Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающая среда




До сих пор я говорил только о природе организма, но настало времясказать хотя бы несколько слов о ситуации, или среде, в которой существуеторганизм. Прежде всего, мы должны признать, что мотивация редко проявляетсебя в поведении, не связанном с конкретной ситуацией или с конкретнымилюдьми. Теория мотивации обязана учитывать культуральные факторы и должнаисходить из того, что они определяют не только среду существованияиндивидуума, но и его жизнедеятельность. Акцентировав внимание на факторе среды, мне остается лишь предостеречьученых-теоретиков от чрезмерного внимания к этому фактору, придать их непреувеличивать роль внешних, культуральных, средовых, ситуационных влияний.В конце концов, главным объектом нашего исследования является организм и егоприрода. Не стоит впадать в другую крайность, не стоит преувеличивать рольсреды и видеть в организме лишь один из объектов среды, приравнивать его ктем целям, к которым он устремлен или к тем преградам, которые препятствуютего стремлениям. Ведь и объект-цель, и преграда, встающая на пути к ней,порождены не только средой, но и создаются самим индивидуумом, и обсуждатьих нужно в терминах, учитывающих и то, и другое влияние. Я затрудняюсь датьуниверсальное определение понятию "среда", но не вижу иного способа описатьсреду, кроме как через призму конкретного организма, функционирующего в ней.Рассуждая о ребенке, который, стараясь завладеть каким-то ценным для негообъектом, встречает на своем пути преграду, мы должны понимать, что ребенокне только определяет объект как нужный или важный, он в то же самое времяспособен воспринять возникшую на пути преграду именно как преграду. С точкизрения психологии здесь еще нет барьера, пока это только результатвзаимодействия среды с конкретным индивидуумом, стремящимся к желанной цели. У меня складывается впечатление, что теории среды и неадекватные,ошибочные теории мотивации подпитывают друг друга, они жизненно необходимыдруг другу. Например, теория мотивации, построенная только на анализеповедения, нуждается в теоретических аргументах теории среды, без них онаутрачивает всякий смысл. То же самое можно сказать и о тех мотивационныхтеориях, авторы которых склонны преувеличивать роль позыва и принижаютзначимость фундаментальных человеческих потребностей и целей, ѕ чтобы бытьхоть сколько-нибудь убедительными, такие теории вынуждены обращаться кярким, материальным аргументам теории среды. Напротив, те исследователи,которые отдают должное изучению фундаментальных человеческих потребностей,не так привязаны к аргументации инвайронменталистского толка, им известно,что эти потребности сравнительно постоянны, гораздо более независимы отситуации и среды, в которой находится организм. Человек не столь жесткоограничен в способах адекватного и эффективного удовлетворенияфундаментальной потребности, можно сказать, что сама фундаментальнаяпотребность организует, а, быть может, даже и творит окружающую человекареальность. Облекая эту же мысль в другие слова, скажу, что, еслисогласиться с предлагаемым Коффкой делением среды на географическую ипсихологическую, то понять, каким образом географическая среда обитаниястановится психологической средой можно, лишь смирившись с мыслью. чтоорганизм, находясь в определенной среде, постоянно стремится организовать еев соответствии со своими психологическими нуждами. Отсюда мораль ѕ теория мотивации должна учитывать фактор среды. но недолжна при этом превращаться в теорию среды, в противном случае на нашихпопытках понять природу постоянства организма и на желании целиком посвятитьсебя изучению мира, в котором организм пребывает, можно будет поставитьжирный крест. Чтобы не продолжать приводить один довод за другим, подчеркну, чтоперед нами стоит задача создания теории мотивации, а не теории поведения. Наповедение человека оказывают воздействие очень разнородные факторы, в ихчисле есть и факторы мотивации, и факторы среды. Если мы беремся за изучениемотивации, то это вовсе не означает, что мы будем игнорировать факторысреды, откажемся от изучения ситуационных детерминант. И те, и другиефакторы по праву должны занять подобающее им место в общей структуре знанияо человеке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.