Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, обусловливающие возникновение и развитие физического воспитания




O

О

О

О

О

О




_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ми словами — это все то, что явно или неявно содержит противоречие, по­рождает проблемную ситуацию и создает проблему.

Предмет исследования — это отношения объекта, одно из его свойств, сторона, которые подлежат непосредственному изучению. Например, оздо­ровительный эффект при занятиях плаванием; специфика развития вынос­ливости у детей младшего школьного возраста.

Объект и предмет — сквозные категории. Они могут меняться местами в зависимости от уровня подходов к ним и их рассмотрения.

Рабочая гипотеза (обоснованное предположение) — это "знание о не­знании". Научное предположение о возможных причинных связях явлений, которые пока еще не доказаны и их следует доказать, опираясь на добытую в процессе исследования объективную информацию, аргументы и факты. Гипотеза — "научно обоснованные высказывания вероятностного характера относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений объективной ре­альности" (Курамшин, 1999), другими словами — это научно обоснованная догадка. Переход от проблемы к гипотезе — это переход от вопросов к объ­яснению и последующей рекомендации к практике. К основным видам ра­бочих (исследовательских) гипотез можно отнести следующие: описатель­ная, в основе которой лежит предположительное описание причин, которые являются основой какого-либо явления, процесса (объекта исследования); объяснительная, которая предполагает объяснение причин и следствий, ха­рактеризующая объект исследования, его связи, отношения.

Одним из важнейших этапов начала исследования является анализ лите­ратуры. Прежде чем исследовать то или иное явление, процесс, деятельность, необходимо узнать, что же об этом уже известно, кто и в каких аспектах про­блему исследовал и какие выводы сделал. Для этого необходимо изучить ли­тературу. При этом исследователь исходит из той предварительной информа­ции, которую он имеет на основе знаний, полученных из учебников, учебно-методической литературы и собственного практического опыта. Как правило, почти по любому вопросу, который интересует исследователя, су­ществует большое количество литературных источников. В поиске и отборе необходимых в первую очередь источников помогают каталоги в библиоте­ках, книжные летописи и летописи журнальных статей, реферативные жур­налы и бюллетени, книжные и журнальные обозрения, в которых даются об­ширные сведения о научной литературе по различным проблемам.

В процессе изучения литературы необходимо ее сгруппировать по сте­пени важности и по направлениям. Например, при исследовании физичес­кой культуры как вида культуры личности и общества, необходимо позна­комиться с работами по теории культуры, выявить группы авторов, придерживающихся одной и той же концепции, следует уяснить и то общее, что объединяет эти группы. После выявления существующих в настоящее время основных концепций теории культуры следует ознакомиться с совре­менными концепциями теории физической культуры как вида культуры. И здесь также необходимо определить группы авторов-единомышленников и группы авторов, у которых подходы к определению данного феномена не совпадают. Наконец, необходимо выяснить, обнаружить "белое пятно", т.е.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 24





РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

проблемную ситуацию и приступить к ее решению. Итогом всей этой рабо­ты будет та часть исследования, которая носит одно из таких названий: "Историография проблемы", "Литературный обзор"; "Состояние проблемы по литературным источникам и на практике". В этой части своего исследо­вания автор демонстрирует знание литературы по проблеме, умение сгруп­пировать источники по совпадающим концепциям их авторов (или по дру­гим признакам), способность обнаружить проблему и готовность ее решить.

В процессе работы над источниками целесообразно вести картотеку. Каждый источник аккуратно, грамотно, в соответствии с требованиями библиографии заносится в каталожную карточку с тем, чтобы при состав­лении списка литературы можно было просто переписать эти карточки по алфавиту. Целесообразно также на каждой карточке писать краткую анно­тацию источника и свое собственное отношение к нему или свою оценку, характер его использования (выписки, цитирование, обзор и т.п.). Если ис­следование предстоит длительное (например, работа над диссертацией или книгой), тогда можно составлять две собственные картотеки — одну алфа­витную, другую предметную. Это облегчит поиск материала и работу с ним. Если исследователь уже имеет план (структуру) своей работы, то целесооб­разно приготовить папки по числу глав или разделов работы. Внутри каж­дой папки можно сделать дополнительные деления папки по числу парагра­фов в каждой главе. По мере накопления материал (выписки, заготовки, мнения и т.п.) складывается в соответствующие папки. Это позволяет со­кратить время на его систематизацию и обработку.

Анализ — это расчленение предмета исследования на части, свойства, признаки. Исследователь, как правило, ставит перед собой задачу проник­нуть в сущность процесса или явления. Для этого он мысленно (или прак­тически) расчленяет предмет на составные части, выделяет свойства, при­знаки, связи, отношения.

Синтез (соединение) — обобщение, интеграция полученной информа­ции, предпосылки, первый этап обобщения и выводов. Обобщение — прием мыслительной деятельности, который позволяет устанавливать общие каче­ства, стороны, свойства предметов. Обобщение полученной в процессе изу­чения литературы по проблеме дает возможность уточнить цель и задачи ис­следования.

Цель — предполагаемый конечный результат, осознанный образ пред­стоящего результата. В ней должна найти отражение проблема, объект и предмет исследования, рабочая гипотеза. Цель распадается на конкретные задачи, организованная последовательность которых составляет программу исследования.

Для решения задач необходимо определить методы (пути, способы) ис­следования. Они должны быть полностью адекватными задачам. Это озна­чает, что они дают возможность получить объективную информацию имен­но о данном предмете. Иначе может получиться так, что методы, пригодные для изучения одних объектов исследования, могут давать ложную информа­цию при изучении других объектов. Например, методы определения биоло­гического возраста детей дошкольного возраста невозможно использовать


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 25



 
 



_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

для детей подросткового, т.к. признаки, характеризующие формирование функций организма в возрастном аспекте различны.

В научно-исследовательской работе в сфере физического воспитания используется большое количество различных методов и методик (групп ме­тодов). Среди них можно выделить такие: общенаучные, собственно педа­гогические, психологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между собой, порой между ними нет четкой грани, но своя специфика. Наиболее общим методом, который используется как в теоре­тических, так и в экспериментальных работах, является теоретический ана­лиз и обобщение. Он касается литературных данных, документов, материа­лов, эмпирических данных и другой информации. К собственно педагогическим можно отнести педагогическое наблюдение (включенное и невключенное), педагогический эксперимент, составной частью которого яв­ляются контрольные испытания (тесты). В процессе исследования использу­ются также методы непосредственного сбора и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспективной (прошлой) инфор­мации является изучение источников — литературных, статистических, про­граммно-методических, инструктивных, и обобщение этих материалов. Мо­жет также использоваться опрос в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмешательства в его функционирование наблюдателя.

Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постановку его цели и задач, определение конкретного объекта, использо­вание способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, планомер­ность, а также позволяет видеть процесс (явление) "сиюминутно" и в дина­мике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно "с натуры"; что дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте на­блюдения. Этот метод целесообразно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней характеристики объекта. Объ­ектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процес­са, методы обучения, тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упражнений, тактичес­кие действия и другие процессы и явления. Наблюдение может быть откры­тым, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблю­даемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Материалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, фото-, кино- и звукозаписи).

Научное наблюдение - это способ получения информации без вмешательства исследователя в природу изучаемого процесса или явления и условия его суще­ствования

Одним из основных методов научного исследования является экспери­мент — научно поставленный опыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных и учитываемых условиях, позволяющих еле-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 26



РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ____________________

дить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагогического наблюдения активным вмешательством иссле­дователя в процесс или явление. В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или тренировочный процессы, как правило, создают­ся экспериментальные и контрольные группы. Для первых обеспечиваются специальные, созданные исследователем условия, вторые занимаются в обычных, общепринятых, традиционных условиях. Разница в результатах, по­лученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения пробле­мы. Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются незначительные отступления от традиционных, общепринятых условий и способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в котором эти условия и способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным, проводимом в специально созданных условиях.

Эксперимент - это способ получения научной информации с активным вмеша­тельством исследователя в процесс или явление




Оценка полученного эмпирического и теоретического материала может быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям в процессе контрольных испыта­ний (тестов). В последнем случае используются методы, основанные на иде­ях квалиметрии — части метрологии, которая изучает и разрабатывает коли­чественные методы оценки качественных показателей. Степень совпадения результатов тестирования при повторном его проведении на одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называется надежностью теста. Воз­можность полностью воспроизвести результаты теста при его повторении через какое-то время и в одинаковых условиях называется стабильностью (или воспроизводимостью) теста. Степень точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качество его) будет характеризовать инфор­мативность теста.

