Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 12 страница




Все человечество пред лицем Божиим как один человек – от одной крови Он произвел весь род человеческий [Деян. 17,26]; одни у всех духовные потребности. Потому и заповедано: возлюби... ближнего твоего, как самого себя [Лк. 10,27]. Это все равно, как если бы было сказано: люби свою плоть, люби свою душу. Христос и Церковь так тесно соединены между собою, как муж и жена; а муж и жена – одно тело и душа. Так должны быть соединены единством любви все люди, укорененные и утвержденные в любви [Еф. 3,18].

Как мы унизили себя, свою природу грехами, но как мы дороги, высоки в очах Божиих: Бог не пощадил для нас Сына Своего и облек Его в плоть нашу, во всю природу нашу – для нашего спасения; уготовал нам от сложения мира вечное Царство; о нашем обращении радуются добрые по существу своему Ангелы, – а мы что же? Мы и знать того иногда не хотим и все больше и больше унижаем, губим свою душу разными пороками и житейскими пристрастиями. Жалко, невыразимо жалко смотреть на человека – эту тварь, по образу Божию созданную, особенно на христианина, удостоенного такого высокого призвания, так много почтенного, облагодетельствованного от Бога. Учить и учить надо. Убеждать и убеждать жить достойно имени христианина.

Да яко пророка от зверя морского персей Иону, от тли исхитиши всего Адама всеродна падшаго,[91]Род человеческий в лице первых человеков пожран зверем духовным, как Иона китом морским (диавол называется зверем бездны в Апокалипсисе). Спаситель, чтобы исхитить из челюстей этого духовного зверя род человеческий, Сам чрез смерть сошел во ад, как бы в челюсть этого духовного зверя, и силою Своею, как Бог, вывел оттуда все человечество, ожидавшее Его и приготовленное к принятию Его проповедью Крестителя умерщвленного. Таким образом, содержавшиеся прежде адовыми узами, приняв во аде суд по человеку плотию, после сошествия Христа Спасителя во ад, возведены к жизни по Бозе духом.

Две силы, противоположные между собою совершенно, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого – Невидимый, против крепкого – Крепчайший.

Дал нам Господь по благости Своей, незаслуженно с нашей стороны, видеть солнце и свет солнечный и наслаждаться им – даст насладиться и Своим неприступным светом. Свет солнечный да будет тебе в том залогом, но особенно Свете тихий святыя славы Отца Небеснаго – Сын Его Единородный, данный нам, и дух любви, данный в сердца наша.

Ибо все из Него, Им и к Нему [Рим. 11,36] (и люди). Как же надо любить всех людей, как желать им спасения!

Радуйся и гордись, питая тленным хлебом какого бы то ни было человека. Великое счастие наше, что мы образу Самого Бога можем так удобно служить вещественными благами и заслуживать тем Его любовь и благодарность!

Укорени в памяти обманы врага: миллион раз он обманывал тебя, и миллион раз ты, размысливши, раскаивался во грехах. Как бы мне научиться не слушать обманов? О, слепота! О, бесконечная немощь плоти!

Расточать свое имение на гостеприимство – значит приобретать. Филарет Милостивый [...] и многие другие.

Пасха 1860 года. Propter maledictionem patri Dominus te poenae dedit.[92][...]

Господи! Даруй мне от Духа Твоего, наполняющего всю вселенную, всех и все оживотворяющего и всем неоскудно дары Свои изливающего.

Если не будешь прост сердцем, как мать, не войдешь в Царство Небесное, и не будешь иметь мира на сердце, и не избежишь множества грехов.

Помни преложение Моисеем воды в кровь. У нас на святых жертвенниках прелагается вино в Кровь Сына Божия Иисуса Христа, и дела, или плоды, Им производимые в нас, свидетельствуют о том.

Где говорит Бог, там должна быть только вера безусловная: Истинный не может солгать и Всемогущему все возможно. У Бога не останется бессильным никакое слово [Лк. 1,37]. Трепещи зазнаваться с Богом.

Если люди, существа слабые, скоропреходящие, смертные, делают так много великих и дивных дел богодарованными им силами и способностями, если слову одного человека повинуется иногда много миллионов людей, – то чего не сделает Виновник жизни человеческой, что не повинуется Его слову? Вспомни слова сотника: я, говорит, и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает [Мф. 8,9]. Далее: если многие животные одарены искусством делать разные удивительные вещи, которых не сделать и человеку, – животные, которых мы попираем ногами, которые так ничтожны и слабы, – то чего не сделает Творец всего, всех щедро одаривший всяким искусством, всякими способностями и силами? Если растения бездушные, днесь сущия и утре в пещь вметаемыя, по Его слову образуются в такие нежные и прекрасные формы, или вещество всякое мы видим совершенно подчиненным Его слову и видоизменяющимся до неизмеримости (до бесконечности) по Его манию (при посредстве только пяти стихий) – то кто еще, видя все это, станет требовать залогов Его всемогущества! Дивна дела Твоя, Господи! На каждом шагу, в каждое мгновение жизни! Исполнь небо и земля славы премудрости Твоея, славы благости Твоей, славы всемогущества Твоего. Ты не только Сам премудрый Творец и постоянно являешь Себя премудрым Творцом, но Ты и тварям Твоим даровал творческую способность – и они творят по Твоему слову данными им силами. О! в какую велелепоту Ты облеклся!

Смиренная вера нужна при исполнении заповедей, чтобы без всякого размышления, точно и строго исполнять повеленное заповедями. Много мы грешим и, греша, страдаем оттого, что, где нужно исполнять, там мы размышляем, подстрекаемые своими страстями и врагом бесплотным.

Чтобы не раболепствовать ежедневно страстям и диаволу, надо задать себе цель, постоянно иметь ее в виду и стремиться к ней, побеждая именем Господним все препятствия. Какая же это цель? – Небесное Царство, Божественный чертог славы Его, уготованный верующим от сложения мира. Но как цель достигается известными средствами, то необходимо иметь в своем распоряжении и эти средства. Какие же это средства? – Вера, надежда и любовь, особенно же любовь. Веруй, надейся, люби, особенно – люби, люби, несмотря ни на какие препятствия, – Бога больше всего, и всякого ближнего, как себя. Нет сил у тебя сохранить в сердце эти бесценные сокровища духа человеческого – припадай чаще к Богу любви; проси, ищи, толцы – приимешь, обретешь, отверзется: верен Обещавший [Евр. 10,23]. Ходя, сидя, лежа, собеседуя, занимаясь – во всякое время молись сердцем о даровании веры и любви. Ты не просил еще как следует, с жаром, с постоянством, не имел твердого намерения стяжать их. Отселе скажи: се, начах. Когда на пути к Богу и Его Небесному Царству будешь встречать препятствия, поставляемые диаволом: сомнения и неверие сердца, также сердечную злобу (иногда к лицам, стоящим безусловного почтения и любви), равно и другие страсти, – не возмущайся ими, но знай, что они – дым и смрад врага, который пройдет от единого мания Господа Иисуса Христа.

Как всесилен Господь вседержавный и как бессилен, немощен, ничтожен человек со всеми своими замыслами и предприятиями! Вчера мы собрались гулять по заливу на лодке: было тепло, небо ясное, ветерок попутный – самый умеренный; наверное все рассчитывали быть в Рамбове[93], куда и держали путь, и были уже у самого берега, – но пока бились на мели, нашли тучи, засверкала молния, загремел гром, полился дождь проливной, сделалась буря, показавшаяся нам на берегу Рамбова необыкновенным взметом пыли, застлавшей рамбовские леса, и мы, бывши близ берега и уже выбравшись на глубокое место, должны были воротиться назад, не добившись до берегу. Так Господь всесилен и так бессилен в своих делах человек! Это обстоятельство навело меня на мысль, что есть и было много людей, которые, бывши в виду обетованного отечества небесного, у самого, так сказать, берега, по причине тяжких падений и нераскаянности, не входят в него, но отреваются назад грехами своими. Не этот ли урок и хотел дать мне, многогрешному, Господь мой? Поистине так. Иначе отчего бы Ему не допустить меня до берега, который был так близок к нам и благоухал уже ароматами своих распускающихся лесов и трав? Так, многие христиане, вкусивши дара небеснаго, бывши причастниками Духа Святого и вкусивши добраго Божия глагола и силы грядущаго века, благоухания мира и радости Духа Святого, – не удостаиваются по злобе своей нераскаянной войти чрез смерть в благоухающий всеми плодами Духа Святого рай Божий, как бы издали только обонявши его. Это случилось прообразовательно в Ветхом Завете с евреями, которые, быв у самой обетованной земли и видевши ее и обонявши ее, не могли войти в нее за неверие и злонравие, всем недовольное! О, будь всем доволен, христианин, и за все благодари Бога; не будь неверен и злонравен – иначе не войдешь в обетованное отечество небесное.

Дети! есть ли у вас какая пища? [Ин. 21,5]. Люди все – дети, особенно же христиане – истинные дети Сына Божия. Он сотворил и творит их; родители – только [посредники]. Да, я чадо Божие. Мать любит меня – то слабая тень любви, какую имеет ко мне Сам Бог. Он дает любовь родителям к детям такую только, какую может вместить ограниченная человеческая природа, скудельный сосуд, – любовь во всей Божественной красоте своей разовьется по спадении тела.

Во славу Всесвятого Духа Божия. Дыхание Духа Святого. Святому Духу всякая всеспасительная вина. Случай с больной.

Повсеместность дыхания (дышит, где хочет [Ин. 3,8]), внятность этого дыхания (голос его слышишь [Ин. 3,8]) – не знаешь только откуда. Почему Дух Святой явился в бурном дыхании (чтоб означить, что это именно Дух Божий, дыхание Бож. Ипостасное несется); отчего подвигается иногда место от явления Святого Духа (подвижеся место, идеже бяху собрании)? Для того также, чтобы явно обозначить для верующих Его присутствие и чтоб показать, что Он действенно движет сердца наши к добру, восперяя, возращая, устрояя горе тех, коим по достоянию дхнет. Дышит ли ныне в людях Дух Божий? Дышит во всех, стремящихся к самоочищению. Когда дышит? Во всякое время, когда видит человека расположенным к принятию Его дыхания, но особенно во время молитвы; тогда вдруг часто сходит на нас дыхание бурное и наполняет весь дом, идеже сидит душа наша; в дыхании нашем является буря: как бы от несущегося сильного ветра... [Деян. 2,2.] (Всякое дыхание... от Духа называется.) В душу вместе с тем сходит огонь животворящий, грехи в сердце тают от него, как лед или как воск от огня, и текут из глаз по ланитам, облегчая чудно и услаждая нашу душу и тело. Плачется сладко и легко, дыхание частое, усиленное, особенно легкое и приятное, во всем существе дивная перемена: святая теплота, преизбыток жизни, легота, спокойствие, умиление. Такие случаи наития Святого Духа повторяются часто с грешниками, приходящими в сознание живое грехов своих. Они одного только тогда жаждут: прощения грехов своих, как пищи и пития, как блаженства – до того увлекает их [сладостный] поток Духа; болезнями и смертию телесною пренебрегают. Такой случай был с одною больною женщиною, страдавшею долго водянкою, у которой три раза пускали воду из желудка. Сначала она видимо имела печаль века сего, лесть богатства имела силу в ее сердце, но после первой исповеди и причастия видимо успокоилась, и житейские попечения покинули ее; все ее мысли обратились к болезни своей и к смерти и страшному и праведному испытанию: она видела, что болезнь ее усиливается и надежды мало. Тут-то взяла ее печаль бо яже по Бозе [2 Кор. 7,10]. Муж ее сам говорил мне, что прежде она жалела расстаться с светом, горевала о том, что так недавно еще выстроен их дом, так много было с ним хлопот, так много положено на него денег – и ей так мало удалось в нем пожить, она должна его оставить. А теперь она бросила совсем жалеть о том, и только думала о том, как бы простил ее грехи. Надо было выпускать воду в четвертый раз... пред этою опасною операцией больная захотела опять исповедаться и причаститься, и меня позвали опять... Тут-то и было дыхание Духа Божия чудное, и я, ощущая Его, с любовию и благоговением внутренно повторял: слава Тебе, Утешительный Душе, Живый и Животворящий, Огнь от Огня происходяй, распаляющий наши души святым пламенем сокрушения о грехах и любви к Богу; слава Тебе, Сладосте наших сердец; слава Тебе, покой и радосте наша! Дыши, Душе любви, и не исходи от рабы Твоей, в которую Ты по достоянию дхнул за ее покорность, безропотное перенесение своей болезни.

