Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 23 страница




Вам необходимо нужны Ангелы и в этой жизни, но особенно после смерти: призываете ли вы их, как своих хранителей, на помощь; чтите ли их, любите ли их, даже верите ли, что они есть, от всего сердца? Если вы не знаете их и не хотите знать, за что же им покрывать вас от вражиих нападений здесь? За что же им встречать вас после смерти – в другом мире? А есть нарочито составленные молитвы и похвалы Ангелу, хранителю человеческой жизни. Видите, как вы невнимательны к существам горнего мира, не думаете нимало освоиться с ними чрез веру здесь, на земле. А еще ожидаете как христиане страшного второго пришествия Господа с небес с Ангелами Своими, а еще ожидаете жизни будущаго века, в котором Ангелы всегдашние жители! Пока время не ушло, обратите на эту статью внимание. Языческие демонианы от нас взяты.

Какое средство провести день весь в совершенстве, свято, мирно и безгрешно? Молитва утренняя. Утвердить нужно искреннею молитвою сердце свое против греха и с теплотою помолиться Ангелу-Хранителю.

Кто оскверняет дверь жизни, тот не увидит жизни.

Всех зовет теперь Господь следовать за Собою. Но теперь многие уши имут, и слыша, как бы не слышат Его гласа. Но придет грозный, последний день мира, и тогда на громовой глас Сына Божия соберутся не только все живущие, но и сущие во гробех; тогда волею-неволею нужно будет следовать на глас Страшного Судии – иным в жизнь вечную, а другим – в укоризну и в стыдение вечное.

Сердце – это сокровищница человека, в которой заключается доброе или худое богатство человека. Хорошо, если она наполнена добром: в таком случае человек от благаго сокровища сердца своего износит благое [Лк. 6,45] на пользу и спасение других; но горе, если в ней – только зло: в этом случае человек от злаго сокровища сердца своего износит злое [Лк. 6,45] во вред и погибель других. Мы видим множество тому примеров. Но если кому нужно иметь благое сокровище сердца, то это больше всех священнику, который так часто обязан предстоять пред лицем Всесвятого и Всеблагого Бога на молитве, во время ли то общественного богослужения или при совершении Таинств и молитвословий, или на домашней молитве; который должен, по самой службе своей, износить непременно от благаго сокровища сердца своего благие слова в научение и назидание народу: обыкновенно от избытка бо сердца уста глаголют [Мф. 12,34], то есть чем наполнено сердце, то невольно является и на языке. Какой же избыток будет износить священник, если у него домашняя сокровищница не наполнена добрым богатством и пуста или, что хуже, наполнена всеми мерзостями? И помысл один – мерзость Господу, как говорит Премудрый, – что же будет для Господа сердце, наполненное разными нечистотами: граблением, лукавством, прелюбодеянием, любодеянием, хулою, гордынею и подобными. В таком случае он похож будет на гроб повапленый [рус.: окрашенный ] [Мф. 23,27] и только по имени будет священник, вместо того, чтобы, будучи святым и внутренно (к чему обязывает его и самое имя), носить вполне заслуженно свое звание.

Причащающийся! Причащайся с полною верою: с Тайнами входит в душу твою Сам Христос – твое спасение, твоя крепость, твоя сила, твой Бог, твое дыхание, твое радование. Горе, если без веры, – тогда не будет в сердце твоем Христа, твоей силы и радования: злоба твоя, страсти твои будут торжествовать в тебе, – и кто поможет тебе, когда нет в тебе Христа? Худо тому человеку, который неверием удаляется от Христа.

Знаем, что в жизни семейной и общественной прекрасна и плодотворна добродетель любовь; сами это мы на себе испытываем и на других видим, а прежде всего слышим, что Господь и Его апостолы заповедуют нам любовь, – Господь, Который возлюбил нас до креста и смерти; апостолы, которые положили за благовестие любви и за спасение людей души свои. Но, несмотря на то, мы забываем, что любовь – великая добродетель и наш первый долг, часто теряем любовь и предаемся страстям злобы, ненависти, зависти и другим (так, точно знаем, что Тело и Кровь Господа животворны для нас, но, несмотря на то, по внутренней злобе, в нас сокрывающейся, мы как бы забываем, что это – Тело и Кровь Господа, и как бы не верим, что они спасительны) – как то испытываем многократно на себе, так и это. Горе наше! Для нас иногда и любовь – не любовь, добродетель – не добродетель.

Знаешь, что будет смерть, но в то же время какой-то мрак поселяется в душе, который закрывает смерть, – и живешь как будто не думая умирать.

Несомненна польза поста: легок и духом и телом, и спишь хорошо, и встаешь прездорово. (Польза березовых почек в настойке вина.)

Божие всеведение и промышление является в надзоре и всезнании начальства за подчиненными. Только подумаешь, говорят, и все известно. Так и совесть наша говорит нам, что, лишь только мы подумали о чем-либо, – Господу это уже известно; и внутренно чувствуешь, что известно. Сон: как я в Академии выпил с товарищами водки в часы уроков; потом сели закусывать в часы же уроков, другие понабрались для закусывания же неблаговременного. Это обольщение диавольское, усыпление его, чтобы порок, прикрываемый обществом товарищей и мнимою обыкновенностию греха, свободно проявлялся. Сны – только их растолкуйте – важная нравоучительная вещь.

Я останавливал течение мыслей своих для того, чтобы уловить мысль светлую, научающую и назидающую, – и болезненно для главы моей нередко было это остановление машины мышления; голове моей бывало нередко тяжело.

Ты заболеваешь и в скорби души своей просишь Господа о продолжении дней жития, – и вот тебе, как Езекии, прилагает Господь еще несколько лет жизни. Познай для чего: чтобы ты употребил это время в пользу души своей, благоугождая Господу делами покаяния и добродетели.

Священник, подобно Спасителю, должен так хранить свою паству, чтобы в конце своей жизни с дерзновением сказать Господу: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание [Ин. 17,12]. За сынов погибели, ожесточенных и упорных грешников, ты не отвечаешь, но по нерадению твоему погибших – ответишь.

Непщуй[125]никогда, что будет тебе Бог подобен. Согрешая, не думай, что Бог тебя, не очищенного от грехов, без твоего сердечного сокрушения и смирения, примет в общение и любовь с Собою. Нет, не очистившись от твоих грехов теплою молитвою, от сокрушенного и смиренного сердца принесенною, не мечтай быть в общении с Богом. Верно, что никоим образом не водворится злой к Богу, нечестивые не пребудут пред очами Его; и Он ненавидит всех, делающих беззаконие [Пс. 5,5 – 6]. Так, я это сам на себе испытал. Однажды (24 октября) с вечера я пил и ел в гостях довольно и тем одебелил[126]сердце свое (одебеле бо сердце людий сих [Ис. 6,10]). Вечером не помолился от всего искреннего сердца – значит, дебелости сердечной не отнял от сердца теплотою веры и смирения. Ночь, впрочем, спал покойно, но видел сон, который, очевидно, был для меня вразумлением от Бога (см. выше). Утром, пробудившись, я, по обыкновению, остановил в процессе свежего, утреннего мышления две замечательные мысли, и так как я несколько раз усиливал задержать эти мысли в быстром потоке мыслей, то этим раздражил головные нервы, и голова моя сделалась тяжела от раздражения. Так как теплота от сердца отведена была таким образом к голове, да притом еще осталась дебелость на сердце от прежнего вечера, то на утренней молитве я не мог никоим образом водворить в сердце теплоту веры и искренней молитвы и, таким образом, опять с сердца дебелости не снял. А нужно было служить литургию за упокой всех прежде почивших праотец, отец и братий и повсюду православных христиан (Родительская суббота). С тяжелою от напряжения умственного головою и с хладным, очерствевшим сердцем отправился я к утрени. Во время утрени не мог опять помолиться от всего сердца: тяжесть головы не позволила – значит, сердце опять осталось не согретым благодатию Святого Духа. Таким образом, литургию я совершал недостойно: хлад был во всем моем существе с холодящим маловерием – я видел не совсем ясно свое недостоинство и не мог восчувствовать его всем сердцем. Только под конец литургии собрался я наконец с духом и трогательными молитвами литургии подвигнул сердце свое к чувству моего глубокого недостоинства и причастился с некоторою значительною верою и любовию. Только милость Божия не допустила меня до падения, увидев мое смирение и мои воздыхания. Принять это к сведению. Диавол проказит и в голове, как и в сердце; жжет темя головы.

Каждый день внутренно спрашивай себя: есть ли у меня в сердце смирение? Глубоко ли оно насаждено, если есть; а если нет, спеши скорее водворить его в сердце. Беда нам от недостатка смирения: сыны погибели мы без него.

В сердце человека происходит то приближение его к Богу, то отдаление от Бога, и вместе с этим то покой и радость, то смятение, страх и теснота; то жизнь, то смерть духовная. Приближение большею частию бывает в скорби, когда никто не может избавить нас, кроме Господа, к Которому мы и обращаемся всем сердцем и, таким образом, сердечно приближаемся к Нему; а удаление – в довольстве и изобилии благ земных, которые надмевают плотского, ветхого человека, и именно тогда, когда человек жаждет богатства, славы, знатности и когда, достигая этого, он теряет веру из сердца и забывает о Боге – Судии и Мздовоздаятеле, о бессмертии души своей, о своем долге любить всем сердцем Бога и каждого человека, как самого себя.

Смирение незаметно похищается из сердца, а с потерею его и смерть духовная совершается постепенно, медленно. Убийца – диавол – убивает душу исподволь.

Высота священного сана доказывается из слов при одевании священником священных одежд, из молитв вечерних, утренних, литургийных и прочих служб и треб (молитв при Таинствах).

Как человек негодный, приходя с просьбою о чем-либо к человеку доброму, кроткому и смиренному, для лучшего успеха своей просьбы сам старается уподобиться ему, так христианин, приступая с молитвою к Господу или Пречистой Его Матери, или Ангелам, или святым, для успеха своей молитвы должен уподобиться, по возможности, Самому Господу или Пречистой Его Матери, или Ангелам и святым. И вот в этом-то состоит тайна приближения и скорого услышания молитв наших.

На Constantina смотри как на твое искушение в жизни и мужественно всегда побеждай это искушение.

Отчего нас часто не любят? – Оттого, что мы не любим других. Отчего не повинуются? – Оттого, что мы не повинуемся. Отчего претыкаемся на молитве? – Оттого, что претыкаемся часто грехами.

Страсти – плоды запрещенного дерева. Бог запретил прикасаться к ним и их вкушать и сказал: в день или час, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь [Быт. 2,17]. А диавол говорит, искушая людей: нет, не умрете [Быт. 3,4]. Человек прельщается благовидностию страстей, вкушает от плодов их и – что же? – умирает. Для одних эти плоды – богатство, не в качестве его, но в количестве (хотят больше собрать как можно); для других – женщина, на которую и зрят преступно, с вожделением [Мф. 5,28], а потом и плод рвут с ней, и прочее.

Терпением вашим спасайте души ваши [Лк. 21,19]. А терпеть нам нужно больше всего пакости диавольские – в нас и вне нас. Терпи их мужественно и не унывай от них: уныешь – хуже; не предавайся движениям нетерпения и малодушия. Не считай себя отверженным при виде внутреннего зла.

Согласись: нужно ли тебе спасение от геенны, от ада, в который ввергает тебя грех? Помни, каково быть во пламени сем, – и припомни, каково быть у Господа.

Лучше быть на дожде и холоде, лучше ходить нагим и босым, лучше терпеть тысячи оскорблений от других, чем согрешать неверием, ненавистию, завистию, скупостию и другими грехами.

Исчезай пред Христом. Пусть не ты живешь, а живет в тебе Христос.

Господь вводит нас в искушение или наказывает нас чрез сатану: коринфский кровосмесник; Иов. Потому благодари Бога, когда ты предан сатане во измождение плоти, чтобы дух твой был спасен [1 Кор. 5,5]. А сильно измождает он ее! Какой огонь! Какая теснота!

Человек – самолюбив и любит другого больше потому, что тот ему нужен. Эта слабость у человека часто простирается и на все религиозное, святое. Чтобы он любил Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею [Лк. 10,27], дайте ему почувствовать всю нужду в Нем; поражайте его, держите его в чувстве постоянной зависимости от Него, в чувстве его совершенной нищеты, и тогда он будет обращаться к Богу, – и искренно и пламенно оно будет.

