Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксистская теория эксперимента




Резка

1идный большевистский теоретик 1920-х гг. 1.И. Аксельрод (Ортодокс) в своем «Курсе лек-1ий по историческому материализму» (прочи-анном в 1919 г. в Тамбове учителям Тамбов-жой губернии) высказал немало интересных со-)бражений относительно социальных и юторических экспериментов. Он проявил себя защитником исторических экспериментов и вра­чам тех ученых, кто считал социальные экспери­менты невозможными. В то время как в приро­де можно наблюдать постоянное повторение од­них и тех же явлений, в обществе все события /никальны, считали противники эксперименти­рования в обществе, а потому обществоведы будто бы лишены возможности искусственного воспроизведения явлений. Ни одно историчес­кое событие и ни одно историческое явление не похоже на другие, утверждали они. В историчес­кой действительности все происходит только один раз. Нельзя произвести в лаборатории Великую французскую революцию, мы не в со­стоянии воссоздать эпоху греко-персидских войн или время Реформации со всеми послед­ствиями этих великих событий, имевших такое глубокое влияние на ход исторического разви­тия. Кроме указанных причин в исторических со­бытиях действуют и могут оказать решающее влияние случайности. Если бы, например, отсут­ствовал тот или иной выдающийся деятель, на­пример Петр I, либо не удались его крупномас­штабные реформы государства, возможно, что вся история приняла другой вид. На самом деле, утверждал Л. Аксельрод, в истории и обществе царят такие же закономерности и правит регу-

лярность, какие обнаружены в природе. В обще­стве нет ничего случайного, стихийного, уни­кального. История также полна экспериментов, учил этот теоретик исторического материализ­ма, а потому она представляет собою лаборато­рию, в которой производятся опыты. Но истори­ческий эксперимент отличается тем, что ученый имеет здесь дело с сознательными индивида­ми, выбирающими способ поведения, а также с большими массами людей. Зная, насколько не-

послушным является экспериментальный мате­риал, он с самого начала должен быть готов на неудачу. Кроме того, цитируем Аксельрода, «ис­торик или социолог — заинтересованное лицо, а потому в историческое исследование вносят­ся неизбежно субъективные элементы, окраши­вающие желательным цветом исследуемые со­бытия». На протяжении 70 лет существования советской власти подобные аргументы относи­тельно социального и исторического экспери­мента, во многом служившие теоретическим обоснованием проводимых в стране большеви­ками социально-экономических реформ, вос­производились философами, экономистами и социологами.

дожить ее. Он считал, что классовая борьба между пролетариатом и буржуа­зией перемещается после победы пролетариата в саму компартию, и, чтобы очищать партию от буржуазных перерожденцев, нужно постоянно развивать революцию. Претворение теории перманентной революции в практику при­вело в период так называемой «культурной революции» (1966—1976) к наци­ональной катастрофе, поставив страну на грань гражданской войны. Этот социальный эксперимент был окончен только после смерти Мао.

Другой пример — на протяжении последних 30 с лишним лет лидер Ли­вийской революции, один из наиболее выдающихся политических деятелей арабского мира Муаммар Каддафи проводил в своей стране широкомасштаб­ный социальный эксперимент, идейно-теоретической платформой которо­го явилось его произведение «Зеленая книга». Сформулированные в ней идеи развития человеческого общества получили название «третьей мировой тео­рии». Ливийский лидер считает свою теорию «универсальной», т.е. призван­ной стать идейной основой не только Ливии, мусульманских или арабских стран, но и всего человечества.

В первой части, озаглавленной «Решение проблемы демократии. Власть на­рода», дается анализ понятия «орудие правления», содержится критика полити­ческих систем, основанных на власти парламентов, классов, партий, обосновы­вается принцип «прямой народной демократии», осуществляемой всем народом через народные собрания и комитеты, рассматриваются вопросы общественного законодательства, руководства развитием общества и институтов СМИ. Един­ственным средством осуществления народной демократии у Каддафи выступа­ют народные комитеты, управляющие отраслями общественного хозяйства, от­ветственные перед первичными народными конгрессами, которые определяют их политику и контролируют исполнение. Во второй части книги — «Решение экономической проблемы. Социализм» — выдвигается идея создания такого об­щественного строя, при котором исключается возможность эксплуатации и ус­танавливается плановая экономика. В третьей части, которая названа «Соци­альные аспекты третьей мировой теории», Каддафи разъясняет основные пробле­мы социальной жизни и анализирует их с целью строительства новой массовой культуры, цивилизации: сохранение естественных различий между мужчиной и женщиной, ненасилие над детьми, равенство прав всех граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.