[Далее следует пробел в два авторских листа. – Ред.]

Что делает душа с веществом тела, входя в мертвое тело по слову Жизнодавца? – Оживляет и восстановляет его; из безобразной разлагающейся массы земли делает прекрасное, цветущее жизнию, сдержанное во всех частях тело. Всесилен Дух Животворящий! Сильна и душа в своем теле и над своим телом!

Ныне хочу сказать о Боге, оживляющем всех и все.

Душа моя каждое мгновение со всех сторон ограждена мысленными законами Вышнего: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом [Евр. 8,10]. Законы государственные – только слабое подобие мысленных законов, чрез кои управляет душами нашими Вседержитель.

Вера наша – вино доброе, старое, пробованное, дознанное, седмью печатями запечатанное (семь Таинств).

Злоба на матерь возникает в душе от нечистоты сердечной, от недостатка святой простоты, от гордости. Потому, когда она появляется, сейчас же нужно во смирении сердца просить у Господа помилования и отнюдь не искать причины ее в том лице, к которому возгорелась ненависть.

В мнении о себе не завись от других людей, а всегда – от своей совести и от сознания своего. Кто из человеков знает, что в тебе, – точию[94]дух твой, живущий в тебе [1 Кор. 2,11]. А то бывает так, что ты в присутствии других думаешь: что скажут о тебе другие, если ты скажешь то или другое, или сделаешь то или другое? Худо. Надо иметь свои взгляды на людей и свои убеждения.

Non propter factum, nec verbum, nec manieres[95]должен ты чтить и любить tuammatrem[96], но ради того, что она – мать. Заповедь Господню ты исполняешь: чти матерь [Мф. 15,4], и для исполнения ее ни на что не должен взирать. Помни, что она была в ранней молодости ελεημοσυνἠ δεουσα[97]и оттого она необыкновенно проста во всем. Так и пусть будет. Это богоугодно. Ты очень не прост и горд: учись у нее, хоть и тяжело и горько это сердцу, простоте и смирению.

Согрешал доселе Господу исканием суетной чести у людей и не замечал этого, и теперь согрешаю. Помилуй, Господи, исправь и очисти, Господи, и научи, Господи, от Тебя Единого славы искати. Слепец духовный, ослепленный глупою гордостию, как ты боишься бесчестия от людей! Но жаждай его, если хочешь спасения от недугов душевных. Вспомни, какое бесчестие понес Господь славы! Ужели ты, величайший из грешников, будешь искать славы? Не лучше ли бесчестие, которое ты заслужил?

Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме [рус.: без которых ] никтоже узрит Господа [Евр. 12,14]. Всякий ближний – святыня для нас, как образ Божий.

Отчего это мы обиды человеческие помним и на обидящих гневаемся и злобимся, а обиды диавольские, самые злейшие, зловреднейшие и непрерывные, весьма скоро забываем, и хотя бы изобижены были от него тысячу раз в день, все-таки забываем, между тем как одну обиду какого-либо человека долго держим на сердце, иногда не один день? Это прелесть диавольская! Диавол ловко умеет нас обманывать: обижая нас, сам он прикрывается всегда нашим же самолюбием, как бы желая угодить нам поначалу посредством движения известной страсти, хотя после всегда убивает, и горько достается нам от него за наше глупое, неразумное самолюбие к себе.

Обиды же нам, другими причиненные, он всегда увеличивает в сто раз и представляет их в ложном виде – и опять же прикрывается и здесь нашим самолюбием, как бы ревнуя о нашем благосостоянии, которое другие будто бы думают разрушить своими обидами. Обманщик!

Маминьку свою как святую почитай. И точно, для меня она – предмет священного почтения.

Не допустить свой учительский авторитет до падения, уметь поддержать уважение к себе учеников и во все время их учения оставаться их научным идеалом – вот задача всей деятельности учителя! («Воспитание». Журнал наставникам и родителям. № 3,1860 г.) Еще – иметь при себе всегда список всех учеников и точно выставлять всем свои отметки.

К сведению. Бесплотный лукавец прошлою ночью представил мне сладострастное видение (сегодня утром литургия моя). Так он раскидывает свои сети всегда пред обедней.

