Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О пророке Иеремии 5 страница




А то, что говорится у евангелиста о широте и вечности Царства Христова, то пророк повторяет и подтверждает далее, говоря: Якоже сочтены быти не могут звезды (воинство) небесныя, ни измерен быти песок морский, тако умножу семя... Давида (Иер.33:22), то есть семя Слова Своего, сына Давидова, священников и левитов Нового Завета. Евангелие же и Церковь Христову, по достоинству их пророк представляет в образе Сил Небесных, а по широте - в образе песка морского. Ибо надлежало, чтобы Евангелие и Церковь соделались известными во всех концах вселенной, и чтобы уверовали в них все народы.

Глава 32

И прикупих село Анамеиле, сына Саломля, от Анафофа, и поставих ему цену, и вписах в книгу и запечатах, и засвидетелствовах послухи... и взях книгу купления... запечатану и не запечатану. И дах книгу купления Варухови сыну Нириину, сына Маассеова (Иер.32:9-12). Когда царь Навуходоносор возвратился из Египта, в десятый год Седекии, и вновь стеснил Иерусалим войсками своими, тогда Иеремии повелено было от Господа утешить жителей Иерусалима, которые сетовали из-за постигшего их бедствия и ожидавшего их плена, и обрадовать обетованием, что возвращены будут они в землю свою. И поелику словам его не верили, то Господь повелел пророчество, сокрытое в будущем, подтвердить действием для всех открытым. Поэтому Иеремия в то время, когда сам пророчествует об опустошении родной земли, перед глазами всего народа у сына дяди своего покупает село, чтобы убедить Иудеев, что и они возвратят себе земли и поля свои. Именно это, то, что пророк в такое время покупает себе село, и убедило Иудеев, ибо этого не сделал бы человек, сомневающийся в возвращении из плена.

Глава 34

И дам вы на разсыпание всем царствам земными: и дам мужы преступившыя завет Мой... телца егоже разсекоша на две части и ходиша между разделенными частьми его (Иер.34:17-18). Пророк указывает на древний обычай, на то, как утверждались издревле заветы, обычай, которому следовал Авраам (Быт.15:10) и который передал он и потомству. Так сделали и в Иерусалиме, вступая в завет с Господом, когда войска царя Вавилонского приближались к городам Иудейским. И они закололи тельца, разделили на половины, и проходили между разделенными частями. Пророк обличает жителей Иерусалима в нарушении завета, а царя Седекию в нарушении заповеди нарещи рабам отпущение (Иер.34:15). Ибо он возвратил себе отпущенных рабов и рабынь. Жители Иерусалима нарушили завет Господа ко отцем их: егда скончаются шесть лет, да отпустиши брата своего Евреанина, иже продан есть тебе (Иер.34:14). Пророк возвещает преступившим завет о возвращении Вавилонян, которые придут наказать их за преступления и снова стеснят город, от которого удалились, когда пошли на Египет. Предсказывает также, что город будет взят Халдеями, истреблен огнем, а жители будут отведены в Вавилон. Таков смысл следующих слов Господа к жителям Иерусалима: вы не послушаете Мене, нарещи отпущения... кийждо ближнему своему: се, Аз нарицаю отпущение вам, рече Господь, на мечь и на смерть и на глад, и дам вы на разсыпание всем царствам земным (Иер.34:17).

Глава 35

Не оскудеет муж от сынов Ионадавлих, сына Рихавля, стояй пред лицем Моим, вся дни земли (Иер.35:19). Это означает не то, что Рихавитам дается священство, принадлежащее Левитам, но то, что будет продолжаться потомство их за то, что свято сохранили они заповеди отца своего Ионадава. Пророк хвалит служение Рихавитов, а затем восстает на Иоакима и народ его, обличая их, что презрели они и попрали легкие заповеди Божии, в то время как Рихавиты чтили заповеди человеческие, и со страхом соблюдали их, и несли на себе тяжкое и обременительное иго.

Глава 43

И внидоша во Египет, яко не послушаша гласа Господня, и внидоша во Тафнас (Иер.43:7). Когда земля Иудейская была опустошена Вавилонянами, тогда оставшиеся Иудеи под предводительством Иоанна, сына Карея, переселились в Египет. И Иеремия с князьями народа своего принужден был бежать в Египет. Ибо князья надеялись, что Египтяне защитят их от руки Вавилонян. В Египте изрек пророк слово свое; там доказывал он Иудеям, что надежда их суетна, и бегство не принесет пользы бежавшим, потому что царь Вавилонский уготовляется идти на Египет, и опустошит он весь Египет и союзные с ним народы, ниспровергнет и идолов их. То же самое предсказывал и Исаия (Ис.19:23).

И сокрушит столпы солнечнаго града, иже во Египте, и домы богов Египетских пожжет огнем (Иер.43:13). Солнечный град - это египетский Илиуполь; в нем особенно много совершалось служений демонам и поклонений суетным идолам. В нем были высокие столпы удивительной меры; высота каждого простиралась до шестидесяти лактей (Лакоть - мера от локтя до конца среднего пальца; литра - фунт); капители наверху столпов были из блестящей меди весом до тысячи и более литр; на столпах этих представлены были изображения и подобия людей и животных, которым поклонялись язычники, а также начертаны священные письмена языческих таинств. Об этих-то столпах написано, что сокрушит их Господь, хотя в действительности не их сокрушил и ниспроверг Господь, но почитание демонов и идолов, изображенных на этих столпах, низложил, погубил и прекратил Господь Христос, когда, вочеловечившись, явился в мире. Это-то особенно предвозвещает Исаия, говоря: Се, Господь седит на облаце легце и приидст во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его (Ис.19:1). Облако, на котором воссел Господь, изображает нам родившую Бога Деву Марию, и то живое и ясное слово Евангельской Господней проповеди, то святое имя Христово, которые всюду пронесены были апостолами, этими божественными проповедниками; на них, как на легком облаке, воссел Господь и проповедан был во всех концах земных. Еще под именем облаков таинственно разумеются и святые пророки, как написано у Исаии, что Бог о народе Израильском, представленном в образе виноградника, говорит: разорю ограждение его... и облаком заповем, еже не одождити на него дождя (Ис.5:5-6). Так и здесь облаками называются пророки, которые дождили нам дождь небесный.

Глава 45

Тако глаголет Господь Вседержитель о тебе, Варуше: яко рекл еси: о, люте мне! о, люте мне! яко приложи Господь труд к болезни моей... И ты ли взыщеши себе великих? не ищи того, что выше тебя (Иер.45:2-3, 5). Варух думал, что как получил Иисус от Моисея и Елисей от Илии, так и он получит дух учителя своего. Поелику же услышал, что храм до основания будет разрушен и святилище разорено, то восстенал о том, что сверх прочих бедствий сожигается и дом очищения душ наших.

Господь утешает его и говорит: се, яже Аз, Господь, соградих, Аз разорю: и яже насадих Аз, исторгну, и всю землю (Иер.45;4) эту опустошу, то есть поля и города этой земли разорю и исторгну обитателей ее, которых Сам насадил. Подобно этому и Моисей говорит в своей песне: введ насади я в гору достояния Твоего (Исх.15:17).

И дам душу твою в корысть во всяцем месте, аможе аще пойдеши (Иер.45:5). Хотя ты и верно извещен, что душа твоя сохранится невредимой, но не ищи того, что выше тебя, не ищи достоинства пророков и власти их обличать царей Иудейских, священников и князей дома Израилева, чтобы показаться тебе великим в глазах их. Вспомни Моисея, который отказывался от пророчества, и Иеремию, который в скорби души своей сказал: бысть в поношение мне слово Господне и в посмех весь день. И рекох: не воспомяну имени Господня (Иер.20:8).

Глава 46

Слово, еже бысть ко Иеремии пророку прорицати на языки, ко Египту противу силы фараона Нехао, царя Египетскаго (Иер.46:1-2). Пророк повествует здесь о двух бранях, в которых Египтяне и союзные с ними народы низложены были Вавилонянами. Первая из этих браней была в Каркамисе при реке Евфрате, а другая в Египте. Навуходоносор напал на Египет и покорил как его, так и укрывавшихся в Египте Иудеев, и жестоко утеснил их, о чем прежде предсказывал им Иеремия в предыдущих пророчествах.

Теперь же Господь через пророка утешает угнетенных, обещая им освобождение от рабства и возвращение из чужой земли, и говорит: возвратится Иаков и почиет... и не будет устрашаяй его (Иер.46:27).

Услышаша языцы глас (срамоту), и плачь твой наполни землю: яко сильный сретеся с сильным, и оба вкупе... падоста (Иер.46:12). Так пророк говорит о первой брани, которая была в Месопотамии и предсказывает, что Египтяне будут сокрушены Вавилонянами, и слух о поражении их пронесется по странам близким и дальним. На множество убитых в брани указывают слова: сильный сретеся с сильным, то есть Египтянин с Египтянином, и оба... падоста, то есть Египетское войско будет рассеяно, и во время общего бегства Египтяне будут теснить друг друга, сталкиваться между собой, будут низлагать и попирать один другого.

Назовется имя фараона Нехао... смятение, пременитель времен (Иер.46:17), как потому, что изменил он договор, напал на Иудеев и их союзников, привел их в смятение и землю их опустошил, так еще и потому, что в нашествие свое взял в плен царя Иоахаза, отвел его в Египет, сократил время его царствования и положил ему конец.

Живу Аз, глаголет Господь, Царь Саваоф имя Его. Фараон придет как обломок горы и якоже Кармель в мори (Иер.46:18). Так говорит пророк о второй брани, на которой Вавилоняне, вошедшие в Египет и опустошившие его, убили и царя. Поэтому пророк и представляет фараона в образе рассевшейся скалы и упавшей в море, чем и выражает, что он не возвратится с брани, и нет ему надежды восстать.

Юница (избранна и) украшена Египет. Испещренным и убранным пророк называет Египет: или потому что Египтяне были обрезаны Иосифом, или потому что поклонялись они всяким идолам, по обычаю язычников. Юницею же называет Египет по плодородию и обилию земли их и потому, что Египтяне, наслаждаясь всякими удовольствиями, подобно упитанной юнице, предавались своим похотениям, не зная о тех бедствиях, которые грозят им от Халдеев. В этом же смысле наемных египетских воинов пророк называет якоже телцы тучнии. Сила от полунощи прииде на ню (Иер.46:20-21). Это пророк говорит о второй брани Халдеев в Египте. Ибо в первой брани Египтяне встретились с Вавилонянами в их владениях. Силою же от полунощи (Иер.46:24) - так Иеремия, как и другие пророки, называет Вавилонян, потому что жили они в земле, лежащей на севере от Иерусалима.

Глас их, якоже змиа звиздающаго, понеже с силою пойдут, со секирами приидут на него. Яко древие секуще (Иер.46:22-23). При виде Вавилонян египетские наемные воины, как телцы тучнии, привыкшие к удовольствиям, как только настанет время брани, обратятся в бегство и не выдержат неприятельского нападения.

Се, Аз посещу на Аммона вод (Иер.46:25), то есть на Александрию. "Тебя, - говорит Бог Александрии, - истреблю и разрушу, а с тобой и прочие города Египетские".

И посем поживут якоже и первее (Иер.46:26), то есть по прошествии сорока лет, как пророчествовал Иезекииль (Иез.29:13). В конце этого пророчества Иеремия обещает и Евреям и Египтянам возвращение мира и тишины, но не в прежнем виде, без полной свободы от всякого чуждого рабства, потому что, свергнув иго Халдеев, были они в великой зависимости от Персов, Греков и Римлян.

Глава 47

На иноплеменники (Иер.47:1). Все бедствия, какие Иеремия предрекал Филистимлянам, постигли их от руки Халдеев. Навуходоносор, одолев Египтян в Каркамисе, не успокоился, но в следующие годы пошел войной против народов, живших за рекой Евфратом, против Иудеев, Моавитян, Аммонитян, Филистимлян и других сопредельных народов, против Финикии, Тира и Сидона, и покорил их. Потом пошел на Египет, опустошил всю землю, умертвил фараона Нехао и поставил в Египте нового царя. Этим подтверждается отмеченное нами прежде, что пророк не соблюдает порядка времени в своих пророчествах, ибо очевидно, что сказанное здесь о Филистимлянах предшествовало порабощению Египтян.

