КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс, агенты и фазы инновацииЭ1 явился автором, пожалуй, самой знаменитой на сегодняшний день типологии жизненных циклов нововведения. К. Левин выделил три фазы инновационных процессов: 1) размораживание —ситуация тревожности, напряженности, готовности коллектива к переменам; 2) собственно изменение — идентификация работников в процессе нововведения, проявляющаяся в их готовности следовать проекту, а также усвоение, т.е. перевод целей нововведения в плоскость личных интересов; 3) замораживание — испытание и ин-ституциализация новых образцов, созданных в ходе изменений. Толкотт Парсонс (1902—1979) рассматривал человеческое действие как самоорганизующуюся систему, много внимания уделяя проблеме приспособления системы к изменяющейся внешней среде. Одним из активных средств адаптации как раз выступает инновация — изменение внутренней структуры как реакция на внешний раздражитель. При этом в инновационный процесс, который может затрагивать все общество либо отдельные его институты, вовлекаются нормативная система, верования и ценности, процессы производства, воспроизводства, обмена и поддержания. Удачную попытку концептуального осмысления инноваций осуществил во второй половине XX в. выдающийся американский экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления, представитель эмпирической школы индустриальной социологии, профессор менеджмента в Высшей школе бизнеса при Нью-Йоркском университете, советник по вопросам «деловой политики» и управления ряда крупных американских фирм, таких как «Дженерал Моторс», «Крайслер», «ИБМ», Питер Друкер (р. 1909). Он полагал, что инновации обладают измерением экономическим (ценой) и социальным (ценностью). Найти новое применение старым продуктам — это все равно что создать новый рынок или изобрести новый продукт, т.е. осуществить инновацию. Изобретение паровой машины — это не только техническое изобретение, но еще и революционная социальная инновация, которая ведет к механизации производства и облегчению труда, повышению профессионализма рабочих и жизненного уровня населения, активизации банковских кредитов и экономики в целом. В конечном счете инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в законченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества. Термин «инновация» нередко служит синонимом понятию «изобретение», которое трактуется как построение новой конфигурации из старых или известных элементов. Изобретение (invention) трактуется в словарях как возникновение идеи нового продукта или услуги и получение патента. Обычно изобретение — дело строго индивидуальное, в то время как воплощающая его в жизнь инновация — командное. Изобретение и инновация требуют разного рода навыков, умений и талантов. На наш взгляд, новшества надо понимать, скорее, не как изобретение, а как реформу. Серия из нескольких реформ, например внедрение гибкого графика, аккордной оплаты труда и автономных групп, составляет процесс реформирования, или инновации. Процесс практической реализации новшеств называется внедрением. Эффективность инновационного процесса обеспечивается надежностью «стыков» его стадий, скоростью перехода от предыдущей к последующей стадии, что обеспечивается созданием проектных групп. Основные разработчики инновационного подхода в нашей стране являются Н.И. Лапин, А.И. Пригожий, Б.З. Сазонов, B.C. Дудченко и др. Центральным выступает понятие «нововведение» — внедрение новшества в производство, которое представляет собой поэтапный процесс, проходящий несколько фаз — от зарождения до смерти новшества. Организация рассматривается как продукт сознательной спланированной деятельности менеджера, иницирующего внедрение новшества. Организационное развитие рассматривается как продукт сознательного выбора будущего менеджером. Суть управления организационным развитием сводится к созданию условий для перевода системы из реального состояния в желаемое или созданию инструмента и условий для реализации этого перевода. Выработка проекта изменений в организации и средств его достижения связывается с осознанием заинтересованными сторонами проблемной ситуации (трактуемой как уникальная совокупность проблем, возникающих в деятельности управленца) и созданием технологий ее решения (инновационные технологии —А.И. Пригожий, B.C. Дудченко). Выработка группой участников способа нахождения коллективных решений в нестандартной ситуации рассматривается как один из главных итогов работы (B.C. Дудченко). Любые достигнутые качественные изменения, даже если они препятствуют режиму нормального функционирова ния, рассматриваются как самоценные (Б.З. Сазонов). Реализация цели связана с преодолением консерватизма, который выражается в разрушении старых культурных стереотипов и выработке установок на внедрение новшеств. Модель активно используется в практике управленческого консультирования. Специалисты рассматривают самые разные классификации видов инноваций, внедрений, новшеств, в частности, предлагают различать три типа: 1) вялотекущая (continuous) инновация; 2) динамично развивающаяся инновация; 3) скоротечная инновация. Быстрее всего внедряются инновации, обладающие наглядными преимуществами, для чего устраиваются роскошные презентации инновационных проектов, на которые приглашаются знаменитости и представители прессы. Помимо презентационной демонстрации существуют также демонстрация использования (методическая демонстрация — показ процесса эксплуатации инновации) и демонстрация результата — показ благ, приобретенных в результате использования инновации. К указанным выше типам инноваций В.