Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 9 страница




 

членов семьи, а в соответствии с потребностями клиента. Социальные работники следуют особой структуре общения, в частности используется психоаналитическая техника «пустого экрана». Важную роль играют демонстрация обратной реакции на поведение клиентов, помощь им в поиске альтернативных вариантов решения проблем, определение моделей поведения и мышления, в которых активизируются навыки сознательной саморегуляции. Задачей социальных работников является также создание рабочего альянса с клиентами в целях изменения иррациональных моделей поведения и восприятия в направлении их большей реалистичности. Акцент на реалистическом мышлении сближает данный подход с когнитивной терапией. Однако социальная работа в рамках психологии личности применяется в тех случаях, когда в отношениях со специалистами нерациональные стратегии клиентов носят устойчивый характер, поэтому для работы с ними необходим терапевтический альянс. Например, у клиентки были сложности во взаимоотношениях с мужем, проявлявшиеся в постоянных спорах, проблемах общения и невнимания к мнению друг друга. Подобная ситуация возникла и при нашем общении. Я обратил внимание супругов на их неспособность к слушанию и посоветовал каждому молча слушать другого в течение двух минут, делать пометки, поскольку у женщины были проблемы с памятью, и только затем попеременно высказывать ответное мнение. Таким образом, они научились поочередно говорить и слушать.

Отношения между специалистом и клиентом зависят от многих особенностей клиентов: их мотивации и ожиданий, ценностей, опыта, социальной и культурной принадлежности, навыков сознательного контроля и текущей жизненной ситуации. Главными факторами, которые влияют на взаимоотношения специалиста и клиента, являются способность увидеть в происходящем взаимосвязь поведения и мышления, а также показать клиенту эту зависимость и способы преодоления ошибочных представлений. Организационные особенности также влияют на общение с клиентами; отношение к ним определяет их ожидания и мотивацию, а также удовлетворенность контактами. Например, тихое, уединенное место для бесед, четкий временной график и эффективная организация встреч являются признаками уважительного отношения к клиенту.

Социальный работник ориентируется на созданные отношения при постановке диагноза и обращает внимание на следующие моменты:

■ внушение надежды и формирование мотивировки;

■ развитие автономии, навыков решения проблем и адаптацию к окружаю

щей среде;

■ формирование ролевой модели и положительного опыта с целью кор

ректировки прошлого негативного опыта;

• достижение личностных изменений;

■ мобилизацию ресурсов для оказания помощи клиентам;

■ изменение окружающей обстановки;

 

ращение отношений также должно происходить по пути уменьшения ости клиентов от социальных работников и служб помощи, в то же оддержка должна быть всегда для них доступной, достижения необходимых изменений может быть использован широ-ктр психологических техник, которые анализируются в работе Холлис 1981). Среди них:

ники поддержки — сочувственное слушание, восприимчивость, приня-; и признание достоинств клиента;

шое влияние — убеждение, совет;

чение, описание и обсуждение — прояснение и оценка восприятия и SCTB клиента относительно ситуации;

флексия «личность—ситуация» (или «личность—окружение») — фо-;ировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, шитие способности к пониманию других, прояснение причин поведе-я клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуа-ей и поведением;.

флексия динамической модели — определение поведенческих моделей их связи с паттернами мышления и восприятия;

флексия развития — помощь клиенту в анализе связи между пережи-ниями настоящего и прошлого;

учение — информирование, установление контактов с другими;

руктурирование — детализация проблем, определение приоритетов, тановление временных ограничений и организация деятельности.

!цл терапевтической среды: применение в стационарном:луживании

жолько моделей психодинамической теории нашли применение в ра-гационарных учреждений социальной помощи. Райтон (1975) выделяет t отношении следующие три теоретических подхода.

плановая средовая терапия (Франклин, 1968; Вилле, 1973), основанная а работе с проблемными подростками во время Второй мировой войны, еоретические истоки этой терапии — психоаналитическая теория и радиальные образовательные модели, которые рассматриваются в работах омера Лейна (Вилле, 1964), Найла (1964) и Лайворда (Берн, 1956).