Се, юноши наведу от севера, то есть Вавилонян, и будут яко поток наводняющий (Иер.47:2). Пророк обозначает этим множество Вавилонян и быстроту их нападения. Как потоки при разливе своем естественно похищают и увлекают все, что встречают на пути своем, так и Халдеи, как говорит пророк, устремятся на Филистимлян, поразят и истребят их, а вместе с ними подвергнутся опустошению Тир и Сидон, как и Исаия прежде предрекал и говорил, что унижение Тира и Сидона продолжится семьдесят лет (Ис.23:15). И Иезекииль пространно описывает брань Навуходоносора с Тиром, продолжавшуюся тринадцать лет.

Истребит Господь Филистины, останки островов Каппадокийских (Иер.47:4). Пророк называет Филистимлян Каппадокиянами, потому что они переселились с ближних островов и стали обитать по морскому берегу в Палестине. Это показывает нам и пророк Амос, говоря (Ам.9:7): Не Израиля ли изведох из земли Египетския и иноплеменники из Каппадокии и Сиряны из Рова (Кира)?

Глава 48

О Моаве тако рече Господь Вседержитель, Бог Израилев (Иер.48:1). Пророк от Филистимлян обращается к Моавитянам и соседним с ними народам Аравийским, возвещает им поражение в нашествие Вавилонян, и объясняет им словом то, что прежде представлял образно Моавитским послам, которые шли к царю Седекии, сделав себе узы и ярмо и возложив их себе на выю (Иер.27:23). Причиной же падения Моавитян пророки Иезекииль и Софония представляют их гордость (Иез.25:7. Соф.2:8), ибо Моавитяне, по высокомерию сердца своего, превозносились перед народом Божиим, попавшим под тяжкое иго рабства, и ругались над бедствиями, какие терпели Иудеи. Из этого можно заключить, что бедствия, которым подверглись Моавитяне, постигли их уже после того, как оба царя, и Самаринский и Иерусалимский, покорены были Ассириянами и Вавилонянами и лишены царств и свободы: о, люте Нававу, яко погибе, взяся Кариафаим! (Иер.48:1). Эти два города Моавитские еще в начале войны были взяты и разорены Халдеями.

Несть ктому славы в Моаве... о Есевоне, то есть о том пресловутом городе, славой и богатством которого столь гордились Моавитяне. Помыслиша нань злая, и рекоша: приидите и потребим я от язык, то есть пусть не будет в нем жителей, и из-за недостатка обитающих сделается он совершенной пустыней. Так скажут Халдеи, и слово исполнят на деле. Я, Господь, спас Есевон во дни Моисея и не разрушил его, но город этот, который пощадил Моисей, разорят и с землей сравняют Халдеи. Хотя молчя умолкнеши, и не будешь вызывать врагов на брань словами хульными: пойдет за тобою мечь, и поразит тебя (Иер.48:2).

Глас вопля от Оронаима, потому что и он в то же время будет покорен и разграблен (Иер.48:3).

Возвестите вопль малых его (Иер.48:4) в нашествии Луифа (Алаофа). Здесь пророк пространно и раздельно описывает общий плен народа Моавитского и призывает к плачу, особенно же бедных Моавитян, которых было много между пленными. Упоминает о двух горных путях, Оронаимском (Хоронаимском) и Луифском (Лухитском), потому что ими сыны переселения отведены будут в Вавилон. Об этих двух путях говорит Исаия, описывая плен Моавитян (Ис.15:5).

Слышасте. Бежите и спасите душы вашя. К Моавитянам обращает пророк слово, как если бы они были перед ним, и советует бегством спасаться от бедствия, спешно приближающегося к ним. И будете яко стебль в пустыни (Иер.48:6), уподобитесь дереву, оставленному в пустом месте, до которого не долетает стрела, и к которому не приближается враг. Так говорит потому, что Моавитянам легко было укрыться в окружавшей их обширной и необитаемой пустыне.

Почившие Моав... и бе уповая на дрожди своя, не прелияся от сосуда в сосуд, то есть Моавитяне не были переселяемы из своей земли в чуждую; сего ради пребыстъ вкус его в нем, и воня его несть пременена (Иер.48:11), доныне сохранили они богатство, собранное с великим трудом в продолжение многих родов, но принуждены будут отдать это богатство Вавилонянам, оставить землю свою и переселиться в Вавилон.

И посрамится Моав от Хамоса (Иер.48:13), идола своего. Исаия называет бога Моавитян Веельфегором. Ему Соломон построил капище, а Иосия разрушил оное. Но этот немой и бездушный истукан не мог помочь ни себе, ни своим почитателям.

Сниди от славы, какую имел ты во время мира, и сяди в безславии, которое придет на тебя и низринет тебя с высоты славы и свободы в позор рабства. Пророк обращает слово свое к дщери Дивона, города великого и славного из-за множества жителей и из-за обилия текущих в нем вод. Яко губитель Моавский, то есть Навуходоносор, взыдет на тя разрушаяй ограды твоя (Иер.48:18).

Отсечен есть рог Моавль, и мышца его сокрушися. Земля его опустошена, войска низложены, глаголет Господь (Иер.48:25), то есть Господь повелел это, и в определенное время слово Свое привел в исполнение. Упойте его, то есть вы, Халдеи, утесняйте народ Моавитский, чтобы от тяжкой скорби уподобился он обезумевшему, ибо и вино затмевает ум упившихся. Яко на Господа возвеличися, то есть понесет он наказание, какого достоин презритель Бога. И приразит... о блевотину (Иср.48:26), то есть с мучением всех внутренностей своих извергнет сокровища, которые в нечестии собирал и поглощал. Итак, пророк говорит, что Вавилоняне лишат Моавитян тех сокровищ, которые собирали они у народов, ими ограбленных, и дотоле хранили у себя. Они будут мучиться, когда увидят, что отнято у них все награбленное и по жадности поглощенное ими.

И аще не в посмех быстъ тебе Израиль, аще в татех обретеся, яко воевал еси его? (Иер.48:27). Иеремия объясняет Моавитянам причину их рабства, которую пророчески указывали также пророки Иезекииль и Софония, а именно: Моавитяне были исполнены гордости и высокомерно презирали народ Божий, радовались его бедствиям. Поэтому смысл этих слов следующий: на что было тебе, народ Моавитский, ругаться над переселением Израиля, или радоваться его падению? Разве вторгался он в пределы твои, разве грабил тебя? Напротив, ты ходил на него войной без всякой причины, и теперь радуешься его погибели.

Оставите грады и пребывайте на камени, живущии в Моаве (Иер.48:28). Пророк показывает Моавитянам, что постигнет их великая скорбь, и будут они принуждены искать убежища в скалах и стремнинах, где нет удобных и гладких путей.

Слыхали мы о князьях Моавских, они городы, зело... возношение и воздвижение сердца их. Аз же вем... глаголет Господь (Иер.48:29-30). То же говорит и Исаия (Ис.16:6). У обоих пророков одна цель - показать правду Божию в наказании, определенном Моавитянам; было бы справедливо, чтобы уничижены были гордые и подверглись бедствиям радовавшиеся бедствию ближних.

Над всем Моавом возрыдайте, - говорит пророк, потому что не будет и остатка; по переселении Моавитян едва ли останется даже один человек. Это согласуется с предсказанным у Исаии: обезчестится слава Моавля во всем богатстве мнозе, и оставится умален и нечестен (Ис.16:14).

Яко плачем Иазировым восплачуся о тебе, винограде Севам (Асеримль), то есть буду плакать о тебе больше, нежели плакал о разрушении города Иазира. Леторасли твоя проидоша море, и моря Иазирова коснушася. Это же изобразил и Исаия в том же образе виноградника (Ис.16:9). Оба пророка оплакивают падение города Севама и показывают, что город этот достоин плача, ибо как прежде всем изобиловал, так теперь будет разорен, и жители его подвергнутся тяжким скорбям. Леторасли твоя проидоша море, - говорит Иеремия (Иер.48:32), то есть жители Севама производили торговлю, и для этого плавали по морю, или, занимаясь земледелием, распространили нивы и виноградники свои до пределов города Иазира. Таков был город Севам во времена своего изобилия, теперь же, из-за недостатка жителей, он пуст и окружен пустыней.

