Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии воспитания субъектной активности личности




Целевые ориентиры технологий:

1) потребность быть личностью;

2) формирование готовности к активной деятельности, пре­одолению трудностей;

3) воспитание человека действия, способного проявлять себя в различных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности;

4) формирование самоуправляющих механизмов личности;

5) воспитание человека как самосовершенствующуюся личность, готовую к самосовершенствованию, саморегуляции, самореализа­ции, самооценке.

Концептуальные основы технологий:

1) доминанта саморазвития и самосовершенствования лично­сти, включающая в себя установку на субъектную активность, на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, саморегуля­цию и самоактуализацию;

2) диалектическое единство социальной адаптации и социаль­ной автономизации;

3) личность как активный субъект социальных отношений ха­рактеризуется автономностью. Социальная автономность — это установка на себя, выраженная в умении властвовать собой, ана­лизировать себя, осуществлять самоконтроль;

4) социальная активность человека определяется степенью проявления его сил и способностей как члена группы, общества;

5) социальное закаливание личности, т. е. подготовка ее к труд­ностям в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.

Данная социально-воспитательная технология приобретает осо­бую актуальность в XXI в., поэтому интенсивно разрабатываются такие ее разновидности, как технология воспитания социально активной личности, технология формирования лидерских качеств личности; технология самоуправления в коллективах; технология воспитания самозащитных качеств личности; технология самооп­ределения; технология саморазвития личности.

«Поведенческая методика воспитания» (США).

Эта технология пользуется большой популярностью за рубежом.

Целевые ориентиры технологии:

1) развитие познавательного и эмоционального общения на­ставника и воспитанников посредством формирования навыков общения, которые впоследствии можно совершенствовать;

2) укрепление у воспитанников навыков совместной деятель­ности в кружках, клубах, спортивных соревнованиях и т.д.

Концептуальные основы технологии — коммуникативное воспитание.

Особенности реализации: введение в программу общеобразовательных школ курсов общения, направленных на искусство аргументации, взаимодействия с другими людьми, избегания конфликтных ситуаций.

В нашей стране данная технология используется посредством организации разнообразных тренингов общения, лидерских качеств, дисциплинированности и культуры поведения, разреше­ния конфликтов.

Существующие в настоящее время воспитательные технологии - это частнометодические технологии, поскольку выступают они в качестве средства воспитания и направлены на получение воспи­танником социального опыта, признаками которого являются их участие в соответствующем общении, взаимодействии и положи­тельное отношение воспитанников к другим людям.

Существуют локальные разновидности воспитательных техно­логий: коллективное творческое дело (КТД) — методика И. П. Ива­нова; тренинг общения; шоу-технологии (публичные конкурсы, соревнования, КВН); групповая проблемная работа (диспуты' дискуссии, разработка проектов); диалог «педагог—воспитанник» как удовлетворение потребностей воспитанника в безопасности, принятии, уважении; «информационное зеркало» (разнообразные формы настенной печати).

Здесь важно обратить внимание на алгоритм описания пред­ложенных технологий: феномен; цели — результаты — эффекты; временная структура по этапам подготовки, реализации и анали­за итогов; основные механизмы реализации задуманной техно­логии.

Обучение педагогов воспитательным технологиям осуществля­ется в трех формах: просвещенческой, когда целью становится сообщение знаний, информации; практико-ориентированной, целью которой становятся умения; личностно ориентированной, при которой цель заключается в формировании позиций, отно­шений, осмыслении себя как профессионала.

Технология организации коллективных творческих дел (КТД).

Это лучшее, чем располагает сегодня современная общеобра­зовательная и профессиональная школа в воспитательной работе. Остановимся на ней подробнее.

Цель данной технологии — формирование и развитие общест­венного сознания учащегося школы или студента, т.е. такого созна­ния, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социаль­ной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности. Ценности — это нравственно-этические, эстетические, правовые и санитарно-гигиенические нормы, за­крепленные в сознании, мировоззрении людей традициями, об­разом жизни, культурой, обычаями народа, образованием, зако­нами государства.

Рассмотрим технологическую карту методики коллективного воспитания.

Основания: развивающий Метод и функции управления Технология Методика
Мотивация Выбор цели деятельности Беседа, опрос, традиции («Разведка дела» у И.П.Иванова)
Планирование Планирование деятельности Метод мозгового штурма
Организация Распределение «зон ответ­ственности» между члена­ми коллектива Обсуждение и принятие решения на основе принципов участия всех и согласия
Контроль (регулирование) Подготовка коллективно­го дела: репетиции, оформление, тренировки, практическая деятель­ность Мотивация деятельно­сти детей через внима­ние, заботу, взаимопо­мощь
Мониторинг (анализ) Проведение воспитатель­ного мероприятия (реали­зация цели деятельности). Рефлексия, самоанализ, постоянное наблюдение за изменениями в поведе­нии детей По плану, по сценарию Классный час

Указанная технология хорошо отработана как в школах, так и в колледжах, но следует отметить, что рефлексия и наблюдения за изменениями в поведении учащихся обычно не проводятся, хотя эти технологические звенья являются обязательными при прове­дении коллективных творческих дел, учитывая, что воспитание в коллективе и через коллектив — это адаптация студента к внеш­ним требованиям, правилам социума, к внешней регуляции свое­го Поведения посредством сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в Процессе воспитания.

Таким образом, технологии воспитания содействуют социали­зации личности, выполняют задачу преобразования процесса вос­питания на основе продуктивной деятельности его субъектов в Направлении формирования у студентов целостной и научно основанной картины мира, гражданского самосознания, приобщения к общечеловеческим ценностям, креативности и способности к самореализации, нравственного поведения в отноше­ниях с другими людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.