КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типовые сценарии путешествия
Путешествие как социокультурное действие. Путешествие можно рассматривать как универсальное социокультурное действие, совершаемое по определенному сценарию, поскольку сама жизнь человека традиционно определяется метафорой «путь», входящей в концепт «жизнь» («жизненный путь»). По мнению современных философов и культурологов, в частности Б. В. Маркова, «жизнь – это путешествие, связанное с коммуникацией внутреннего и внешнего, своего и чужого, прошлого и будущего» [4]. Интерес к рассказам о путешествиях можно считать универсальным человеческим интересом, обнаруживающимся на всех этапах развития человечества, вне зависимости от существующей в определенный момент картины мира и уровня развития материальной культуры (от «Одиссеи» Гомера до «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт). Культурологи по-разному осмысляют феномен путешествия. Так, Е. Л. Разова рассматривает путешествие как центральную мифологему европейской культуры, а концепты «дом» и «путешествие» – как её смыслообразующие идеи. И. Т. Касавин считает, что путешествие сопровождается определенной работой сознания по переключению с одного способа видения на другой, что внутренне связывает путешествие с приключением – вырывающимся из повседневного круга событием, поэтому путешествие – неотъемлемая составляющая и условие развития человеческой цивилизации. По мнению Д. Кэмпбелла, путешествия можно рассматривать как реализацию разнообразных форм обрядов перехода, в частности – ритуала инициации, в процессе которого совершается формирование новой идентичности личности (недаром в культуре русского дворянства, а также аристократии других стран и народов путешествие рассматривалось как необходимое для молодого человека завершение образовательного процесса.Высказанное мнение косвенно подтверждается точкой зрения Б. В. Маркова, который видит подлинные цели путешествия в изменении самого себя через столкновения с другим миром и другими людьми.
Под типовым сценарием путешествия мы понимаем некоторые характерные признаки путешествия, определяемые целью путешествия, а также, как правило, социальным статусом путешествующего (оба данных критерия являются взаимообусловленными). Мы выделяем следующие типовые сценарии путешествия (в графе «Цель» указана основная мотивация путешествующего):
Особое положение классического путешествия и соответствующего сценария объясняется тем, что оно, в отличие от всех остальных типов, не преследует сугубо утилитарные цели и сохраняет саму идею путешествия как формы существования.
Представленный взгляд на проблему подтверждают наблюдения культурологов. Так, Б. В. Марков считает, что в эпоху глобализации на смену путешествиям пришел туризм, который представляет собой одну из форм глобализации и по мере развития туристического бизнеса превращается в квазипутешествие. Дихотомия феномена туризма, по мнению А. С. Гализдра, заключается в том, что, с одной стороны, современный туризм предполагает свободу передвижения, свободу выбирать из всего многообразия социокультурной реальности и приобщаться к ней, а с другой стороны, феномен туризма формирует особую среду – туристское пространство, атрибутом которого является стереотипизация его элементов. Трэвел-текст как вербальная репрезентация путешествия отражает соответствующий типовой сценарий; и хотя создание медиа-продукта (трэвел-медиатекста) является целью лишь одного типового сценария (медиа-путешествия), но в трэвел-дискурсе, о котором будет сказано далее, представлены поликодовые репрезентации всех типовых сценариев. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Почему путешествие как социокультурное действие имеет универсальный характер? 2. Назовите известные вам тексты путешествий (художественные и не художественные). 3. На основании каких признаков формируется понятие типовой сценарий путешествия? 4. Возможна ли контаминация сценариев путешествия: медиа-путешествие + бэкпэкерство, научное путешествие + дауншифтинг и т. п.? 5. В чем заключается дихотомия феномена современного туризма?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |