Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 19 страница




Как смотреть на огневые мучения врага после того, как он лукаво искусит нас и мы бываем побеждены от него? – Они вменяются нам в очищение грехов наших и вместе составляют возмездие за наше маловерие, чрез которое враг одолевает нас. Когда он жжет, говори: пожжешь – отойдешь; гордец не терпит этого и уходит, когда это сказано с твердостию.

Мои будущие венцы так же несомненны, как несомненна моя борьба со врагами моего спасения, как несомненны мои скорби в борьбе, мои слезы. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [Рим. 8,18]. Да утешит тебя это.

Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся, и прислушивайся к нему: что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом. Это да будет наука наук, а ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним. Об этом сказывает самое сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом: он-то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотию плоти, похотию очес и гордостию житейской.

Бог, как вечная Истина, не терпит в нас и мгновения сомнения в истине. Бог, как вечная Благость, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины [1 Тим. 2,4]. И мы, как чада благого Бога, также должны от всего сердца желать всем, даже врагам своим, спасения и заботиться об этом.

Величественное зрелище, возлюбленные братия, представляется ныне зрению нашему. Видим Божественного Младенца Иисуса Христа и старца Симеона в храме; видим, что Младенец на руках у старца – но кто кого держит? Один другого держит, и Младенец крепче держит старца, чем старец – старческими руками – Младенца. Младенец держит словом Своим всю вселенную и самого Симеона, как Творец и Жизнодавец; держа, сказано об Нем, все словом силы Своей [Евр. 1,3]. И Сын Божественный, Младенец, представлен говорящим в одной из поемых ныне песней: Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит. Отпусти, зовый, раба, Владыко, видех бо Тя, Спаса моего.

[Предостережение]. Диавол употребит в свою пользу все слабости, все немощи, все страсти ваши, чтобы только поколебать вас в вере, чтобы потиранить вас, посмеяться над вами в уединении и в виду других, чтобы, если возможно, соблазнить чрез вас других.

Во время молитвы ум и сердце молящегося сами должны плодить из себя благие мысли и чувствования, так что готовые молитвы должны только наводить их на собственные их чувства, например благодарности и славословия, или на прошения о своих особенных нуждах. Молитва должна быть духом и животом для молящегося, чтобы все шло от души, из ее жизни, из ее потребностей, чтобы слова лишнего не говорила Богу, то есть слова, не вымолившегося, так сказать, из души, из ее потребности.

Помни заповедь: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [Мф. 7,12]. Люди – не бездонные колодцы.

Вы удивляетесь, отчего человек страстный делает большие глупости. Он слеп – не видит своих глупостей. Не смейтесь об нем, а пожалейте его и, если можно, вразумите его, обратите его от заблуждения пути его.

Всякая горесть (сердечное раздражение)... и гнев и хула да возмется от вас со всякою злобою [Еф. 4,31]. Злоба или другая страсть какая, поселяясь в сердце, стремится, по непременному закону зла, излиться наружу. Оттого обыкновенно говорят о злом или разгневанном человеке, что он выместил свою злобу на том-то или выместил гнев свой на том-то. В этом и беда от зла, что оно не остается только в сердце, а силится распространиться вовне. Из этого уже видно, что виновник зла сам велик и имеет обширную область, в которой он царствует. Весь мир во зле лежит [1 Ин. 5,19]. Как пары или газы, во множестве скопившись в запертом месте, усиливаются извергнуться вон, так страсти, как дыхание духа злобы, наполнивши сердце человека, также стремятся из единичности одного человека разлиться на других и заразить своим смрадом души других.

Диавол рвется втечь в душу, как мутный, грязный, ядовитый поток. Беда, если втечет: пока не извергнет душа этой ядовитой грязи в слезах, дотоле не упокоится. А эта грязь – сомнение о непреложном, маловерие, неверие, злоба, зависть, ненависть и прочие страсти: раздражение, нетерпение, ропот, хула мысленная.

Диавол сделает тесною жизнь вашу, и вы пойдете таким тесным путем, как бы тесною трещиною в горе; постоянно он будет омрачать ваш ум, стеснять ваше сердце, понуждая каждую минуту ко греху, к какой-либо страсти. И вам тут придется бороться с нападками его на Божию истину и отстаивать сокровище своей веры, постоянно исторгаемой из сердца.

Живая вера в Господа Иисуса Христа и память об Нем закрывает для диавола вход в сердце наше; усумнение, маловерие и неверие, страсти открывают ему вход в сердце, и он мучительски входит в него и овладевает им.

Обещавши, исполни. Это правило священно для всякого христианина, но особенно для тебя, священника. Ты служитель Бога истины, Который все обещанное или исполнил, или непременно исполнит. Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все [Мф. 5,18]. Получив, непременно благодари. Бог не любит неблагодарных. Неблагодарный – нечувствитель и невер.

Лукавый закрыл нам глаза, связал нас по рукам и по ногам, и мы, служители Божии, служим богопротивно, более ругаясь над Божиею службою.

Видим, что диавол изображается огненным. Это взято с существа дела: ему уготован вечный огонь, и он, точно, в огне; когда он прикасается к человеку, тогда как огонь жжет его внутренности.

Наблюдениями над действиями лукавого внутри меня не хвалюсь и внутренно, ибо кто хвалится тем, что открывает действия у себя постоянно крадущего вора? Кто гордится своим несчастием? Кто хвалится тем, что у него горит дом и он знает, что горит?

При чтении душеполезных книг напояй сердце, как губу, не пробегая бегло умом одним содержание чтения. Такое чтение весьма мало полезно – сердце остается пустым. Как во время молитвы нужно, чтобы молитва шла прямо из сердца, из потребности души, так и при чтении надо внимать сердцем читаемому.

Христос, введенный в сердце верою, возседит в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: Свят еси, и во святых почиваеши.

Мир есть не иное что, как воплощенные идеи, то есть умосозерцания. Если же идеи воплощены, то что удивительного, если воплотился Сам Бог Слово, Творец всего видимого и невидимого? Что удивительного, если претворяет, пресуществляет хлеб и вино в пречистое Тело и в пречистую Кровь Свою? В этих хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился и этого довольно на все бесконечные веки, но тем самым телом, которое прежде воплотилось, по подобию того, как умножил Он из пяти хлебов несколько тысяч, – славно прославился Христос Бог наш! Множество таин в природе, коих не может постигнуть даже в вещах мой разум, однако же вещи существуют с своими тайнами. Так и в этом Таинстве животворящих Тела и Крови тайна для меня, как хлеб и вино делаются Телом и Кровию Самого Господа, – но Тайны Тела и Крови на самом деле существуют, хоть и непонятно для меня. У Творца моего (я – скудельник Его, или из пищи и пития Господь и меня сотворил и вложил в меня дух), как у Бога премудрого, бесконечного, всемогущего, – множество тайн; я сам для себя тайна, как дело рук Его. Для души моей – Дух Господа; для тела моего – Его Тело и Кровь.

Всякий молящийся да утверждает свою надежду на получение просимого на следующих словах Спасителя: просите, и дано будет вам [Мф. 7,7]. Итак если вы... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф. 7,11 ].

Священникам, принимающим исповедь: не судите по наружности, но судите судом праведным [Ин. 7,24] (ибо суд – дело Божие [Втор. 1,17]). Не будем наклонять по произволу весы Божии; будем судьями праведными, не снисходя без меры человеческим немощам и не отверзая двери ожесточению и отчаянию излишнею строгостию.

Подобно тому как душа носит тело свое, так Бог носит всю вселенную, все миры; душа наполняет все тело, и Дух Господа наполняет вселенную [Прем. 1,7]; только душа ограничивается телом, хоть и не совершенно, потому что может носиться везде, а Дух Господень не ограничивается миром и не заключается в мире, как в теле.

