КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аккультурация и культурный гибрид
КУЛЬТУРНАЯ МИКРОДИНАМИКА Культура развивается как в масштабах всей планеты, всего мирового сообщества, так и в границах малой группы, ближайшей социальной среды и самого индивида. С течением времени изменяются его взгляды, с возрастом меняются ценности, образ и стиль жизни. Переезжая в другую страну, индивид вынужден приспосабливаться к незнакомой обстановке, интегрироваться в новую культурную среду — либо частично изменяя свой внутренний мир и привычки, либо полностью перестраиваясь так, что у него появляется второе культурное «Я». С места на место перемещаются не только отдельные люди, но малые группы и малые народы, в социологии получившие название национальных меньшинств. Китайцы или русские в Америке, а их насчитывается уже многие миллионы, вынуждены проходить тот же путь, что и отдельный человек, — растворяться без остатка в новом обществе либо сохранять свою культурную самобытность, став неким культурным ареалом, частично или полностью изолированным от доминирующей культуры. Эти и подобные им процессы в социологии и культурологии описывают при помощи таких понятий, как аккультурация, ассимиляция, инкультурация, социализация и др. Культура любого конкретного народа, как и культура человечества в целом, постоянно изменяется: что-то утрачивается из культурного наследия этноса, а что-то приобретается. Поскольку основными носителями культуры выступают люди, то их контакты между собой и становятся главной причиной культурных изменений. Наиболее ярко, весомо и всесторонне культурная трансформация проявляется в тех случаях, когда в контакт вступают разные народы либо представители различных культур. Итог культурного обмена принимает самые разные формы, в том числе аккультурацию. American Heritage Dictionary определяет аккультурацию как изменение культуры группы или индивида, вызванное контактом с другой культурой. А там, где есть контакт, обязательно присутствует диалог. Вот почему аккультурация протекает в диалоговом режиме, который завершается появлением на свет культурного гибрида — смешанной формы культуры, возникшей на
стыке двух пРеДшествУ°Щих форм. Термин «гибридность» (hybridity) приду мал Хоми Б^абха, полагавший, что с его помощью лучше всего описыватк те «культурн ые миксеры», которые формируются из смешения разных куль тур в страна* Карибского бассейна. Новое культурное формирование, воз никающее из смешения европейских, латиноамериканских и африкански* элементов, к&к бы автономно обитает в неком промежуточном пространстве (inbetweeness) ', которое он назвал «третьим пространством»1. Культурный гибрид представляет собой полисистемное образование, в котором одни культурные элементы доминируют, а другие подчиняются им Нередко, особенно в современном глобальном обществе, встречаются такие диалоговые формы аккультурации, где ни одни элемент, ни одна группа или культура не доминирует, а все находятся в равном положении. Ведущую роль здесь играют социокультурные институты, в том числе образование и наука (школы с преподаванием иностранного языка, школы, осуществляющие культурный обмен), международные семинары и конференции, международные гранты и проекты, перевод зарубежной литературы, в том числе художественной. Стимулируют развитие диалоговой аккультурации такие процессы, как модернизация современного общества, глобализация и международная миграция. Недиалоговые формы аккультурации (где есть господство и подчинение) возникают, как правило, вследствие завоевания и колонизации одного народа другим. Таким образом, аккультурация может быть как позитивным, так и негативным явлением2.
Становление глобального общества предполагает интенсивный обмен между разными народами и культурами, а потому делает проблему аккультурации как никогда острой. Аккультурация {acculturation — англ. неологизм от лат. аа"ки cultura — возделывание) — обозначение одновременно процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиента) перенимают нормы, ценности, традиции и нормы у представителей другой культуры (донора). Процессом выступает уподобление одной культуры другой через заимствования и влияние, а результатом -— сходство, похожесть двух культур. Так постулировал в 1948 г. видный американский антрополог А. Кребер, добавив, что процесс аккультурации является постепенным (градуированным), а не взрывным, взаимообразным и эквивалентным и асимметричным. В конечном итоге аккультурация всегда оборачивается абсорбцией, т.е. культурным поглощением одного народа Другим. Механизмом аккультурации, согласно А. Креберу, 1 Bhabha H. The Location of Culture. London, 1994. 2 Acculturation (www.ditl.inf0)- выступает диффузия — стихийное перемешивание и взаимопроникновение культурных стандартов и образцов из одного народа в другой. Он писал, что диффузия отвечает на вопрос, что стало с элементами, а аккультурация — какому процессу подверглась культура народа в целом3. Под аккультурацией этнографы понимают процесс изменения культуры народа под воздействием культуры другого, обычно соседнего народа. Это взаимный процесс: соседние народы оказывают и одновременно испытывают влияние друг на друга, что-то при этом заимствуя, что-то передавая соседу, а в результате — изменяя частично или полностью свой уклад культуры. Но обычно более сильное влияние оказывает народ, обладающий более развитой культурой, особенно если культурное воздействие сочетается с политическим и экономическим давлением. Именно так обстоит дело в Америке, где мощное государство, представляющее доминирующую культуру, давит на слабые и малочисленные индейские племена, приспосабливая их культуру к себе, но, с другой стороны, впитывая ее элементы, традиции и нормы. Таким образом, понятие аккультурации применимо к национальному меньшинству в составе крупного этноса, например к афро-американцам, вынужденным приспосабливаться к ценностям непохожей на их собственную англосаксонской культуре. Иначе говоря, аккультурация описывает поведение части по отношению к целому, ее приспособление и попытку интегрироваться в это целое.
Аккультурация — процесс и одновременно результат взаимопроникновения и поглощения культур: особенно это заметно в США Хотя в научный оборот термин acculturation, по всей видимости, ввел польский антрополог Бронислав Малиновский (1884—1942), его изобретение приписывают американскому антропологу Дж. Рауэллу (1834—1902). Приблизительно в 1911 г. оно мигрировало во Францию. Ответственность за то, что из области антропологии термин перекочевал в сферу сравнитель- 3 KroeberA.L. Anthropology: Race, Language, Culture, Psychology, Prehistory. N.Y.; Burlingame, 1948. P. 425. huiu лшсра1ур«лэсл.спим приписывают французскому антропологу Роджеру Бастиде (1889-1974)4, автору статьи «Аккультурация литературы» (1955) Собственно говоря, и сам термин «аккультурация» появился в конце XIX в. в США именно в связи с изучением индейцев. Некоторые авторы связывают с этим термином и сам факт появления культурной антропологии которая стала культурной —в отличие от социальной антропологии — именно в связи с возникновением проблемы аккультурации малых народов большими. Первоначально новое понятие применялось (Ф. Боас, У. Холмс У. Мак-Джи, Р. Лоуи) в узком значении и включало процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. В научном обороте термин закрепился в 1920-1930-е гг., когда наблюдал -ся особенный расцвет культурной антропологии. Такие исследователи, как М. Мид, М.Уилсон, А. Лессер, И. Шапера, Р. Лоуи, Л. Спайер, Б. Малиновский, М. Херсковиц, Р. Редфилд и Р. Линтон и др., активно изучали механизмы и специфику аккультурации в связи с влиянием англосаксонской культуры США на индейцев и афро-американцев. Тогда-то и появились понятия донорской и реципиентной группы в культурном контакте. Вторая, а в данном случае это кулыура национального меньшинства, может полностью отвергать ценности первой, полностью принимать их либо подходить к ним селективно (избирательно). Результатом последнего, а это самы й распространенный в истории человечества вариант взаимодействия, является возникновение так называемой синкретической культуры. М. Херсковиц5 обнаружил, что реципиентная культура производит отбор элементов культуры в «культурном фокусе», адаптируя, отторгая или синкретизируя их. Р. Линтон6 нашел, что доминирующая культура насильственным путем вызывает в подчиненной группе «прямое культурное изменение», в то время как неподчиненные общества свободно выбирают направление культурного развития. Так, малочисленные и разрозненные индейские племена не могли оказывать успешного сопротивления колонизаторам. Их самобытный социальный и культурный уклад распадался, поскольку традиционная экономика подчинилась более крупной и сильной капиталистической системе.
По мнению Р. Линтона, в тех случаях, когда более сильное или более развитое общество стремится насильственно навязать более слабому свои культурные стандарты, т.е. осуществить «прямое культурное изменение», последнее может отвергнуть их. Напротив, когда подчинение одного общества другому отсутствует, неподчиненное свободно выбирает направление культурного развития и культурный обмен становится более плодотворным. В современной социологии и культурологии тема аккультурации получила глубокое развитие и вышла за сферу чисто теоретического интереса. Прикладные программы успешной аккультурации применяются в индейских резервациях в США, а также в ряде африканских стран, бывших европейских колониях. В теоретической плоскости вопросы аккультурации исследуются в рамках взаимодействия доминирующей культуры и субкультур. 4 Acculturation (www.ditI.info). 5 Herskovitz M.J. Acculturation. The Study of Cultural Contact. N.Y., 1938; Idem. Some Comments on the 6 Linton R. Acculturation in Seven American Indian Tribes, 1963.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |