Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования социально – психологического климата




Чаще всего сбор первичной информации о коллективе начинается с анализа документов (различных форм отчетности, положений, договоров и др. документации предприятия).

Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.

Документы можно классифицировать по целому ряду основа­ний. По форме изложения документы могут быть статистические и вербальные. Статистические документы содержат данные и суждения в числовой форме. Основными источниками статисти­ческих документов могут быть переписи населения, выборочные опросы, проводимые органами государственной статистики, ста­тистическая отчетность предприятий.

Вербальные документы описывают социальные явления, призна­ки и процессы в форме текста. В зависимости от статуса доку­менты подразделяются на официальные и неофициальные. Офици­альные документы носят "служебный" характер. Неофициальные документы - это личные материалы - дневники, письма, мемуа­ры.

По способу фиксации различают письменные документы (руко­писные, печатные), в которых информация изложена в форме буквенного текста, иконогрифические документы (картины, ки­но- и фотодокументы), статистические данные, фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).

В зависимости от источника информации выделяют первичные и вторичные документы. Первичные документы составляют непос­редственно в ходе изучения объекта исследования, вторичные в результате обобщения, анализа первичной информации. Следу­ет отметить, что данные непосредственных исследований (пер­вичные документы) более достоверны, чем документы, получен­ные в ходе их обработки.

В социологическом исследовании изучение документов выпол­няется на основе качественного и количественного методов анализа. Качественный (традиционный) анализ - это логическое исследование содержания документа. Качественный анализ пред­полагает выявление авторства документа, времени его созда­ния, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. В традиционном анализе различают внешний и внутренний анализ. Внешний анализ предполагает изучение обстоятельств появления документа. Внутренний анализ - это непосредственный анализ содержания документа.

Основной недостаток традиционного анализа - субъектив­ность. Как бы добросовестно не изучался документ, на резуль­таты анализа окажет влияние личность исследователя. Класси­ческий анализ находит широкое применение при изучении уни­кальных документов.

В практике исследований социально-психологического клима­та используются следующие методы: социометричеоккй, ролевые игры, интервью, тестирование, наблюдение, эксперимент, анке­тирование.

Наиболее распространенной методикой изучения межличностных отношений является социометрическая - метод, структурного анализа малых групп.

Социометрия означает измерение межличностных отношений в группе. Самым известным представителем социометрического метода является. американский психиатр, социальный психолог Якоб Морено (1892-1974). Основное внимание Я. Морено сконцентрировал на психологических взаимоотношениях людей в небольших группах. При разработке социометрической методики им были использованы экспериментальные, методы, некоторые постулаты психоанализа и теории ролей.

Система социометрии Я. Морено основана на пяти теорети­ческих положениях.

1. Распределение симпатии-антипатии между людьми связано с существованием «теле» невидимых нематериальных сгустков эмоциональной энергии, простейших единиц чувства, которые направлены от индивида к индивиду. Эти "теле" подлежат изме­рению.

2. Человек не может существовать без взаимодействия с другими людьми, которое осуществляются на двух уровнях: спонтанном и реальном. Спонтанным является уровень, на кото­ром находятся лица, с которыми данный индивид хотел бы всту­пить в контакт. Реальный представлен теми, кто действительно является эмоциональными партнерами. Социальная общность представляет собой социальный атом, а каждая личность - ядро этого атома, где собираются воедино многочисленные роли, связанные с существованием других участников. Вскрыть эти структуры позволяет разработанные Я. Морено тест ролей, психодрама, социодрама.

3. Закон социальной гравитации устанавливает, что спло­чённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна влечению пространственной дистанции между ними.

4. Социологический закон - высшие формы коллективной ори­ентации развиваются из простейших.

5. Социодинамический закон отмечает, что в любой группе человеческие привязанности" распределяются неравномерно; большая часть эмоциональных явлений приходится на немногих индивидов (звезды), большинство участников оказываются эмо­ционально обездоленными (ооциометрический пролетарий). Уве­личение размеров группы еще более усиливает эту непропорцио­нальность. Изменить это может только социометрическая рево­люция.

На основе изложенных принципов Я. Морено разработал социометрический тест, суть которого заключается в измерении чувств симпатии-антипатии, проявляющихся в межличностных от­ношениях. Он позволяет дать количественную оценку выборов индивидов в отношении друг к другу в процессе определенного вида деятельности.

Социометрический метод применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений и для изучения структуры малых групп с целью их улучшений.

Многолетняя практика позволила выработать систему требо­ваний к проведению социометрического опроса.

1. Социометрическйй опрос можно проводить в коллективах (малых группах), члены которых имеют опыт совместной работы

не менее 6 месяцев.

2. Размер исследуемой группы не должен превышать 12-15 человек.

3. Выбранный критерий, по которому проводится опрос дол­жен быть однозначно понимаемым всеми членами группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.

Процедура социометрического опроса состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный, - на котором определяется проблема, формулируются цели, задачи исследования, определяется объ­ект, изучаются его социально-демографические характеристики.

2. Социометрическая разминка - установление прямого кон­такта с членами группы, определение содержания социометрического критерия.

3. Опрос, включающий инструктаж респондентов, раздачу социометрических карточек, их заполнение, сбор.

4. Обработка и анализ полученной информации.

Социометрический тест является разновидностью опроса, в основе которого лежит социометрический критерий.

Взаимоотношения, между членами группы выясняются на основе следующих, процедур:

- выбор, - выраженное желание сотрудничать с другими;

отклонение - отрицательный выбор - выраженное нежелание индивида сотрудничать с другими;

- опускание - оставление одним индивидом другого без вни­мания.

Социометрический критерий - это вопрос, основным содержа­нием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации.

При проведении социометрических опросов применяются самые различные типы критериев.

Производственные критерии, используются для исследования межличностных отношений в производственной деятельности. Это вопрос типа: "С кем бы Вы хотели выполнять производственное задание?"

Непроизводственные критерии. К ним относятся, вопросы ти­па: "Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?"

Прогностические критерии - это вопрос типа: "Как Вы счи­таете, кто из членов группы выберет Вас в качестве напарника?»

Кроме того, критерии бывают прямые и косвенные, положительные и отрицательные, двойные и ординарные. Правила выработки критериев следующие.

1. В содержании критерия должны отражаться взаимоотноше­ния между членами коллектива.

2. В социометрическом критерии должна отражаться ситуация выбора партнера.

3. Критерий не должен ограничивать возможности опроса.

4. Критерии должны быть значимыми и описывать конкретную ситуацию.

Одним из самых распространенных в социологических исследованиях является метод опроса.

Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Ведущее поло­жение опроса среди других методов сбора первичной социологи­ческой информации объясняется тем, что вербальная информация богаче, образней других видов информации и позволяет выяс­нить не только факты, но и мнения, чувства, мотивы, относящиеся как к настоящему; так и к прошлому, и к будущему. Ин­формация, полученная при опросе, более надежна, легче поддается формализации. Опросы классифицируются по самым различным основаниям.

По характеру взаимосвязей социолога и pecпондента опросы различают на заочные (анкетные) и очные (интервью). По сте­пени формализации - на стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые. Специфическим видами опроса являются социометрический и экспертный опрос.

Широко распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.

Рассмотрим еще один наиболее распространенный метод выявления мнений, суждений, оценок членов коллектива - метод анкетного опроса.

Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым иссле­дователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.

Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент.

Анкетный опрос имеет своей основной целью получение определенных количественных показателей, совокупно характери­зующих составляющие социально-психологического климата про­изводственной группы в основных его проявлениях в сфере груп­пового сознания. При этом каждую из этих составляющих можно выразить следующими показателями.

1. С помощью групповой оценки состояния данной характеристики (например, оценки отношения руководителя к подчиненным и оценки отношения подчиненных к руководителю), полученной на основе индивидуальных оценок.

2. С помощью групповой оценки удовлетворенности состоя­нием данной характеристики (например, взаимоотношениями с руководителем группы)

Анкета - это определенная система вопросов, связанных с задачами исследования. Анкета состоит из нескольких частей. На первом месте стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполне­нию анкеты, указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе.

На втором месте стоит паспортичка, в которой содержатся вопросы для выяснения социально-демографических характерис­тик респодентов (пол, возраст, образование, профессия, се­мейное положение). Часто паспортичка дается в конце анкеты. Затем следуют контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента. После контактных вопросов идут основные. Их содержание определяется целями исследования. На последнем мес­те стоят заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение. В начале анкеты помещаются наи­более простые вопросы, не вызывающие затруднений у респодентов и создающие желание участвовать в исследовании. Этим за­дачам в наибольшей степени соответствуют вопросы о фактах.

