Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурное истощение Гаити




Ж.-Б. Ромен

Врезка

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурная диффузия, т.е. стихийное и никем не контролируемое заим­ствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенима­ет друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, а часто просто безликими. Распространение одина­ковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культур-

79 Московский комсомолец. 1996. 10 февр.

ного влияния и расширяющееся культурное общение заставили ученых го­ворить о процессе глобализации современной культуры80.

Глобализация является собирательным понятием, которое находит свое применение в различных взаимосвязях и взглядах. Термин «глобализация» появился в конце 1980-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расши­рением культурных контактов народов. Данное понятие служит для описания процессов модернизации, сопровождающихся повсеместным вовлечением в информационную сеть подсистем, выходящих за национально-государствен­ные рамки (рынок, технологии, формы жизни), а также для описания разно­образного влияния этих процессов почти на все области жизни. Оно описы­вает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воз­действию на людей средств массовой информации. Глобализация способству­ет расширению культурных контактов между народами и миграции людей.

Глобализация имеет позитивные и негативные стороны. Негативные моменты кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции. Аккультура­ция — обмен культурными ценностями между различными обществами и группами. Ассимиляция — процесс усвоения одной группой (национальным меньшинством) культурных черт другой группы (большинства нации), что происходит при эмиграции людей в страну с иной культурой. Негры в США на протяжении 200 лет впитывали черты доминирующей культуры почти до полного растворения в ней и потери своей культурной самобытности. Куль­турное растворение может быть полным и частичным.

Для культурной самобытности 1аити несут опас­ность аккультурация, ассимиляция и коммерциа­лизация. Экспансия европейской культуры ведет к вырождению и истощению местных культур. В детских садах малышам рассказывают евро­пейские сказки. Маленькие гаитянцы лучше зна­ют сказки Перро, чем сказки своего собственно­го народа. В средней школе изучают француз­ский, английский, испанский, латынь, а гаитянская культура и язык остаются неизвестными. Искусство Гаити находится под угрозой утраты самобытности. Художники, если они дети состо­ятельных родителей, едут учиться в Европу и Америку, а настоящие таланты из народа не име­ют возможности получить хорошее образование. Обучившиеся за границей певцы редко обраща­ются к народной песне. Подражая западной моде, гаитяне пренебрегают особенностями местного климата и образа жизни. Большинство женщин выпрямляют волосы, что непрактично в услови­ях жаркого климата. Мужчины ходят в пиджаках


и галстуках, а женщины — в черных платьях, хотя на Гаити круглый год стоит нестерпимая жара. Гаитяне исключительно религиозны. Однако с самого начала колонизации им навязывалась религия угнетателей. Новые понятия внесли су­мятицу. Колонизаторы говорили: чистота бела, как белый человек, и ангелы тоже белы. Грех и

дьявол черны, как черный человек. Понятно, что после этого местные жители стеснялись быть чернокожими.

Адаптировано по: Ромен Жан-Батист. Культура стран Карибского бассейна: сохранение и разви­тие самобытности // Культуры — диалог народов мира. 1984. №3. С. 57-74

80 Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. London, 1996.

Сохранение культурного своеобразия в современном обществе стал0 оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обра­щали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.

Процесс глобализации касается всех сторон культурной жизни: наиболее ярким примером

в этом направлениисоздание Оркестра Мира, объединяющего лучших музыкантов

под руководством выдающихся дирижеров современности

Выражения «социальная политика» и «культурная политика» для боль­шинства людей цивилизованных стран давно стали привычными. Почему для цивилизованных? Да потому что целенаправленное, основанное на взвешенной концепции управление социальной и культурной сферами об­щества являются отличительными признаками цивилизованной страны. Привычными они являются по крайней мере с середины XX в. Именно тогда начался плановый, глубоко эшелонированный подход к сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельной страны в рамках ООН.

Культурную политику следует определить как систему практических ме­роприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуще­ствляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

В области культурной политики чаще всего возникают следующие воп­росы: как сохраняется культурное наследие нации и доступно ли оно всем этническим и социальным группам? Всели используемые языки имеют рав­ный статус и нет ли в данной стране культурной и языковой дискримина­ции? Является ли официальный государственный язык языком предков или это наследие колониального господства? В какой степени неосновные язы-

ки поддерживаются государством, а в какой они являются заботой семьи и общины? В какой степени эти языки используются для сохранения культур­ных и социальных различий в обществе, расширения и сокращения антаго­низма среди языковых групп?

Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих куль­турных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых при­держивается большинство, на мулътикулыпурнуюмодель, где индивид социа­лизируется и к доминирующей, и к этнической культурам81.

Так, в США миллионы людей разговаривают на английском и на своем этническом языках, отмечают общенациональные и этнические праздники, изучают историю страны и своей нации.

Глобальная международная миграция стимулируется структурной пере­стройкой хозяйства слаборазвитых стран: под воздействием механизации и индустриализации, проникших из развитых стран, аграрный сектор сокра­щается, и миллионы сельских жителей вынуждены мигрировать в города в поисках работы. Их притягивает городской образ жизни. Одновременно средний класс горожан, ориентированный на западные стандарты жизни,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.