Великое лицо достойный священник – он друг Божий, постоянный исполнитель воли Его. Если он совершает, например, Таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он – он исполняет повеление Господа: шедше [рус.: идите ] ... крестяще [Мф. 28,19]; совершает ли Таинство Тела и Крови – он представляет лице Его, он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание [Лк. 22,19]; учит ли – тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли – представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиим поставленных. Великое лицо священник – он поистине друг Самого Христа, Царя Небесного: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам [Ин. 15,14]. Но помнить надо всякому священнику, что достойным пастырем, учителем и священнодействителем делают его живая вера в Иисуса Христа и любовь к Нему и к словесным овцам Его. Ты – Петр, и на сем камне... [Мф. 16,18]; любишь ли ты Меня?.. [Ин. 21,15 – 17]. Итак, преуспевайте, священницы Господни, в вере и любви.

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания [109](ни в одном грехе), чтобы не было порицаемо служение [2 Кор. 6,3]. Помни эти слова, служитель Бога Всесвятого, гнушающегося малейшим поползновением сердца ко греху.

Собственно говоря, Бог Сам никого не наказывает, а наказывает нас грех и виновник греха – диавол. Потому говорится: Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя [Иер. 2,19]. На главу его неправда его снидет. Бог есть Любовь, Бог милости, щедрот и человеколюбия.

В моей жизни я ясно вижу перст Божий. Но, как он действует в моей жизни, так действует в жизни каждого человека, в жизни семейств, наций, народов, всего мира. Это верно как дважды два – четыре.

Почему святые удобно и скоро слышат нас? Потому что они – один дух с Господом, так как сказано: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [ 1 Кор. 6,17]. Как должны быть высоки и почтенны в глазах наших святые Божии человеки?! (Златоуст и другие.)

Этот умерший, или эта умершая, при жизни, как и я, признавала себя грешною, сокрушалась о грехах своих, которые мучили ее, и возводила очи свои к Богу, чая от Него ослабления и прощения грехов своих, а теперь и тем более нуждается в этом прощении, чтобы почить душою своею. Войди таким образом в ее чувства и желания и молись об ней с совершенною искренностию, так, как ты пожелал бы молить о себе или как ты молился бы о себе.

Совершенный молитвенник ни одного слова не говорит не от сердца, – и это как в молитве, так и во всей жизни.

Для примера искренности молитвы возьмем, например, молитвы: Царю Небесный... Святый Боже... Пресвятая Троице... и Отче наш, с славословием: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... веков. Аминь. Чувствуете ли силу каждого слова и истину каждого?..

Когда же молишься о грешниках живых, то молись об них так же, как о себе. Видишь, например, пьяницу и знаешь, что ему угрожает огонь вечный, – всеми мерами старайся восхитить его из огня. Так молись и о всех других грешниках и всеми мерами старайся об их спасении.

Той рече, и быша: Той повеле, и создашася [Пс. 32,9]. Одним повелением Божиим явился мир. Одним же повелением Божиим творится и Тело и Кровь из хлеба и вина. Той рече, и быша: Той повеле, и создашася.

Если бы все молились истинно и причащались достойно, тогда все были бы праведники; не было бы ни прелюбодеев (члены Христовы [1 Кор. 6,15]), ни хищников (Иисус Христос – Сокровище нетленное), ни завистников, ни ненавистников, ни сребролюбцев.

Если бы все видели свои грехи, то залились бы все слезами, и этой влаги недостаточно было бы, чтобы достойно оплакать все грехи.

Если ты не воздыхал о спасении духовных чад своих, то ты – плохой пастырь; если ты не радовался великою радостию о спасении грешника и не скорбел о ожесточении нераскаянного грешника, ты – плохой пастырь. Люби всех, как детей своих. Слышишь, что поет Церковь о любви Божией к нам: положил еси к нам твердую любовь, Господи, Единородного бо Твоего Сына за ны на смерть дал еси.

Если отнимает Господь временные блага, то больше для того, чтобы даровать вечные.

Раз наш; другой – больше наш; третий – еще больше. Вот девиз и характер бесовских козней над человеком. Горе побеждаемому и коснящему восставать от поражения!

Обильно открыл Ты мне, Господи, истину Твою и правду Твою. Чрез образование меня науками открыл Ты мне все богатство веры и природы и разума человеческого. Уведал я слово Твое – слово любви, оно проникает до разделения души и духа [Евр. 4,12] нашего; изучил законы ума человеческого и его любомудрие; проник отчасти в тайны природы, в законы ее, в бездны мироздания и законы мирообращения; знаю населенность земного шара, сведал о народах отдельных, делах их, о лицах, прошедших своею чередою в мире; отчасти познал великую науку самопознания и приближения к Тебе – словом, многое, многое узнал я, так что [ мне ] открыто очень много из человеческого знания [Сир. 3,23]; и доселе еще я многое узнаю. Много и книг у меня многоразличного содержания; читаю и перечитываю их; но все еще я не насытился. Все еще дух мой жаждет знаний; все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? Насытится, внегда явитимися славе Твоей [рус.: буду насыщаться образом Твоим ] [Пс. 16,15]. А до тех пор я не насыщусь. Пьющий воду сию (от мудреных знаний) возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную [Ин. 4,13-14].

Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы перенесены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. (В этих лучах вы видите также землю. Но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч; а этих лучей в нем бесконечно много. По тожеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира.) Так и душа святая, соединяясь с Богом как с духовным Солнцем, видит чрез посредство своего духовного Солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.

Продавая книги, не радуйся о прибыли денежной, а радуйся о назидании, которое получат купившие; получивши же денег, хорошо часть от них отдавать нищим. Поступив так, ты сделал бы очень благоразумно: сделал бы вместе и духовную и телесную милость. А ведь неложно обещание Владыки: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [Мф. 5,7].

Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека [Пс. 117,8], то есть благо надеяться христианину, и особенно пастырю-проповеднику, на слово Божие, нежели на слово человеческое (то есть на произведения ума человеческого, хоть бы и образцовые); иначе: надобно больше всего читать слово Божие, а образцовые произведения людей настолько, насколько они помогают нам правильно уразумевать слово Божие и учат нас христианской жизни и православным догматам.

Смотри, имей всегда полное уважение в сердце к тому, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно... [Флп. 4,8], несмотря на разварение сердца диавольским огненным дыханием, производящим в сердце лукавое пренебрежение к истине и отвержение ее, признание ее за ложь.

О молитве. О значении злых духов в духовной жизни человека, и особенно в молитве: препятствия, ими поставляемые; о значении Ангелов добрых: их необходимость для отгнания демонов, их старания, помощь.

Не бойся, что тебя пересилит сатана. Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире [1 Ин. 4,4], то есть сатаны. Помни слова Спасителя в молитве Господней: не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго [Мф. 6,13], и далее – что? Яко Твое есть Царство и сила (а не диавола) и слава во веки. Аминь.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем [Притч. 16,5]. Крепче помни это – и да будешь ты всех и всего ниже.

Когда при причащении животворящих Таин диавол увлекает тебя к сомнению в них, нимало не останавливайся на его кознях и говори ему: презираю твое коварство и о имени Господа моего Иисуса Христа побеждаю твою лживость, – и с этими словами потреби Святые Дары. То и беда, что мы малодушествуем при его клеветах и почитаем их за что-то важное. Презирай, всеконечно презирай лживого духа, убивающего духа.

Медленно или скоро нужно молиться Богу дома келейно? Чтобы молитва была живее, энергичнее, лучше, кажется, молиться сердцем с поспешностию, но притом так, чтобы чувствовалась сердцем сила каждого слова, то есть чтоб молитва была теплотою умиления, благодарения, славословия. Но, если сердце тупо или холодно, в таком случае – разогреть его медленною, напряженною устною молитвою.

Так как вы сделали это одному из сих... то сделали Мне [Мф. 25,40]. Ты ходишь, положим, навещать больного: ты оказываешь это благодеяние как бы Самому Христу, болезни наши понесшему; ты погребаешь даром умерших в убожестве: ты участвуешь в славе Иосифа и Никодима, снявших со креста тело Христово и во гроб положивших. По причине искреннего приобщения Богочеловека нашей плоти и крови, все, делаемое по вере во Христа страждущему человечеству, делается как бы Ему Самому. По чему же страждущее человечество так особенно близко, сродно Ему? По лишениям, страданиям – словом, по кресту. А Спаситель был первый и величайший Крестоносец нашего ради спасения, потому все крестоносцы – братия Его меньшие: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [Мф. 25,40].

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может [1 Кор. 2,15]. Почему? Потому что он имеет ум Христов, совершенный, светлый, между тем как люди века сего имеют ум, потемненный страстями, несовершенный; потому духовный человек легко видит недостатки в словах или в произведениях людей века сего, между тем как люди, кои века сего, не могут обличить слова или произведения людей духовных в их недостатках по причине совершенства, правильности их воззрения на предметы. Куторга[110]роскошь почитает делом невинным. Как это дико!

Научился ли ты предзреть[111]Господа пред собою выну – как мысль вездесущую, как слово живое и действенное, как Дух животворящий? Научился ли ты душу свою зреть как ипостасную мысль, всегда тожественную, бессмертную? Священное Писание – вот область Мысли, Слова и Духа Бога Троицы: в нем Он проявился ясно. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [Ин. 6,63]; писания святых отцев – вот опять выражение Мысли, Слова и Духа Ипостасных, с большим уже участием самого человеческого духа; писания обыкновенных светских людей – вот проявление падшего человеческого духа с его греховными привязанностями, привычками, страстями. В слове мы видим лицем к лицу Бога и себя, каковы мы. Узнайте же в нем себя, люди!

Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает – он бессмертен в нем и по смерти говорит: я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе давным-давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа? Как живуче слово, даже человеческое! Тем более – слово Божие: оно переживет все века и будет всегда живо и действенно.

Так как Бог есть зиждительная, живая и животворящая Мысль, то весьма согрешают те, которые мыслями своего духа отклоняются от этой Ипостасной Мысли и занимаются предметами вещественными, тленными, овеществляя чрез то дух свой; особенно грешат те, которые во время богослужения или домашней молитвы совсем отклоняются своими мыслями от Бога и блуждают в разных местах вне храма. Они крайне оскорбляют Божество, в Которое должна быть вперена наша мысль.

У Куторги идея fixe[112]: вырождение существ (не исключая и человека) из условий земных и климатических; исчезновение родов и видов существ (и человека: один род сменяется другим, один народ – другим, смертность родов и всего человечества) и появление других.[113]И это у него в неодушевленной, так и в одушевленной природе. Земля прошла много периодов и фазисов бытия.

К чему ведут пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведут к очищению грехов, к покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоцененная за труд добросовестный. Скажите, пожалуй, у многих ли из вас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из вас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небеснаго Бога Отца и говорить: Отче наш! Не напротив ли: в ваших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушённый суетою мира сего или привязанностию к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец ваших? Не Богом ли мстителем должны представить себе Его все, удалившиеся от Него на страну далече [Лк. 15,13]? Да, по грехам своим все мы достойны праведного Его гнева и наказания, – и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя и со всею строгостию рассмотрим свое нечистое сердце, и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ Божественной благодати; сознаемся, что мы мертвы душевно.

Подавай милостыню без всякого сомнения, скорби и нужды (необходимости). Не порти доброго дела и не причиняй себе добровольного мучения. Истинен Бог: награда несомненна милостынодавцу. Сам Христос принимает ее и еще в этой жизни сторицею воздает за нее. Аминь.

Любящий Господь здесь, – как же я могу допустить в свое сердце и тень злобы? Да умрет во мне совершенно всякая злоба, да умастится сердце мое благоуханием незлобия! Любовь Божия да побеждает тебя, злобный сатана, нас, злонравных, к злобе подстрекающий!

Злоба противна Богу моему, любящему создание Свое, – убо далече да будет от мене всякая злоба.

Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный злобою, да не дерзает приступить к престолу Бога любви.

В веществе везде мы можем видеть следы духа: в веществе не только органическом, но и в мертвом; в веществах, не только сотворенных от Бога, но и сделанных человеком, например в вещественных зданиях. Посмотрите, например, на этот дом? Много ли в нем места веществу как веществу? Я вижу здесь везде следы духа человеческого. Во-первых, возьмите кирпичи: ведь каждый из них имеет форму, данную ему человеческим духом; далее – каждый из них сделан, он обожжен по сделании его из глины. Далее смотрите на постройку: дом не сам сложился из кирпичей, а люди сложили его и в этой постройке проявили свое творчество: кто так, а не иначе, расположил комнаты; откуда это удобство в их расположении? Как он отопляется, как дыму дали свободный выход вон, так что он не дымит самой комнаты? Как связаны одни с другими кирпичи (цемент) и здание все стоит прочно, не разваливаясь? Что значат эти окна, как глаза, чрез которые проходит в дом свет? Вникайте хорошенько, глубже в это простое дело: вы перейдете от этого к делам великого Здателя всего дома вселенной, увидите в ней везде дух Творца, во всех тварях, и не скажете, что везде я вижу вещество и нигде – духа; вы увидите тогда везде выражение законов Духа. Вещество везде – только строительное орудие духа; дух везде – господин вещества. Всяк дом созидается от некоего, а Создавый всяческая – Бог.

Помни: деньги всегда должны быть ниже тебя и должны служить тебе или твоим ближним в их нуждах. Потому смело будь гостеприимен: веселись с твоими друзьями и знакомыми; питай нищих, одевай их; служи больным. Да будут они всегда средством распространять благо человечества: мир, любовь, радость.

Бесчисленными опытами дознал я, что ты, бесплотный враг, имеешь обыкновение при святом занятии молитвою, особенно же пред принятием и во время принятия животворящих Таин, помрачать ум и сердце и обуревать душу помыслами маловерия. Но да разгоняется, как мгла, твой призрачный мрак. Дознано, что он – ничто. Чего же его бояться?

Объятия друзей Куторга объясняет действием нервов. Поди вот. Значит, и Пресвятая Дева Мария простерла объятия к Елисавете по действию одних нервов, – да что! – уж и Спаситель обнимал детей по действию нервов? Господи! Чистое отрицание духа: все – материя. Даже в человеческом теле не видят духа. А я так, право, и в устройстве дома вижу следы человеческого духа.

Вчера Куторга читал о нервной системе. Головной мозг – большой правый и левый; малый – под большим, внизу – правый и левый и спинной мозг. Пепельные и белые вещества мозга. Фиброзное (нитчатое) строение их; пучки, перевязка каждого; общая оболочка, необыкновенная тонкость нитей (микроскоп увеличивает); образованные шарики между нитями (шарики, из коих образуются все части нашего тела – кровь и разные жидкости; мускулы, кости). Нервы – носовой, оптический.

Материализм (также господство плоти над духом) – следствие греха.

Когда диавол будет поджигать тебя к скупости, скажи ему: верю от всего сердца, что все, истраченное на своих, на гостей и на нищих, есть приобретение для души моей, – и в этих деньгах я не буду давать отчета Владыке на Страшном Суде.

Молитва – потребность христианина, как пища и питие. Молитва домашняя и общественная.

Ни от чего не приходи в уныние и нетерпение – ни от плоти, ни от духа.

Усумневаясь в Божественных Тайнах, коих Божественность и животворность ты дознал на себе бесчисленными опытами, ты произносишь хулу на Духа Святого; а этот грех, как свидетельствует Сам Господь, не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем [Мф. 12,32]. Итак, вот почему ты чувствуешь всегда в груди своей как бы горящий огонь, заключенный в костях твоих [Иер. 20,9], когда усумнишься в животворящих Тайнах; твой грех слишком велик, как грех непризнательности и неблагодарности пред Богом, возлюбившим нас до общения с нами в плоти и крови. Твой грех вопиет об отмщении и раньше действительной геенны подвергает тебя здешней геенне, чтобы ты вразумился.

Когда сердце твое уклонится в помышления лукавства и лукавый, как говорится, начнет подмывать твое сердце, чтобы оно совсем подвигнулось с камня веры, тогда скажи себе внутренне: знаю я свою духовную нищету, свое ничтожество без веры; скажи: я так немощен, что именем Христовым только и живу и упокоеваюсь и веселюсь, распространяюсь сердцем, а без Него – мертв душевно, беспокоюсь, стесняюсь сердцем; без Креста Господня я давно был бы жертвою самой лютой скорби и отчаяния. Христос меня держит в жизни; Крест – покой и утешение мое.

Языком своим льстят [Пс. 5,10], говорит Давид о некоторых людях. Смотри: ты не льстишь ли также языком своим, когда молишься?

Гордые, злые и сребролюбивые люди – самые подручные орудия диавола, и он делает чрез них, что хочет, – и Христа предает. Храни же себя всячески от этих страстей и будь смирен, как Пресвятая Дева Мария Богородица; кроток и незлобив, как Давид; нестяжателен, как бессребреники.

Счастлив ты, если во время молитвы Господь наказывает тебя за малейшую неискренность сердца: Он ведет тебя к совершенной чистоте молитвы.

Молчи ты: страшно все мы виноваты.

Если и здесь я радовался об Нем радостию веры, то тем более тогда, внегда явитимися славе Его, когда приду и явлюся лицу Божию.

Побеседуем о том, как нам достойно говеть, исповедоваться и причаститься.

[Бери сам].

Ты предстоишь и молишься Богу, имущему разум всех. Как же должна быть чиста твоя молитва?

Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел... [Лк. 24,29]. Как? Божественный Спаситель склоняется на принуждение? Да, склоняется на усильную просьбу. Так и ты, видя в гостях Господа Иисуса Христа, понуждай их от сердца оставаться у тебя. Спаситель как гость.

На сытом желудке и сердце сидит дух нечувствия. Надо прогнать его слезами покаяния.

Невидим Бог, невидима душа моя. Невидимо соединение мое с Ним.

Будь внимателен: диавол в злобу повергает тебя из-за ничтожных причин – пустяками достигает великих результатов.

Не мнимые страдания бывают у души нашей, но действительные, жестокие болезни. И вот здесь-то необходим нам Спаситель, Исцелитель язв души нашей.

Не увлекайся мрачными мыслями. Так много добра в мире – зачем же останавливаться только на дурных качествах людей?

Имей всегда то убеждение, что без Бога ты ничего не можешь делать, что ты – погибший человек.

Многого просим, ты думаешь, в молитвах Служебника? Но ведь и очень велик и всесилен и всеблаг Тот, Кого ты просишь. Молись же без сомнения. Молитвы Служебника читай как ходатай о людях пред Богом.

Вся жизнь наша – акт милостей Божиих.

Бог есть Жизнь и Отец жизни; диавол – смерть и отец смерти.

Диавол крадет служебные молитвы из сердца и у невнимательных совсем украдывает.

В литургии созерцай рождение, жизнь, учение, страдания, воскресение и вознесение Иисуса Христа.

Необходимость сердечной уверенности в бытии мира духов: тогда искренна будет и вера в Бога духов и всякой плоти [Чис. 16,22], и в существование по смерти душ человеческих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.