Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 3 страница




Хлеб наш насущный даждь нам днесь [Мф. 6,11]. Это прошение значит то, что мы не должны заботиться до пристрастия о средствах к жизни, и если дал Бог на нынешний день эти средства, то благодарить Его и впредь надеяться на Него, на Его Промысл; не скупиться, не трястись, как говорится, над всем, особенно когда приходят гости или нищие и странные, но с душевным расположением и в простоте сердца принимать их, угощать их или подавать им милостыню. Основание на это: Бог не оставлял меня во все предыдущее время средствами к жизни, но с избытком подавал их; не оставит, следовательно, и на будущее время.

В шуринах ты должен видеть любезные черты любимой твоей жены, как бы ее саму.

Чтобы тебе искренно любить всякого человека, обрати внимание на то, как Господь любил всякого: Он обнищал для нас, душу Свою положил за нас – и Телом и Кровию Своею питает.

Слава Тебе, благопослушливый Владыко! Воззвал я к Тебе, и Ты услышал меня и в скорби распространил [20] мя еси [Пс. 4,2], и возвеселитися с гостями моими даровал еси о имени Твоем за трапезою даров Твоих. Августа 28-го дня 1860 г. [Постельсы] и Мария Казимировна.

Гордись, питая тленною пищею тела бессмертных душ человеческих. Скупость – диавольская глупость.

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете [Лк. 6,25]. Питай других усердно от трапезы своей. Это уничтожит лишнее насыщение твое благами земли и преклонит в день оный на милость Владыку!

Взаймы давайте, не ожидая ничего [Лк. 6,35]. Питай других, давай им деньги, не ожидая воздаяния.

Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас [Мф. 10,20]. Апостолы все говорили и написали Духом Святым. Иоанн Златоуст и другие учители – тоже.

Господь везде (везде сый и вся исполняяй) и, призываемый от сердца, скоро приходит на помощь. Он везде в природе – нет места, где бы Он не был: растения, животные, оживляемые Им на каждом шагу; Он действует во всех законах природы. Он и в иконах, и в силе Креста, и в пречистых Тайнах Тела и Крови Своей, и во всех Таинствах; Дух Его дышит в священных чтениях и песнопениях Церкви: Он жизнь всего – Господь.

После вчерашнего диавольского пламени, воспаленного жалением денег на тройку извозчику, я думаю, можно совершенно бросить всякое сожаление о потере [...], какая бы она ни была.

Господь каждый день и всю жизнь туне, единственно по благости Своей питает и всячески милует нас, недостойных; а мы, грешные, злонравные, боимся, истинно боимся, обаянные сатаною, даром напитать братию свою несколько дней сряду! Безумие непонятное! Еще – вот что удивительнее! – Господь ежедневно питает меня дивною, несказанно великою и драгоценною пищею Плоти Своей, а я жалею обыкновенной, малоценной, всюду находящейся и ногами попираемой тленной пищи для братии моей, для приема их несколько дней сряду. Судите меня – что я такое, что я за чудовище? Жалею и каюсь, болю и жалею; жалею, болю и каюсь. Какая-то тьма страшная, болезненная покрывает иногда меня, и я нахожусь в неисходной глупости; молюсь Господу избавить меня от этого безотрадного положения и, вследствие самой искренней молитвы, избавляюсь от него, выхожу на свет Божий и тогда вижу всю безрассудность сердечной страсти – познаю, из-за какой глупости сердце скорбело и болело. Господи! Ты – бесконечно благ и щедр; мы – бесконечно злы и скупы по временам. Добродетели наши – мелки, ничтожны, минутны!

Величайшее дарование Божие, в коем мы более всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир, как говорит Спаситель: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас [Мф. 11,28]. И радуйтесь, и считайте себя богатыми, имеющими все, когда получили мир.

Всякий да памятует постоянно, что он Божий душою и телом и во всех нуждах душевных и телесных зависит во всякое мгновение своего бытия от Бога, – а потому к Нему да и обращается всякий раз, когда чувствует в чем-либо нужду (душевную и телесную), когда, например, стесняется его бытие душевное или телесное, то есть когда поражают его скорби (болезни душевные) или страсти, болезни (телесные), когда ему угрожают стихии своим непостоянством (огонь, вода, воздух, буря), также когда он предпринимает что-либо делать (да помнит он тогда единого Содетеля, все из небытия создавшего и тварям Своим даровавшего разнообразные силы делать многие и различные дела).

Когда входишь в храм, говори: поклоняюся Тебе, Господу Богу моему, живущему во храме сем.

Да будет воля Твоя [Мф. 6,10]. Сколько мы подвергаемся часто беспокойству и бесполезным хлопотам, чтобы исполнилась наша воля, хотя исполнение ее, по всей вероятности, не приносит нам душевной и вечной пользы, а только вещественную, временную.

О молитве. Безотрадно, неинтересно молиться, если не надеяться на получение просимого. Но многие приступают с лукавым сердцем, вовсе не желая того, чего они просят устами, а по принятой привычке выговаривая заученные слова, которые только воздух бьют напрасно.

Радуйся, когда тебя с семейством притесняют: это верный знак, что ты на тесном пути, вводящем в живот.

Бесплотный враг прост по природе – оттого он и силен в нападении. Надо отражать его так же просто, то есть простым, верующим сердцем, о имени Господа Иисуса Христа. Диавол мгновением мысли входит в наше сердце; подобным мгновением – отрицательным, то есть словом, выражающим вдруг противоположную им внушенной мысли, – выгонять его.

Бог долго попускает врагу искушать и теснить нас во время молитвы, чтобы сделать ее искреннее и тверже, и наконец дарует нам благодать молиться с миром, неразвлекаемо.

У тех, которые всегда искренно молятся Богу, лицо просвещается светом Божиим и имеет необыкновенную приятность и привлекательность.

Отнюдь не давать причастия тем, кои не говорят ничего или отвращаются по сатанинскому упорству.

Сам по себе человек беден обилием благих и светлых мыслей – они приходят ему отвне: помолись Господу, и они налетят, как крастели[21], и наполнят в бесчисленном множестве главу твою.

Огрубело сердце народа сего [Ис. 6,10]. Мы привыкли это приписывать только иудеям, но эти слова вполне идут и к нам; равно как и слова: и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули [Ис. 6,10] (то есть духовные уши и очи).

Сон. Я видел мост над широкою черною пучиною реки; не очень широкий, но гладкий, покатый, скользкий и с разными необыкновенными крутизнами. Многие шли по нему, и одни переходили на другую сторону реки, а другие – крайне затруднялись и были угрожаемы опасностию низвергнуться в реку; я лежком пополз, но едва не свернулся в реку, да и другие сзади мне препятствовали, по причине множества людей, свободно переправиться. Я едва не висел уже телом над пучиною; сердце уже замирало; наконец каким-то счастливым случаем я попал на узенький мост, где было весьма мало идущих, и здесь я беспрепятственно и быстро перелетел почти чрез единственную доску, составлявшую мост: очевидная опасность и боязнь утонуть в бездне придали мне силы. Узкий мост – узкий путь к Царствию Небесному.

...Душевные, не имеющие духа [Иуд. 1,19]. Много есть и ныне таких.

Чудесно Господь мой зачался и родился от Девы, чудодействовал как Бог на земле и, как чудодействующий Бог, воскрес из мертвых и вознесся на небеса; призывается нами как Бог и человек и, как вездесущий Владыка всего, является на помощь к нам; чудесно предлагается и ныне в пищу и питие действием Богоотеческаго Духа.

Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие [Мк. 10,14]. По отношению к твоим прихожанам это значит: оставь их приходить в церковь за Его образом и в крестном ходе брать Его в дом для освящения их дома, и не огорчайся на них, когда они за это не вознаграждают должным образом, тем более что ты не знаешь, кто сколько может дать; а усердие во всяком случае к Спасителю похвально, и нужно об этом радоваться. Кто берет из церкви на дом какой-либо образ, тот как бы дитя простое: он видит в образе верою то Лице, Которое написано на иконе, и верует получить великую благодать от Него. Премудрые века сего считают юродством брать образа из церкви и носить их на дом.

У греха длинный и тяжелый хвост.

Когда согрешишь и грех будет внутренно теснить и жечь тебя, прославляй тогда правду Божию и говори: слава Тебе, Боже, Праведный Наказателю мой, буди за все слава Тебе – слава и за наказания Твои мне, грешному; слава Тебе, яко не оставлявши мя во гресех жити, но, наказуя сердце мое стрелами огненными, жнеши грехи мои от сердца моего.

Причастился я сегодня с верою – и грехи мои, как воск, растаяли от Святых Таин.

Иван Михайлович Никольский – замечательная личность из духовного звания: его глубокое благочестие, совершенное беспристрастие к земным вещам, искренняя любовь к людям, кротость и необыкновенное смирение; обидевшим его был от него один всегда ответ: спаси тебя Господи! Около детей ходил и занимался ими, как мать, с великою нежностию, постоянством и молитвою.

Проси, как сильно нуждающийся.

Смерть действует в нас, а жизнь в вас [2 Кор. 4,12].

Великое благодеяние Божие, когда рождается и обыкновенный человек. Но бесконечно велико благодеяние Божие, когда рождается будущая Матерь Сына Божия. Родилась наша Заступница усердная пред Богом. Чрез Нее бысть Господь сил с нами, и Сына Божия познали чрез Нее и сподобились пречистого Тела и Крови Его. Замечайте: весь ряд чудес благости и милосердия Божия к нам, какие принесла и приносит христианская вера, начался с дня рождения Божией Матери. Все духовные блага веры, какие получаем теперь, получаем чрез Ее посредство. О! Несказанно великое благодеяние Божие в рождестве Божией Матери. Мир христианский всех веков! Ты свидетель непрерывных Ее благодеяний! Славь Ее немолчно. Ты и славишь Ее в лице Церкви.

Явися Сия небо и храм Божества. Но и вы храм Бога живого... [2 Кор. 6,16]. Обязанности ваши, предназначение ваше. (Тобою бысть Господь сил с нами и сподобились пречистого Тела и Крови Его.) Перечислите все благодеяния, оказанные Ею в разные времена православным.

Лови врага невидимого во взорах других и не огорчайся на сделавшихся на мгновение его орудиями: ко всем удобно приражается лукавый.

Познай же ты, наконец, великое достоинство и назначение своего духа и прилепляйся всем сердцем к Господу – Бесконечному, Живоначальному Духу, а плоть и все плотское презирай как тление, как прах, как ничто или как болезнь, как скорбь, как оковы души.

Посмотрите в писания мужей духовных, святых и приметьте, как дух их стремится в бесконечность; их писания некоторым образом суть изображение бесконечного Духа – бесконечной премудрости, благости, святости и всемогущества Божия. Посмотрите, как беспределен полет их духа.

Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [ сими ], потому что они плоть [Быт. 6,3]. Плоть – все, прилепляющиеся к богатству, удовольствию и к славе мира.

Мне же прилеплятися Богови благо есть [Пс. 72,28]. Христианин до такой степени должен прилепляться к Богу и пренебрегать всем вещественным (чувственным), что если бы Бог и всего достояния лишил его, он не должен скорбеть, но говорить: Господь мой – мое единственное сокровище, моя жизнь, мой покой, мое блаженство, мое богатство. Он – Творец не только всякой плоти, всякого вещества, но и всех духов, которые, в свою очередь, как образ и подобие Творца, сами обладают даром творчества (Ангелы творят себе на время плоть; люди – творят многое). Он взял мое достояние, но Он же может и опять дать его, как Иову, как весьма многим другим, и притом с избытком. Для Него ничтожно вещество – дорог для Него богоподобный дух наш; вещество утраченное Он может возвратить с избытком, а духа, если самовольно потеряем его, не возвратит.

Матерь Божия стоит на высочайшей степени уподобления Богу и потому называется Пресвятая и Пречистая.

Молясь с верными в церкви или обращаясь с ними в общежитии, представляй, что ты произошел от одного с ними Отца Небесного; что они настоящие братия твои по Богу, особенно во Христе Иисусе, соделавшимся братом нашим по человечеству; что у них одни с тобою потребности души и тела; что они совершенно одно с тобою, что, значит, их нужно любить точно как себя, желать им того же, чего желаешь себе, делать то же, что себе, поступать с ними так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.

Кто стремится с Божиею помощию отрешаться от привязанности к земным благам, тот получает со временем от Господа благодать равнодушия и к земной жизни, которая есть величайшее из земных благ, и желает жить для того разве, чтобы в тленном теле угодить больше Господу да посеять больше семян добрых дел для обильнейшей жатвы в будущем веке. На тело свое он смотрит как на такую тленную вещь в видимой природе, которая весь век свой носит в себе семя тления, ежедневно умирает, постоянно внушая нам мысль о своей смертности, пока наконец окончательно не умрет. Он не лелеет его, не удовлетворяет его похотей, зная, что эти похоти – скверна для разумной и бессмертной души его, что тело есть опасный домашний враг, который в случае оплошности души готов погубить ее небесную красоту и жизнь.

8 сентября, вечер, 12 часов. Слава Владычице, избавившей сердце мое от врага – тирана, не дававшего мне спать. Он прогнан – и я уснул крепко и сладко.

Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному.

Во время молитвы имей мысль, что ты – приставник драгоценнейшего молитвенного достояния Церкви, притом приставник нечистый, недостойный; что твое дело – с благоговением, открыв сердце напоять душу свою этими чистыми струями молитвенного слова, но не мудрствовать об них по-своему. Замечательно: сегодня я усумнился, конечно потому, что подстрекал лукавый, на счет одного оборота в одной молитве, именно: Един имаши власть оставляти грехи молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых – и посрамился в своем мудровании: враг сразил меня, запял, возмутивши меня на общественной молитве. В чем же ложна моя мысль была? Я думал: как? – Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам независимо? И без молитв других имеет власть. – Конечно Один имеет власть, но, чтобы почтить высокие добродетели святых (особенно Своей Пречистой Матери), которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни, Он принимает и их молитвенное предстательство о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у раздраженного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой дарованием ему продолжения его бытия; но тогда Господь был бы, так сказать, неправосуден, даровавши им, недостойным жизни, жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить; а когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный, тогда взоры правосудного Бога упокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведника помиловал неправедных. Так и ныне, по молитвам Своей Пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония и недостойны были бы Его милости. Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к ним [Иер. 15,1], говорил Господь Иеремии о иудеях. Из этого видно, что Господь принимает ходатайство святых за недобрых людей, когда грехи этих последних не превышают меры Божия долготерпения.

Задачею моею будет научить вас молиться. Как этого достигнуть? – Показав недостатки бывающей молитвы, недостатки, коих причиною сами молящиеся, и потом показав, как нужно, о чем и когда молиться – духом и истиною, а не телесно и ложно; о том, о чем Господь указал и Церковь учит ежедневно и в нарочитые дни (в праздники, во дни Таинств, в пост), – всегда, потому что всегда грешим (надо просить прощения грехов); всегда пользуемся милостями Божиими (нужно благодарить); всегда видим пред глазами славные дела Божии, невольно созывающие на славословие (нужно всегда славословить). Но как дух бодр, а плоть же немощна [Мф. 26,41] и мы – персть [Пс. 102,14], то по крайней мере в известные сроки утром и вечером, пред обедом и после, пред ужином и после. Прежде всего скажем о великом достоинстве, цели и пользе молитвы (о наименованиях ее); о участии сердца, о местонахождении его (люди ищут удовольствий сердцу в играх, забавах, в пище, питии, в почестях); свидетельстве Священного Писания о важности сердца: сердце чисто [Пс. 50,12]; о вере – в чем она состоит относительно молитвы; о храме как особом месте молитвы: очи и сердце Господа в храме; о клети внутренной, сердечной.

В виду всяких благ земных да будет сердечное благо твое един Христос; в виду богатства, почестей, удовольствий да будет твое богатство, твое удовольствие, твоя величайшая честь – Христос; пред Христом да будут ничтожны все земные блага; да не подвижется сердце твое вожделевать что-либо больше Христа; да не привязывается к чему-либо тленному и на одно мгновение; да не оскорбится Христос – Сокровище нашего сердца, Царь и Господь его.

Бедным давай, не думая о том, что оскудеешь: дающий не оскудевает. Не высчитывай скупым и лукавым сердцем суммы, им подаваемой, – иначе лукавый остановит тебя в добром деле, представив множество раздаваемых денег. Давай, как говорится, завязавши глаза.

Господи! Ты Скудельник[22]мой, Художник мой!

Господи! Ты без конца щедр ко мне. Воистину и я должен быть щедр к братии моей. Любящий Отца сын должен подражать Отцу и Его же дарами быть щедрым для других.

Молясь, не нужно забывать, что злой дух коварствует над нами особенно во время благочестивых занятий: он развлекает наши мысли земными житейскими предметами, он посевает сомнения, он хулит, лукавит в нас.

Рассудок – слуга сердца.

Вчера, озабоченный покупкою книг, я крушился, смущался духом; но, пришедши в церковь и прилепившись сердцем к Богу, и вперивши в Него ум и сердце, я успокоился и возвеселился. Воистину, не в стяжаниях жизнь наша, а в Боге. 11 сентября 1860 года. Утро.

Если мы, грешные, молимся и умоляем Господа за себя и за других, ежели, живя на земле, святые молятся за других и испрашивают им у Бога нужное, то тем более, когда святые переселятся в вечность и будут лицем к лицу с Богом. В силу великой, ходатайственной жертвы Сына Божия имеют силу ходатайства по благодати Господа Иисуса и молитвы святых, особенно Пречистой Матери Его. Это воздаяние от Господа заслугам святых.

Что такое человек как не образ Божий, художнически вделанный в землю? Потому что тело человеческое – земля. Не дивись же, что в вещественных образах является Бог, и даже говорит устами образа, ибо все возможно Богу [Мк. 10,27]. Когда нужно было, Он и чрез ослицу проговорил человеческим голосом.

Господь, зная немощь нашей природы, помраченной и отягченной грехом, трудно возвышающейся к Богу верою, благоволил снизойти к нам до подобия нашему существу, до принятия образа раба [Флп. 2, 7], плоти человеческой, – такова любовь. Но так как Ему нельзя было вечно оставаться в человеческом теле на земле, а нужно было, по планам домостроительства, вознестись с ним на небо, то для немощи всех будущих родов человеческих и для напоминания им о Своей вечной к ним любви, о Своих страданиях и смерти Он пресуществляет Духом Святым простой хлеб в Тело Свое и простое вино в Кровь Свою, и в это Тело и в эту Кровь весь вселяется Духом Своим, так что в видах хлеба и вина всецело находится Сам Жизнодавец Христос – Господь. О, любовь неизреченная, поистине Божеская! Свою бесконечную премудрость, Свое бесконечное всемогущество Господь употребил всецело на наше спасение! Наша немощь не только верою видит Господа, но и ощущает Его языком, особенно сердцем и всею душою. Слава Господу, толико возлюбившему нас!

Молитва должна естественно, без малейшего принуждения, торопливости или замедления переливаться в нашу душу (как поток из большой реки) из молитвослова.

Нужно такое настроение веры иметь во время молитвы, чтобы и на одну минуту не было в сердце тайного сомнения или тайной мысли, будто Бог нас не слушает, но чтоб во все продолжение молитвы душа представляла себе Бога пред собою и беседовала с Ним, как с Царем.

Как к Богу, так и к человеку будь постоянен в почитании и любви, потому что человек есть образ Его.

Есть мир духовный; существуют души усопших людей; видят и слышат они нас – и вот тому очевидное доказательство: одна женщина, которой муж был болен и лежал в клинике – в шестистах верстах от нее; она в один вечер видела, какие были у него посетители, что он делал, слышала, какие слова он говорил. Не так ли видят нас святые, не так ли слышат они наши молитвы?

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков... но исполнить [Мф. 5,17]. Как Исполнителю Закона и Пророков, Спасителю являются из духовного мира (по человечеству Спасителя) Моисей – представитель Закона, и Илия – пророков, и утешают Его в предстоящих страданиях. Так и ты, человек, старайся быть исполнителем Закона и Пророков и тебе явятся деятельными помощниками святые Божии.

Люди недоумевают и, сказать правду, многие не верят той чести, которая обещана праведникам в будущей жизни, потому что сатана унизил человечество в его собственных глазах. Но действительна такая почесть, и ее должно надеяться: человек – образ Божий; для того-то и воплотился Сын Божий, чтобы восстановить Свой образ. В Священном Писании развита эта мысль. Раскрыть ее прихожанам. Помоги Бог!

По тому одному не должно привязываться ни к чему земному, что из-за этой привязанности теряется дерзновение пред Богом – Жизнодавцем, Упокоителем, Радованием, Блаженством нашим. Опыт.

Привязанность сердца к земному – мерзость Господу. Страдает сердце от этой привязанности. Но прилепление сердца ко Господу – жертва благоухающая Господу, и блаженно сердце от этого прилепления. Не естественно сердцу человека, которое есть дух, прилепляться к земному: как сочетать плоть и дух? Один – вечен, другая – временна; один – бесконечен, другая – конечна; как полюсы – так дух и тело противоположны.

Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение [Лк. 22,46]. Братия! Что вы беспечно спите сном греховным? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным [1 Кор. 9,27]. Вот твой девиз. Ты должен зарубить эти слова на память и в руководство себе на стене.

О молитве. Ты, возлюбленный, небольшой знаток духовных дел, и особенно молитвы: о чесом бо помолишься, не веси сам собою[23], – а святые Божии, духовные человеки, большие знатоки этих дел – дела молитвы; наитствованные Духом Божиим, они видели, о чем нужно молиться, и составили молитвы, приспособленные к духовным потребностям христианина, составили прекрасно. Но они выработали эти молитвы трудами подвижнической своей жизни, не просто: их молитвы – плод скорбей и борьбы с самими собою и с невидимыми и видимыми врагами спасения. Потому надобно глубоко ценить их произведения как произведения испытанных в горниле искушений и бед душ, подобно злату просиявших, как чистых храмов Духа Святого, благоволившего обитать в их чистых душах и телах.

Свое постоянное вездеприсутствие, богоправление, правосудие и милость Господь являет в том, что за движения сердца греховные наказывает духовною смертию, а за движения сердца к истинному, доброму и прекрасному – награждает преизбытком жизни, или когда кающихся нас милует и проливает утешение в сердце. Все это доказывает присутствие Божественного Духа Его в нас – грешных. Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти [Пс. 67,21]. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь [Ин. 3,8].

Бог есть весь Око, или Зрение θεὀ (θεαομαι)[24]. Вода прозрачна, воздух прозрачнее, свет еще прозрачнее (чем тоньше и легче вещество, тем оно прозрачнее); дух сотворенный еще прозрачнее и сам видит. Несозданный, Творческий Дух – есть весь Свет, и нет в Нем никакой тьмы [1 Ин. 1,5], и все видит, все проницает.

Сердце мое живет и может жить только Спасителем – Христом. А сердце – душа моя.

На стену: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно [Мф. 6,6].

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром [Рим. 12,21]. Апостол говорит с уверенностию, что в добре есть достаточная сила к побеждению зла. Только будь неизменно добр – и победишь злобу другого. Бывали случаи в христианстве, что убийцы были угощаемы тем, кого они хотели убить и который знал о их намерении убить его.

Тебя Бог наказал сегодня, когда ты давал молитву родильнице, за то, что ты помыслил зло о брате.

Мстительный! Скажи отселе Господу: Господи! Отселе желаю ни на кого не злобиться и не сердиться, но молиться за обидящих: спаси их Господи! Господи! Отпусти им: не ведят бо что творят [Лк. 23,34].

Если не ты зол, а другие на тебя – нечего тебе и возмущаться, а надо быть покойным: зло не твое; но если ты зол, а не другие, надо скорее исправляться покаянием.

Долг священника – молиться о всех. Священнику неизвинительно много раз предаваться движениям самолюбия и своекорыстия – он должен быть самоотвержен: да отвержется себе [Мф. 16,24], говорит Спаситель, то есть для исполнения воли Спасителя да отвержется от своей плотской воли.

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением [Кол. 4,2].

Во время беседы с гостями твоими за твоею трапезою будь внимателен к себе и смотри, чтобы враг не бросил в сердце искры пренебрежения и ненависти к ним – ради жаления материального твоего достояния! Какая мерзость эта скупость! Как она роняет скупого в глазах его собственных и других и как она недостойно заставляет смотреть на других, нам подобных.

С лакомою пищею, особенно обильною, сердце делается расслабленным для духовных подвигов, особенно для молитвы, становится дебело, отолстевает. Смотрите же за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством [Лк. 21,34]; значит, по противоположению, сердца бывают легки, духовны, когда человек постится. Действительно, опыт говорит об этом. Как плодовито бывает богатыми и возвышенными созерцаниями и чувствами от поста сердце наше! Обратите внимание на слова постников-проповедников: они – дух и сила, и оттого именно, что проповедники чрез пост и молитву сами превратились, так сказать, в дух! А прочтите слова людей, занятых житейскими заботами, не соблюдающих строго поста: их слова – плотяны, малосильны, как плоть.

Аще во благих точию[25]покаряемся Господу, какая нам благодать есть, но аще во злых[26], тогда достойни есмы благодати, яко подвиг сотворившии.

По той мере, как ты начинаешь молиться духом и истиною пред святою иконою, например Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух Того, Кто изображен на иконе, так что если вера твоя в присутствие Лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь как бы живым то Лице, – то Оно, действительно, благодатию Своею бывает всегда тут. Чудотворные иконы – говорившие, источавшие слезы, кровь и пр. Оттого чудотворные иконы смотрят необыкновенно живо и выразительно. Что невозможного для Бога, Который может оживотворить камень и образовать из него человека? Так же чудесно может сделать это с живописным образом. В Тайнах бывает же Он весь. Все возможно верующему [Мк. 9,23], и к верующему чудесно снисходит Вышний. Соединяется же Он с знамением Креста Животворящего и чудодействует.

Так и живописен и точен, говорят иногда о каком-либо портрете, что только не говорит. Если человек так умеет искусством своим оживлять холстину, или доску, или бумагу, то что же невозможного для Бога – почему не вдохнуть Ему и жизни в образ, почему не дать ему способности и проговорить, в случае если Ему это будет угодно? Только не говорит: ты все сделал, дай же докончить Господу, и Он заставит ее говорить.

Как на молитве враг побуждает торопиться и предаваться нетерпению, так и в училище при обучении мальчиков. Противу стань.

В Животворящих Тайнах – самое тесное, очевидное и осязательное соприкосновение верующих с их Господом. О, сколь велика любовь и милость к нам Господа!

Ты пользуешься тем, что Бог мне дал и я для тебя приготовила воспитанием. Ты пользуешься плодами трудов моих – и как же не благодаришь меня, как усердно не молишься обо мне? Голос маминьки из-за могилы![27]

Слышит тебя Спаситель на молитве. Доказательства. Всякий раз, когда ты чувствовал себя легко на молитве, когда спадало с тебя бремя греховное, – это касался твоего сердца Сам Спаситель; Его это: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко [Мф. 11,28 – 30]; Он исполнял Свое обещание тебе; всякий раз, когда на молитве при взирании на образ Спасителя текли у тебя слезы умиления, когда радость неземная обнимала твое сердце, – тогда касался твоего сердца Спаситель, тогда Он приходил к тебе и творил обитель в твоем сердце со Отцем и Святым Духом. Блаженны плачущие, ибо они утешатся [Мф. 5,4; Лк. 6,21] (то есть Спасителем: Он отирает всяку слезу с очей [Откр. 7,17; 21,4]). Царствие Божие... праведность и мир и радость во Святом Духе [Рим. 14,17]. Видишь, если мир и радость у тебя на душе, то в тебе Царство Божие, в тебе – Сам Трисиятельный Господь Бог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.