Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю




Письменное синтаксирование

Примечание. Пробы 1 -3 имеют общую цель — выявить спо­собность ребенка к синтаксическому структурированию пись­менной речи. В связи с этим к ним дается общий комментарий.

Для детей младшего школьного возраста:

Тест 1. Письменный диалог

Дается задание написать кому-нибудь записку.

Тест 2. Сочинение

Дается задание написать сочинение либо на заданную тему, либо на любую другую, придуманную ребенком самостоятельно.

Основная патологическая симптоматика.

Основные нарушения письменного монолога те же, что и устного, однако встречаются они значительно чаще (ввиду боль­шей объективной психолого-лингвистической сложности моно­лога в сравнении с диалогом). Выявляют состояние одного из наиболее важных компонентов мышления.

Диагностическое значение теста. Неспособность к письмен­ному монологу препятствует возможности обучения в школе и интеллектуальному развитию в целом.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции.

1. Развитие вербально-логического процессуального мышле­ния в устной речи, а именно способности к построению макси­мально развернутых устных текстов.

2.Опора на графические образы слов как дополнительные мнемонические средства для усвоения типовых моделей пись­менной речи (клише).





 

НЕУСПЕВАЮЩИЕ ДЕТИ: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьни­ков. Издание второе, дополненное. - М.:

Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.

 

 

Корсакова Н.К. - канд. психол. наук, доцент факультета психологии МГУ, зав. лаб. клинической психологии Научного центра психического» здоровья РАМН;

Микадзе Ю.В. - доктор психол. наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ;

Балашова Е.Ю. - канд. психол. наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ.

 

Учебное пособие знакомит читателя с возможностями нейропсихологических методов диагностики состояния и развития психических функций у младших школьников. Приводятся данные по уровню сформированности произвольных движений, акустического гнозиса, разных видов памяти, зрительного вни­мания, счетных операций, речи, пространственных представле­ний у детей 7-12 лет. В книге рассматриваются вопросы, свя­занные с прогностическими возможностями диагностики и ее ролью в коррекционной работе.

Учебное пособие предназначено психологам, педагогам, воспитателям и другим специалистам, работающим с детьми младшего школьного возраста.

 

 

ОТ АВТОРОВ

 

Проблема школьной неуспеваемости при увеличении числа детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является сегодня очень и очень актуальной. Ее решение требует разработки и практического применения новых подходов к диагностике уровня психического развития ребенка, к анализу причин, вызывающих трудности в учебной деятельности.

Авторы книги ставили перед собой задачу познако­мить педагогов и психологов, работающих в начальной школе, с возможностями применения нейропсихологического метода и методик, разработанных на его основе, для анализа развития младшего школьника в связи с особенностями функционирования мозга.

Несмотря на то, что трудности в обучении могут за­висеть от многих обстоятельств, в значительном своем числе затруднения в учении обусловлены недостаточной (или несвоевременной) сформированностью отдельных функциональных систем психики ребенка. Можно выде­лить две основные причины, ведущие к такой несформированности.

Первая из них связана с неблагоприятной средой, в которой происходит формирование ребенка. В этом слу­чае может возникнуть относительная «незрелость» пси­хических процессов, свойственных возрастному периоду. Такое отставание в формировании психики ребенка яв­ляется следствием негативных влияний окружающей среды (сложные семейные отношения и плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия, недоста­точная социализация и включенность в учебные и вос­питательные программы и др.).

Вторая причина связана со спецификой созревания мозга ребенка. Индивидуальные проявления неравно­мерного развития отдельных областей мозга, наличие незначительных отклонений в их работе могут отрицательно влиять на формирование функциональных систем психики, обеспечивающих определенные функции (память, внимание, речь и связанные с ней письмо и чтение, мышление). Это, в свою очередь, приводит к возникновению особенностей во времени становления познавательной деятельности в целом и в качественных характеристиках ее выполнения у детей разного возраста.

Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе и на уровне функционирования нервной системы. Несоответствие может привести к трудностям в усвоении учебного материала.

Своевременное выявление и понимание психологи­ческих и нейрофизиологических механизмов возникно­вения этих трудностей с последующей коррекционной работой должно уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспевае­мость и предотвратить тем самым ситуацию возникнове­ния у школьника нервно-психических и психосоматиче­ских расстройств и отклоняющегося поведения, разви­вающихся на основе психоэмоционального реагирования на «стресс неуспеваемости».

Решение вопроса о гармоничном познавательном развитии ребенка, соответствующем требованиям учеб­ного процесса, требует введения в инструментарий рабо­ты школьного психолога специальных методик, позво­ляющих выявить одновременно психофизиологические и психологические причины, определяющие неуспех уча­щегося в усвоении школьной программы. Нейропсихологические методы, предлагаемые в этой книге, позво­ляют установить связь между познавательным развитием ребенка и особенностями развития и работы его мозга.

Учебное пособие обобщает результаты проведенных авторами экспериментальных нейропсихологических об­следований. Авторы приносят благодарность О.В. Горбу­новой и Н.П. Чурсиной, принимавшим участие в этой работе.

Первое издание учебного пособия (1997 г.) показало необходимость внесения в него некоторых дополнений и уточнений. Помимо устранения отдельных неточностей, существенным представляется введение во второе изда­ние нейропсихологической трактовки понятия «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский), которое широ­ко применяется в возрастной и педагогической психо­логии.

Кроме того, за время, прошедшее после первого из­дания, осуществлялась дальнейшая работа по накопле­нию экспериментальных данных и обработке всего эм­пирического материала с помощью специальной компь­ютерной программы «Диакор», которая позволяет прово­дить статистическую обработку результатов обследования детей (программист О.Р. Маслов). Использование этой программы дает возможность сразу после ввода данных получить графики, отражающие специфику памяти кон­кретного ребенка, нейропсихологический тип, к которо­му он относится, и сравнить результаты тестирования с нормативами, соответствующими определенной возрас­тной группе. В текст второго издания внесены уточнен­ные сведения о связи отклонений в познавательной дея­тельности ребенка с особенностями работы отдельных мозговых зон, что удалось сделать на основе более тща­тельной компьютерной обработки материалов исследова­ния.

Глава 1 подготовлена Н.К. Корсаковой, главы 2 и 4 - Ю.В. Микадзе, глава 3 - Е.Ю. Балашовой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.