К середине анкеты сложность вопросов постепенно нараста­ет. В среднюю часть включают вопросы, которые обеспечивают получение информации по теме исследования. Завершают основ­ную часть более легкие вопросы, которые преследуют цель уточнить информацию, проконтролировать ответы на наиболее важные вопросы.

Наибольшее распространение получили следующие виды анке­тирования: почтовое, прессовое, раздаточное.

Раздаточное анкетирование предполагает раздачу анкет непосредственно респондентам и сбор их после заполнения. Этот вид анкетирования гарантирует добросовестное заполнение ан­кеты, почти полный их возврат.

Почтовое анкетирование - распространение анкет путем поч­товой рассылки. К достоинствам этого вида анкетирования отно­сятся его дешевизна, большой охват респондентов, простота организации. Недостатком этого вида анкетного опроса являет­ся низкий процент возврата анкет. В среднем он составляет около 5 процентов.

Прессовое анкетирование - вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Для прессовых анкет также характерен низкий уровень возв­рата.

При составлении анкеты применяются различные виды вопро­сов. Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков: содержание, функции, структура, форма.

По содержанию вопросы подразделяются на две большие груп­пы: вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мне­ниях.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контактные, контрольные.

Основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, фильтрующие вопросы - для отсеивания не­компетентных респондентов. Функция контрольных вопросов уточнить правильность ответов на основные вопросы. Контакт­ные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом.

В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и зак­рытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опраши­ваемый выбирает тот ответ, который для него приемлем. Выде­ляют три разновидности закрытых вопросов: 1) "да-нет", 2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из переч­ня возможных, 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выб­рать одновременно несколько ответов.

По форме различают вопросы прямые и прожективные (косвен­ные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В прожективных вопросах ситуация предполагается.

Существует множество методик, измеряющих состояние психологического климата в коллективе.

К примеру, методика цветописи заключается в изучении эмоциональных состояний человека, которым соответствуют определенные цветовые оттенки. По оценке цветов, выбранных испытуемыми, определяется эмоциональное состояние работника и эмоциональная атмосфера коллектива в целом.

Сущность методики анализа значимых ситуаций заключается в изучении реакции членов группы, преобладающей в той или иной ситуации. Исследователь ежедневно регистрирует в дневнике произошедшие события и поведение в коллективе, берет интервью, проводит беседы.

Существуют также различные методики исследования психологической атмосферы коллектива: методика А.А. Русалиновой, методика А.Ф. Фидлера (2), методика измерения взаимоотношений в первичном коллективе, методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений [13], и др.

АТМОСФЕРА В ГРУППЕ

Замерять психологическую атмосферу в группе, т.е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие "дистанцию" между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме:

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие _ ________ Враждебность
Согласие Несогласие
Удовлетворенность Неудовлетворенность
Увлеченность Равнодушие
Продуктивность Непродуктивность
Теплота Холодность
Сотрудничество Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка Недоброжелательность
Занимательность Скука
Успешность Неуспешность
и т.д.
Для исследования психологического климата коллектива используются различные методы: наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования. Беседа – применяется на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами. Метод социометрических измерений Дж. Морено, методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), методика СПСК (социально – психологическая самоаттестация группы как коллектива), экспертная диагностика стиля руководства, руководителя, коллективом и т.д.

Виды методов социальной психологии:

1) методы сбора информации:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) корреляционное исследование;

г) опрос;

д) интервьюирование;

е) шкалирование;

ж) тестирование;

з) проективные методики;

и) социометрия;

к) изучение документов;

л) изучение продуктов деятельности;

2) методы обработки информации:

а) приемы теоретической и логической обработки данных;

б) использование математической статистики.

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОЙ МОТИВАЦИИ» Назначение. Настоящий тест составлен по типу семантического дифференциала. По утверждению его автора И. Д. Ладанова, он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7. В левой части теста представлены положительные факторы, характеризующие групповую мотивацию. В правой его части представлены факторы, отрицательно характеризующие групповую мотивацию. Желательно, чтобы задание выполнили все члены исследуемой группы, и был получен средний результат оценок. После выполнения и обсчета теста возможно обсуждение в группе выполненного задания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.