А. Гончарук предлагает добавить два вида внедрения — совещательное (с опорой на коллективное мнение) и авторитарное (без такой опоры). Известно, что непрерывные изменения приносят меньший эффект, чем частые порционные изменения. Это связано с информационной перегрузкой при непрерывных изменениях и с недостатком времени на адаптацию. Изменения должны проводиться параллельно для разных групп персонала, а не последовательно в каждой группе. В процессе внедрения обязательно выявляются недостатки в технологической проработке изменений. Некоторые методики не приносят запланированных результатов, для некоторых возможно улучшение В модели Д. Миллоу жизненный цикл инновации состоит из следуюшю этапов: 1) концептуализация новшества; 2) предварительное согласие с инновацией; 3) приобретение ресурсов; 4) реализация инновационной концепции 5) институционализация результатов. Другие авторы описывают инновацик как двухэтапный процесс, состоящий из этапа инициирования и этапа внедрения инновации. Этап инициирования состоит из трех фаз: 1) заинтересованность в дополнительных знаниях; 2) формирование инновационных устано- вок; 3) принятие решения. Этап внедрения состоит из двух фаз: 1) первичное внедрение (связано с испытанием новшества на ограниченном пространстве); 2) реализация инновации. Вторая фаза носит циклический характер, связана с изменением сознания и отношения людей к новшеству, преодолением сопротивления, неожиданно возникающих трудностей и непредвиденных последствий. Отечественные социологи В.В. Щербина и А.А. Мешков считают, что новшества могут быть разделены: по характеру — на социальные (изменение структуры, способов обмена, контроля, системы распределения) и технические; по направленности — на обеспечивающие, т.е. способствующие внедрению проекта, и продуктивные, т.е. ведущие к созданию нового объекта; по отношению к предшествующим изменениям — на замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения (возвращение к старому). Авторы рассматривают нововведение, с одной стороны, как поэтапный процесс внедрения, распространения (диффузии) новшества, а с другой — как социокультурный процесс, связанный с изменением структуры, функций организации и ценностно-нормативной системы ее членов. Внедрение новшества — это процесс вторжения элементов новой культуры в старую культуру отношений, который именуется интервенцией. В социологии организаций под нововведением понимается инициируемый менеджером, планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений — новшеств. В свое время П. Друкер предложил на наше рассмотрение очень удачную (хотя и не всеохватывающую) типологию инноваций: 1) неожиданное событие (инновации, являющиеся следствием непредвиденных событий, происходящие как бы сами собой; они наименее рискованы и требуют минимальных усилий); 2) неконгруэнтные инновации, основанные на несовпадении между реальностью и нашими представлениями о ней; 3) обусловленные потребностями — нововведения, затеваемые людьми в силу необходимости, нужды, потребности в улучшении ситуации; 4) внезапные нововведения — изменения, происходящие по причине структурных сдвигов в народном хозяйстве страны, отдельной отрасли или на рынке; 5) демографические нововведения, вызванные негативными или даже катастрофическими процессами, например депопуляцией; 6) перцептивные нововведения — изменения в нашем сознании, мировосприятии, настроениях и ценностных ориентациях; 7) когнитивные инновации — изменения в системе образования, источниках знания, средствах получения и обработки информации. По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные — это инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для того чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические.—инновации, которые внедряют с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей либо на формирование новых потребностей и стимулов. По предмету и сфере приложения инновации подразделяются на продуктные (новые продукты и услуги), рыночные (инновации, которые открывают новые сферы использования продукта или новые сегменты рынка), процессуальные инновации — технологии, организация производства и различные управленческие процессы. Возможны и другие принципы классификации, отраженные в табл. 5. Таблица 5 Критерии классификации нововведений
