Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи исследования




Врезка

Если цель ориентирует на конечный результат, то задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации це­лей исследования.

Цель чаще всего берут из названия (темы) ис­следования. Пример: тема — «удовлетворен­ность работников трудом», цель — «определить субъективные показатели удовлетворенности работников трудом». Затем определяются зада­чи. Например, «определить степень удовлетво­ренности работников зарплатой (содержанием труда, отношениями и т.д.)». На основании за­дач формулируются вопросы анкеты. Каждой задаче должен соответствовать хотя бы один вопрос.

Проблемная ситуация и перевод ее в систему целей и задач исследования на практике описы­вается обычно фразой «выход из сложившейся ситуации». Приведем несколько примеров, об­наруженных в Интернете:

1. Сегодняшняя медицина сталкивается с мас­сой проблем. Это и увеличение числа особоопасных инфекций, и сокращение финансиро­вания, и снижение рождаемости с одновремен-

ным ростом смертности населения. Где искать выход из сложившейся ситуации?

2. Пока в стране не будет дисциплины, порядкаи культуры — все усилия и деньги, выделяемые

шении производительности труда и недостаточным его учетом. Следствием этогс являются более конкретные, частные противоречия. Например, противоречие между высоким уровнем квалификации работника (умением) и низкой заин­тересованностью (желанием) максимально реализовать это умение.

Формулировка проблемы исследования, основанная на всесторонне\ анализе проблемной ситуации, предполагает вычленение и четкое описание той части социального противоречия, которая не обеспечена необходимое информацией, не имеет готовых решений и доступна исследованию социо логическими методами.

Специалисты предлагают подходить к выбору, формулировке, изучению i решению проблемы исследования в прикладной социологии, широко исполь зуя научную литературу. Обращаться к литературе надо не сразу при разработк программы, как это делают академические ученые, а позже, после составле ния программы и уяснения практических задач. Обращение к литературе слу жит социологу-прикладнику источником типовых решений, а не теоретичес кой модели (В.А. Ядов). Может так случиться, что в литературе уже имеете готовый способ решения проблемы исследования, а прикладнику остаетс только приспособить его к конкретной ерлуации. Полезно завести специал! ную картотеку с типичными решениями проблем исследования — это избавр от дублирования и ненужного повторения того, что хорошо изучено другим:

В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологиче* кого и предметного характера. Гносеологические проблемы порождены н< достатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальнь процессов. Предметными проблемами принято называть противоречи вызванные столкновением интересов групп населения либо социальнь институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, за рагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальнь профессиональных, политических и других групп, социальных институтов, пр изводственных предприятий, государственных и коммерческих учреждений и т

на различного рода программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией и наркоманией, будут потраче­ны даром и не дадут никакого эффекта. Где ис­кать выход из сложившейся ситуации?

3. Депутат Н охарактеризовал демографическуюситуацию в стране как близкую к катастрофе —каждый год мы теряем миллион россиян, в товремя как среднероссийский показатель суммар­ной рождаемости не превышает 1,3 рождения наодну женщину (против 2,15 необходимых длявоспроизводства населения). Нация неуклонновымирает. Если не остановить эту тенденцию, точерез несколько десятков лет Россия не сможетУдержать территории Сибири и Дальнего Восто­ка. Где искать выход из сложившейся ситуации?

4. Случается всякое. Если святость Церкви неподлежит сомнению, то это не значит, что слу­ги ее безгрешны. Вообще, священнослужителине должны быть чрезмерно богатыми людьми.Например, все архиереи (это высшие посты в

православии) — монахи. Для них накопите ство недопустимо. Все пожертвования они д жны употреблять на дела Церкви, наприм раздавать нуждающимся. Но так уж сложилс что у нас из-за множества верующих у свящ нослужителей волей-неволей накапливал) значительные средства. Где искать выход сложившейся ситуации? 5. Меры, предпринимаемые правительство Банком России по активизации инвестицией го процесса, нормализации денежного обра ния и преодолению неплатежей, по peuiei проблемы государственного долга и бюдже^ го кризиса, до сих пор оказывались неэфе! тивными: инвестиции из года в год снижаю неплатежи нарастают, цена обслуживания п дарственного долга в последние месяцы bi резко возросла, собираемость налогов ост ся на низком уровне. Где искать выход из жившейся ситуации?

По масштабам распространенности проблема может носить общенациональ­ный, региональный или местный характер. По времени действия проблемы де­лятся на кратко-, средне- и долгосрочные. Неудовлетворенность персонала фир­мы стилем руководства менеджера относится к кратковременной проблеме, поскольку ее можно решить в течение недели-месяца. Проблему адаптации того же персонала к новой форме организации или оплаты труда следует от­нести ко второму типу, а вот проблему адаптации его к рыночным условиям правильнее квалифицировать как долгосрочную. Действительно, эмпиричес­кие исследования показывают, что на ее решение уходит от 3 до 5 лет и более.

По глубине противоречия различают проблемы одноплановые, когда затраги­вается одна сторона социального явления (например, отношение сельских жи­телей к частной собственности на землю), и системные, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотно­шений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы рас­пределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).

