Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Системный подход к изучению афазий




Выводы и замечания

Системный подход к изучению афазий. Школа А.Р.Лурии. Влияние фонологической теории на изучение речевосприятия

В отечественной науке наибольший вклад в развитие учения об афатических расстройствах принадлежит А.Р. Лурии и его школе. В работах этого направления впервые обосновывается системный подход к изучению афазий, базирующийся на психофизиологических представлениях о высших корковых функциях. Исследования А.Р. Лурии и его учеников оказали огромное влияние на мировую науку и являются общепризнанными. Представители этого направления основываются на идеях физиологов Н.А. Бернштейна [Бернштейн, 1947] и П.К. Анохина [Анохин, 1962] - с одной стороны - и психологов Л.С. Выготского [Выготский, 1982, 1984] и А.Н. Леонтьева [Леонтьев, 1965] - с другой.

Кардинальные проблемы при обсуждении речевых расстройств с самого начала связывались с возможными нарушениями слуха, вызываемыми поражениями височной доли левого полушария, что казалось естественным, т.к. височные доли являются проекционными зонами слуховой системы. Однако установлено, что при афазиях либо не страдают вовсе, либо страдают непропорционально мало - и абсолютные пороги слуха, и дифференциальные пороги по частоте и интенсивности тональных сигналов [Henschen, 1918; Трауготт, Кайданова, 1975; Балонов, Деглин, 1976; Бару, 1977; Балонов, Деглин, Черниговская, 1985]. В связи с тем, что непонимание слышимой речи нельзя было свести к общим нарушениям слуха, восприятие звуков речи стали рассматривать как особую функцию слуховой системы – речевой слух, а его расстройства как особую форму агнозии – акустическую словесную агнозию.

С развитием в лингвистике фонологической теории [Jakobson, 1952, 1979; Трубецкой, 1960] восприятие звуков речи стали рассматривать как самостоятельную функцию. Подчеркивается, что существует различие между звуком речи как физической единицей и фонемой как абстрактной единицей, имеющей функциональное классификационное значение.

Акустический анализ является лишь начальным этапом опознания звуков речи, конечным же является принятие фонемного решения. С этой точки зрения расстройства восприятия стали связывать с нейтрализацией фонемных оппозиций [Иванов, 1962; Винарская, 1971; Лурия, 1975, 1979; Jakobson, 1980]. Надо заметить, однако, что вопрос о стадиальности речевосприятия далек от ясности и продолжает дискутироваться представителями разных научных дисциплин, например [Бондаренко, 1981; Физиология речи, 1976].

Подводя итог краткому обзору истории проблемы изучения речевых функций на основе афатических нарушений, сделаем несколько принципиальных замечаний:

1. Несмотря на многочисленные противоречия в трактовках афатического материала, можно говорить о большой степени полифункциональности отделов коры в обеспечении речемыслительных функций. По всей видимости, критическим является не интактность какой-либо зоны, а сохранение возможности взаимодействия множества слухо-речевых зон, в котором участие одной из них является совершенно необходимым. Об этом свидетельствуют данные, полученные при психохирургических операциях: из 10 тысяч случаев проведенной фронтальной лоботомии, когда инструмент проходил через зону Брока, не наблюдалось экспрессивной моторной афазии [Pool et al, 1949]. Редко приводили к серьезным нарушениям речи разобщения межкорковых ассоциативных связей в пределах левого полушария – наблюдалась преходящая моторная дисфункция речи. Восстановление происходило в различные временные интервалы, но было в подавляющем большинстве случаев полным [Penfield, Roberts, 1964]. Именно отсутствие серьезных нарушений речи при различных хирургических операциях дало основание для развития идеи об особой роли кортико-таламических “вертикальных” связей в организации речи, а также о наличии интегративной центрэнцефалической системы [Penfield, Roberts, 1964; Pribram, 1975]. Неудивительно, что степень нарушений речевосприятия и речепроизводства связана с объемом поврежденной мозговой ткани, входящей в систему обеспечения речевой функции как единого целого.

2. Как указывалось выше, афатическая модель в ее классическом варианте сводит все речевые расстройства центрального характера к дисфункциям левого полушария. Между тем, к настоящему времени можно считать твердо установленным факт полноправного участия в речевом процессе структур правого полушария. Поэтому для понимания мозгового обеспечения речевых функций одной афатической модели недостаточно. Необходимо привлечение материалов, полученных на других видах патологий, и данных, полученных с использованием различных специальных – инвазивных и неинвазивных – методик.

3. Необходимо подчеркнуть, что данные, полученные на патологическом материале, могут быть перенесены на модель нормально функционирующего мозга с большой осторожностью, хотя такой перенос, разумеется, необходим. При этом, по возможности, должны учитываться данные совершенно различных патологических моделей, индивидуальные различия, компенсаторные механизмы, постоянно действующие при восстановлении тех или иных функций, когда обеспечение их может на себя взять другая зона коры.

Особое значение для верификации материалов, полученных на патологических моделях приобретают исследования здоровых испытуемых неинвазивными методами (би- и моноауральные, тахистоскопические и др.).

Глава 14. Нарушения речи, вызванные заболеваниями мога, не связанными непосредственно с нарушением речевых зон

В литературе существует огромное число работ, исследующих речевую деятельность при преимущественно неочаговых поражениях мозга у больных с нарушениями психики и при пограничных состояниях. Особенно обширная литература имеется по проблеме речи при шизофрении и эпилепсии. Несколько меньше количество исследований касается речи больных маниакально-депрессивным психозом. Известны практически единичные работы об особенностях речи при неврозах – исключая речевые неврозы – заикание, мутизм, и другие – которым также посвящено большое количество специальных исследований. В последнее время в отдельную область выделилось изучение так называемых измененных состояний сознания, т.е. таких, которые определяются экстремальными условиями под воздействием искусственных или естественных обстоятельств. В том числе, к ним относятся состояния людей, проходящих психофармакологическую терапию. Расстройства речевой деятельности принято рассматривать как один из симптомов при психопатологических и невротических состояниях. Поэтому традиционно в литературе доминировали клинико-психологические исследования. Однако в последние десятилетия нарушения речи при нарушениях сознания стали рассматриваться и в иных аспектах – для разрешения задач самих фундаментальных наук -физиологии, психологии, лингвистики и ряда других. Практической целью таких исследований является возможность диагностики состояний человека по характеристикам речи в условиях клиники, с одной стороны, и возможность оценки успешности адаптации к экстремальным условиям – с другой. Остановимся на некоторых из таких нарушений речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.