Под экономическими инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств. Инновации характеризуются более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предьгдущим продуктом. Понятие «инновация» включает в себя все новшества в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. В американской социологии наиболее распространенными считаются два теоретико-методологических подхода к классификации нововведений: индивидуально-ориентированные модели, в которых инновация рассматривается через призму изменения отношения работников организации к новшеству (когнитивная модель); организационно-ориентированные модели. Типичная модель первого типа (Дж. Залтман, Р. Лэвидж, Э. Роджерс, Дж. Штайнер и др.) воспроизводит инновационный процесс, состоящий из трех фаз: а) разработка новшества (формирование концепции и документальное описание новшества); б) подготовка и принятие решения о его внедрении (выработка альтернатив, отбор критерия оценки эффективности внедрения, просчет последствий, подготовка решения); в) реализация решения (преодоление сопротивления и рутинизация нововведения). В организационно-ориентированной модели (Р. Данкан, Э. Роджерс, Д. Миллоу, Дж. Залтман и др.) инновационный процесс рассматривается как созидательный процесс формирования принципиально новых, ранее не существовавших конфигураций, обеспечивающих распространение (диффузию) новшества, а инновации — как жизненный цикл структурно-функциональных изменений в социальной системе и одновременно изменений в символических структурах ее членов. Исследованием и разработкой инновационных методов занимается сегодня инноватика — новое направление в системе высшего образования и новая область в прикладной науке, имеющая междисциплинарный статус. С 1999 г. в СПбГТУ на базе Института инноватики развернута в порядке эксперимента подготовка бакалавров по новому направлению. Возникшая на стыке технических и естественно-научных дисциплин — экономики, математики, логики, психологии, истории, философии, педагогики и других направлений, — она занимается инвестиционным проектированием, теорией изобретательства и др. Теория инноваций основывается на утверждении, что чередование подъемов и спадов в рыночной экономике напрямую связано с инновационными циклами (чередованием массового внедрения базисных инноваций). Самостоятельным разделом в ней стала новая область знаний — социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, направленных на удовлетворение потребностей индивида и общества в условиях высокой неопределенности и риска. К методам исследования в социальной инноватике относятся опрос, эксперимент, наблюдение, диагностика, а к средствам практического вмешательства — клинико-терапевтические методы воздействия, социальные технологии и социальная инженерия, социальная помощь и социальное страхование, социальная работа. В инноватике принята своя классификация инноваций, согласно которой различают следующие типы: технико-технологические, управленческие, юридические, экономические, экологические, организационные и социальные нововведения. Субъект нововведения называется агентом инновации. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы методом практической реализации авангардной разработки. Другие авторы считают, что инновация — это любая декларированная идея о том, как должно измениться поведение людей в случае, если организации удастся решить стоящие перед ней непростые проблемы выживания. По их мнению, цель нововведения заключается в стремлении к овладению механизмами соединения трудовой деятельности индивида с требованиями новых организационных технологий. Так, на одном из военных предприятий США — огромном подземном ангаре — ученые отметили падение удовлетворенности трудом. Выяснилось: работникам не хватает воздуха. В цехе функционировали мощные кондиционеры, условия труда близки к образцовым, но субъективное ощущение замкнутого пространства, отсутствие обычных окон тяготило людей. Кто-то подсказал остроумное решение: к потолку подвесили бумажные вертушки, и потоки воздуха ясно показывали, что помещение прекрасно вентилируется. Рис. 24. Влияние ощущения замкнутого пространства на результаты труда Другой пример инновационного управленческого решения. На ряде предприятий Франции для укрепления дисциплины и борьбы с невыходами на работу (из-за них в стране ежегодно теряется до 400 млн чел./дней) придумали любопытный способ. Если, например, один из членов бригады отсутствует, то за счет сверхурочной работы бригада обязана выполнить дневное задание. Каждому работнику записывается фактически отработанное время, на основании которого в конце недели начисляется зарплата. Парадокс инновационной деятельности заключается, в частности, в том противоречии, которое существует между новой идей, творческим озарением и старыми способами их воплощения, почти рутинной организационной работой. Практическое осуществление инновационной концепции всегда связано с использованием стандартных ресурсов: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование); труд, управление и время. Отечественные специалисты рассматривают инновацию как универсальный метод, набор инструментов, обеспечивающий организации поступательное развитие, ускоренный или стабильный рост, поэтапное преобразование или, как минимум, сохранение стабильного положения. Она относится к разряду планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Вот почему инновацию неправильно рассматривать как периодически проводимые разовые новшества, заменяющие одни подразделения или формы труда на другие. Нововведение социологи анализируют не только в терминах динамики организационной структуры. Оно представляет комплексный социокультурный процесс, развивающийся по объективным законам, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, с особыми фазами, последовательностью и кризисными точками. Инновация (нововведение) является, скорее, социальным и экономическим понятием, чем техническим. Распространение инновации по коммуникационным каналам организации или общества называется процессом диффузии. Как полагают специалисты, природа инноваций прямо связана со степенью успешности диффузии, т.