В обращении с разными людьми нужно установить известный такт и не кривляться на разные манеры, но быть со всяким самостоятельным. Особенно это требуется от священника, который в обращении должен быть идеалом для всех – радушен, прост, но без всякого унижения.

В день Святой Троицы приглашай к столу странников, угощай их, служи им в радости и простоте сердца, как Авраам.

Сильно любящий обыкновенно желал бы насытиться плоти любимого, как выражается Священное Писание. Потому, если ты любишь своих родителей от сердца, то с удовольствием ищешь случая целовать лицо и руку их; а если не любишь, то без удовольствия целуешь и бегаешь многих случаев целовать их, а если они прямо представятся, то с неудовольствием исполняешь обыкновенное дело, и тут, кроме неискренности любви, показываешь еще и гордость. А что, казалось бы, за тягость поцеловать лишний раз руку родителей?

На очередной неделе меньше кушай, особенно мяса.

Неверие в Тайны – смерть; вера – жизнь внутреннего человека. Неверие – немощь, болезнь духа человеческого.

Развалившийся стул. Так развалится некогда и мое тело и ничем не лучше будет разбившегося стула: кости будут лежать в земле или на земле, и никто на них не обратит внимания, не скажет: это такого-то кости – потому что не узнает, чьи они, как не знаем, от какого дерева осколки или обрубки или развалины лежат на земле. Да, я рассыплюсь: земля моя в землю и пойдет. Но дух мой возвратится к Богу – непременно к Богу, как и теперь часто, по естеству он обращается к Нему и находит в Нем преизбыток покоя и жизни.

Дерево, утвержденное корнями в земле, живет, растет и приносит плоды. Душа человеческая, утвержденная верою и любовию в Боге, как корнями духовными, также живет, возрастает духовно и приносит плоды добродетелей богоугодных, коими душа живет и будет жить в будущем веке. Дерево, вырванное из земли с корнем, прекращает жизнь, которую получало от земли чрез корни. Так и душа человеческая, потерявшая веру и любовь в Бога и не пребывающая в Боге, в Котором вся жизнь ее, умирает духовно. Что для растений земля, то для души – Бог.

На Синае, где стояли ноги Господа, остави надолго след Господь. На духовном Синае – Пречистой Деве, также след – всякий духовный свет.

Верно слово – мытари и блудницы вперед мнимых законников и праведников идут в Царство Божие [Мф. 21,31]. Какие слезы!

Смотря на мир Божий, что я вижу? Вижу везде необыкновенную широту, игривость жизни: в царстве животном – между четвероногими, между гадами, насекомыми, птицами, между рыбами. Теперь спрашивается, отчего же теснота и скорбный путь жизни у человека, и особенно у людей, ревнующих о благочестии? Господь разлил везде жизнь, довольство и радость с простором – и все твари, кроме человека, прославляют Творца довольством жизнию и игривою радостию. Отчего же во мне разногласие с общею жизнию? Разве я не творение Того же Творца? Разгадка простая. Нашу жизнь отравляем то мы сами – грехом, [а грешность] – страшная отрава для души; то – враг бесплотный, особенно он, и преимущественно у тех людей, которые подвизаются в благочестии. Жизнь человека – истинного христианина – впереди, в будущем веке: там откроются для него все радости, полное блаженство. А здесь он изгнанник и под наказанием: здесь иногда вся природа вооружается на него за грех, не говоря об исконном враге, который, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить [1 Пет. 5,8]. Итак, не смущаюсь тем: отчего в мире везде радость и довольство, а во мне часто нет радости, и я смотрю угрюмо на радости и простор Божиих тварей? У меня есть палач за грех: этот палач всегда со мною и бьет меня. Но и для меня настанут радости, только не здесь, а в другом мире.

Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли – это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим, благостным и щедрым Хозяином; и мало того что поверхность земли – недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах – сколько и здесь щедрости в доставлении пищи и одежды человеку? Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью? Так, всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа: да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня. Скупой – враг Господа.

Слава Человеколюбцу Господу! Сегодня призвал я Его (22 мая, шедши из гавани) в скорби сердца, и Он услышал меня и от скорби моей избавил меня. Дивное дело! Творец небеси и земли приклоняется к сердечным воплям моим, как мать к воплям младенца, каждый раз, когда я призову Его. Между тем кто я? – Червяк, ползающий на древесном листочке! Сопхни меня – и меня не стало. Иисусе Сладчайший! Что есть, яко помниши меня, яко приклоняешься к моим сердечным воплям? Блаже! Лобызаю Твою избавляющую десницу и пою Твое неизреченное милосердие!

Если душа не светла добродетелью, если лицо не светло от внутреннего света – что в светлой и богатой одежде? Тогда к нам относится слово Спасителя: внеуду [рус.: вне ] убо являются красны, внутрьуду же полни есте суть хищения и лукавства и всякия нечистоты [98][Мф. 23,27].

Это слово сказано, говорят, в таком-то духе. Видите, в слове узнается дух человека, и с словом является дух его и сообщается часто другим, с кем он говорит. Так, с Словом Божиим, рожденным от вечности Отцом, исходит Дух Отеческий и подается или сообщается повинующимся слову Божию.

Знай ежеминутно, коего ты духа, и твердо держись Духа Христова. Всячески остерегайся, как бы не закрался в тебя дух диавольский. От плод их всегда легко тебе познавать их. Один сказывается миром, любовию, широтою и легкостию сердечною; другой – смущением, злобою, теснотою и скорбию сердца; Один оживотворяет, другой убивает; Один всегда в истине стоит, другой в истине не стоит и всегда обманывает.

Во время молений и пред причащением приливает часто к сердцу смущение и боязнь, необыкновенно сильно стесняющие, подавляющие и убивающие дух. Это происходит от диавола. Доказательство этому – то, что смущение и боязнь тотчас проходят, когда чрез них случилось то, чего ты боялся как греха, и вдруг становится на сердце легко. Очевидно, тут действует разумная злая сила, которая, достигши своей цели, удаляется.

Нет ничего изменчивее вещества, и оно изменяется в миллионы видов естественным образом по законам Творца, не говоря о чудесных изменениях, например огня в росу, воды в кровь, воды в вино, посоха в змия; даже человек в тысячи видов изменяет иногда вещество. Что же сказать о Боге, создавшем всяческая? Свойство вещества – изменяемость. С духом разумным Господь этого не делает и не хочет делать: свойство духа есть неизменяемость в добре; худо, если он изменяется ко злу. Но совершенствование в добре – долг и цель разумного, сотворенного духа. То торжество духа над веществом, что дух изменяет его в тысячи видов. Заметьте, например, как этот дух изменяет вещество в растительном царстве, как до бесконечности разнообразны формы растений, – и все из одной земли: один свет солнца, один воздух, одна вода, одна земля. А тела животных – как они разнообразны! Итак, свойство вещества – изменяемость; при этом условии и мир сотворен, со всем разнообразием. Слава единому вечно неизменяемому Богу – всесильному Творцу! Если бы вещество было неизменяемо, тогда не был бы Бог всесилен. Слава духовной природе! Да покоряет она всегда вещественную природу. Проси Бога, чтобы дал тебе неизменяемость в добре.

По призывании Святого Духа и по благословении от священника хлеб и вино совершенно прелагаются Духом Святым, Который есть и Дух Сына, в Тело и Кровь Спасителя, так что сущность хлеба и вина состоит вся из духа и жизни, по словам Спасителя: слова, которые говорю Я вам (о плоти и крови), суть дух и жизнь [Ин. 6,63].

Служить, как можно покойнее, то есть чтобы все помыслы были в глубоком мире и спокойствии, без торопливости, без рвения.

Человек может не хлебом одним жив [ быть ], а и всяким словом, исходящим из уст Божиих [Мф. 4,4]! А я еще пристрастие имею к земным стяжаниям. И еще за меня пострадал и умер Сын Божий и Плоть и Кровь Свою дарует мне в пищу и питие. О, неразумие! О, бессмысленность! (Господь пример показал мне в словах и делах: что же я не следую Его примеру? И ты имей такие же мысли и расположения, какие Он.)

Диавол часто водит за нос того, кто сердцем привязан к земным стяжаниям, то есть часто жестоко посмевается над его глупостию.

Помни, что сердце твое должно быть занято одним Христом – истинным твоим покоем.

Помни также, что связи сердца с миром и его похотию время от времени крепнут все больше и больше. Не пропускай времени к разорванию их. Пропустишь – наготовишь себе бездну труда и изнуришь себя бесполезно.

Ужели ты до сих пор не оценил надлежащим образом вещества, каково оно ни было: пища ли, одежда ли, деньги ли, или другое что, служащее тленному телу нашему? Все это для бессмертного духа нашего – то же, что в числах 0 (нуль) – ничего. Впрочем, что я говорю: нуль? Хуже!! Нуль ничего не значит, а это, ничего не знача само по себе для бессмертной души нашей, саму ее убивает, уничтожает! Прельщение! Видимое прельщает потому, что оно видимо, льстит внешним чувствам; а невидимое, несмотря на то что оно – сущая истина и доставляет истинную жизнь сердцу, не пленяет нас с таким постоянством именно потому, что оно невидимо и приемлется верою или чувствуется сердцем тогда, когда оно бывает способно чувствовать невидимые блага, значит, когда бывает и сравнительно чище. А оно у нас так нечисто! Оттого оно так недостойно и живет! Так, невидимое не обладает так нашим сердцем, как видимое. Но разве душа наша сама не есть также невидима? Разве не она есть движитель и оценщик вещества? Как же ее не привлекают невидимые блага, сродные ей? Испорченность, растление внутреннего нашего человека в начале – вот где истинная причина, по которой так мало дается людьми цены невидимым благам. Невидимая душа чрез вкушение запрещенной снеди подпала владычеству своей плоти, прельстившейся снедию. И кто не замечает, что и теперь душа наша больше всего терпит из-за яди, которою пал человек люте в тление в начале?

Мысль наша облекается в слово, и в слове (как бы почивает) виден дух мыслящего субъекта. Приложи это к Богу. Бог Отец открывается чрез Слово. И чрез Слово является словесным существам – людям – Дух Отца.

На будущее время, когда в праздник Святой Троицы будешь читать на вечерне в слух народа дивные, божественные молитвы, читай их с особенным благоразумием, смирением и чистосердечием. Исповедание грехов своих в [средних] молитвах говори особенно с глубочайшим смирением – так, как будто бы ты сам составил его от своего собственного лица, и нимало не лицемерь в словах: это мерзость Господу. К совершению литургии приготовься самым достойным образом. Аминь. Исповедание грехов священника в молитвах положено как дело крайней необходимости и благоугодное Владыке всяческих. В самом деле, каков должен быть священник или архиерей, произносящий пред лицем Господа о народе такие молитвы? Как он должен быть высок по жизни, возвышен в своих мыслях и сердце? Но как и он так же грешен, как все другие, и он недостоин по грехам своим раскрывать уста на молитву о других, живых и мертвых, сам будучи весь во грехах, то непременный его долг – исповедать пред Богом самому от чистого сердца грехи свои, чтобы, преклонив таким образом Владыку на милость своим смирением, потом умолять Его о прощении грехов другим. Так поступили юноши Анания, Азария и Мисаил, приговоренные к сожжению: они исповедали свои грехи и грехи народа, признали себя достойными Божией казни и потом молили Господа быть милостивым неправдам их и народа.

Когда приносишь Богу молитву – это словесное служение, имей совершенное уважение к ней, к каждому ее слову; знай, что Виновник всякой молитвы есть Сам Бог, Его Слово и Дух Животворящий, ходатайствующий за нас воздыханиями неизреченными [Рим. 8,26]; будь твердо уверен, что молитву слышит Господь и исполнит ее, если от всего сердца молишься. Касательно истины всех слов молитвы нимало также не сомневайся. Сам Бог Слово стоит во главе молитвенного слова и управляет им. Само Воплощенное Слово Божие молится твоими устами.

Презирая видимое, люби невидимое. Соответственно этому люби в человеке бессмертную душу и не обращай внимания на его тело. Уважай в каждом мысль, чувство или расположение. Для невидимого не щади видимого.

Угощая братию, воображай приятные чувства их от твоего угощения и радушия. Старайся упокоить дух всякого, и Господь даст тебе покой и в этой жизни.

Прииде Иисус к апостолам дверем затворенным – для чего? Между прочим для того, чтобы уверить всех нас, что, когда мы молимся в доме своем, Господь от жилища Своего приходит и в наше жилище дверем затворенным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.