В процессе контрольных испытаний имеется возможность соотнести предварительные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В частнос­ти, в зависимости от цели и задач эксперимента можно определить достоин­ства или недостатки методов, содержания обучения, форм организации заня­тий, проверить критерии прогнозирования и отбора детей для занятий данным видом спорта. Тесты позволяют определить объективные результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе за­ведомо стандартных тестов, таких, как Гарвардский степ-тест и его варианты.

Результаты экспериментальных работ могут проверяться антропометри­ческими замерами роста, окружности и экскурсии грудной клетки, регист­рацией частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), динамометрией, замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другими методиками. С учетом своих целей, за­дач, рабочей гипотезы исследователь может разрабатывать специальные контрольные упражнения и их комплексы.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 27





_________ ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Незаменимым методом получения информации в теоретических ис­следованиях является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судить об опыте человека, мотивах его де­ятельности и поведения, ценностных ориентациях, отношении к физиче­ским упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо разработать содержание анке­ты, в которую включить весь комплекс вопросов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей исследователя проблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респондентам, название уч­реждения, от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследо­вания и его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволят исследователю получить объективное пред­ставление по исследуемой проблеме. В демографической части анкеты со­держатся вопросы, касающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).

Интервью — заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами — опрашиваемыми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определен­ной последовательности и границах информации.

Беседа — вопросно-ответная форма общения исследователя с респон­дентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материал опроса протоколируется исследователем.

Обработка результатов — очень ответственный этап исследования. Оценка может производиться как в качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспектах. Коли­чественная обработка материалов осуществляется методами математической статистики, — науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Что является объектом и предметом изучения теории и методики физического
воспитания?

2. Объяснить содержание основных понятий теории и методики физического воспи­
тания - физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, фи­
зическая подготовленность, физическое состояние, физические качества, физи­
ческая рекреация, физическая реабилитация, двигательная активность, норма.

3. Какое содержание вкладывается в понятие "фитнесс"?

4. Охарактеризовать этапы развития теории и методики физического воспитания
как науки.

5. Назвать структуру дисциплины теории и методики физического воспитания.

6. Дать характеристику основным методам исследования в теории и методике фи­
зического воспитания.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 28



ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ




При изучении любого явления в природе или обществе осно­вополагающим является вопрос о том, что обусловило его появление и ре­гулирует функционирование в настоящее время и развитие в будущем.

Одним из основных положений, способствующих пониманию сущнос­ти физического воспитания, является выяснение того, что побуждает чело­века к двигательной активности, как деятельности не связанной прямо с до­быванием материальных благ, необходимых для жизни, и соотношение в этом явлении личностного, биологического и социального.

О причинах, обусловивших возникновение и развитие физического воспитания, высказываются различные суждения.

В отечественной литературе сущность физического воспитания, его функционирование рассматриваются через категории "деятельность" и "по­требность". Ведущей является мысль о том, что главными побудителями и регуляторами функционирования физической культуры являются потребно­сти общества, классовые и идеологические интересы.

Являясь составной частью общественной культуры, ее подсистемой, физическое воспитание находится в определенных связях, взаимоотноше­ниях с другими социальными подсистемами. Взаимосвязи физического вос­питания с общекультурными, политическими и социально-экономически­ми условиями жизни общества очень сложны и не одинаковы в различных формациях. Его структура, идеалы, принципы, ценностный состав, функ­ции определяются потребностями и конкретными формами общественной организации людей на определенных этапах исторического развития. Об­щие закономерности функционирования физического воспитания, отража­ющие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать так: физическое воспитание, являясь подсистемой общественной культуры, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материаль­ных и социальных условий жизни общества и определяемых ими потребно­стей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы. При анализе влияния условий жизни общества на физическое воспитание возникают несколько групп факторов: общекуль­турные и социально-экономические условия, демографические, националь­ные (традиции), состав населения, географические и климатические уело-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 29





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.