Отъята есть радость... от Кармила... никакоже... по обычаю песни воспоет (Иер.48:33). Пророк подразумевает восклицания виноградарей при точилах, когда истаптывают грозды. Ибо в окрестностях города Севама было весьма много виноградников, как можно заключать из сказанного ранее. Город же этот представлен у пророка под образом горы Кармила, и наименован Кармилом, как уподоблявшийся Кармилу по плодородию и обилию полей.

От вопля Есевонска даже до Елеала и Иаса... даша глас свой (Иер.48: 34), то есть жители Есевона, по разрушении своего города, будут рыдать, и рыданием своим наполнят окрестные города Елеалу и Иасу, когда побегут и в бегстве своем достигнут этих городов. В то же время и жители Сигора будут рыдать о разрушении своего города, и плач их будет раздаваться до города Оронаима и окрестностей Эглы. Здесь Иеремия, подобно Исаии, изображает истребление городов Моавитских и общий плач их жителей, когда рыдание их будет раздаваться от города до города, и город городу будет передавать тяжесть скорбей своих. Оскудеют воды Немрим. Так говорит пророк не об оскудении самых вод, но и о прекращении их употребления, ибо кому нужны будут воды, когда вся земля сделается пустой, а жители будут рассеяны? Тем самым пророк дает понять и то, что у Моавитян отнята всякая надежда на спасение, и как бы иссякли у них источники, потому что разорены идольские храмы, тогда как они думали, что от идолов проистекает все их благополучие. Пророк часто повторяет это народу языческому, желая этим показать суетность богов и безрассудность князей народных, которые немым идолам вверяли благополучие своего народа и надеялись, что идолы эти всегда будут ограждать их.

Поэтому Иеремия присовокупляет: И отыму Моава, глаголет Господь, жрущаго на горах и кадящаго богом своим. Того ради сердце Мое о Моаве... яко цевница звяцати будет, потому что сотворили зло и... погибоша. Всяка бо глава... острижена будет, и всяка брада оброснется, и всяка рука посечена будет, то есть те бедствия, каких желали они народу Божию и какие причиняли ему, понесут сами, и братия их будут побиты и отведены в плен. Поэтому, как обыкновенно делают плачущие в глубокой скорби, будут рвать на себе волосы, остригутся, станут всплескивать руками, на чресла свои возложат вретища. И на всех храминах Моавских и на всех стогнах его всяк плачь, понеже сокруших Моава, якоже сосуд непотребен, глаголет Господь (Иер.48:35-38). Се, якоже орел полетит, то есть царь Вавилонский Навуходоносор, которого Иезекииль называет орлом (Иез.17:7), и распрострет криле свои на Моава (Иер.48:40).

Взят есть Кариоф, и Месроф покорен. Эти города пока еще оставались целыми; по разрушении же их и по отведении в плен жителей их... погибнет Моав от людий (Иер.48:41-42), то есть погибнет и народ Моавитский, и самое имя Моавитян.

Яко на Господа возвеличися. Сего ради страх и пропасть и сеть на тя, Моав (Иер.48:43). Пророк предвещает множество бедствий, показывая их под образами страха, пропасти и сетей.

Огнь бо изыде от Есевона и пламень от среды Сеона, и пожже лице Моава (Иер.48:45), то есть Моавитских вельмож, и великолепие городов, и князей сынов Сиана (Шиона), о котором говорит Иисус Навин, что он был главой колена (Нав.19:19).

Горе тебе, Моаве! и земле твоей, то есть то, что Аморреи терпели от Евреев, то земля твоя потерпит теперь от Вавилонян.

И возвращу плен Моавль в последния дни (Иер.48:47). Пророк, сказав о пленении Моавитян, говорит и о возвращении их, что предсказал и Исаия. Под возвращением же оба пророка понимают или избавление от плена Вавилонского, или обращение к Евангелию Господа нашего; ибо после падения Халдейского царства Моавитяне и Иудеи возвратились в землю свою, а по основании Церкви оба эти народа прилепились ко Господу Церкви.

Глава 49

К сыном Аммоним тако глаголет Господь. Пророк предрекает поражение пяти народов: Аммонитян, Идумеев, жителей Дамаска, сынов Кидара и Еламитян, и говорит, что смирит и разорит их царь Навуходоносор. Еда не суть сынове Израилевы?.. Почто убо прия наследие Мелхом Гада? (Иер.41:1) Аммонитяне называют бога своего Мелхом (Молох), а Сидоняне - Ваал: значение того и другого названия одинаково: царь и господь. Пророк употребляет имя бога Мелхом вместо имени Аммонитян, как имя Гада вместо наследия колена Гадова, которое вместе с наследием колен Рувимова и Манассиина заняли Аммонитяне при подошве гор Галаадских. Ибо когда колена эти переселены были Ассириянами в Мидию, Аммонитяне, как близкие соседи, захватили себе земли, оставленные жителями. Но, вероятно, Аммонитяне помогали Ассириянам при истреблении остальных колен Израильских; именно пророки свидетельствуют, что они радовались погибели Израиля. Вот причины, по которым Иеремия, Иезекииль, Амос и Софония предрекали Аммонитянам описываемые бедствия и говорили, что поелику Аммонитяне вторгались в наследие братий и захватывали то, что им не принадлежало, то потеряют собственную свою землю; и поелику ругались и смеялись над бедствиями угнетенных, то будут плакать и рыдать о себе самих.

И оглашу на Равваф сынов Аммоних ратный звук. Пророк говорит о нападении Халдеев, показывает падение Аммонитского царства, разрушенного Халдеями. Вначале же пророчествует о Раввафе, царственном городе, и говорит, что Халдеями будет превращен он в груду развалин, малые же города Аммонитские будут сожжены. И восприимет Израиль наследие свое, глаголет Господь (Иер.49:2), то есть по возвращении из плена Вавилонского Израильтяне, возвратив себе всю Иудею, начнут владеть и частью страны Аммонитской. Самое исполнение объясняет смысл этого пророчества, ибо Иудеи, после окончания переселения и по возвращении в землю свою, не только покорили себе землю Аммонитян, но даже завладели некоторыми городами Моавитян и Филистимлян. Впрочем, гораздо приличнее прилагать это к Церкви, составленной из Иудеев и язычников, когда, по пророчеству Исаии, ученики Господа нашего не только Аммонитян и Моавитян привлекли к Евангелию, но и все народы и всю вселенную покорили владычеству Господа нашего. Поэтому можно нам сказать, что в это время исполнилось предсказываемое здесь Иеремией о восстановлении Моавитян, Египтян и других народов, угнетенных и разоренных Халдеями.

Возопий, Есевоне, город Моавитский, яко погибе Гай, о котором думал ты, что никогда не подпадет он под власть Халдеев. Гай был городом Аммонитским, он находился поблизости от Иерихона, завоеван Иисусом Навиным и отдан Израильтянам, как сопричисленный к земле обетования их. Поэтому пророк, сказав о разрушении Гая, укрепленного Аммонитского города, предвещает и Моавитянам, что так же будет разорен и их укрепленный город Есевон. Возопийте, селения Раввафски, то есть селения Аммонитского города Раввафы, препояшитеся вретищами, рыдайте и препирайтесь друг с другом, потому что отовсюду утесняют вас Вавилоняне, и Мелхом, бог ваш, оставил вас и капища свои, в плен отведеся, священницы и князи его вкупе (Иер.49:3).

Что хвалишися во удолиих? Уповаешь на долины свои, дщи возлюбленная, уповающая на богатства своя, глаголющи: кто приидет на мя? (Иер.49:4). Еще и еще со всех сторон придут на тебя сильные и неодолимые враги, при виде их сыны твои обратятся в бегство, будут искать, и не найдут себе убежища.

И посем возвращу пленники сынов Аммоних, глаголет Господь (Иер.49:6), то есть по истечении семидесяти лет. Ибо такое число лет назначает Иеремия, когда говорит: поработают сии во языцех, то есть Аммонитяне, Моавитяне, Филистимляне, Финикияне и сами Иудеи, царю Вавилонску седмьдесят лет (Иер.25:11). Пророк не отделяет Иудеев от народов чуждых, потому что и Иудеи отпали от Бога, уподобились народам языческим, поклонялись идолам и подражали нравам язычников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.