Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурное наследие




Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, соз­данная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и пе­редающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Культурное наследие совокупность всех материальных и духовных куль­турных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в ар­сенале общественной памяти. Его основу составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи. Оно подразде­ляется на движимое, недвижимое и духовное. К недвижимому относятся па­мятники архитектуры и градостроительства; ансамбли; достопримечательные места; памятники археологии, истории, этнографии. К движимому — архео­логические находки; элементы недвижимых памятников, подвергшихся фраг-ментированию; этнологические материалы; предметы, связанные с истори­ческими событиями и лицами, а также с историей развития науки и техники; произведения искусства; редкие книги, манускрипты, инкунабулы; предме­ты нумизматики и филателии. К духовному наследию — фольклор; навыки ведения традиционного хозяйства; язык, обычаи; навыки традиционных ре­месел, искусство24.

21 Bennett W., Bird J. Andean Culture History. N.Y., 1960.

22 Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbana, 1955.

23 См.: Lederman R. Globalization and the future of culture areas: Melanesianist Anthropology in Transition //
Ann. Rev. of Anthropology. 1998. Vol. 27. P. 427-449.

24 Габдрахманова З.М. Историко-культурное наследие (www.rubricon.com).

Согласно законодательству РФ, культурное наследие включает следую­щие категории объектов:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют вы­дающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искус­ства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архи­тектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выда­ющуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: дело рук человека или совместные творе­ния человека и природы, а также зоны, включая археологические дос­топримечательные места, представляющие выдающуюся универсаль­ную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или ант­ропологии.

Культурные ценности — имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, ин­кунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектур­ных, исторических, художественных памятников, а также памятников мо­нументального искусства и другие категории предметов.

Культурное наследие различается по своей ценности на местное, регио­нальное, национальное и всемирное. Культурное наследие народов РФ — материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также па­мятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для со­хранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в миро­вую цивилизацию.

Памятники истории и культуры относятся к культурному наследию и являются достоянием народа. Они тщательно охраняются государством. Охрана памятников истории и культуры — система правовых, финансовых и иных мер, принимаемых государственными органами и направленных на выявление, учет, сохранение, реставрацию и использование памятников (включая обеспечение общественной доступности). Так, на Украине под охраной государства находится более 130 тыс. памятников разных видов; на базе некоторых из них функционируют 61 историко-культурный заповед­ник, в том числе 13 национальных. Кроме того, в 1 400 городах и поселках, а также восьми тысячах сел фонд исторических зданий превышает 70 тыс. объектов. В списке исторических городов и поселков городского типа — 401 населенный пункт. Только в Киеве — 2 148 памятников истории и культу­ры, в том числе 39 — международного значения. В реестр национального культурного достояния в городе внесено 380 памятников архитектуры, 23 — археологии, 25 — истории, 9 — монументального искусства.

Охраной объектов культурного наследия на уровне РФ занимается Мини­стерство культуры РФ, в его составе — специальное Управление по охране памятников. Существует отраслевой НИИ «Наследие». При Госстрое России существует институт реконструкции городов Инрекон. Он курирует и реали-зовывает программу исторических городов. В городах и районах функции охраны памятников выполняют отделы культуры. Однако «из 80 тыс. памят-

ников на территории России, — сказал Юрий Андрианов, заместитель дирек­тора Центра по охране памятников архитектуры Госстроя РФ, — 90% нахо­дится в ужасном состоянии. 25 тыс. памятников истории и культуры находятся на федеральном бюджете, т.е. под охраной государства. На всю страну по ли­нии Госстроя выделяется 180 млн рублей в год (данные на 2003 г.).

К охранным мероприятиям в археологии относятся: выявление объектов археологии и проведение историко-культурной экспертизы, выделение ох­ранных зон с установкой особого режима использования территории, пол­ный запрет любых работ, проведение которых может повлечь за собой раз­рушение памятников или нарушение сложившегося природно-археологи-ческого комплекса. Для выявления случаев естественно-природной угро­зы разрушения объектов археологии проводится мониторинг земель исто­рико-культурного значения,определе­ние способов устранения причин раз­рушения, проведение работ по консервации разрушающихся объектов или полного комплекса аварийно-спасательных раскопок.

Под защитой государства находятся все памятники и вновь выявленные историко-культурные объекты вне зависимости от форм собственности, уровня управления, степени сохранности и характера использования. Госу­дарство является гарантом сохранения историко-культурного наследия и обеспечивает соблюдение законности в этой сфере, а также определяет меры административной, уголовной и иной ответственности за уничтожение, хищение и нанесение ущерба памятникам и вновь выявленным объектам историко-культурного наследия.

Особо ценные культурные объекты включаются в мировое культурное наследие, или всемирное наследие — выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества. В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного на­следия, к которой присоединилось большинство стран мира. Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

С 1985 г. Китай присоединился к конвенции ЮНЕСКО по сохранению мирового культурного наследия, 23 объекта страны вошли в «Список миро­вого культурного и природного наследия», по этому показателю Китай за­нимает четвертое место в мире. Среди них 15 объектов являются памятни­ками культуры и архитектуры: Великая китайская стена, Императорский дворец «Гугун», каменные пещеры Могао, гробница Цинь Шихуана и ее погребальные статуи воинов и коней, стоянка древнего человека «Чжоуко-удянь», летняя резиденция «Бишушаньждуан», Цюйфу —родина Конфуция, древние архитектурные сооружения в горах Уданшань, дворец Потала, горы Лушань, древний город Пинъяо, Сучжоуские сады, древний город Лицзян, Летний императорский дворец «Ихэюань», Храм Неба в Пекине. Природ­ное наследие Китая, занесенное в «Список», это известные на весь мир за­поведники Улинъюань, Цзючжайгоу, Хуанлун и горы Тайшань, Хуаншань и Эмэйшань. По «Конвенции по сохранению мирового культурного и при­родного наследия» в местах, признанных памятниками мирового наследия,

должны быть поставлены специальные эмблема ЮНЕСКО и соответству­ющее пояснение. В 2004 г. в городе Лицзян провинции Юньнань был офи­циально открыт первый в Китае специальный парк мирового наследия, привлекающий множество отечественных и зарубежных туристов. Площадь парка составляет около 33 гектаров; он воспроизводит в миниатюре город Лицзян. На 27-й конференции ЮНЕСКО по мировому культурному насле­дию, проходившей в Париже, было решено включить живописную мест­ность, где одновременно протекают три большие реки провинции Юньнань, в каталог мирового культурного наследия, а также включить в этот каталог 13 минских могил в уезде Чанпин под Пекином и минскую гробницу Сяо-лин под Нанкином в качестве дополнительных памятников императорских захоронений династий Мин и Цин. Таким образом до настоящего времени в этот каталог уже вошло 29 достопримечательностей Китая. Китайское правительство принимает активные меры для усиления охраны и управле­ния культурно-историческими и природными объектами, которые внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Также в настоящее время во многих местах Китая развернулась активная работа по выдвиже­нию местных достопримечательностей в число культурных памятников мирового культурного наследия.

В 2003 г. Вена вошла в число 730 городов и других населенных пунктов земного шара, которые причислены к категории мирового культурного на­следия. Эта высокая и заслуженная честь оказана Вене не в последнюю оче­редь потому, что австрийская столица вот уже несколько веков считается музыкальной столицей мира. Бургомистру вручена специальная грамота ЮНЕСКО, подтверждающая новый статус.

Дни исторического и культурного наследия Москвы учреждены поста­новлением столичного правительства. Они будут отмечаться в городе еже­годно 18 апреля, в Международный день охраны памятников и достоприме­чательных мест, и 18 мая, в Международный день музеев. Цель этих меро­приятий — более широкий доступ и пользование граждан культурными ценностями, активизация пропаганды памятников истории и культуры. Таких памятников, принятых на государственную охрану, в Москве насчи­тывается свыше 3 тыс. Помимо этого в столице есть около 2 тыс. выявлен­ных объектов историко-культурного наследия и более 10 тыс. ценных объек­тов историко-градостроительной среды.

Выдающиеся архитектурные памятники культуры из всемирного наследия ЮНЕСКО

Установлено, что после включения туристических объектов в список все­мирного наследия их посещение вырастает на 30% в год. Всего в мировом списке 730 культурных и природных объектов. Причем, в Европе скон­центрировано 322 культурных объекта, больше чем в остальных районах мира (общая цифра по Европе вместе с природными составляет 375). ЮНЕСКО выделяет более 4 млн долл. в год для поддержания объектов все­мирного наследия25. Эти деньги расходуются не только на сохранение объек­тов на должном уровне, но и на их защиту, например, перенос дороги по­дальше от объекта, мелиорация земель, работа с почвой и др. На данный момент 175 стран-участниц ратифицировали «Конвенцию всемирного на­следия» ЮНЕСКО, которая является важным инструментом развития и реализации на практике туристских стратегий, политики и деятельности.

Основная проблема современной России заключается в том, что не раз­работаны сами стандарты того, какими должны быть органы охраны насле­дия. В одних регионах это госучреждения (как, например, в Москве), в дру­гих — научно-производственные центры. И подход к охране памятников у них, естественно, разный. Росохранкультура сегодня получила обширные полномочия в сфере согласования территорий охранных зон и проектов работ на объектах наследия, но не имеет достаточного количества сотруд­ников для осуществления этих полномочий на всей территории России26.