е. положительным восприятием инновации членами социальной системы. К агентам нововведения относят: профессиональных консультантов по вопросам организационного изменения, директорат и администрацию, собственника компании, специальную группу реализации нововведения (change team). От них исходит инициатива преобразований, они создают инновационную программу и воплощают ее в жизнь. Менеджер, как агент изменений, выступает в качестве фигуры, определяющей логику и направление инновационного развития организации. В отличие от них персонал выступает стороной страдающей, испытывающей воздействие, влияние, преобразования. Рядовые работники выполняют социально пассивную роль, а потому называются реципиентами инновационного процесса. Работники представляют собой потребителей инновации, а не ее производителей. Между агентами и реципиентами нововведения складываются непростые взаимоотношения, которые объясняются в первую очередь тем, что от будущих преобразований обе стороны получают разную выгоду. Реципиента, возможно, ожидает прибавление жалования, карьерный рост, некоторое облегчение труда, и то лишь при удачном стечении обстоятельств, например, если этого человека в результате реорганизаций не сократят вовсе. Собственнику, а часто и нанятым им топ-менеджерам, увольнение не грозит. Они тоже рискуют, но иначе. Деньги, выделяемые на нововведение, чаще всего являются как бы лишними. Они заимствуются из капитальных запасов и практически никогда не изымаются из оборотных средств. Рисковать последним, и это предприниматель прекрасно знает, — значит уж точно завалить все дело. Реорганизация в случае успеха обернется для него существенными барышами, при неудаче — некоторыми тратами, которые могут и не сказаться на капиталоемкости фирмы. По мнению Г. Липпита, основные задачи агентов нововведений, практикующих интервенцию (инновационное вмешательство), связаны с реализацией следующих действий: 1) диагностика проблемы; 2) оценка систем мотивации клиента и его способности к изменению; 3) оценка мотивации агента нововведений и ресурсов; 4) отбор подходящих целей нововведения; 5) выбор соответствующей роли консультанта (ассистента консультанта); 6) установление и поддержание взаимосвязей с системой клиента; 7) уточнение и ориентация фаз нововведения; 8) отбор приемлемых типов поведения и особенностей планируемой к применению техники. В этом списке, на наш взгляд, отсутствует важное звено. Прежде чем приступить к диагностике или реализации внедренческой программы, собственник фирмы позаботится о проведении мощной пропагандистской кампании. Для него крайне важно заручиться поддержкой снизу, сверху и по горизонтали. Ожидаемые перемены могут негативно сказаться на смежниках, поставщиках, клиентах, покупателях и даже тех, кто покровительствует ему. Изучая внедрение новшества в организации, социологи установили ряд интересных закономерностей. В частности, чем более стратифицирована структура власти и влияния в организации, тем сложнее идет процесс внедрения снизу; чем выше степень централизации управления, тем ниже инновационная активность. Выявлен феномен инновационного диссонанса — столкновение между установками взрослого человека на самостоятельность и необходимостью следовать нормам поведения, диктуемым структурами формальной власти. Многие исследователи отмечают, что инновация — это процесс превращения неопределенности в риск. Состояние агента принятия решения Дж. Марч и Г. Саймон классифицируют следующим образом: 1) уверенность (функция обладания полной информацией о следствиях принятия решения); 2) риск (функция обладания информацией о вероятном распределении последствий выбора той или иной альтернативы): 3) неопределенность (функция невозможности определения вероятности наступления того или иного следствия решения или сложность в установлении приблизительной вероятности). Самой высокой степенью риска характеризуются нововведения, связанные с новыми областями знаний. Неопределенность может быть онтологической (в чем новизна данного объекта?), технической (можно ли это произвести?) имаркетинговой (можно ли будет продать это новшество?). Неопределенность порождает борьбу интересов социальных групп, вот почему фаза инициирования социальных нововведений и инновационного процесса часто связана с феноменами социального конфликта и коллективного торга. Предсказуемый или непредсказуемый риск вследствие нововведения принимает вид интервальной шкалы, на одном полюсе которой расположены радикальные новшества, вызывающие кардинальные изменения в оргструктуре и максимальное сопротивление персонала, а на другом — рутинные, которые вызывают у людей ощущение малозаметных реформ. На теоретическом плане континуум радикальности-рутинности инновации помогает социологу установить четкую картину социальной обстановки в организации и предсказать возможную реакцию на нее персонала: чем выше степень радикальности и больше новизна предлагаемых изменений, тем выше риск и степень неопределенности в поведении людей после реорганизации. Степень риска принимаемого решения может быть снижена в результате двух мероприятий, проводимых менеджментом: 1) разработки как можно большего числа альтернатив предлагаемому решению и 2) ознакомления с ними персонала. Если выбор одной из альтернатив принимается коллективно, то и ответственность за внедрение становится коллективной. Чем больше у предлагаемого нововведения похожих случаев, тем более рутинным и обычным оно считается. И наоборот, чем меньше у него прецедентов, тем более радикальным оно является. Степень риска от внедряемого новшества уменьшается, причем не только объективно, но и субъективно (в общественном мнении коллектива), если организация уже имеет опыт внедрения точно такого же или сходного типа новшеств. Как радикальные, так и рутинные нововведения могут не ограничиваться одноразовым мероприятием, но потребовать дальнейших улучшений. Это тем более вероятно, если первоначальное (базовое) новшество потерпело полный или частичный неуспех. У коллектива обостряется чувство опасности, а у руководства появляется неуверенность в собственных силах. В подобных обстоятельствах включаются механизмы психологической защиты, вынуждающие личность переносить вину за происшедшее куда-то вовне, например сваливать все на несовершенство внедряемой системы, саботаж персонала либо на неблагоприятные объективные условия. Экстернализация вины, став повседневной практикой управления, делает администрацию не только не самокритичной, но и слепой: следующие нововведения пройдут еще хуже предыдущих, а отношение к ним персонала окончательно испортится. Инновационное решение может вызывать организационные дисфункции, которые влекут за собой ситуации, требующие новых радикальных решений. Дисфункции происходят тем чаще, чем радикальнее решения, вызывающие нововведения. Качество реализации нововведения представляет собой функцию от предшествующего опыта в области инноваций, ожидаемой персоналом выгоды от наступающей реорганизации и степени объективной неизбежности изменений. Рутинное (частичное) нововведение, которое переносится персоналом легче радикального, представляет собой «вариацию на известную тему». Если оно завершается успешно, то персонал рассматривает свое руководство как последовательное, внимательное к людским заботам, разумное. Если оно, напротив, ни к чему не приводит, администрацию считают безвольной, не заботящейся о судьбе людей, неразумной. Эффективность нововведения измеряется прямой прибылью предприятия, получаемой в результате проведенных реформ, а также непрямыми показателями, к которым относят улучшение трудовой и технологической дисциплины, социально-психологической атмосферы, сокращение текучести кадров, повышение удовлетворенности трудом и др. Себестоимость нововведения складывается из суммы затрат, исчисляемых в денежной форме. Финансовые издержки — это общая сумма денежных средств, затрачиваемых на разработку, внедрение и рутинизацию инновации. Чем дороже инновация, тем выше ее ожидаемое качество. Кроме них учитываются еще и социальные издержки, представляющие собой совокупность статусных позиций, которые исчезают в результате проведенных реформ, изменяют свой ранг с высокого на низкий. Осознание социальных издержек повышает реакцию сопротивления, которое можно трактовать как поведенческое, вербальное и мо-тивационно-ценностное отторжения инновации индивидом (группой), подвергаемых риску потенциальной утраты своего прежнего социального статуса. В понятие социальных издержек надо также включать социально-психологический ущерб, который наносится реципиентам нововведения, например нервный стресс, уныние, отчаяние, фрустрацию, раздражение, наступающие в связи с ожиданием негативным последствий предлагаемых реформ. Далеко не все инновационные программы предусматривают блок компенсационных мероприятий, призванных снизить социальные издержки. Но именно в зависимости от этого определяется уровень социального доверия, который будет оказан большинством коллектива, претерпевающего инновацию, меньшинству (чаще всего — руководящему), устраивающему ее. Отдача инвестиций рассматривается как возможность отсрочки возвращения финансовых (прежде всего) и иных материальных ресурсов. Отсрочка возвращения зависит от типа культуры, в которой происходит инновационный процесс, а в контексте культуры — от класса (социальной страты), образования, уровня дохода, мотивации на достижения. Чем современнее общество по критерию технологического развития, чем выше материальный уровень населения и выше удельный вес среднего класса, тем дольше такая отсрочка. Обычно нетерпеливыми оказываются наименее обеспеченные, у которых нет денежных накоплений для того, чтобы переждать неблагоприятный период перестройки или кризисную фазу в инновационном цикле предприятия. К этому стоит добавить и то обстоятельство, что низкостатусные группы получают наименьшие выгоды и дивиденды от проводимых реформ. Таким образом, реципиенты инновации всегда проигрывают от нововведения относительно высокостатусных групп. Как правило, именно они оказываются ярыми противниками нововведений. Поскольку в широком научном употреблении наряду с терминами «инновация» и «новшество» находится еще один, гораздо более привычный термин, а именно «социальный эксперимент», то в следующем параграфе мы коротко коснемся этой проблемы, а затем перейдем к методологии истинного практического эксперимента, или практического внедрения (нововведения) на предприятии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |