Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 10 страница




Эти модели не затрагивают социальных изменений, поэтому их вполне справедливо критикуют за формальный подход к решению проблем. Вместе с тем для работников государственных социальных служб и представителей индивидуал-реформистского подхода в социальной работе они являются более привлекательными по сравнению с политически ориентированными теориями критического спектра. Значение теории кризисной интервенции и задаче-центрированной модели по-прежнему велико. Партнерский подход и четкость, отличающие задаче-центрированную модель, а также акцент на негативном воздействии на человека среды определили его эффективное применение в антидискриминационной практике. В связи с этим предлагаются стимулирование активности клиента и преодоление давления со стороны социальных структур (Ахмад, 1990, 51; О'Хаган, 1994).

Несмотря на то что кризисная интервенция является узконаправленной, поскольку связана с ситуационным кризисом, она представляет собой общую технологию для работы с проблемами индивидов. Рассмотрим пример. Молодому человеку трудно заставить себя навестить тяжело больного отца, поскольку он испытывает по отношению к нему обиду и гнев в связи с его уходом из семьи. В повседневной жизни эти чувства были глубоко спрятаны, однако реальность возможной смерти отца заставила их проявиться. Серьезные перемены в жизни, такие, как рождение ребенка, вступление в брак, развод и смерть близкого, зачастую «поднимают на поверхность» негативные чувства, которые связаны с прошлым и проявляются в настоящем в виде скрытого конфликта, и дают возможность проработать их. Проблематичность ситуации связана с тем, что иногда дети не могут принимать участия в семейных решениях, поэтому их переживания не находят выражения и понимания. В дальнейшем этот негатив переходит во взрослое состояние и проявляется во время кризиса.

Парад (19656) утверждает, что именно жизненный кризис и неспособность справляться с повседневными задачами заставляют людей обращаться в социальные службы. Именно кризис мотивирует их просьбу о помощи или же

 

зисе, поэтому кризисная интервенция необходима в любом виде со-\ работы. Если мы обратимся к концепции кризисов развития Эрик-65), согласно которой в течение жизни последовательно решаются г психосоциальные задачи (см. гл. 4), то станет понятным значимость ризисов по отношению ко многим личностным проблемам.; кризисной интервенции широко применяется в службах психического

Как метод экстренной помощи он часто используется в работе много-шх бригад врачей, медсестер и социальных работников, посещающих

на дому, что предотвращает отрицательное воздействие психиатри->спитализации (Фишер и др., 1990; Чиу и Примо, 1991). В практике ческой помощи пациентам, имеющим проблемы долгосрочного ха-акже стали применяться методы предотвращения острых психических X. Хотя эти методы нацелены в основном на работу с состоянием ост-!иса, их задачей также является сохранение постоянного контакта с ш, проблемы которых, будучи оставленными без внимания, могут гическими. Как правило, кризисное вмешательство требуется в ситуа-яых реакций на потерю и смерть близкого, а также в случаях развода 1 детского развития. Техники кризисной интервенции также необхо-шогих медицинских и других ситуациях, характеризующихся стрессо-:живаниями и психотравмой. В последнее время в США метод кризис-венции применяется в работе с острыми эмоциональными состояни-жающими в результате тяжелых жизненных обстоятельств. Эти мето-вают эффект как психологических, так и психических реакций на е ситуации. Ранее риск возникновения психологических трудностей в

несчастных случаев и катастроф недооценивался. Джеймс и Джилли-

в своей книге обсуждают возможности применения метода кризис-венции при работе с посттравматическим стрессовым расстройством,

эвтаназией, сексуальным и семейным насилием, проблемами зави-

а также личностными потерями, вызывающими чувство горя. Эти <же анализируют примеры агрессивного поведения в учреждениях типа, поведенческие проблемы в школах и ситуации захвата залож-*нл (2003) и Роберте (2000) раскрывают в своих публикациях схожие

Так, Кейнл показывает эффект методов кризисной терапии при ра-гациями опасности, преследования, потери и кризиса роста. Послед-гегории традиционно являются объектами кризисной интервенции, случае подчеркивается влияние кризиса роста на гораздо больший блемньгх ситуаций, что выводит его за рамки трудностей переходных юнзни. Например, ситуации опасности и преследования могут быть определенным периодом жизни, как в случае с уходом подростков и насилием над пожилыми людьми.

:обритании термин «кризисная интервенция» иногда употребляется ю. Так, под ним подразумевается «кризис, в котором находится й работник или служба» (Браун, 1978, 115). Кроме того, в ради-критической теориях он используется для обозначения современ-иктов, связанных с ролью государства в социальной защите (см.

 

помощи. Он считает, что этот термин можно отнести к реабилитационным службам для детей и службам психического здоровья (О'Хаган, 1991). Традиционно понятие «кризисная интервенция» обозначает экстренную психиатрическую помощь (Дэвис и др., 1985; Парад и Парад, 1990а; Роберте, 1995), а также преодоление эмоциональных последствий серьезных социальных катастроф (Сефански, 1990).

Основные концепции

Классические концепции теории кризисной интервенции представлены такими авторами, как Каплан (1965а) и Парад (1965а; Парад и Парад, 1990). Работа Голан (1978) на протяжении многих лет являлась самым популярным изданием на данную тему, а в Великобритании широко известно исследование О'Хаган (1986), в котором раскрываются основы практики кризисной интервенции. Все эти издания, включая работу Голан, в которой наиболее полно представлена теория кризисной интервенции, характеризуются общей направленностью и практической пользой. Вместе с тем развитие кризисной интервенции в рамках служб экстренной помощи при критических ситуациях и катастрофах способствовало появлению книг нового поколения. Хотя в этих работах и содержится общий обзор принципов кризисной интервенции, их целевая аудитория многопрофессиональна, поэтому в них показано практическое применение большего числа методов в различных экстренных ситуациях. По большей части эти издания имеют сходные структуру и содержание. Среди них книга Робертса «Руководство по кризисной интервенции» (2000). Она в наибольшей степени предназначена для социальных работников, поэтому ее обзор представлен ниже в качестве примера современных изданий. «Справочник по кризисной интервенции» Кейнла (2003) более поверхностен и схематичен. Он предназначен для консультантов-непрофессионалов, поскольку во многих службах (например, центрах суицидальной превенции и службах реабилитационной помощи жертвам насилия) работают волонтеры и начинающие специалисты. Книга Майера «Диагностические (оценочные) методы в кризисной интервенции» (2001) также характеризуется практической направленностью. Обзор принципов кризисной интервенции, представленный ниже, сделан в основном на основе работы Робертса (2000), но включает также выдержки из исследований Кейнла (2003), Майера (2001), а также книги Джеймса и Джилилэнд «Стратегии кризисной интервенции» (2001).

Задаче-центрированная модель наиболее полно раскрывается в книгах Рейда (1978, 1992) и Эпштейна (1992). Ниже представлен обзор этой модели на основе концепции Рейда. Первым изданием, открывшим перспективы задаче-центрированной модели, была книга Рейда и Эпштейна «Модель выполнения задач в индивидуальной практике» (1972). Также в свет вышли методики практического приложения данной модели к работе с группами и семьями (Рейд, 1985: ФОРЧУН. 1985). Эта модель поололжает пазливаться (Толсон и пп 1994-

 

рте: кризисная интервенция

гс (2000) рассматривает кризисы в качестве поворотных моментов в ловека. Его модель представлена на рис. 5.1. Люди функционируют нор-тходясь в устойчивом состоянии (Рапопорт, 1970, 276), т.е. они справ-происходящим, реагируя адекватным образом на события, изменяясь 1ясь в этом процессе. Состояние устойчивости — это состояние, в KOTO-SI могут справляться с новыми событиями в их жизни. Популярное оставление о равновесии было несколько иным: под равновесием по-. стабильное состояние, которое разрушается под воздействием кризи-удняет способность людей адаптироваться к жизненным переменам, з от этого представления в современных концепциях кризисной интер-эпускается определенная возможность социальных изменений.:. 5.1 видно, что кризис — это не какое-то экстраординарное собы->цесс. В этой модели внимание обращается на то, как люди реагируют овое событие. События, которые значимы для людей или несут угро-гнее всего, вызовут стремление справиться с ними, а также с соб-

Стрессовое событие

(событие, которое

воспринимается как

значимое или несущее

угрозу)

Нормативное функ! тонирование Д--- (жизненная активность) индивида

Рост субъективно

переживаемого

?.'■'

стресса (страх,

напряжение,

 

Н еспособность к преодолению

Повышенная уязвимость, нарушение равновесия

 

1ЧНОСТНЫЙ рост, понимание,

навыки преодоления

Повышенная уязвимость

в отношении стрессовых

событий в будущем

Состояние

активного

кризиса

Пониженный уровень функционирования

Повышенный уровень функционирования

Жизненная активностьЧ серьезно затруднена)

"^^^

Риск сиуцида, насилия^ психического заболевания

 

замешательство)

 

ственными реакциями, опираясь на ранее приобретенные механизмы преодоления. При этом могут возникнуть страх, напряжение, замешательство. Однако если людям кажется, что обычные методы в этом случае не сработают, то возникает переживание сильного дискомфорта, что вызывает состояние активного кризиса. Нарушение равновесия может наблюдаться при сильных и противоречивых эмоциях, физическом недомогании, например при нарушении сна и пищеварительной функции, а также при необычном поведении, в котором отражаются попытки найти решение проблемы.

Джеймс и Джиллилэнд (2001, 3) определяют кризис как «восприятие или переживание события или ситуации как невыносимо сложной, которая не может быть преодолена с помощью личностных ресурсов и механизмов преодоления». Роберте (2000, 3) отмечает, что кризис может быть личным (смерть любимого человека) или публичным, носящим массовый характер (крупномасштабный пожар). Личный кризис возникает в результате критического события, затрагивающего жизни многих людей, например в случае, если близкий человек погибает при пожаре. Этот кризис имеет потенциальную возможность стать публичным кризисом. Например, женщина, подвергшаяся изнасилованию, подает заявление в полицию, что может вызвать социальные последствия, например заставит других женщин, изнасилованных тем же человеком, дать показания. Последствия могут быть социально-политическими. Так, женщины-жертвы отказываются от заявлений о насилии, если знают, что правоохранительные органы не способны защитить их интересы или если в судебных инстанциях эти женщины подвергаются дополнительному оскорблению. То же самое происходит в случае, когда рост наркотической зависисимости или ВИЧ (СПИДа) среди населения является вопросом публичных обсуждений. Поэтому люди, которые лично сталкиваются с проблемами, связанными с зависимостью и инфицированием, будут либо участвовать в общественных дискуссиях, либо ощущать их влияние на уровне переживаний личного кризиса.

Состояние активного кризиса, согласно Каплан (1965), длится от четырех до шести недель. Роберте уточняет, что речь идет о проблеме дезорганизации, так или иначе находящей разрешение в течение этого периода. Если результат неутешителен, то в будущем человек будет справляться с переживаниями с меньшим успехом и будет предрасположен к более острым реакциям на стрессовые события. Например, тот, кто пережил неожиданную потерю супруга и затяжную реакцию горя, будет остро реагировать на другие ситуации потери в течение жизни. Крайне неудачные формы разрешения кризиса могут привести к серьезным осложнениям, подталкивая людей к самоубийству, наркомании, насилию по отношению к другим или психическому заболеванию (Кейнл, 2003). Кризисная интервенция, согласно Робертсу, также включает:

■ развитие новых механизмов преодоления, обогащающих возможности кли

ента;

■ работу с чувствами и переживаниями проблемы, которая ориентирована

на достижение долгосрочных изменений;

 

 

Планирование и проведение оценки кризиса (угрозы жизни)

Оценка

 

Установление контакта

и прояснение проблем

Установление взаимопонимания

и быстрое установление

взаимоотношений

Аффективных реакций: ■гнев/враждебность; ■тревога/страх;

■ грусть/меланхол ия.