Составной частью борьбы за сохранение культурного наследия в прежние годы являлось краеведческое движение — массовое общественное движение в 1920 — начале 1930-х гг. в СССР, направленное на изучение и сохранение памятников культуры, истории и природы. В 1927 г. в СССР насчитывалось 1 763 краеведные организации. Краеведческое движение имело свои цент­ральные координирующие органы в Москве и Ленинграде, центральные и местные издания, проводило съезды и конференции. Базой краеведческого движения являлась провинциальная интеллигенция — учителя, агрономы, работники краеведческих музеев. Краеведческое движение было одной из мощных составляющих общего природоохранного движения. В 1937 г. крае­ведческое движение было официально распущено, многие краеведы как «враги народа» оказались в ГУЛАГе. В настоящее время краеведческого дви­жения в странах СНГ как такового не существует.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и ок­ружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплоче­ния нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

По аналогии с агентами и институтами социализации целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъек­тами культуры, если пользоваться философской терминологией.

В агенты культуры включаются: 1) только индивиды и группы, оказыва­ющие личное, непосредственное воздействие на формирование культурно-

25 Воронцова О. Будущее культурного туризма // Газета для путешественников (http://i-spb.ru).

26 Культура. 30 сентября — 6 октября 2004. № 38.

го потенциала личности, создающих, оценивающих или распространяющих культурную продукцию; 2) учреждения, способствующие созданию, разви­тию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов. Тех и других, т.е. индивидов и учреждения имену­ют субъектами культуры. Нередко учреждения культуры выделяют в само­стоятельную категорию и называют институтами культуры. Поскольку тер­минология в данном случае еще не устоялась, оба наименования следует считать в равной мере употребимыми.

С социологической точки зрения к агентам культуры относят прежде всего большие социальные группы — этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, выступающие носи­телями субкультуры; малые социальные группы, в частности круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; индивидов-писателей, музыкантов, меценатов, артистов, сказителей и т.д., создающих, распространяющих, исполняющих или спонсирующих художественные произведения; учреждения культуры (академии наук, шко­лы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, ста­дионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др.).

В более развернутом виде классификацию агентов культуры следует стро­ить так: 1) большие социальные группы, прежде всего этносы, национальные меньшинства, а также поколенческие и профессиональные группы, высту­пающие носителями субкультуры; 2) малые социальные группы, в частно­сти круги научной, технической и гуманитарной интеллигенции, группы поклонников музыки и др.; 3) индивиды — писатели, музыканты, мецена­ты, артисты, сказители и т.д., создающие, распространяющие, исполняющие или спонсирующие художественные произведения.

К агентам культуры и институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие и распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие насе­ление культурным ценностям, в частности, академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не един­ственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшиеся социальные практики. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру может осуществлять один-единствен­ный чиновник, уполномоченный государством отслеживать идеологическое направление литературы. В качестве цензора может выступать главный ре­дактор, научный редактор и даже сам автор. Как социальная практика цен­зура уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении истории она неоднократно меняла свои формы, оставляя неизменной главную функ­цию — идеологический (иногда моральный) контроль. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты также на­зываются культурными институтами, способствующими продвижению ли­тературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными ин­ститутами выступают такие группы населения и явления, которые на пер­вый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных

институтов называют английских дворецких, промышленных инструкторов, институты опекунства, частного образования, гувернерства.

Малые социальные группы, в свою очередь, подразделяются на: 1) доб­ровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культу­ры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей. К ним в пер­вую очередь относятся творческие объединения типа союзов художников, писателей и композиторов; 2) специализированные объединения и кружки, например кружок петрашевцев или группа митьков; 3) круг поклонников

отдельных видов искусства, музыкаль­ной группы, определенного течения в искусстве, поклонники конкретного вида моды, приверженцы определен­ной религии (например, буддисты), религиозные секты и др.; 4) культурные среды, представляющие собой раз­мытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллиген­ции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям; 5) семья, в которой происходит пер­вичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на: 1) этносы (племя, на­родность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общ­ности людей, объединенные совпадающей исторической судьбой, опреде­ленными традициями и культурой, особенностями быта, единством терри­тории и языка; 2) профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, искусствоведы, краеведы, историки, этнографы, филологи, философы и физики, критики, цензоры, архитекторы, строители, реставра­торы; 3) непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например, зрители, читатели, поклонники; 4) аудитории — чи­тательскую, зрительскую, массовую, специализированную, газетно-жур-нальную, научную, популярную, молодежную, пожилую, женскую и т.д.

Особую категорию агентов культуры составляют вкладчики — люди, ко­торые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп: 1) создатели художественных произведе­ний — поэты, писатели, композиторы, художники; 2) меценаты, спонсоры, т.е. инвесторы культуры; 3) распространители культурных ценностей — из­датели, конферансье, лекторы, дикторы; 4) потребители культурных ценно­стей — публика, аудитория; 5) цензоры —литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил; 6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 13116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.