Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадигмы AR




В 1960— 1970 гг., по мнению Р. О'Брайна22, оформились четыре основные парадигмы AR: традиционная, контекстуральная, радикальная и образова­тельная.

Традиционная парадигма (Traditional Action Research) основывалась на идеях К. Левина в области теории поля, групповой динамики, Т-групп и клини­ческой социологии. Она широко применялась в области социологии и пси­хологии организаций, изучения качества рабочей жизни {Quality of Working LifeQWL), социотехнических систем (информационных систем), струк­туры власти в организации и промышленной демократии.

Контекстуральная парадигма (Contextural Action Research), известная также как Action Learning, берет свое начало из исследований межорганизационно­го взаимодействия Тавистокского института. Ее название происходит от слияния двух слов: context (окружающая среда) и structure (структура). В цен­тре внимания ученых находилась перестройка (reconstituting) структуры от­ношений, складывающих между социальными акторами в конкретной социальной (прежде всего организационной) среде, в частности, доминиро­вания между такими социальными группами, как акционеры и администра­ция. Именно в рамках этой парадигмы возникло широко распространенное в современной социологии организаций понятие «социальная экология», обозначающее не природную среду предприятия, а его социальное, в том чис­ле общинное, окружение. Специалисты применяли метод конференций, на которых договаривающиеся стороны (акционеры, потребители, граждане,

20 Belanger J. Teacher as researcher: Roles and expectations. An annotated bibliography // ERIC Digest (1992)342 751.

21 Trist E. Intervention Strategies for Interorganizational Domains // Human Systems Development:Perspectives on People and Organizations / Ed. by R. Tannenbaum et al. San Francisco: Jossey-Bass,1985. P. 167-197.

O'Brien R. An Overview of the Methodological Approach of Action Research // http://www.web.net/ ~robrien/papers/arfinal.html

наемные работники, администрация, государственные чиновники), опира­ясь на принципы либеральной философии, пытались найти компромиссное решение социальной проблемы.

Радикальная парадигма (Radical Action Research) берет свои истоки из мар­ксистского учения, известного как диалектический материализм. В числе ба­зовых категорий здесь использовалось понятие «праксис» (praxis), введенное в современный интеллектуальный оборот Антонио Грамши, но использовав­шееся еще Аристотелем. В марксизме, считавшем, что идеи становятся мате­риальной силой, когда они овладевают массами, праксис трактовался как ак­тивность человека для того, чтобы осуществлять свои мысленные конструк­ции. Солидаризируясь с Фейербахом, марксисты утверждают, что философ должен не только и не столько понимать мир, сколько изменять его. Однако в марксизме изменение приняло революционные формы. Только революцион­ный праксис является источником истины. Праксис большевизма заключается в тотальном разрушении основ старого мира. В идеологии леворадикального

марксизма праксис до сих пор означает социальный и политический активизм, в том числе борьбу за независимость, клас­совую борьбу и политический терро­ризм. Помимо марксизма радикальная парадигма AR находит свое выражение в освободительных, феминистских, протестных и других движениях, высту­пающих за социальную трансформацию общества.

Образовательная парадигма (EducationalAction Research), в отличие от пре­дыдущей, очень спокойная и неагрессивная. Ее теоретические истоки восхо­дят к идеям выдающегося американского философа образования Джона Дьюи. Его последователи используют технологию AR для совершенствования учеб­ного процесса и реструктуризации системы школьного образования.

В школе AR помогает учителю осмыслить свою педагогическую деятельность, выявить ее плюсы и минусы, устранить недостатки, апробировать новые идеи и проекты, методы и материалы, а администрации — оценить правильность вы­бранной стратегии, эффективность используемых инструкций, методических ре­комендаций, учебных планов и др., наконец, общий ход обучения в школе.

Помимо парадигм в теории и практике AR различают две национальные школы: 1) английская традиция ориентирована на сферу образования и пред­полагает улучшение, обогащение, совершенствование педагогической прак­тики с незначительной ролью научных методов23; 2) американская традиция обращена к сфере социального обслуживания и социальной защиты населе­ния, a AR понимает как «систематический сбор информации для подготов­ки плана, при помощи которого можно произвести социальные изменения»24.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.