Обеспечение безопасности клиента

Когнитивных реакций: ■жизненные сферы:

Определение основных проблем (факторов, запускающих кризис)

-физическая;

В

Разложение

проблемы

на составные

части

-психологическая;

-социальная.

Работа с чувствами и эмоциями

 

Нравственных/ духовных реакций: •преступление; ■угроза; ■потеря.

Определение альтернатив

Обобщение и анализ альтернатив

Поведенческие реакции:

■избегание;

■попытка преодоления:

■ приостановка

Модель Л— В — С Кейнула

Модель триадной оценки Майера

Разработка и формирование плана действий

Определение плана последующих действий и заключение соглашения

6-шаговая модель кризисной интервенции 7-этапная модель кризисной

по Джеймсу и Джиллилэнду интервенции по Джеймсу и Джиллилэнду

5.2. Модели кризисной интервенции (по Кейнлу, 2003 — адаптировано; Джеймсу и Джиллилэнду, 2001; Майеру, 2001; ртсу, 2000)

 

личия опасности для ребенка;

обходимости в транспортировке человека в безопасное место;

ркотической или алкогольной зависимости у клиента,

i нет непосредственной опасности, степень риска оценивается более ьно. Например:

;лучае насилия определяются применявшиеся ранее способы самоза-1ты для того, чтобы оценить способность жертвы защитить себя в на-)ящей ситуации;

лучае насилия оцениваются насильственное и криминальное поведе-е нападающего в прошлом;

лучае насилия определяется, был ли у жертвы опыт физического наси-я, алкогольной или наркотической передозировки, суицида или аутоде->уктивного поведения;

ясняется, есть ли в пределах досягаемости опасные объекты и оружие;

эеделяется, применялись ли опасные объекты и оружие в отношении ртвы;

ясняется, страдает ли жертва от тяжелой психической болезни, в особен-:ти депрессии, тревоги или посттравматического стрессового расстрой-а.

игнуть взаимопонимания можно с помощью искреннего уважения и ния тех, кто вовлечен в ситуацию. Иногда может помочь убеждение в неразумности и непредсказуемости его поведения. Джеймс и Джил-цобавляют необходимость поддержки участников кризисной ситуации, ья стадия включает прояснение проблемы, т.е. определение стрессово-гия и процесса развития кризиса. В этом контексте Майер указывает на имость разграничения аффективных, когнитивных и поведенческих в реакции на кризис. Среди аффективных аспектов он предлагает об-внимание на вербальное и невербальное поведение, используя инто-элоса клиента и вопросы. Интенсивность реакций также является важ-казателем. Диагностика включает дифференцирование гнева и враж-и, тревоги и страха, грусти и меланхолии. Среди когнитивных реакций;читает важным выявить различия между чувствами:

УЗЫ, когда основные потребности или целостность личности находят-тод угрозой. Здесь могут быть заложены новые возможности, которые *1ягченной форме могут рассматриваться как вызов;

tepu, когда люди переживают острую депривацию, т.е. неудовлетво-ность, например отношениями, работой, эмоциональным состояни-

В ЭТОМ СЛУЧае ППГШГ.ХПЛИТ ГПЯВНРНИР Г ПГТТЛТГ>АЛ ппптттпт-

 

или преступаются моральные нормы, например в случае измены супруга. Здесь наблюдается прямая связь с опытом настоящего.

Диагностика поведенческих реакций включает оценку механизмов преодоления. К механизмам преодоления относятся:

■ избегание, например регрессия, отрицание («я не могу поверить, что он

умер»);

■ попытка преодоления, например рационализация, сублимация («я про

должаю обдумывать ситуацию, но, кажется, это плохо помогает»);

■ приостановка, например возвратное движение, компенсаторное поведе

ние («я не знаю, что делать»).

Роберте вводит еще и четвертую стадию, на которой происходит активная работа с чувствами и эмоциями, потому что в стремлении справиться с непосредственной проблемой легко упустить или потерять из виду важность эмоционального компонента.

Вместе с тем возможность выпустить эмоции помогает освободить энергию для преодоления трудностей.

Пятая стадия включает работу с ранее приобретенными механизмами преодоления. На этом этапе Роберте рекомендует использование проблемно-ориентированных техник (см. гл. 8).

Грин и соавторы (2000) утверждают, что в данном случае работа основывается на личностных ресурсах. Согласно этой точке зрения, привлечение или «включение» клиентов как экспертов в интерпретацию их собственных ситуаций позволяет выявить и определить проблемные зоны, обозначить цели, используя вопросы о «чуде» и о «мечте» («если случится чудо или воплотится ваша мечта, то что это будет?») или шкалирование («представьте шкалу от 0 до 10, где вы находитесь сейчас, и где бы вам хотелось находиться?»).

Важно проанализировать совместно прошлые успехи и неудачи, причем необходимо особенно подчеркнуть и поощрить опыт успешного разрешения проблем.

На шестой стадии, по мнению Робертса, делается упор на когнитивном элементе восстановления жизненной активности. На данном этапе клиенты стремятся разобраться, почему стрессовое событие вызвало такую сильную негативную реакцию, обдумывают варианты преодоления кризиса, опираясь на прошлый опыт, и определяют возможность их применения в будущем. Социальные работники могут заострить внимание и подвергнуть критике нереалистичные и искаженные представления клиентов о событии. Следующее затем переопределение включает замену неадекватных представлений новым пониманием и более реалистичным восприятием. Клиентам может быть предложено домашнее задание по апробации новых моделей поведения с последующим обсуждением их опыта.

На завершающей стадии с клиентами заключается договоренность о до-

 

(аче-центрированная модель: Рейд и Эпштейн

эмощью задаче-центрированной модели социальные работники решают мы, заявленные клиентами. Любая теория социальной работы должна, стельно, раскрывать причины возникновения проблем, их суть и спо-ешения. Основной характеристикой данного подхода является краткость, четкость временных границ, а целью — объединение усилий соци-э работника и клиента в прохождении определенных стандартных эта-казанных на рис. 5.3. Систематичность планирования также эффектив-л ведения случая (координации помощи), когда различные специали-гжны объединяться и действовать на основе единых целей и практиче-гтодов (Рейд, 1996). че-центрированная модель связана с проблемами, которые:

нимают или признают клиенты;

вдаются решению с помощью действий, предпринимаемых вне концов с социальными работниками;

жно ясно обозначить;

[заны с тем, что клиенты хотят изменить в своей жизни;

Подписание

соглашения/

контракта,

распределение

Регулярная

проверка

соглашения/

контракта

Постановка задач, соответствующих основным проблемам

Ранжирование проблем

ильтрация проблем

адиктованы стремлением самого клиента к изменению. По мнению Рейда 92, 18—19), необходимый для изменений уровень сотрудничества воздает только в том случае, если проблема осознается. Доэл и Марш 92, 23) полагают, что здесь также могут рассматриваться те пробле-

 

мы, которые являются результатом решений официальных инстанций, например судебных учреждений.

Клиенты склонны обсуждать свои жизненные проблемы с теми, кто оценивает их так же, как и они. Однако не всегда окружающие соглашаются с тем, как человек интерпретирует ситуацию. Например, Джоан, молодая женщина, не могла найти работу и очень переживала из-за этого. С помощью социального работника был составлен план действий, направленных на главную цель — трудоустройство. Однако прежде чем завершить план, социальный работник посетил семью Джоан и обнаружил, что ее мать хотела, чтобы та оставалась дома и помогала ухаживать за престарелой бабушкой, живущей вместе с ними. Кроме того, отец Джоан считал, что работа в магазине непрестижна. Он хотел, чтобы его дочь училась в колледже навыкам офисной работы. Социальному работнику необходимо было в первую очередь обсудить разногласия, возникшие у членов семьи Джоан, и только затем продолжать совместный поиск работы.

