Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История вопроса. Методология arтребует применения не одного, а нескольких методов — в зависимости от целей и задач исследования-внедрения




МЕТОДЫ

Методология AR требует применения не одного, а нескольких методов — в зависимости от целей и задач исследования-внедрения, сложившейся си­туации, эффективности самих методов (от некоторых приходится по ходу дела отказываться и прибегать к другим процедурам). Такую методологию называют мультивариативной.

В процессе проведения AR одинаково эффективно могут использоваться количественные и качественные методы:

♦ стандартизированные тесты интеллекта, профессиональных навыков, способностей учащихся (к письму, решению задач, умению говорить);

♦ интервью и анкетирование, позволяющие установить первоначальные ценности, установки и мотивацию учащихся, а также конечные, порефор­менные результаты;

♦ эксперимент, предполагающий создание экспериментальной группы, подвергшейся вмешательству, и контрольной группы, служащей эталоном сравнения;

♦ глубинное интервью, биографический метод и жизненные истории, се­мейные хроники, кейс-стади, фокус-группы;

♦ наблюдение, позволяющее отследить динамику процесса, например улучшение деятельности учителя после нововведения, изменение самочув­ствия учащихся и т.д.;

♦ анализ документов, например дневников учащихся, классного журна­ла, видео- и аудиоматериалов, школьных сочинений или специально (по заданию ученых) написанных эссе.

Результаты исследования-внедрения могут обрабатываться как вручную, так и с помощью компьютера (чаще всего используются такие программы, как NUDIST, Ethnograph, Ну per RESEARCH). При анализе данных сырой ма­териал, например записи интервью, подвергается кодированию, а затем по отношению к нему используются логический анализ, контент-анализ, кон­цептуальное картирование, шкалирование, статистические процедуры, вклю­чая таблицы и графики. Количественный анализ данных, как правило, ис­пользуется параллельно и наряду с качественными методами, например оценочной интепретацией, теоретической выборкой, деконструкцией, гер­меневтикой.

Самостоятельным методом AR считаются исследовательские конференции (search conference). Начало им положили Эрик Трист и Фред Эмери, трудивши­еся в 1959 г. в Тавистокском институте. Сегодня известны такие модификации исходной методики, как Dannemiller-Tyson 's Interactive Strategic Planning, Marvin Weisbord's Future Search Conference, Dick Axelrod's Conference Model Redesign, Harrison Owen's Open Space, ICA's Strategic Planning. К организации конферен­ций сегодня активно подключают Интернет. В 1991 г. ученые из университета Торонто по заказу Canadian International Development Agency провели серию ис­следовательских конференций в Гренаде, результатом которых стали практи­ческие рекомендации и план действий по улучшению туризма14.

O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/ ~robrien/papers/arfinal.html

За рубежом AR начали широко применяться начиная с середины 1920-х гг. и достигли пика своего влияния в конце 1990-х гг. Перед второй мировой вой­ной новый метод прочно утвердился в социальной психологии как форма со­циального исследования, в ходе которого ученый познает групповые процессы, изменяя их, манипулируя процедурой и поведением, активно участвуя в самом исследовании15. Родоначальником16 нового метода выступает американский психолог Курт Левин (1890—1947), который сказал: «Если вы хотите знать, ка­ковы вещи на самом деле, попытайтесь изменить их»17. Он исследовал нацио­нальные меньшинства в США (евреев и чернокожих) и создал методологию исследования, которая с успехом применяется при изучении традиционного общества в странах третьего мира. Кроме того, Левин изучал проблемы лидер­ского стиля (авторитарного и демократического) в малых группах. Позже и эту методологию ученые позаимствовали у него для изучения процесса формиро­вания малых групп и местных общин в южной Италии и Латинской Америке.

Впервые термин «Action research», характеризовавший «сравнительное изучение условий и последствий различных форм социального действия и исследований, ведущих к социальному действию», появился в его статье «Action Research and Minority Problems» (1946). Механизмом AR автор считал «спираль шагов, каждый из которых составлен из циклической последова­тельности планирования, действия и сбора фактов о результатах действия». Таким образом, у К. Левина AR обозначал особый исследовательский под­ход, посредством которого ученый не только создает новое знание о соци­альной системе, но и пытается одновременно изменить ее. Именно поэто­му, как рассчитывал ученый, основной сферой использования новой мето­дологии должны стать социальное управление и социальная инженерия. К. Левин утверждал, что осознание и изменение социальных условий воз­можно лишь в том случае, если на всех этапах своего проекта обществоведы будут привлекать к работе практиков, хорошо знающих реальную жизнь.

Правда, в последнее время «отцовские права» К. Левина на AR серьезно оспариваются18. Выясняется, что до него идеи исследования через вмешатель­ство высказывал Дж. Морено. Для него исследовательский процесс высту­пал составной частью социального движения. Левин познакомился с ними, будучи в Америке.

В педагогическую практику термин «Action research» внедрил Стефан Кори в 1949 г. Хотя он не связывал AR с фундаментальной наукой, считая этот ме­тод эффективным способом решения практических проблем, с его легкой руки в обиход вошло понятие «учитель-как-исследователь» {teacher-as-researcher)19. Оно как нельзя лучше описывало специфику новаторского тру­да учителя, постоянно экспериментирующего с новым материалом, находя-

Huizer G. (1997) Participatory action research and people's participation: Introduction and case studies // http://www.fao.org/WAICENT/FAOINFO/SUSTDEV/PPdirect/PPre0021.htm Kemmis S., McTaggart R. (Eds.) The action research reader. Geelong, Victoria: Deakin University Press, 1988. 7 См.: Lewin K. Resolving Social Conflicts. N.Y.: Harper, 1958. Kemmis S. Action Research and Social Movement: A Challenge for Policy Research // Education Policy Analysis Archives. 1993. Vol. 1. № 1. Corey S. Action research to improve school practice. N.Y.: Teachers College, Columbia University, 1953.

щегося в активном поиске. Из всех научных методов учителю ближе всего включенное наблюдение, методология кейс-стади и качественные методы20. Используя научные методы, школьные учителя получают широкие возмож­ности апробировать свои идеи и инновационные проекты, усовершенство­вать мастерство.

После второй мировой войны большой вклад в эту область внес соци­альный психиатр Эрик Трист, чья группа в Тавистокском институте челове­ческих отношений в Лондоне занималась прикладными социальными иссле­дованиями, изучая, в частности, гражданских репатриантов, которые во вре­мя мировой войны находились в немецких концлагерях. Он и его коллеги исследовали не малые группы, а крупномасштабные социальные проблемы, связанные с институциональным и организационным контекстом21.

В 1960—1970-е гг. ЛЛуспешно применяли социологи и антропологи, осо­бенно в Латинской Америке, изучая социальную напряженность, конфлик­ты и их политические последствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.