Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Релаксационная функция




Следующая функция культуры — релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — искусство физического и психического расслабле­ния, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гне­ва, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они отно­сятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные фор­мы снятия напряжения — увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.

Смысл праздника заключается вовсе не в том, что в этот день не надо ра­ботать. Это не праздник, а нерабочее время. Праздник — особо торжествен­ные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно эстетической и эмоционально восторженной форме. Это моменты наиболь­шей радости. Причем радости дозволенной, регламентируемой, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

По мнению выдающегося отечественного культуролога М. Бахтина, в праздничные дни все переворачивается вверх ногами. Анализ «смеховой культуры» эпохи Возрождения убедил его, что в праздничные дни позволя­ется делать то, что под страхом смерти запрещается в обычные, а именно подвергаются осмеянию божества и патриотические чувства. Идеологиче­ские идеи и политические кумиры. Это время дозволенной критики.

Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжествен­ность, ритм, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством ре­лаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении вле­чений символическими средствами. Играя в войнушку или дочки-матери детишки одновременно верят и не верят в реальность происходящего. Они осознают «ненастоящность» игры, но отдают ей все силы, как будто это ре­альное состязание или действо. Символика игры создает особую психоло­гическую установку испытания человеческих возможностей: по-настояще­му убить человека нельзя, а в войнушке можно. Игра не только расслабля­ет, она тренирует мастерство, умение выкручиваться в рисковых ситуациях, усиливает мотивацию к достижению. И фа хороша тем, что вызволяет на свет божий спрятанные внутри бессознательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры мож­но обходить нормы. Через игру реализуются скрываемые сексуальные мо­тивы и пристрастия (игры в бутылочку, «я садовником родился» и т.п.), мотивы смерти (войнушка, гладиаторские бои, коррида). В древности мно­гие игры носили характер нешуточных развлечений: в Риме гладиаторские

бои, в средневековой Европе публичные казни, в России кулачные бои, медвежья травля. Сегодня все они заведены в компьютерные игры.

Специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические филь­мы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически совершить — вместе с героями — те дей­ствия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, са­натории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним ис­точником расслабления и отдыха. На смену пионерским лагерям в нашей стране пришли лагеря скаутов.

Перечисленные средства релаксации по-разному воздействуют на лич­ность человека. Одни из них оказывают даже негативное или вовсе разру­шающее действие. В частности, под влиянием криминального экрана чис­ло подростковой преступности во всех либо в большинстве стран мира рез­ко пошло в гору. Алкоголизм и наркомания служат массовым средством релаксации, но они осуждаются либо преследуются законом во всех циви­лизованных странах. Хотя пьянство помогает снять психическое напряже­ние, выговорить накипевшее, удовлетворить бессознательные витальные влечения.

Порнография во многих странах запрещена, как запрещена и проститу­ция. Хотя никто не сомневается в том, что они — одно из средств расслаб­ления, и в психологическом плане дают человеку много позитивного. Под особый контроль государства в цивилизованном обществе взяты азартные игры в карты, рулетка, казино. Доступ в них ограничен. В отличие от кази­но, доступ в которое ограничивается извне, в клубы по интересам доступ ограничивается изнутри. Правильнее сказать, что членство в таких клубах специализированное. Например, в клуб «Кому за 30» или клуб толстяков приходят только те, кого это напрямую касается.

На другом полюсе воображаемой шкалы находятся позитивные, одобряе­мые обществом средства релаксации, например, посещение театров, музе­ев, созерцание природы, отдых на природе и т.п. Приобщение к высокому искусству оказывает на личность не разрушающее, а созидающее влияние. Ему есть особое название — катарсис (греч. Katharsis — очищение). Оно вошло в современную культуру с легкой руки великого древнегреческого философа Аристотеля, считавшего, что целью трагедии выступает очище­ние духа при помощи страха и сострадания. Катарсис одновременно озна­чает и возвышение духа, освобождение его от опеки суетного бытия и сосре­доточение на том, что единственно и заслуживает внимания — на вечном.

Попытаемся систематизировать все проявления релаксационной функции культуры тем, что построим условную схему и разместим их на ней (рис. 21).

Рис. 21. Формы пелаксации по общественно значимому критерию

Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрица­тельных форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этой цели усиливают запретительные санкции и принимают каратель­ные меры. Например, в ряде стран Юго-Восточной Азии к тем, кто распро­страняет наркотики, применяется смертная казнь либо пожизненное заклю­чение. В других случаях им ищут функциональную замену. В частности, расширяют сеть развлекательных и научно-познавательных учреждений, которые могли бы конкурировать с пьянством и наркоманией как негатив­ными формами релаксации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.