Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и особенности метода




Сегодня дисциплинарная принадлежность метода фокус-группы опреде­ляется в научной литературе по-разному. В общем и целом можно выделить три главных подхода. Одни авторы видят в нем разновидность традицион­ного количественного метода опроса20, другие придают ему пограничный ста­тус, считая фокус-группу находящейся между количественным и качествен­ным подходами21, наконец, третьи, и таких большинство, целиком относят этот метод к качественной методологии сбора социологической информа­ции22. Подобный взгляд принят как в отечественной, так и в зарубежной со­циологии. Этот метод не позволяет получить статистические распределения, имеет преимущественно разведывательный характер и в нем используются менее структурированные вопросники, нежели в традиционном выборочном опросе23.

К примеру, алтайские социологи СИ. Григорьев и Ю.Е. Растов, занимая по существу промежуточную позицию между двумя обозначенными выше полюсами, считают, что фокус-группа наиболее эффективна тогда, когда она применяется в сочетании с количественными методами, при этом она мо­жет играть как дополнительную, так и ключевую роль. Наряду с элементами качественной методологии этот метод включает в себя элементы количе­ственных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.)24.

Существуют и другие расхождения в понимании данного приема. Одни специалисты называют аналогом фокус-групп используемое в социологии глубинное интервью, а в психологии — экспериментальные группы. Хотя первый вид опроса широко используется также в этнографии и психологии, а второй вовсе не является самостоятельным методом, поскольку экспери­ментальные и контрольные группы — непременные элементы любого науч­ного эксперимента, в какой бы дисциплине он ни использовался.

В европейской литературе по маркетингу синонимом данному термину часто выступают: групповая дискуссия, качественное исследование, а также

19 Разумнова И. Фокус-группы — истина «без фокусов» // http://www-ic.dcn-asu.ru/~silant/pr/works/ 06.htm

20 Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1996. С 34—35.

21 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.С. 107-108, 229.

22 Богословская К. Все о фокус-группе // Рекламист. 1996. № 2. С. 16—17; Бутенко И.А. Организацияприкладного социологического исследования. М.:Тривола, 1998. С. 125—126; Дебюс М. Качествен­ные методы в социальных исследованиях: фокус-группа: Пер. с англ. Барнаул, 1995. С. 14; Дмитри­ева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. С 16.

21 Edmunds H. Focus Group Research Handbook. Paramount Market Publishing, Inc., 2001. P. 2. 24 Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/ mmc/grig/5.ru.shtml

множество «дочерних» ответвлений типа сензитивной панели и расширен­ных творческих групп. Все чаще ими заменяют исходное понятие, а некото­рые авторы даже заявляют, что не за горами то время, когда слово «фокус-группа» вовсе исчезнет из научного оборота25.

Фокус-группа26 (от англ. focusgroup, нем. Methode der Gruppendiskussion) — бе­седа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставлен­ную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отве­денном помещении. Р. Крюгер определил фокус-группу как тщательно рас­планированную дискуссию, предназначенную (задуманную) для получения мнений по определенной теме в неугрожающей, доверительной обстановке27.

Включенное в название метода слово «фокус» обозначает предметную концен­трацию, сосредоточенность опрашивае­мых на одном вопросе и, в связи с этим, его всестороннее обсуждение. Социоло­гами он позаимствован из оптической физики. Фокус (от лаг. focus — средото­чие, центр) в оптике обозначает точку, где собирается прошедший через опти­ческую систему параллельный пучок световых лучей. В эмпирической социо­логии фокус обозначает общее мнение людей, которые, высказывая на предмет разные, нередко параллельные точки зрения, в результате коллективной дис­куссии сходятся в одном. Точнее сказать, сходятся не люди в своих мнениях, им вовсе не обязательно добиваться консен­суса. Разные мнения приводит к едино­му знаменателю социолог, организую­щий подобное мероприятие.

Итак, термином «фокус» обозначают в первом случае итог обсуждения. Но суще­ствует второе значение термина, свиде­тельствующее о характере процесса дис­куссии. «Фокус внимания участников групповых дискуссий сосредоточивается на каком-то одном, важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений уча­стников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения пред­ставителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса»28. Реализация такой процедуры требует создания не­скольких дискуссионных групп и проведения коллективного обсуждения иссле-

Schlackman W. A Discussion of the use of Sensitivity Panels in Market Research // J. of the Market Research Society. 1984. Vol. 26. No. 3.

Термин «фокус-группа» в нашей стране пишется, как правило, через дефис, а за рубежом — отдель­но и всегда во множественном числе (focus groups).

Kreuger R.A. Focus groups: A practical guide for applied research. London: Sage, 1988. P. 18. Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/ mmc/grig/S.ru.shtml

дуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптималь­ных путей решения.

Наконец, в третьем смысле слово «фокус» несет в себе важный смысло­вой оттенок, отражающий концентрацию усилий интервьюера на изучении определенной проблемы (С. Белановский). При этом фокусировка интервью может осуществляться разными способами в зависимости от специфики объекта и предмета исследования либо поставленных задач.

В США научно-методическая учебная и справочная литература по данной теме насчитывает многие сотни названий. Сошлемся на одно из последних из­даний — «Руководство по проведению фокус-групп» Г. Эдмундса2?, на 276 стра­ницах которого рассматриваются, кажется, все проблемы, которые только мо­гут возникнуть у практикующего социолога: преимущества и недостатки метода, общий план его проведения, виды фокус-групп (телефокус, триады, Интернет и видео фокус-группы), выборочные процедуры, разработка вопросника, под­бор опрашиваемых, оснащение помещения и его техническое оборудование, подбор модераторов, их способности, подготовка и ролевые функции, исполь­зуемые ими приемы, техники и ухищрения, процесс и ход фокус-группы, кон­троль поля, подготовка текста результатов фокус-группы и анализ данных, сто­имость и финансирование, презентация результатов, этические и социокуль­турные аспекты фокус-группы. В книге приводятся многочисленные примеры проведения фокус-групп и документация к ним.

В зарубежной литературе виды и типы фокус-группы, прежде всего в мар­кетинге как самой массовой области их использования, различаются в зави­симости от: философской базы и целей исследования, культурных и нацио­нальных особенностей, методики и техники сбора данных, метода анализа данных и др.30




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.