Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование метода контент-анализа для исследования особенностей речевого поведения больных неврозами




Речь при неврозах

Речь при неврозах

В литературе имеется незначительное количество работ, непосредственно связанных с проблемой речевого поведения людей в невротических состояниях. Следует отметить сходство указываемых характеристик с проводимыми нами ранее особенностями речи при маниакально-депрессивных психозах. Следует отметить работы Маля, Шапиро [Malh, 1963; Shapiro, 1977].

Интересно сопоставление различных групп невротических больных (с точки зрения использования ими различных речевых средств лексического уровня) [Tailor, Doody, 1985]. В ряде работ подчеркивается важность анализа тех параметров речи, которые меняются в состоянии эмоциональной напряженности – число повторений фраз, слов, слогов, парафазии, число и характер пауз [Dibney, 1956; Osgood, 1967; Витт, 1974].

В целом, считается, что особенности речи при неврозах должны проявляться в содержательной стороне речи, так как важнейшую роль в формировании их играют личностные особенности больных. Поэтому обработка речевого материала ведется с помощью различных шкал тревоги, агрессии, депрессии, коммуникабельности [Карвасарский, 1980; Мясищев, 1980; Додонова, 1988].

Из этого, на наш взгляд, следует, что речевой материал используется при изучении неврозов не как источник собственно речевой информации, а как способ, язык для проникания в личность больного. Существенную роль поэтому играет подбор речевых тестов для каждой группы больных (психосмотические больные, больные с неврозом навязчивых состояний, больные истерией и т.д.) с учетом пола.

В различных областях человеческой деятельности могут возникать ситуации, при которых речь является практически единственным источником информации о психическом состоянии человека. В связи с этим встает вопрос, может ли речь с достаточной надежностью отражать эмоциональное и физическое состояние человека, его личностные особенности и, в частности, наличие невротических расстройств. В обширной литературе, посвященной изучению речи психических больных, имеются лишь единичные работы, посвященные изучению речи больных, страдающих неврозами, в указанном нами аспекте [Ласко и др., 1975; Malh, 1963].

Учитывая вышесказанное, задачей настоящей работы является изучение некоторых особенностей речевого поведения именно этой группы больных. В качестве метода использовался контент-анализ, позволяющий проанализировать содержательную сторону речевой продукции здорового или больного человека. Было проведено обследование 74 больных неврозами в возрасте от 18 до 55 лет (30 больных с неврастенией, 30 - с истерическими неврозами и 14 - неврозами навязчивых состоянии). Контрольная группа состояла из 20 здоровых лиц в возрасте от 20 до 50 лет.

В качестве речевого материала использовались записанные на магнитную ленту рассказы, составленные испытуемыми по 5 предложенным темам с различной эмоциональной направленностью - положительной, отрицательной, нейтральной ("Двое на берегу моря", "Ночь в лесу", "Исчезновение человека", "В незнакомом городе", "Необычное происшествие").

Наиболее часто встречающимися состояниями в клинике неврозов являются состояние тревоги, агрессии и депрессии, а областью проявления имеющихся психологических конфликтов - различные виды обобщения. В связи с этим в нашем исследовании уделялось внимание проявлению в речи именно этих состояний, а также различных типов коммуникаций.

Обработка речевого материала проводилась с помощью модифицированных нами контент-шкал Готтшалка-Глезера [Gottschalk, Gleser, 1969; Gottschalk, 1978]. Использовались шкалы тревоги, агрессии, депрессии и самостоятельно составленная шкала общения. Этот тип анализа основывается на предположении, что степень выраженности того или иного психического состояния зависит от частоты упоминаний о нем в речи и от прямой или косвенной формы выражения этого состояния. В качестве оцениваемого высказывания могут быть как слово, так и группа слов или простое предложение. В соответствии со шкалой высказываниям от 1-го лица приписывается 3 балла, от 3-го лица - 2 балла и 1 балл, если наличие измеряемого состояния отрицается или приписывается неодушевленному предмету. Затем сумма баллов, полученная для текста, делится на число оцениваемых высказываний. Для оценки личностных особенностей испытуемых использовалась методика MMPI (вариант, адаптированный И.Н. Гильяшевой, Л.Н. Собчик, Т.Л. Федоровой, 1984).

Каждый из рассказов оценивался по выраженности:

· тревоги по поводу смерти и физического неблагополучия (тр1);

· тревоги по поводу разобщения (тр2);

· тревоги социального неодобрения (трЗ);

· неопределенной тревоги (тр4);

· тревоги за других людей (тр5);

· открытой агрессии, которая проявляется от лица рассказчика (агр1);

· скрытой агрессии, выражаемой от лица других действующих лиц рассказа (агр2);

· амбивалентной агрессии, направленной одновременно вовне и на себя самого (агр3);

· депрессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.