При выборе и определении проблемы исследования возникает несколько типичных ошибок. Первая уже названа — отождествление темы и проблемы. В ме­тодических рекомендациях, изданных Центром НОТ «Темп» Одесского государ­ственного университета им. И.И. Мечникова, в числе восьми актуальных про­блем трудовых коллективов названы «совмещение профессий», «престиж и при­влекательность рабочих профессий», социальные аспекты развития содержания труда», «свободное время работников», «удовлетворенностьработников социаль­но-культурными и жилищно-бытовыми условиями». По существу, это не про­блемы исследований, а его темы или названия рубрик, по которым необходимо собирать эмпирическую информацию. Сбор первичной информации позволяет описать существующее положение дел, и если информация структурирована, создать дескриптивную модель. Но это лишь полшага. Надо построить еще нор­мативную модель, т.е. знать желаемое состояние (скажем, сократить текучесть кадров с 30 до 12%). Различие (в сильном варианте — противоречие) между дес­криптивной и нормативной моделями составляет содержание проблемной ситу­ации. Стало быть, первоначальную тему исследования можно перевести на язык проблемной ситуации, т.е. определить различие между реальным (дескриптив­ная модель) и желаемым (нормативная модель) состояниями. А на основе анали­за проблемной ситуации уже формируется проблема исследования.

Вторая ошибка определения проблемы исследования — отождествление ее с социальной проблемой в целом. Оба понятия во многом сходны, в их основе ле­жит социальное противоречие, осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным. И в том и другом случае противоречие создает проблемную ситуацию, ив том и в другом случае оно осоз­нается субъектами. Но в проблеме исследования субъектом выступает индивид, а в социальной проблеме — большие социальные группы людей. Следователь­но, проблема исследования — лишь часть социальной проблемы, ее конкретная сторона. Подобная ошибка встречается и в учебных пособиях: в «Словаре при­кладной социологии» говорится о том, что «проблемная ситуация, связанная с исследованием процессов развития коммунистического труда, может выступать как социальная проблема превращения труда в первую жизненную потребность». Иногда совершаются и другие ошибки. Так, вкнигеА.А. ДикаревойиМ.И. Мир­ской «Социология труда» (1989) написано, что проблемой исследования может выступить несоответствие между стремлением молодежи содействовать делу пе-

рестройки и теми ограничениями самостоятельности, инициативности, кото­рые еще нередки в трудовых коллективах. Никакого состояния «знания о не­знании», как и проблемы исследования, здесь нет. Авторы заранее знают, что молодежь стремиться содействовать делу перестройки (как? в чем это выража­ется?), проявляя самостоятельность и инициативность (разве эти качества прису­ши только ей?), но встречает ограничения. Скорее это гипотеза, а не проблема исследования, так как собранная информация должна будет лишь проиллюст­рировать столь категорическое суждение. Подобный случай (довольно распро­страненный) — пример постановки псевдопроблемы.

Третья ошибка в постановке проблемы исследования может заключаться в его отождествлении с задачами исследования. В отличие от задач исследо­вания, которые носят конкретно-практический характер, проблема исследо­вания носит характер абстрактно-теоретический.

Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который бу­дет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, люд­ских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым кри­терием эффективности предпринятых теоретических, методических, организа­ционных процедур. Ожидаемым результатом фундаментального или теорети­ческого исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. Методи­чески ориентированное исследование направлено на разработку методики, от­работку отдельных процедур, инструментария, прикладное — решение практи­ческой задачи, улучшение реального положения дел. В прикладном исследова­нии цель следует согласовать с заказчиком.

В качестве цели исследования может выступать получение описательной ин­формации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, со­циально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на пред­приятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика на­рушений трудовой дисциплины до и после специальных административных мероприятий по укреплению дисциплины.

Целью исследования может быть не только подготовка, но и разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разра­ботка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию. Целью ис­следования может быть разработка практических рекомендаций по управлен­ческому воздействию на изучаемую ситуацию. В этом случае конечным ре­зультатом работы социологической службы будет обоснование и оценка уп­равленческих решений. Наконец, целью исследовательской работы социолога может быть формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений (например, службы «Ваше настроение»). При этом социолог может заниматься разработкой нормативных докумен­тов, определяющих права, обязанности и содержание работы этих подразде-

лений, а также осуществлять контроль за постановкой работы на начальных стадиях их функционирования3.

Ясно, что каждая из названных целей существенно меняет объем работы социолога, затраты времени, методическое обеспечение исследования. Не ме­нее важно и то, что четкое определение цели исследования является надеж­ной профилактикой, с одной стороны, завышенных ожиданий заказчика и не­обоснованных претензий к социологу на этапе приема и оценки результатов его труда. А с другой стороны, четкая фор­мулировка цели, определение формы представления результатов исследова­ния предостережет социолога от необоснованных обещаний. Иначе говоря, определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию про­граммы как официального документа, утверждающего взаимные обязатель­ства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это своего рода промежуточные ступени в работе социолога. Например, для получения информации, отражающей от­ношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как определение степени включенности различных групп людей в ситуацию но­вовведения. Это, в свою очередь, ставит перед ним ряд еще более конкретных задач: например провести анализ нормативных документов, в которых опреде­ляется степень участия различных должностных групп в изучаемой ситуации4.

Социолог неоднократно возвращается к формулировке целей и задач, по мере того как происходит конкретизация и раз­работка других разделов программы: оп­ределяются объем выборки и методы сбо­ра данных, согласовываются с заказчиком сроки и ресурсы предполагаемого иссле­дования и т.д. Бывает так, что цель иссле­дования, первоначально сформулирован­ная в общем виде, распадается затем на несколько подцелей, каждая из которых определяет самостоятельный этап работы. Может случиться, что частную цель невозможно достичь из-за труднодоступ­ное™ единиц наблюдения или источников информации. Это ведет к перефор­мулировке общей цели или частных задач. Таким образом, определение целей и задач при разработке программы исследования — процесс итерационный5.

Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и допол­нительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: ка­ковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные за­дачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования об­стоятельства, факторы, причины.

Герчиков В. И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методо­логия с позиций практики. Новосибирск, 1984. С. 221-227.

Служба социального развития предприятия: Практ. пособие. — М.: Наука, 1989. С. 54-55. Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник) / Под ред. Д.А.Шевченко, А.И.Кравченко. М., 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.