Рейд определяет восемь категорий проблем, работа с которыми в рамках задаче-центрированной модели является эффективной (см. табл. 5.1).

Социальным работникам необходимо понять, как клиент обычно ведет себя в проблемной ситуации, что особенно важно для объяснения причин проблемы и поиска вариантов ее разрешения. Следует оценить направление и интенсивность желаний клиента. Одни желания взаимно подкрепляют, а другие противоречат друг другу. Эти стремления запускают действия, а система представлений клиента придает им форму и обусловливает способы реализации желаний. Например, в случае Джоан желание найти работу было достаточно сильным, и она обратилась за помощью к социальному работнику. Однако работа, которую она считала для себя подходящей, — продавец в магазине, а также ее нежелание тратить время на получение образования в колледже привели к необходимости сменить направление поисков работы. При этой ей было необязательно соглашаться с мнением отца. Убеждения Джоан можно формировать социально, и вполне возможно, что она станет искать более интересную и квалифицированную работу.

Убеждения определяют действия и поддаются изменению в процессе взаимодействия социального работника с клиентом и другими людьми. Как и в

Таблица 5.1. Проблемы, эффективно решаемые в рамках задаче-центрированной модели (по Рейду, 1978)

Межличностный конфликт

Неудовлетворенность социальными взаимоотношениями

i Трудности взаимодействия с официальными инстанциями

Проблемы в ролевом поведении

Проблемы в принятии решений

i Стрессовое реактивное состояние

 

гивной терапии, здесь существуют способы изменения убеждений кли-тазываемые системой рычагов. К ним относятся:

очностъ, когда социальные работники помогают клиентам понять, асколько точны их убеждения;

кват, когда социальные работники помогают клиентам увидеть скрыли смысл или спектр убеждений, которые они считают ограниченны-и;

эследовательность, когда социальный работник помогает убрать иска-ения, возникающие вследствие диссонанса между различными убеж-гниями.

лучае с Джоан социальный работник счел необходимым проверить, оце-г ли клиентка адекватно свою способность получить более высокую ква-сацию, сравнив точки зрения отца и дочери. Кроме того, вместе с i он проанализировал, насколько ограничится возможность найти более гсную работу, если клиентка откажется учиться дальше: она привыкнет!, что у нее есть постоянный доход, и нежелание идти в колледж только ится. Джоан и социальный работник обсудили также рассогласованность • ее стремлением к интересной деятельности (это следует из ее желания аться чем-то более интересным, чем домашний труд, а также из стрем-к независимости) и вероятностью того, что низкоквалифицированная i может быстро наскучить.

гждения и желания сопровождаются эмоциями. Страх или тревога возни-зследствие того, что клиенты считают свои желания нереализованными фяют интерес к чему-либо. Неосознанная мотивация влияет на убежде-стремления, но не может непосредственно обусловливать поведение. I, например, боялась навсегда остаться домохозяйкой и поэтому дей-ша слишком быстро и без особого успеха.

(ствием называется поведение, продиктованное каким-либо намере-поэтому необходимо прежде разобраться, что представляет собой на-ие. Намерения складываются на основе взаимодействия убеждений,:ий и эмоций, а планы являются формой выражения намерений. Пла-;ание означает анализ альтернативных вариантов, что происходит, как ло, вне той ситуации, в которой предполагается действие. После того лан приведен в исполнение, субъект действия оценивает результат, но действия соединяются в последовательность, и проблема может на-ься в начале этой цепочки. Например, когда мой сын плохо себя ведет, /накричать на него, а потом чувствовать вину, потому что считаю, что ть на ребенка нехорошо. Уместен ли крик в целях прекращения плохого ения? Может быть, если ребенок слишком возбужден, ему необходимо шить о том, что нужно успокоиться. Но предположим, я проигнориро-го, и он продолжал вести себя плохо, привлекая тем самым к себе шие. Отсутствие какой-либо реакции с моей стороны как решение про-

 

ли внимание. Лучшим вариантом решения проблемы неадекватного наказания (крика) является игра с ребенком, которая убедит его, что я могу уделить ему время.

У клиентов могут быть не сформированы навыки, необходимые для действия в определенных обстоятельствах. Навыки можно приобрести путем их непосредственного формирования или в ситуациях, где они разовьются естественным образом. Для их развития используется стратегия небольших шагов, т.е. постепенное приобретение навыка.

Определенные социальные системы формируют убеждения клиентов и влияют на них. Кроме того, их обратная реакция на действия клиентов может искажать дальнейшие попытки. Окружающая клиентов среда имеет большое значение. Таким образом, последовательность действий может становиться последовательностью взаимодействий, когда одни действия побуждают другие по кругу или по спирали. Этот принцип заимствован из теории коммуникаций. Организации могут также создавать контекст действий, поскольку формируют «коллективные представления» об определенных типах людей. Например, учителя в школе могут придерживаться мнения, что дети, проживающие в определенных районах, особенно склонны к насилию. В свою очередь это влияет на то, что дети сами думают о себе, а также на то, как их воспринимают родители и другие лица. Далее, эти представления воздействуют на то, как члены данного сообщества будут вести себя по отношению друг к другу.

В задаче-центрированной модели стратегия интервенции имеет две цели:

■ помочь клиентам в решении проблем, которые их беспокоят;

■ создать опыт решения проблем, формирующий у клиентов способность к

преодолению трудностей в будущем и открытость к помощи.

Социальный работник и клиент определяют целевые проблемы, затем клиент в конкретных условиях выполняет задачи, повторяет заново эти действия, а потом результат анализируется.

Обзор общих принципов задаче-центрированной модели показывает, что эта технология опирается на ряд психологических и социологических концепций. Из теории социального научения заимствованы метод активных действий, определение целей и задач, а также принцип повторения. Параллели с теорией коммуникаций заметны в акценте на последовательность взаимодействий. Большое значение, которое придается убеждениям, указывает на когнитивный характер модели. Имеется некоторое сходство и с системной теорией, поскольку подчеркивается влияние факторов среды и организационное воздействие. Также можно обнаружить некоторые сходства с психодинамической теорией, лежащей в основе кризисной интервенции, особенно в акценте на решении проблем, поскольку проблемно-ориентированный подход характерен для медицинской модели практики. В социальной работе решение проблем является аналогом лечению болезни в клинической практике (см. гл. 4).

 

овия совершения действии;

пятствия к действиям;

тоятельства, которые нельзя изменить.

нтам, настроенным на дружелюбные, неофициальные и личностные 1ия, можно посоветовать обратиться к другим формам терапии. В ситу-:огда клиенты не могут сосредоточиться на определенных проблемах, подойдут структурированные методы, носящие объяснительный ха-например кризисная интервенция. Практика в рамках задаче-центри-й модели помогает в случаях, когда необходимы мероприятия по охране апример, при работе с родителями, которые жестоко обращаются с, однако эту модель не следует применять для обеспечения защиты арного характера, а также для социального контроля. В случае физи-или психической болезни работа по задаче-центрированной модели ibiTb только частью интервенции. В то же время эта модель может ис-аться в целях уменьшения тяжести социальных последствий болезни $алидности.

ыизация проблемы является первым шагом. На данной стадии соци-работник получает согласие клиента на проведение краткой оценки. Марш (1992) метафорически сравнивают этот метод с чтением газеты.; мы бросаем взгляд на передовицу, чтобы прочесть главные новости, мотрим на заголовки статей, выделяем основные детали историй (де-облемы) и интересные цитаты (формулировка вопроса словами кли-1еобходимо обратить внимание на социальный контекст проблемы и 1 других людей. По Рейду (1978) этот процесс осуществляется с помо-да действий. К ним относятся:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.