Бойся малейшего движения какой-либо страсти, иначе бес овладеет тобою и жестоко посмеется, натиранится над тобою. Чем сильнее и продолжительнее движение страсти, тем сильнее вцепится в тебя диавол. Опыт. Особенно он вцепляется под праздники и в праздники. Примеры. В проповедь.

Если в тебе любовь – в тебе Бог, если ненависть – диавол; если смирение – в тебе Бог, если гордость – диавол; если щедрость – Бог, если скупость – диавол; если довольство тем, что есть, – Бог, если недовольство, зависть – диавол.

Нынешнее образование – не образование, а безобразие, потому что проникнуто совершенно духом мира, а не духом Господним, не духом веры и благочестия. Правда, есть Закон Божий, и хоть он поставлен в программе на первом месте, но на деле больше оказывается последним; и по причине [предзанятой] воспитанниками и воспитанницами любви к миру, и по причине растленности человеческой природы грехом – ему мало сочувствуют, а без сочувствия – что за польза от знания? Сочувствие вводит в жизнь всякое знание. К этому прибавьте светские журналы, дышащие совершенно духом света, легкие, игривые, наполненные карикатурными примерами разных страстей человеческих, над которыми читающие любят только смеяться (вообще над другими любят посмеяться, а не заимствовать из них уроки для своей жизни, чему почти нет или совсем нет примеров), – и тогда судите, как ждать от общества духа христианского, духа спасения, духа церковности! Ни Христа, ни Креста там нет в сердце, только с виду.

Греха никак нельзя мыслить не от диавола и не происходящим от диавола (кто делает грех, тот от диавола [1 Ин. 3,8]), как песку, например, нельзя мыслить вне земли, от которой он взят. Разумей. Дух Божественный и дух диавольский.

Утром прежде молитвы отнюдь не напрягай головы своей. Иначе сердцем не заможешь помолиться. Тяжесть головы – признак диавола. Иго Господне благо.

Вечером пред сном пей воду.

Об отражении настроения душевного матери на лице дитяти, носимого во утробе. Развить.

Водвори в сердце свет Христа и не будешь жадно хвататься за [приносимый] свет.

Как решетом не исчерпать океана, так умом – всякой истины, всего мира мысленного. Безрассудство – гоняться за всеми мнениями.

Горе погубльшим[127]сердце, то есть горе потерявшим чувство благодеяний, доставляемых нам христианскою верою; горе – не имеющим чувств благодарности.

Грех убивает и душу и тело и от Бога удаляет; смирение и вера всегда спасают от греха; нетерпение (от гордости) увеличивает грех.

Знай, что в пресуществлении хлеба и вина действует то же всесильное слово Творца, которое в начале вызвало из ничтожества мир и доселе вызывает тварей из небытия к бытию. Как твари от слов Творца: раститеся и множитеся [Быт. 1,22], доселе образуются, родятся и живут, совершаемые Духом Святым, так хлеб и вино в Евхаристии от слов Господа: Приимите, ядите... и – пийте от нея вси... [Мф. 26,26 – 27] при посредстве священника (как твари при посредстве родителей, а растения при посредстве мужских и женских органов) доселе прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Слова Творца владычественно, творчески раздаются в церквах Божиих уже тысячу восемьсот лет с лишком и будут раздаваться до скончания века, как будут производить в бытие тварей до скончания века. Я прейду, как дым, и в землю сойду, и место мое не обрящется, и может быть, имя мое не помянется на земли, а слова Господни все будут раздаваться в храмах Божиих и не возвратятся к Нему тощими.

Вот наша первая забота: насадить в сердцах наших первую из добродетелей – смирение. Посмотрите, как нам необходимо смирение: Сам Господь наш Иисус Христос был смирен. Он, Богочеловек, кроток есмь, говорит Он, и смирен сердцем [Мф. 11,29]. Кто же мы, что будем гордиться? Божия Матерь была смиренна: призре, говорит Она, Бог на смирение Рабы Своея [Лк. 1,48]. Без смирения всякая добродетель – потерянное дело.

Прежде всего, да ведает каждый, что он – грешник; и прежде всего, да умоляет Человеколюбца о помиловании (Господи, помилуй), о прощении грехов (церковные ектении и молитвы).

Знай, что прежде всего тебе нужно знать, именно то, как бы очистить свое сердце да соединиться чистым сердцем с Господом, а другими познаниями не забивай головы своей, особенно не будь безумен в этом отношении тогда, когда тебе предстоит подвиг молитвенный. Иначе, гоняясь за неважным, ты потеряешь самое важное – сердечную молитву, горение духа. От чего? – От раздражения головных нервов и от тяжести головы, в которой сосредоточится разрушительный жар.

Видит и слышит меня Трисиятельный Бог – вот самая животворная для сердца уверенность, проникающая миром и радостию мое сердце! Видит меня и благосердая Матерь Бога Слова и слышит мои молитвы и воздыхания к Ней – другая утешительная уверенность, оправдывающаяся постоянно на деле! Буду же я ходить в чувстве вездеприсутствия и всеведения Божия!

В день святого апостола Андрея Первозванного. Время ваше измерено и исчислено: доказательства тому вы видите и слышите ясно-преясно ежедневно в бое часов. Придет наконец, неизбежно придет последний день вашего жития, пробьет последний, отходный час – и вас не станет на этом свете. Каждый, каждый бой часов зовет вас, братия, к приготовлению к вечности и как бы говорит вам: внимайте: вам осталось меньше одним часом до жизни загробной, в которой нет часов и дней, а один бесконечный день вечности. Не прельщайтесь временною сладостию греха: она пройдет как сон, оставивши душу пустою, нагою и болезненною; она отнимает драгоценное время души и губит ее для вечности. Господу известно, сколько еще будет отмерено для нас этих мерок; пробьют еще эти мерки времени, по которым исчисляем мы суетное житие свое, но не исчисляем того, насколько мы подвинулись ближе к блаженной вечности или насколько удалились от нее делами беззаконными. Но – зовет вас боем часов, зовет вас громами и молниями и внезапными случаями смерти от Божией милости, то есть от грозы, от пожаров, от потопления; зовет вас скорбями, болезнями, кровопролитными войнами, богатством, радостями, повышениями и отличиями; зовет вас переменами времен года: расцветение, листопад, восход и закат солнца; зовет вас юностию, возмужалостию, дряхлою старостию, восходом и закатом солнца (ваша жизнь закатится, как взошла).

Не тратьте времени напрасно в бездействии и суетных увеселениях, попекитесь о непрестающих увеселениях в Царстве Небесном, в которое прежде вас перешли миллионы людей, достигшие упокоения и радости непрестанными трудами всей жизни, потом и слезами. Спешите истребить в себе грех во всех его видах.

Что бывает с благочестивыми людьми в их духовной жизни, какие состояния, перемены, явления, – показать на основании канонов и молитв Канонника, Служебника и Требника.

О страдании за правду. Сам Христос Господь, Креститель, мученики, святые. Современным людям урок. Не любят они терпеть за правду и всячески уклоняются по причине неверия в будущие воздаяния. А за истину надо страдать радуясь. Есть ли ныне мученики? Страдающие за правду – мученики.

Как Спаситель жаждет нашего спасения (жажду [Ин. 19,28]), так и Пречистая Матерь Его. Поэтому, как и во всем другом, у Них один дух, одно желание. Вем, Господи, яко Мати Твоя подражает Твоему человеколюбию и молитися не престает о нас, грешных.

Как нельзя представить человека без слова (без способности слова) и дыхания, так Бога – без Ипостасного Слова и Духа. Потому Сын Божий называется Словом Отчим, Дух Святой – Духом Отца Бога (Дух Отца вашего будет говорить в вас [Мф. 10,20]).

Диавол, как угорелый, бросается то в голову, то в сердце. Прежде все за сердце он щемил меня, а теперь – за головные нервы и за мозг принялся. Голова как в угаре.

Разительнейшее доказательство того, что есть в мире диавол, составляет то, что люди не чувствуют или весьма мало чувствуют (хотя иные и стараются) милости Божии в творении, промышлении, искуплении: есть сильный противодействователь.

Сердце, по свидетельству Священного Писания, слышит, видит, разумеет: вся жизнь приписывается сердцу. Что же оно? – Душа. И по учению Спасителя оно – то же.

