г. на сцену Государственного Нового театра, где в это время давала свои спектакли Оперная студия, а затем, в 1926 г., на сцену нового помещения Оперной студии на Большой Дмитровке.

8 Исполнителями партии Бартоло в первых спектаклях оперы "Севильский цирюльник" были А. Д. Степанов и А. В. Полянский, Базилио -- П. В. Литвинов и Н. Д. Панчехин.

 

Печатается по тексту копии, хранящейся у Ф. Д. Остроградского и опубликованной в книге "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования" (изд. Академии наук СССР, 1955). Подлинник не обнаружен. Дата указана Ф. Д. Остроградским.

1 Участвующим в постановке оперы "Пиковая дама".

 

1 По свидетельству Ф. Д. Остроградского, музыкальное руководство театра решило предложить Б. Э. Хайкину взять на себя одновременно подготовку двух опер -- "Севильского цирюльника" и "Пиковой дамы". Это вызвало возражения Станиславского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.