перапия средой — главным образом американская модель, представления в работе Польски (1968). В данном подходе психодинамические.«оплтопттониа ИГ.ПОПЬЗУЮТСЯ в групповой работе с проблемной молоде-

 

реждения) для анализа межличностных и внутригрупповых отношений, особенно в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (Редл, 1959). Еще один вариант практической работы с жизненным пространством клиентов, находящихся в стационарных учреждениях, показан в работе Кинан (1991).

■ Терапевтические микросоциальные группы — модель, разработанная на осно

ве практической работы в психиатрических лечебницах Джонса (1968) и

Кларка (1974), кроме того, ее истоки связаны с периодом после Второй

мировой войны и реабилитацией участников военных действий (Кеннард,

1998). Этот подход нашел применение в учреждениях по месту житель

ства, например в больничных дневных стационарах (Уайтли, 1979), а также

в общежитиях и домах совместного проживания, финансируемых ассоци

ацией имени М.Ричмонд (Янсен, 1980; Мэннинг, 1989).

В рамках этого направления рассматривается также групповая психодинамическая работа, предложенная Байоном (1961). Некоторое отношение к идее терапевтической среды имеет деятельность организационных консультантов-психоаналитиков, в частности представителей Тавистокского клинического института (Брирли, 1991). Фаульксу (1964) принадлежит идея «групповой матрицы», которая объединяет все формы взаимодействия и общения в группе и становится для ее членов основой единого восприятии происходящего. Этот феномен называется иногда «групповым духом», или «безопасной зоной», как в теории привязанности Боулби (Ролинсон, 1999). По мнению Фроггетт (2002), психодинамические групповые подходы помогают сдерживать проблемные вопросы в рамках матрицы безопасной среды. Еще одна интерпретация терапевтической среды содержится в работе Мензис-Лита (1988). В ней показано, как сотрудники больницы, сталкиваясь с тяжелыми эмоциональными ситуациями, используют психологические защиты для сохранения эмоционального равновесия. В своем обзоре Бетлехем (1950) воссоздает атмосферу психоаналитической практики в стационарном учреждении для детей с поведенческими нарушениями, кроме того, в этой работе заметно влияние опыта пребывания автора в концентрационном лагере во время Второй мировой войны.

Самой известной моделью практики стационарной помощи считается терапевтическая микросоциальная группа. В работе Кеннарда (1983, 1998) перечисляются основные характеристики такой группы, которые можно отнести ко всем трем моделям терапевтической среды. К ним относятся:

■ неформальная атмосфера и дух коллективизма;

■ групповые встречи, являющиеся основным методом терапии. Во время их

проведения происходит обмен информацией, формируется чувство со

причастности, принимаются совместные решения, кроме того, участни

ки получают обратную связь и учатся прислушиваться к коллективному

мнению;

■ пабота участников на благо группы;

 

юделение полномочий между сотрудниками и участниками группы;

:е ценности. Например, в проблемах индивида видятся проявления юстей в межличностных отношениях, терапия воспринимается как есс изучения нового (научение на основе инсайта — Хиншельвуд, |, а участники группы рассматриваются как равные личности.

РИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ати и Джерольд

ати (7 лет) и Джерольд (9 лет) были направлены школой в социальную службу 1зи с подозрениями в жестоком обращении и отсутствии заботы со стороны 1телей. Родители, Джулиана (28 лет) и Альберто (31 год), испытывали слож-и в воспитании детей, у которых в дошкольном возрасте были некоторая;ржка в развитии и поведенческие нарушения. Альберто несколько раз ос-ял Джулиану одну. Он уезжал работать на Ближний Восток, ссылаясь на про->лы с детьми. В школе у Кати замечались агрессивные проявления — она от-ала вещи у детей и отрицала этот факт. Джерольд часто сидел на задних гах, наблюдая за происходящим в классе, но практически не включался в 5ный процесс. Родители других детей жаловались учителям, а также Джули-и Альберто на поведение их детей, что вызывало бурную реакцию Альберто)иводило к конфликту. Дети неоднократно оставались в школе после уроков, эму что родители не могли их забрать. В школе нет группы продленного дня. ^ицинское обследование свидетельствовало о том, что детей наказывали и за in должным образом не ухаживали. Родители Джулианы и Альберто — имми-нты с Карибских островов, которые затем вернулись на родину. Исходя из позиции специалиста по защите прав детей, подумайте, с чего вы нете работу с данной семьей: как вы представитесь родителям и детям? С кем вы, скорее всего, будете работать: с родителями или детьми? Подумай-как можно использовать для оценки этого случая теорию привязанностей. На;ие поведенческие проявления вы обратите внимание? Какие методы помогут л оценить поведение детей и родителей? Какие методы вмешательства, харак->ные для теории привязанностей, могут быть полезны в данном случае? Какие методы работы с сознанием вы используете при работе с родителями? какие особенности их прошлого опыта нужно обратить внимание? Какие по-ценческие проблемы и неадекватные особенности восприятия свидетельству-о необходимости формирования навыков сознательной регуляции? Подумайте о возможности применения в работе с детьми теории привязан-стей, а с родителями — практических методов психологии сознания. Что, по шему мнению, нужно добавить к этим методам из теорий антидискриминации, нической сензитивности и феминизма?

шентарий

бенности психодинамической социальной работы, которые вызывают еские замечания, состоят в следующем.

современных технологиях социальной работы, таких, как ведение слу-сг! (п г.тттА — «managed care», в Великобритании — «care management»),

 

гораздо больше внимания уделяется эффективному обеспечению услуг, чем психосоциальной помощи (Бренделл, 2002).

Большое значение придается доказательной практике, а также объяснениям поведения (Монтгомери, 2002) на основе связи генетических особенностей и химических изменений в головном мозге, что уводит от объяснительных моделей интерпретативного и метафорического характера, свойственных психодинамической теории (Бренделл, 2002).

В основе психодинамической социальной работы находится научный, и изначально биологизаторский, объяснительный подход, который можно назвать теоретическим. Однако он не может быть проверен традиционными научными методами. Многие авторы утверждают, что данный подход не признает ценности человеческой самореализации (Стрин 1979).

Психоанализ возник в определенной социокультурной среде, ограничен культурными рамками, так что любые отклонения от принятой нормы считаются проявлениями аномального поведения, которые необходимо лечить. В последнее время широко обсуждаются вопросы этнических различий, которые в психоанализе рассматривались в качестве девиаций. Вызывает возражения и присущий этому подходу взгляд на половое влечение к лицам своего пола, которое связывается с материнским отношением и нуждается в лечении (Стрин, 1979, 56).

 

Многие современные этнические, культурные и гендерные ценности могли бы обогатить психодинамическую теорию, но поскольку она не занимает центрального места в социальной работе, эти ценности не становятся ее составными частями. К ним обращаются только отдельные авторы. Кларк (2003) полагает, что взгляд на проблемы расизма с точки зрения психоанализа мог бы многое объяснить в природе сложных эмоциональных реакций человека, которые составляют основу расистского поведения.

Концепция женской личности и ее развития в психодинамической теории является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотип женщины-домохозяйкн, воспитывающей детей, которая социально, интеллектуально и, возможно, морально представляет собой неполноценного индивида. Вместе с тем известны несколько направлений феминистских исследований в психологии. Митчел (1975), например, утверждает, что психоанализ способствует пониманию того, как мужчины приобретают и сохраняют превосходство в патриархальном обществе. Сейерс (1986, 1988) полагает, что формы женского сопротивления патриархальному подчинению проанализированы недостаточно и что психоаналитическая теория может быть в этом полезной. По мнению Боннер (2002), идеи интерсубъективности, этнокультурного взаимообмена и антирасистского движения могли бы лечь в основу психодинамической теории в работе с представителями этнических меньшинств.

 

герапевт. Психоанализ не строит модель равноправных взаимоотношений между клиентом и специалистом. Даже концепция Перлман (1957а) о троблемно-ориентированной социальной работе, показывающая процесс шределения и решения проблем, во многом напоминает медицинскую годель лечения заболеваний.

Грименение инсайта в качестве основной терапевтической техники по-воляет клиентам осознать свои эмоциональные переживания. Однако это г помогает им что-то изменить в реальной жизни. Поскольку психоана-13 является недирективной техникой, результаты работы психоанали-ка практически незаметны.

зденция к использованию ярлыков иногда провоцирует специалисте)!

обвинению жертвы в существовании сложной ситуации. Поведение клиен-

интерпретируется как неадаптивное, если оно противоречит ожидани-

специалиста или службы. Если клиенты выражают недовольство пре-

:тавленными услугами, используется психологический термин «сопро-

!ление» (Гитерман, 1983). Тем самым социальная служба снимает с

я ответственность.

мая теория подразумевает «разговорный» тип терапии, который рас-ган на вербально активных клиентов, способных принять участие в якдении и рефлексивном анализе своих психологических проблем. Ее активность уменьшается при работе с клиентами, которые обраща-i с проблемами практического характера и менее способны вербаль-ыразить свои переживания (Стрин, 1979).

поры среды в психоанализе изучаются в меньшей степени, чем внутрен-хеихологические факторы. Это ограничивает спектр возможных воз-лвий и сужает поле начальных предпосылок, из которых исходят спе-*сты (Стрин, 1979).

эдинамические идеи практически не связаны с необходимостью соци-х реформ, соответственно исключается одно из основных направле-оциальной работы (Стрин, 1979).

5Я на недостатки, психодинамические перспективы помогают нам исхождение многих важных принципов социальной работы. «Концессия», «отношения мать—ребенок», «Эго», «сублимация», «ре-:опротивление» — это термины, которые мы употребляем, не за-об их первоначальном значении. Эти перспективы стали богатым разнообразных идей и знания в целом (Дин, 2002). Многие склонны ысокую оценку, несмотря на присущие им недостатки, поскольку зают сложность человеческой жизни и развития, а также особен-здействия человеческого организма, сознания и окружающего мира.

 

■ Теория привязанностей, психология личности и концепция психологического переживания потерь являются современными моделями, которые гораздо более активно применяются на практике по сравнению с традиционными психоаналитическими идеями.

• Психодинамические идеи имеют большое историческое значение, они являются

источником многих моделей практики социальной работы.

• В психодинамических теориях признается существующий социальный порядок и

практически не рассматриваются вопросы социальных изменений, а также рабо

та с социально неблагополучными группами, хотя и уделяется внимание воз

можности непосредственных изменений в ситуации клиента.

• Психодинамические теории используются в специализированных службах, зна

ние теорий помогает организовать взаимодействие с другими специалистами.

 

[АВЫ

 

ава 5. МОДЕЛЬ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ЗАДАЧЕ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

■ем повествует эта глава

т,ель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель1 пред-от собой две различные теории, в основе которых соответственно леей психологии личности и проблемно-ориентированной индивидуаль-боты со случаем. Таким образом, они относятся к индивидуал-рефор-ой традиции и не уделяют большого внимания социальным изменени-явление этих моделей было продиктовано потребностью в развитии ме-:раткосрочной интервенции, поскольку для психодинамической рабо-и характерны неопределенные, а также зачастую длительные отноше-аботе с людьми. В обеих моделях используются когнитивно-поведенче-гтоды, что сближает их с теориями, рассматриваемыми в следующей Сотя теоретические основы названных моделей различны, в целях сопо-[ия они представлены вместе как обоснованные методы краткосрочно-ютельства. Анализ одного из них позволяет увидеть отличительные чер-ого.

ОВНЫЕ ТЕМЫ

дель кризисной интервенции и модель решения задач отражают современ-) тенденцию к развитию краткосрочных, сфокусированных и сформирован-с теорий, нацеленных на разрешение конкретных проблем практического ха-тера. Эти модели подвергаются критике за уход от решения долгосрочных |блем клиента, а также социальных проблем, способствующих социальному лючению.

1зисная интервенция предполагает, что люди стремятся к стабильному состоя-) и способны справиться с изменениями, произошедшими в их жизни. Кризи-нарушают стабильное состояние, при этом либо появляется возможность для ершенствования навыков преодоления проблемных ситуаций, либо увеличится вероятность снижения способностей к выживанию.

туационные кризисы» вызываются конкретными событиями. «Кризисы зрело-> являются реакцией на периодические изменения в течении жизненного цик-которые затрагивают личные обстоятельства клиента и межличностные отно-

!ИЯ.

ходинамическая теория психологии личности используется в кризисной ин-5енции для оценки эмоциональной устойчивости личности в процессе пре-

 

одоления кризиса. Современные когнитивные и проблемно-ориентированные методы применяются для трансформации иррациональных представлений и развития положительных качеств.

Кризис означает критический период в жизни человека, когда ситуации опасности и риска приводят к возрастанию стресса, нарушают устойчивое состояние; ранее приобретенные механизмы преодоления уже не работают.

При кризисной интервенции в первую очередь обращается внимание на безопасность жизни человека, а затем производится оценка эмоциональных, конгитив-ных и поведенческих реакций на событие.

Во время интервенции осуществляется работа с эмоциональными реакциями, а затем усилия направляются на укрепление ресурсных особенностей личности.

Эффективность применения задаче-центрированной модели для работы с определенным кругом проблем подтверждается исследованиями, в которых эти проблемы обозначены и проранжированы самими клиентами.

В задаче-центрированной модели клиент и социальный работник составляют контракт, в котором определяются и фиксируются задачи, ведущие к разрешению проблемы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Кризис — объект интервенции, а также довольно типичное переживание, преодо

ление которого способствует личностному развитию.

> Краткосрочная интервенция.

>■ Структурированные, планомерные и специализированные программы интервенции.

> Задачи как структурированные элементы интервенции и жизненные задачи, ре

шение которых необходимо для достижения эмоционального и социального

комфорта.

> Контракты, или соглашения, целью которых является привлечение клиентов к раз

работке и реализации планов интервенции.

Общий теоретический контекст

Классическое описание техники кризисной интервенции содержится в книге Камлан, посвященной профилактической психиатрии (1965). Истоки этого метода, следовательно, находятся в области психического здоровья и связаны в большей мере с профилактикой, чем с лечением заболеваний. Парад и Па-рал в своем исследовании показывают работу с кризисами развития (19906, 12— 16). Линдеман (1944) рассматривает переживание горя пациентами различных групп и способы преодоления кризиса потери. В частности было отмечено, что пациенты быстрее возвращались к нормальной жизни, если уже имели опыт преодоления кризиса, и хуже справлялись с проблемами, если у них не было такого опыта. Fnvnne специалистов во главе с Линдеман и Кап-

 

и. Эта модель нашла применение в области профилактики кризисов, гривела к развитию нескольких направлений в рамках теории соци-;тей (см. гл. 7).

гической основой кризисной интервенции является психодинамиче-гология личности; в последнее время также заметно влияние когни-;рапии. Кризисная интервенция предполагает воздействие на эмоцио-реакции, возникшие под влиянием внешних событий, и активиза-юнального контроля. Янг (1983) анализирует концепты кризисной ции и соотносит их с идеями китайской философии, доказывая воз-> применения этой модели в китайской культуре. Автор раскрывает гения о середине» как равновесия системы человеческого духа, веду-ютоянию гармонии, а также указывает на положение китайской фи-э естественном движении человека к самореализации. Согласно прин-й, жизнь — это постоянное изменение, и люди должны изучать из-йся мир и быть с ним в гармонии. Китайский вариант достижения