Причащаясь Святым Тайнам Тела и Крови, старайся узреть их сердечными очами как они есть, во всем их величии. Если сердце окажется при этом неверным и будет противиться признать Тайны за истинные Тело и Кровь, то скажи своей плоти: не верю тебе, лживая плоть, всегда ввергающая меня в погибель, плоть злая, немощная, худая, слепая. Ты хочешь, чтобы я не верил всему истинному и святому, а я – тебе не верю. Притом я всегда испытываю, что, если причащусь с усумнением сердечным, меня всегда попаляют Святые Тайны как недостойного причастника.

О! Плоть злая и лживейшая! Теперь я понимаю тебя: ты постепенно над всеми людьми берешь власть хищнически, обманом, если тебе не противятся всеми силами. Не верю твоему мудрованию.

Заповедь апостола: не будьте к женам суровы [Кол. 3,19].

Поя и воспевая в сердцах ваших Господу [Еф. 5,19].

Ко знамению крестному священник должен иметь все внимание и уважение, как ко Христу.

Задача нашей жизни – соединиться с Богом, а грех совершенно препятствует этому. Поэтому бегайте греха, как страшного врага, как убийцы душ, потому что без Бога – смерть, не жизнь. Поймем же свое назначение: будем помнить непрестанно, что общий Владыка зовет нас к соединению с Собою.

Мы не видим, а Ангелы и злые духи ходят по земле и делают свое дело... диавол, яко лев рыкая, ходит [1 Пет. 5,8]. Ангелы Божии восходящыя и нисходящыя... [Ин. 1,51].

В день святого апостола Андрея Первозванного. Ищите же прежде Царства Божия... [Мф. 6,33.]

Христианам особенно потребно иметь чистое сердце, потому что сердечными очами нужно зреть Бога, якоже Он есть [1 Ин. 3,2], – с Его любовию к нам и со всем Его совершенством; красоту Ангелов, всю славу Владычицы, красоту Ее души и величие Ее, как Матери Бога; красоту душ святых Божиих и их любовь к нам; нужно зреть, как они есть сами в себе; нужно зреть истины христианской веры со всеми ее Таинствами и чувствовать их величие; нужно зреть состояние душ своих, особенно – грехи свои. Сердце же нечистое, занятое пристрастием к земному, питающее в себе похоти плотские, похоть очей и гордость житейскую, не может видеть этого ничего, что мы указали.

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу. Отсюда очевидно, что молиться не может тот, кого ум и сердце крепко привязаны к чему-либо плотскому, например к деньгам, к чести, или кто имеет в сердце страсти: ненависть, зависть и другие, потому что страсти обыкновенно связывают сердце, как Бог расширяет его, доставляет ему истинную свободу.

Говорят: нет охоты, так и не молись. Лукавое мудрование плотское: не стань только молиться, так и совсем отстанешь от молитвы, – плоть того и хочет. Нет: Царство Небесное силою берется [Мф. 11,12]. Без самопринуждения к добру не спасешься.

Диавол часто налегает на сердце, закрывая сердечные очи и не давая зреть к Свету – Христу, хотя человек и усиливается. Как явны в нас действия духа злого! Только что не видишь их глазами.

Узнал духом. И плотские люди признают за важное дело быть мужественным духом. И они признают дух человека за важную часть существа, хотя и живут сами плотию.

Придите ко Мне... Я успокою вас [Мф. 11,28]. Христос зовет нас к Себе на покой. Пойдем к Нему.

Ты упокой старость отца и матери – и тебя Господь упокоит вечным упокоением. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2].

Я – ложь, а здесь – истина. Так говори, человек плотский, пришедши в церковь.

Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты – для того, чтобы все напоминало вам, что вы в храме Бога любви, в храме Любви, распятой за вас.

При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце; на сердце больше всего нужно обращать внимание: сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни (исходища живота [Притч. 4,23]); нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка такого образования. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, именно: Он хочет чистого сердца: блаженны чистые сердцем [Мф. 5,8]. Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии: а истинная жизнь нашего сердца – Христос (живет во мне Христос [Гал. 2,20]). Научитесь все мудрости апостола: это наша общая задача – вселить верою Христа в сердце.

О сем радуюсь и о сем прославляю и благодарю Господа, что Он туне грехи мои очищает, туне постоянно спасает, туне от смерти избавляет и в жизнь духовную паки вводит.

Поместить в журнале «Пресвитер» рассуждение о диаконах и причетниках; наставление, как они должны вести себя в отношении к священникам, к богослужению, ими совершаемому; как вести себя при пении, чтении, возгласах в алтаре (в отношении к священным вещам – престолу и прочему).

Что такое Матерь Божия для нас, грешных? Показать из молитв, канонов и песнопений Канонника.

Что такое для нас Господь Иисус Христос? Сколько Он благодетельствует нам? Показать оттуда же, из Служебника и из Требника. Что Бог Отец? Что Бог Сын? Что Бог Дух Святый?

Если из-за какого-нибудь предлога диавол возбуждает в сердце твоем ненависть к брату (и ты начинаешь возмущаться), то ты будь еще любезнее, еще ласковее к этому брату. Замечай: всегда из-за чего-нибудь плотского возбуждает он нелюбовь, а этим ясно себя изобличает. Помни, что Бог есть любовь [1 Ин. 4,8,16]; помни, что Христос возлюбил тебя до смерти. И ты держись любви всеми мерами. Помни, что Спасителю сделали крайние несправедливости и обиды, а Он все терпел и всех любил.

Непонятно, как сила Христова соединяется с знамением крестным и дает ему чудесную силу – это прогонять страсти, демонов и упокоивать возмущенную душу. Точно так же непонятно, как Дух Господа нашего Иисуса Христа соединяется с хлебом и вином, претворяет их в Плоть и Кровь и Сам очищает нашу душу от грехов, внося в нее небесный мир и спокойствие, делая ее благою, кроткою, смиренною, полною сердечной веры и умиления. Это объясняется отчасти тем, что везде всемогущий, творческий Дух Господа нашего Иисуса Христа и везде Он может даже не сущая нарицати, яко сущая [Рим. 4,17], тем более – из сущего делать другое сущее. А чтобы маловерное сердце не помыслило, что Крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, эти же Крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во все то, что Он совершил нашего ради спасения.

Когда лукавый увидит, что человек унывает от его козней, то обыкновенно радуется и как можно сильнее разжигает свои стрелы в сердце. Итак, унывать не нужно ни на минуту, а крепиться духом и воссылать Богу славу за то, что Он послал на нас этого адского пса – для того, чтобы он волею-неволею заставил нас обратиться ко Господу.

Не бойся скорбей, но желай их: ты – грешный человек, без скорбей как возможно было бы твое спасение? Благодари от всего сердца Господа за скорби и прославляй Его правосудие. Бог не был бы Бог, если бы не наказывал за каждый грех.

Я с вами во все дни до скончания века [Мф. 28,20]. Так, Владыко, Ты с нами – во все дни – ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия, не живем. Ты с нами особенно в Таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, Тело и питаешь нас животворящею Своею Плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами: и Плоть Твоя соединяется с нашею плотию, и Дух Твой соединяется с нашею душою – и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение; чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1 Кор. 6,17]. Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11,29]. Правда, часто лукавая и слепая плоть, или живущий в нашей грешной плоти князь века сего, шепчет нам, что в Тайнах – только хлеб и вино, а не самое Тело и Кровь Господа, и лукавыми свидетелями посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для Тебя, Господи, все возможно. Ты творишь плоть людям, животным, рыбам, птицам, гадам – всей твари: для Себя ли Ты – везде Сый и вся исполняяй – не сотворишь плоти? Какой ваятель в состоянии сделать ее для себя? Мало того, Ты превращаешь мертвое вещество в живое существо, например посох Моисея в змея, и нет ничего для Тебя невозможного: Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питье и превращаясь в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искушатися паче, еже может она понести; не пресуществляешь Ты глыбы земной в пречистое Тело и Кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь Кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино (которое и называется кровью гроздовою [Сир. 39,32] в Священном Писании), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для Таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества. А ты мог бы, Всемогущий, сказать нам: вот, эта скудель – Тело Мое, а эта вода – Кровь Моя; верьте, что это – Мое Тело и это – Моя Кровь: Я все претворяю, как Творец и Господь, и для Меня нет ничего невозможного. Однако же Ты так не сказал нам, зная нашу слабость. Будем же твердо верить, что под видами хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой и что в Таинстве Причащения Господь пребудет с нами во все дни до скончания века [Мф. 28,20].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.