Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 8 страница




Вот и не могу я сказать Тебе, Господи: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда [Пс. 16,3]. Ах! Неправда, неправда моя великая: я возроптал на Тя, под ударами Твоими; имя Твое святое и достопокланяемое похулил; дерзнул сказать, что Ты не бережешь меня, оставил меня. Благостыня! Как Ты можешь меня оставить, забыть? Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя [Ис. 49,15] – глаголет Господь. А я, поистине безумный, дерзнул это сказать. Ты оставляешь только ненадолго и после с великою милостию паки[63]приемлешь. Истина.

Если неразумные овцы по инстинкту чуют, каков у них пастух, тем более словесные, разумные овцы имеют чутье, и самое тонкое, каков у них пастырь! Не обманешь их. Пастыри! Осторожнее ведите себя в глазах овец своих: они вас понимают.

Пойми, чего домогается диавол, всевая всеми возможными хитростями и усилиями в сердце твое неверие пречистым Тайнам: он хочет убить тебя и временно и вечно. Дым ли тебя смущает? – диавольские козни не более значат, как дым: дыхание Духа Святого развевает его. Боже! Утверди веру мою!

Царь – подобие Бога. Держава царя – над всем его царством; держава Бога – над всем миром; как царь, хотя живет в столице, а имя его обносится и почитается во всем царстве, так и Бог, хотя преимущественно обитает на небесах – в вечной славе, являясь [блаженным] духам, но присущ и нам благодатию Своею, и имя Его славно по всей земле.

Молясь, держите сердце в руках своих, будьте владетелями его. Ах! Часто меня враг гонит из моего собственного жилища и овладевает им и не дает мне быть в нем хозяином. Когда он найдет во мне какое зло, тогда входит в мое сердце как господин и тиранит меня.

Когда во время молитвы овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость – знай, что это происходит от диавола, всячески старающегося запять тебя в молитве. Крепись и мужайся и памятию о Боге прогоняй убийственные ощущения.

Замечайте: если не в мыслях, то в сердце враг часто усиливается хулить имя Вседержавного Бога. В чем сердечная хула на Бога? – Сомнение, неверие, уныние, нетерпение Божиих наказаний и ропот, все страсти. Неверием в истину и благость Божию он изрыгает хулу на истину, благость и всемогущество Бога; унынием – также на Его благость, и прочее; вообще посредством страстей человеческих хулит всеблагий Промысл и истинность Божию.

Грех есть [истое] духовное прелюбодейство души человеческой с диаволом: человек подставляет ему сердце свое [как лесенку], и враг, соединяясь с душою, изливает, как свое семя, в сердце человека яд греха (душа наша должна быть чистою невестою Иисуса Христа и Духа Святого). Очень болезненно это соединение и это излияние диавольского семени в сердце человека: как огонь адский диавол палит и как бремя тяжкое гнетет душу человеческую, соединяясь с нею и изливая в нее семя свое. Душа моя! Помни, что ты должна быть невестою чистою Духа Святого. (Сон – два черных таракана: один большой – образ души человеческой, и другой маленький – образ духа злого, так как он представляется вползающим в наше сердце. Невидимые дела – весьма похожи на видимые.) Страшись греха как внутреннего прелюбодеяния с врагом Божиим. От всего сердца верь сказанному.

Разумей, что такое смрад диавольский.

Утверди ты в уме и сердце твоем ту истину, что невидимое играет первую, главную роль во всем мире – во всех существах, и когда невидимое оставляет известное существо, это последнее теряет жизнь и разрушается, так что видимое в существах составляет без невидимого одну массу земли. Я и все люди живем Невидимым началом.

Говори врагу, поражающему душу в страшные минуты мрачным и убийственным неверием: я теперь не могу представить ясных доказательств сердцу, почему это истинно, но знаю, что после этих минут мрака твоего я представлю сердцу самые ясные, осязательные доказательства истины; как при действии страстей я не могу увериться сердечно, почему страсть нелепа и не должна владеть мною, но после страсти я совершенно ясно вижу сердцем, что страсть – нелепа и смешна.

Некоторые священники, причащая из Святой Чаши народ, показывают свою злобную горячность и раздражительность. Этим они дают знать о себе, что в сердце их нет кроткого и смиренного Иисуса, что они причастились недостойно, без веры. Сохрани Бог!

Ныне у нас праздник. Благовещение, или радостное известие о воплощении Сына Божия, принесенное с неба Архангелом Гавриилом Деве Марии, а чрез Нее и всем людям. Долго, долго ждала земля с неба этого известия – с лишком пять тысяч лет; наконец дождалась. Вот с неба слетел предстоящий пред Богом Архангел Гавриил в Назарет к Деве Марии.

Когда перед литургией сердце твое раздражается от всякой безделицы, или когда во время самой литургии на сердце твоем бывает тяжело, или пред самым причащением сердце твое будут раздражать малейшие неисправности в клире или в служителях, или оно будет боязливо от неверия – знай, что это работа диавола, и не обращай на нее внимания, а крепись верою и будь покоен.

Служа искренно Господу, заблаговременно знай, что диавол в мыслях твоих и в сердце твоем будет клеветать на Него, и заблаговременно приготовься отражать разом, без смущения и малодушия все его клеветы. Малодушие и малодушное смущение сердца твоего при клеветах диавола недостойно тебя и изобличило бы только слабость твоей веры. Внимай: у Всесовершенного он силится мысленно отнять Его всесовершенство. Наступай на самую голову аспида[64]и василиска[65]и попирай смело льва и змия.

Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих и о врагах своего спасения, которые потому легко окрадывают мысленный дом души нашей, его мысленное богатство.

Уготованию сердца их внят ухо Твое [Пс. 9,38]. Слышишь, кому Бог внимает? Тем, у коих готово во время молитвы сердце, кои приготовили как должно сердце свое для великого дела – беседы с Богом. Готово сердце мое, Боже [Пс. 56,8]. А что бывает обыкновенно у нас, молельщиков? Не готово сердце: язык молится, а сердце далече от Бога, часто занято какими-нибудь суетными предметами или, по крайней мере, спит на молитве.

Отец твой Небесный, видяй втайне совершаемые тобою для угождения Ему дела твои, постоянно воздает тебе за то яве – всю жизнь, каждый день воздает. Надобно только иметь очи видеть. Слова Спаса моего – вечная истина. Слава Тебе, Господи, Отец милосердия и Бог всякого утешения [2 Кор. 1,3]!

Кто любит душевного и телесного убийцу? А деньги убивают того, кто сердцем привязывается к ним, убивают душевно и телесно. Итак, надо расточать их на благодеяния и на нужды свои и домашних.

Помни заповедь Господню: не противитися злу [Мф. 5,39] (то есть лично тебя касающемуся, твоих земных интересов); напротив, побеждай благим злое [Рим. 12,21]; у взимающего ти срачицу и ризу не возбрани[66]; если тому, кому дал ты вещественную благодарность, кажется она мала и за то он враждует на тебя – дай больше и попроси извинения, что мало дал.

Смотри, Крещение – Божие дело: когда совершаешь его, будь внутренно велик и высок и не унижай Божия дела ни пред каким лицом. Не постыдись дела Божия, чтоб не посрамил тебя Бог.

Большинство людей крепчайшим мудрованием мудрствует о земном, а когда приходится мудрствовать о небесном, то куда пропадает вся крепость – мудрование их слабо, как паутина, и мудрствуют они неохотно.

Не насыщай чрева своего вдоволь приятною пищею: с услаждением ею входит в сердце греховное расслабление, усиливается плоть над духом, и на молитве, смотри, пожалуй, не справишься с своим сердцем – уйдет из рук твоих: поспешишь, без сердечного внимания помолишься, и не Бога, а диавола введешь в него (а он не даст тебе покоя ночью, на зло тебе, на огорчение тебе. Пока не выплачешь греха своего – небрежности на молитве, не заснешь, несмотря на твои усилия).

Диавол всеми мерами старается омрачить сердечное око, чтобы оно не зрело Бога; а без сердечного зрения Бога – душе смерть. При находах диавольских всячески старайся раздвинуть горизонт своего зрения сердечного – старайся узреть Бога в делах Его милости к нам, постоянной и бесконечной.

Когда молишься о других людях, пусть они будут близки твоему сердцу, как ты сам близок себе; да будут они как один ты.

Молясь, нужно быть благодарным Господу и за то, что Он сподобляет нас, грешных и злонравных, отверзать для собеседования с Ним скверные и нечистые уста наши и слушает наши молитвы, ибо и это есть дело величайшей благости – Творцу всяческих, Благодателю принимать прошения, благодарение и славословие от преступных и неблагодарных Своих тварей.

Веди часто намеренно брань с сердцем своим и говори ему: о сердце мрачное, сердце злое, когда я совершенно прогоню нечистый мрак твой, уничтожу злобу твою? Ибо, действительно, сердце – всегда враг нам по своему сатанинскому мраку и злобе. Отмени всякий мрак от сердец наших.

Благодарность к Богу на сердце твоем пусть курится постоянно, как огнь на жертвеннике ветхозаветной скинии. Каждый день, час и минуту – благодари, как каждый же день, час, минуту и мгновение благотворит тебе Господь.

Если теперь грех лишает меня ночного покоя и, как червь лютый, сердце мое сосет, то как велико будет несчастие мое после смерти, когда все должны отходить и весьма многие отойдут на вечный покой, а я буду вечно мучиться? Воспряни заблаговременно.

Когда адский червь сосет твое сердце грешное – не малодушествуй тогда и не предавайся нетерпению, бросаясь, как умопомешанный, во все стороны, но будь тверд духом и терпи наказание за грех, отдаваясь в волю Божию и говоря: буди святая воля Твоя, Господи, – я достоин за грехи мои вечного осуждения и муки; только не даруй мне искуситися паче и укрепи меня в перенесении этих временных адских мучений, которые Ты попустил мне терпеть, не хотя подвергнуть меня вечным; наказав же меня, помилуй паки по велицей милости Твоей [Пс. 50,1].

Будь сколько можно благ и щедр – и тогда увидишь, сколько возможно вместить человеку, благость и щедрость Божию к тебе и ко всему роду человеческому и ко всякой твари...

Жалею я о неверующей братии моей, ведь и я сам часть братии моей: она – другой я.

Не останавливай маминьку свою в простоте ее – в ее простых словах и поступках: пусть у ней все будет натурально, а не принужденно, не изысканно; пусть она будет для тебя уроком смирения: именно помни всегда, из какого ты низкого рода, необразованного и грубого, чтобы таким образом тебе постоянно быть благодарным Великому Благодетелю – Богу, вызвавшему тебя из ничтожества.

Старайся всеми мерами стяжать удобопреклонность и удобоподвижность более к добру всякого рода – к добрым мыслям, желаниям, намерениям, словам и поступкам, чем к злу разного рода – к мыслям мрачным, дышащим неудовольствием на всех и на все, страстным движениям сердца, горьким словам и поступкам нетерпения и нелюбви. Поражай зло в себе во всех его видах.

Когда хочешь молиться и заметишь, что в сердце нет у тебя мира, – тотчас же водвори в нем тишину и спокойствие, и тогда молись в тишине Божественной. Дух Святой не может обитать в сердце, в котором нет мира.

Ты должен уподобляться молодому ягненку (по кротости и незлобию), весело прыгающему около своей матери. Так будь прост, безыскусствен.

Будь самостоятелен, свободен: не завись ни от каких внешних предметов или беспорядков, то есть не приходи от них в смущение и страсть. Храни свободу и мир духа своего.

Господи! Ты един – полнота и довольство моего сердца. С Тобою – Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое, наполненные Тобою; Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [Пс. 72,25 – 26]. О, блаженство мое по причащении в среду Страстной Недели 29-го марта! Как я был блажен! Спокойствие небесное, обитай чаще в моем сердце!

Стой во входе сердца своего и бодро отражай лжеца – врага, всегда клевещущего на святыню и всячески усиливающегося посредством неверия сердечного убить твое сердце; стой на мысленной страже и говори постоянно: смрад диавольский. Это бьет гордого денницу и прогоняет его, как дым. Также надо, чтобы на сердце твоем было как бы начертано и всегда ясно зримо следующее слово: благодарность, – то есть благодарность за все духовные дары Божии, которыми ты пользуешься в богослужении, в Таинствах и вообще в молитве.

Сердце играет такую важную роль в жизни человека, что сквозь сердце на все смотрит человек в мире: каково сердце, таков и взгляд: нечистое сердце – нечистый и взгляд на все; гордое – гордо и смотрит на все свысока; кроткое и смиренное – кротко и смиренно со всеми обращается, на все смотрит с благодарным удивлением, всем пользуется с признательностию.

Отнюдь не связывай себя каким-либо даже мысленным грехом пред общественным богослужением, чтобы враг не лишил сердца твоего веры и дерзновения пред Богом и духа молитвенного, чтобы не пришлось с болезнью и стенанием сердца умолять Бога только о своих грехах, вместо того, чтобы свободным сердцем молиться о грехах всех людей и о своих вместе. Когда диавол свяжет сердце, тогда не только о других, но и о себе не можешь молиться всем сердцем. Потому что диавол омрачает, ожесточает душу и не дает обратиться ей к Богу всем сердцем, низлагая все ее усилия к искреннему обращению, возбуждая нетерпение, раздражительность, хулу. Но не надо унывать и отчаиваться, а идти напролом к Богу, с верою и надеждою на Его милосердие.

Духовный василиск часто вползает в мое сердце и ядовитым дыханием и жалом своим мучит и убивает мою душу, связывая и омрачая все силы ее. Это я вижу ясно, как солнце.

Постоянство Твое, Господи, изумляет ум мой. На мне, на душе моей явил Ты Свою неизменяемость, и присно[67]являешь.

Замечательно, что когда я во грехе и враг во мне и мучит меня, тогда он отражается и на лице моем: оно мрачно и уныло, и люди, с которыми я имею сношение, не имеют ко мне прежнего уважения и не так, как прежде, смотрят на меня: они сейчас видят неблагообразие лица моего от внутреннего безобразия души, омраченной диаволом, они чуют во мне злого духа; напротив, когда я стою во благодати Божией – ощущают во мне благоухание Духа Божия, и лицо мое для них приятно по причине света, спокойствия, кротости и смирения, которые душа отражает в лице.

Когда говорится внутреннему человеку: "встань, спящий, и воскресни из мертвых" [Еф. 5,14], тогда разумеется действительный сон, весьма похожий на обыкновенный телесный сон; также, когда говорится: душе моя, востани, что спиши, – разумеется действительный сон души, а не говорится только иносказательно. Когда спит тело, оно расслабевает отвсюду и становится нечувствительным; так и душа, спящая греховным сном, расслабевает в своих силах и бывает нечувствительна ко всему, что касается веры, надежды и любви. Говори ей, например, что Сын Божий сошел для тебя на землю и стал человеком, чтобы спасти тебя от вечной смерти, толкуй ей о спасительном учении Его, о чудесах Его, о страданиях Его, о смерти крестной, о воскресении и вознесении на небо, о втором пришествии Его – она не вмещает этого, не чувствует величия благодеяний Божиих, – спит, совершенно спит для веры, надежды и любви. Не страшится она Судии Праведного, будущих мучений, червя неусыпающего, огня неугасающего. Спит – не слышит, не видит, не чувствует. Замечательно, что и сон телесный начинается от сердца: сердце засыпает прежде всего, потом и тело. У спящего очи закрыты и не видят, уши не слышат, и у души, спящей греховным сном, тоже, – а душа всегда должна зреть сердечными очами, даже во время сна, по писанному: я сплю, а сердце мое бодрствует [Песн. 5,2].

Всякий, кто принимается исправлять других, должен помнить, как Господь долготерпеливо исправлял его самого и продолжает исправлять всю жизнь, чтобы без меры не раздражаться на согрешающих и не наказывать их беспощадно, а с кротостию и любовию.

Подвижнику нередко придется проклясть себя, свое сердце, которое часто всеми силами противится собственному благу и не возносится искренно к Богу. Бедный я человек! скажет он, – кто избавит меня от сего тела смерти? [ Рим. 7,24 ]. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю [ Рим. 7,19 ].

Радуюсь и благодарю Бога, что зло во мне всегда и неизбежно наказывается. Того оно и стоит. Слава всесвятому и всеправедному Владыке живота моего. Это вернейший залог вечных мучений, уготованных нераскаянным грешникам. Радуюсь и благодарю также Бога, что всякое добро, мысленное или делом совершенное, внутренно, по крайней мере, всегда награждается. Это вернейший залог будущего блаженства нескончаемого.

Молиться тебе – полдела, потому что, чего ты хочешь получить в молитве, Бог несравненно больше тебя самого желает того тебе. Молись же с верою и надеждою. Надо так молиться, чтобы Господь мог сказать о нас, молящихся: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства [Ин. 1,47], се, истинный поклонник, кланяющийся Отцу духом и истиною. А как молиться духом и истиною? Надо гореть духом на молитве и искренно говорить слова молитвы. Положим, что ты молишься так: да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою [Пс. 140,2]. Желаешь ли ты действительно, искренно, чтобы молитву твою Господь исправил, как легкое и быстрое восхождение кадильного фимиама (чтобы молитва твоя восходила легко)?

Если луна от солнца просвещается, будучи сама темна, то не просветятся ли, яко солнце, праведники в Царствии Отца их Небесного от неприступного Его света? Ангелы светолитии вечно сияют и суть вторые светы по Боге – оттого, что предстоят всегда Божию престолу и отонудными светлостьми облиставаются.

Зная, как всезлобен диавол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из-за самых, по-видимому, справедливых причин. Будь совершенно незлобив. Господи, помози! Только диаволу свойственно злобиться на всех, а рабу Христову должно быть ко всем благим.

Не откладывать покаяния со дня на день: бесплотный враг все силы свои употребляет на то, чтобы воспрепятствовать истинному покаянию и свести человека во ад. Опыт. Я до последней недели отложил говение, и пред покаянием враг связал мои душевные силы.

Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце своем какому-либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений.

Вообрази[68]в сердце Христа – и тебе будет очень хорошо в жизни; и чаще воображай Его (написуй Его) духовно в сердце твоем как мир, очищение грехов и сладость духовную, как радость, как кротость, как свет духовный, как любовь, как истину. Но избави тебя Бог, чтобы в сердце твоем вообразился диавол чрез разные страсти: чрез злобу, чрез зависть, скупость и другие страсти; также чрез ложь, чрез сомнение, неверие, боязливость и уныние сердца. А диавол именно воображается чрез эти страсти и сердечные возмущения. Потому всячески держись веры, любви, мира, беспристрастия к земному.

Преходящее преходить и должно, по непременному вечному закону. Но хорошо преходящим приобретать любовь Непреходящего, Вечного (то есть Бога или души человеческой). Разумей, яже глаголю [2 Тим. 2,7].

Господь мой не имел, где главы подклонити, и презирал земное, ничего не имевши и живши от подаяний других. А я что? Иди за Христом. Крест Его влечет тебя на небо.

Смиренномудрие – когда все выше меня и я ниже всего, даже своих собственных сил и способностей, пред которыми я благоговею как пред даром Божиим.

Тесть мой, свояченицы и свояки – орудия Божией ко мне благости. [Всячески их береги.]

Проси у Бога и не размышляй в сердце своем, как тебя Бог услышит или как подаст тебе тот или другой дар.

Совершенно доверься Его Промыслу – Он знает. Много труда мы берем на себя ненужными размышлениями. Нужно быть простыми, доверчивыми, как дети. Иной не размыслит в сердце своем, но веру иметь будет.

Духовный змий вползает в сердце во время молитвы оттого, что мы не соединимся с Богом крепкою верою, самою искреннею молитвою. Ощущаешь тогда, что так и отводит твое сердце враг от живой, искренней веры в Бога, не допуская соединиться с Ним.

Недостойное принятие животворящих Таин производит великое опустошение в душе человека. Оно лишает ее всех добродетелей, или даров Духа Святого, – веры, надежды и любви, кротости и смирения, мира, радости, долготерпения, воздержания; расстраивает все силы – душевные и телесные, так что человек является немощен и душою и телом. Как при достойном причащении Христос входит в сердце человека и приносит с собою все означенные добродетели и мир и спокойствие всех душевных сил, так после недостойного Он выходит из сердца его, а за Ним, как тень за телом, выходят все добродетели из сердца человеческого, все дары благодати Божией, и дом душевный остается пуст, по написанному: Се, оставляется вам дом ваш пуст [Лк. 13,35]; и в этот праздный дом входит с наглостию и яростию великою сатана и приносит с собою всякое зло – адский мрак, помрачающий сердечные очи и не допускающий ничего видеть в духовном и Божественном, или безверие, уныние, нетерпение, склонность к вражде со всеми, ропот, хулу на Бога, расстройство душевных сил, все страсти, особенно жгучую привязанность к земному и преимущественно ко стяжаниям, которыми сердце начинает питаться, как какой-либо нечистый червь, и сверх всего – палящий нещадно внутренности, адский, вселютейший огонь, который распаляет до крайности внутренности человека, так что внутренний жар объемлет и голову, которая бывает как в огне, особенно лицо, которое сильно оттого багровеет и от внутренней тесноты, жара и крайних страданий внутренних опадает и имеет весьма болезненное, страдальческое выражение, – вообще, весь человек делается жалким существом: странно и страшно смотреть на него. Не дай Бог, когда это несчастие бывает с ним пред великими праздниками или в самые великие праздники: тогда общая радость представляет разительнейший контраст между церковным собранием и тем человеком, который, пришедши в жалком своем положении в церковь, стоит, потупив взор в землю, не смея возвести глаз на святые иконы и на людей, обличаемый своею совестию, уныл, мрачен, полный внутренних мучений. Он молится – и молитва его не слышится; призывает на помощь имя Господне – Господь не отзывается; прибегает к силе Креста Животворящего – она оставляет его, к ходатайству Божией Матери и святых – они не слушают его. Так человек наказывается за недостойное принятие Святых Таин, и поделом, потому что уничижил Тайну Божию – великую и спасительную Тайну Тела и Крови Сына Божия, которою освящался и оживотворялся многократно, уничижил после того, как вкусил и видел много раз, что в них существенно находится Сам Христос. Это взято с опыта.

Не мытьем, так катаньем, по пословице, не горечью, так сладостью – всем диавол склоняет нас ко греху и ввергает во грех. Ловко сегодня лукавый раскинул соблазнительный вид, и именно вид родственного мне женского лица, на которое я с удовольствием смотрел днем, не имея, впрочем, никаких нечистых мыслей; и этим соблазнительным видом диавол ясно изобличил себя, свои постоянные козни надо мною, ясно показал мне, что мучительский огонь, разливавшийся во внутренностях моих в пятницу, субботу и святое воскресение, было его дело. Это ясно как день. Этот огонь злобы, тесноты, уныния оставил меня, когда я ездил со крестом: Господи, помилуй меня!

Хотя сладострастие и приятно для плоти нашей и приятность сладострастия разливается по всему телу, так что нет ни малейшего желания в душе помолиться Господу об отъятии этого греха, но надо возбудить это желание, надо произвести в себе покаянные чувства. Кто знает, не виноваты ли мы были бы на самом деле, наяву, если бы мы увидели такой соблазнительный вид, который только один диавол может представить? Наяву мы обыкновенно не видим соблазнительных видов: в это время все прикрыто благовидностию и приличием: значит, нет и случаев к соблазну. Но будь такие виды – едва ли бы мы не пали. Потому нужно слезно умолять Господа по пробуждении, чтобы Он очистил грех осквернения, происшедший от соблазнителя ночью, и стараться впредь не смотреть днем с услаждением на женское лицо.

Посмотри, добрые люди как живут: получают по рублю в день и сироток воспитывают, и все-таки все сыты и одеты и гостеприимны. Учись у них. Помни еще, что братья твои – одна кровь с твоею женою: ничего не жалей для них. Бог пошлет тебе за них всегда.

Во внутренностях наших есть мысленное гнездо, где обитает Христос или поселяется диавол. Это – сердце. Диавол часто гонит нас самих из этого гнезда и поселяется сам – и тогда бывает нам очень худо. Святые апостолы называли это гнездо храмом Божиим, или храмом Духа Святого; Спаситель – домом (выметенным и убранным [Мф. 12,44]). Се, стою у двери и стучу [Откр. 3,20].

Если какая-либо страсть в характере своем имеет необыкновенную жгучесть, сильную тяжесть и тесноту и злобу, то знак, что в нас сильно действует диавол. Добровольные страсти человека имеют большею частию в характере своем услаждение, а недобровольные – не имеют его, напротив, невольно, неохотно служат воле сатаны, понуждающего к ним мучениями, как некогда понуждал он мучеников к отречению от Христа различными мучениями. Стой твердо, несмотря на его внутренние мучения, – и ты будешь мученик. Например, если он понуждает тебя к злобе – стой крепко за благость сердца своего, и ты будешь мученик за Христа, Который есть Самая Благость; также когда побуждает к скупости – стой твердо за щедрость, и ты будешь мученик Бога, Который есть Бог щедрот; когда к гордости – стой за смирение, и ты будешь мученик Того, Кто сказал о Себе: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11,29]; когда к неверию – стой за веру, и ты будешь опять мучеником Христа, Который повелевает иметь нам веру Божию. Стойте в вере, будьте мужественны, тверды [1 Кор. 16,13], говорит апостол. Тот человек может назваться благим, щедрым, смиренным, истинно верующим, который всегда верен своим добродетелям, несмотря ни на какие препятствия, внешние и внутренние, который всегда мужественно борется с ними и преодолевает их с Божиею помощию. Если ты щедр – то будь щедрым всегда; если будешь иногда скуп – ты уже не щедр; также если ты сегодня добр, а завтра почему-либо зол – ты уже не добр. То же следует сказать и о всех добродетелях. Щедрость так щедрость, благость так благость, вера так вера, – надо, чтобы они всегда имели в нашем сердце свой облик. Мысленный тать часто усиливается окрадывать нашу душу от добродетелей ее: не поддавайся ему, облекитесь во всеоружие Божие... дабы вы могли противостать в день злый [Еф. 6,11 – 13]; а бывают нередко лютые, нарочитые дни, избираемые диаволом для нападения на нас; они ничем не уступают бомбардированию какого-либо города, даже гораздо более превосходят его по меткости, продолжительности и жгучести огненных бомб, пускаемых врагом невидимым в мысленный град души нашей. Всегда твердо помни, что добродетели в сердце нашем не насадятся и страсти не искоренятся без усердной молитвы о том к Богу, без молитвы о предстательстве Божией Матери, Ангела-Хранителя, Предтечи и святых, которых ты, многогрешный, никак не должен обходить своею молитвою как лиц, получивших от Бога благодать молиться за нас.

Помни, что мать твоя, жена твоя, тесть твой – орудия благости Божией бесконечной к тебе; имей их преимущественно с любовью за дело их [1 Фес. 5,13]. Виждь в них как бы Самого Бога Благодетеля. Нелюбовь к ним (неблагодарность есть нелюбовь) – неблагодарность к Самому Богу. Отец и мать – наместники Божией благости на земле.

Диавол изображается с рогами, потому что он бодет внутренности наши, когда вселится в нас.

Согрешил я пред Тобою, Господи: осудил людей Твоих в неверствии; за то сам стражду от упорного диавольского неверия сердца. Господи, помилуй и паки даруй мне веру живую.

Странное дело, что диавол держит нас в плену своем самыми мучениями своими: тать приходит всегда для того, чтобы окрасть, убить и погубить нашу душу. От плод его всегда я познаю его. И что же за нужда предаваться убийце? Зачем прилепляться сердцем к тому, что убивает по многочисленным опытам? К чему попадать в сеть, знавши ее?

Если ты несколько раз посрамил врага, победив его с помощию Божиею в том, в чем он прежде всегда усиливался поражать и поражал тебя, и если ты еще сделал значительную милостыню, то бойся самого сильного нападения его на тебя и не пренебрегай никакими малейшими движениями греха в сердце, – иначе он привьется к ним и по злобе и зависти употребит все усилия отплатить тебе за поражение самым жестоким образом; особенно он свирепеет на нас пред великими праздниками, чтобы лишить нас духовной радости в эти великие дни и повергнуть в великую скорбь и печаль. Но, зная зависть диавола и его наглое, безграничное коварство и злобу, не нужно унывать в наносимых от него скорбях и думать, что Господь по грехам нашим вконец отвратил лице Свое от нас. Помучает нас диавол, да и отойдет. Опыт.

Когда духовный скорпион мгновенно усекнет в твое сердце своею клеветою на Бога и на Его истину, то есть когда дхнет в него неверием, – не возмущайся этим нимало, но оставайся совершенно покоен, зная твердо, что это его коварство. Если же смутишься, то унизишь величие духа своего, коего недостойно неверие, и Бога оскорбишь, Который есть вечная Истина и Который всегда верен пребывает, всегда Один и Тот же, хотя мы и неверны и изменчивы. Бог истинен, всякий же человек ложь [Пс. 115,2].

Когда молишься с верою, искренно, всем сердцем, тогда на душе чувствуешь всегда великое спокойствие, леготу, как будто бы вовсе не было у тебя внутренностей, и какую-то пресладкую негу сердца. Совсем иное чувствуешь при молитве не всесердечной, лишенной искренности или истины (происходит ли это от нашего нерадения или от отягощения желудка пищею, когда мы напрасно призываем к себе веру живую), – тогда нет сладкого спокойства на сердце: оно для нас бывает тогда как внутреннее тяжкое бремя, под которым изнемогает иногда дух наш, болезненно занывая. Вера – сила, жизнь сердца; неверие – немощь и самая смерть его. Опыт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.