может существенно обогатить западную теорию, -центрированная модель изначально возникла в рамках социальной тгодаря целой серии публикаций (Рейд и Шайн, 1969; Рейд и Эп-•72а, б; Рейд, 1985). Полный обзор этих исследований можно найти 1арша (1991). В данных работах было показано, что, во-первых, не-1 противоположные ожидания, сокращенные лечебные сессии не 3>ективны, чем длительное комплексное лечение, во-вторых, «пла-

краткосрочная терапия» приводит к эффективным результатам и,, практика, созданная на основе задаче-центрированной модели, я высокой эффективностью. Ориентация на решение проблем сбли-ую модель с проблемно-ориентированным подходом Перлман к ин-ной работе (см. гл. 4).

3 кризисной интервенции и задаче-центрированная модель, а также

ю-поведенческие методы являются примерами «краткосрочной те-

^оциальной работе. Они приобретают все большую популярность в

время. Эпштейн (1992, 41—42) сравнивает десять моделей, указы-чительные различия в критериях отбора клиентских групп, органи-одов лечения и прекращении работы. Сопоставив две рассматривае-1И с долгосрочными видами терапии, в частности с психодинами-делью, Эпштейн показал их направленность на решение острых и iпроблем. Кроме того, в отличие от традиционных психотерапевти-дходов, работа в рамках этих моделей находится под контролем и редлагаются определенные рекомендации.

ти пересечения

гриваемые модели социальной работы имеют сходные черты. В обоих пользуются краткосрочные воздействия, хотя они могут сопровож-;ерией последовательных интервенций. Эпштейн (1992, 102) вос-

4 эти модели в качестве поимепов сочетания

 

тие задаче-центрированной модели. Голан (1986, 309) отстаивает противоположную точку зрения. Он считает, что исследования, проводимые в рамках задаче-центрированной модели, подтверждают значение практических воздействий в кризисной интервенции. Роберте и Дзигилевский (1995) воспринимают кризисную интервенцию как форму краткосрочной когнитивной терапии. Грей (1987) описывает задаче-центрированную работу, которая осуществляется в рамках кризисной психиатрической бригады. Как кризисная интервенция, так и задаче-центрированная модель имеют четкую структуру, т. е. действия планируются и подгоняются под заранее определенный образец. Используются контракты и другие соглашения между социальным работником и клиентом, причем специально обозначаются обстоятельства, при которых они могут применяться. МакНейл и Стюарт (2000, 241) утверждают, что практические руководства, содержащиеся в задаче-центрированной модели, могут оснастить кризисную интервенцию технологией конкретного планирования действий.

Задаче-центрированная модель также тесно связана с поведенческим подходом (Хуве, 1987). Среди общих черт отмечается контрактная система отношений, но в действительности контракты широко применяются и за пределами поведенческой работы (Корден и Престон-Шут, 1987а; Хутен, 1977). Формально эти модели не относятся к поведенческой теории. Кризисная интервенция основана на психодинамической психологии личности. Практическая работа в рамках задаче-центрированной модели не имеет психологического или социологического фундамента, стремится быть «эклектичной и всеобъемлющей» (Рейд, 1992, 13; Рейд, 1990; Эпштейн, 1992, 327—339). Многие базовые принципы поведенческого подхода, такие, как тренировочный принцип, не применяются в задаче-центрированной модели, которая используется при работе с более широким спектром поведенческих проблем. Однако Гамбрилл (1994) утверждает, что по мере того, как модель совершенствовалась, в нее интегрировались многие техники поведенческого подхода, и что отказ от признания своих корней тормозит ее развитие.

Ситуации, в которых применяются модель кризисной интервенции и задаче-центрированная модель, различны, различаются и объекты их воздействия. Согласно классическому определению, кризисная интервенция представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к нарушению нормального функционирования человека. В данном случае работа направлена на изменение одного из основных последствий ситуации. При использовании задаче-центрированной модели, как и других методов терапии, мероприятия выходят за рамки непосредственной ситуации; усилия направлены в большей степени на выявление главных проблемных областей жизни человека и воздействие на них. Задаче-центрированная модель направлена на определенные категории проблем. Обе модели нацелены на развитие у человека способности к преодолению жизненных трудностей. Кризисная интервенция содержит ряд практических задач, повышающих способность к адаптации, однако в фокусе работы находятся эмоциональное переживание кризиса и развитие способности успешно разрешать схожие ситуации в будущем. Зада-

«V ООТТОТГ 1ГТЛ

 

я на собственную теорию возникновения жизненных трудностей, центрированной модели проблемы воспринимаются как данность и >тся прагматически.

1боты в рамках задаче-центрированной модели нехарактерны дли-1тношения между социальным работником и клиентом, которые обя-в поддерживающей и инсайт-терапии; здесь внимание сосредоточе-|блемах, а не на их причинах. Рейд и Эпштейн (1972а, 26) настаива-шчии этой модели от кризисной интервенции. Согласно их точке 1бота в рамках задаче-центрированной модели направлена на реше-: широкого спектра проблем и содержит четкое определение конк-юблем, задач и временных ограничений. Эти авторы указывают на этой модели с функциональной индивидуальной работой, где ак-:е делается на временных ограничениях, личном выборе клиента,)уктуре и процессе работы. Они используют классификацию методов щдивидуальным случаем, разработанную Холлис (см. табл. 3.1). [ые концепции кризисной интервенции представлены в исследова-ца (Парад, 1965а; Парад и Парад, 1990а). Плодотворной видится ия кризисной интервенции с концепциями систем поддержки и ix сетей (Мор-Барак, 1988; О'Хаган, 1991, 144—145). Роберте (1995,;ртс и Дзигилевский, 1995) обращает внимание на необходимость ой терапии, связанной с изменением восприятия клиента и субъек-терпретаций окружающих событий, которые, в частности, и вызы-исное состояние.

!ие задаче-центрированной модели и модели кризисной енции

юе применение задаче-центрированной модели и модели кризис-венции в социальной работе обусловлено привлекательностью и сой полезностью идей, лежащих в их основе, а именно представ-ризисе» и «задаче». В качестве теорий эти модели развивались в то да социальная работа превратилась из неразвитой области дея-в профессию, служащую целям достижения социального благосо-[арад и Парад (19906, 4—5) не признают за кризисной интервен-i называться теорией, оставляя этот термин только для научных. гл. 3). Сфокусированность и краткость процедур данных моделей экономическую эффективность и потому широкое распростране-:й в сравнении с методами длительного лечения, при использова-лх стоимость № количество затраченных усилий могут увеличи-[редельно. Кроме того, при оказании услуг социальные работники:иваются с состояниями кризиса у клиентов, однако они не могут |блемы, требующие долгих и целенаправленных усилий, или осу-хрьезные реабилитационные программы для бедных слоев насе-khouses of the Poor Law) и другие услуги. Задаче-центрированная

 

узкоспециализированной и может применяться в любых условиях и с любым клиентом (Доэл и Марш, 1992, 6). Эффективность данной модели, подтвержденная экспериментальным путем, делает ее привлекательной для руководителей служб и спонсоров, что также повышает статус социальной работы в целом, так как способствует развитию доказательной базы. Известны также исследования, результаты которых свидетельствуют об эффективности кризисной интервенции (Парад и Парад, 19906, 16—18). Задаче-центрированная модель пользуется популярностью у клиентов и благодаря наличию четкой структуры и направленности, а также привлечению клиентов к деятельности, что создает ощущение партнерства (Гиббоне и др., 1979). Однако эта модель только кажется простой, на самом деле научиться правильно ее использовать довольно сложно (Марш, 1991, 167). Форд и Постл (2000) анализируют результаты ее применения в системе социального обслуживания, например при ведении случая (в США — комплексный уход), и утверждают, что правильное использование этой модели позволяет соединить практику социальной работы и административную ответственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.