Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 27 страница




Когда тебе придет на мысль, что ты имеешь несравненно меньше, чем твои товарищи, живущие на том же месте богато, вспомни о Господе Иисусе Христе и Его апостолах, которые жили, не имея где главы подклонить, и не имели двух сапог и двух одежд переменных, ни при поясах своих меди (с легким грузом легче плыть кораблю); благодари Бога, что ты имеешь меньше других и принимаешь некоторым образом участие в добровольной нищете Господа и апостолов. Трудящийся достоин награды за труды свои [Лк. 10,7]. Это значит, что доколе ты будешь работать Господу по службе своей – у тебя всегда будет нужное. А из сильного желания иметь больше видно, что ты любишь богатство и сильно привязался бы сердцем, если бы оно было дано, и диавол уловил бы тебя им в плен.

Мыслию или, лучше, сердечною верою в Бога, я всегда успокоиваю, услаждаю, радую свое сердце. А вследствие неверия во что-нибудь духовное, несомненно истинное во мне бывает огнь горящ, палящ в костях моих – и я расслабеваю отвсюду и не могу переносить этого огня.

Спаситель наполняет миллионы сердец достойных людей, умиротворяя, услаждая и веселя их. Не напрасно сказал Спаситель в Евангелии о послушных гласу Божию: придем к нему и обитель у него сотворим [Ин. 14,23]. Есть много обителей между людьми, занятых Богом мира и всякого утешения [ 2 Кор. 1,3]. Путь, Истина, Живот...

Усердный молельщик! Скажи мне, молясь в храме, что ты несешь из храма в сердце своем? Ты несешь что-то невыразимо приятное, легкое, расширяющее твое бытие, такое, чего прежде не было у тебя? Это – благодать Господа нашего Иисуса Христа. Это Он пришел и поселился в тебе и обитель в сердце твоем сотворил. Это Он тебя упокоевает, веселит, облегчает. Это – благое и легкое иго Его. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут [1 Кор. 15,22]. Несомненно, что Адам – первочеловек, наш корень, умер; несомненно также и то, что и все люди из-за Адама умирают. Но также несомненно, что второй Адам, второй корень наш, – воскрес из мертвых; значит, несомненно и то, что из-за Него все оживут, восстанут из мертвых. Только тогда не было бы воскресения мертвых, когда бы Христос не восстал. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших [1 Кор. 15,20]. Значит, истина воскресения из мертвых может быть доказана с математическою точностию. Три члена пропорции есть уже налицо: четвертый должен быть непременно и сам собою вытекает из предыдущих. Ergo[139]: как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного [1 Кор. 15,49].

Доколе ты не уверишься, что Я всегда присущ тебе? Ты воззовешь ко Мне – и Я каждый раз слышу тебя, твои сердечные мольбы и избавляю тебя от мучений страстей. Я спасаю тебя постоянно: ты живешь Мною, покоишься и веселишься Мною, и еще не научился предзреть Меня пред тобою выну.

Грех необходимо влечет за собою душевное мучение – Божие наказание; потому и диавол мучится и будет вечно мучиться как отступник от Бога, от Его законов; потому-то человек испытывает сердечное мучение и тогда, когда диавол приражается к нему; как с противлением воле Божией неразлучно мучение, смерть (а диавол – вечный противник воле Божией), то с его существом неразлучно мучение, и его прикосновение к человеку, по тому самому, всегда сопровождается также мучением, духовною смертию для этого последнего.

Деньги – средство, которым мир держит в своей власти преданных сребролюбию и скупости. Деньги – лакомая приманка, которою мир привлекает к себе неразумных и жадных. А диавол мир держит в своих сетях чрез сребролюбие.

Читали ли вы акафист Иисусу Сладчайшему? Ведь все, что тут говорится в похвалу Господу, испытано людьми на самом деле, все взято с опыта, из действительной жизни. Разбери его хотя отчасти, чтобы видеть справедливость слов.

Кто любит Бога, тот сильно желает, чтобы меньше было грешников; тот всегда молится Богу, чтобы число их было как можно меньше; тот всею душою заботится об исправлении заблуждающих.

Создавший наедине доведомым Ему одному образом душу мою, Един исцеляет и оживляет ее, уязвленную грехом, посредством животворящих Таин и молитвою.

Лучше, без всякого сомнения, когда нет в теле занозы, хотя и можно вынуть ее, когда она попадет; занозишь – огнем загорит место занозы, и всему телу неприятно. Так, без сомнения, несравненно лучше, когда сохраняешь сердце свободным от занозы греха, хотя и занозивши можно вынуть из него занозу. Заноза – заноза и есть: причиняет боль сердцу, жжет его. Мало того, еще и от Бога удаляет, а иногда и на Него вооружает – таково уж свойство греха. Потому, когда занозил сердце, сейчас же вынимай занозу, чтобы она не загнилась в нем, то есть чтобы не распространила гнилости греха. А знаешь, Кто вынимает эти занозы? – Господь Иисус Христос. Покажи Ему свою занозу, признайся искренно в своей невнимательности, скажи Ему от всего сердца: Ты – Един Целитель всяких душевных язв моих, к Тебе припадаю: изми терн греха из сердца моего, исцели мою язву, – и терн выйдет и язва заживет.

Во время службы священник должен себе сказать: Если... не имею любви, – то я ничто [1 Кор. 13,2]. Бог – Бог любви; Крест любви; я лобызаю на кресте Любовь, и в церкви стоят овцы Возлюбившего их до смерти.

Включить в учение о молитве и то, как слушать Апостол и Евангелие, как присутствовать при совершении Таинств и приступать к животворящим Тайнам. Молитва с верою. Объяснить, что такое вера.

Люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы или вовсе не имели и не имеют его, короче: отгого, что не молятся. Князю века сего простор для действия в сердцах таких людей – он господин в них. Молитвою они не испрашивали и не испрашивают себе у Господа росы благодати Божией (а только просящим и ищущим подаются дары Господни), – и вот сердца, по природе испорченные, без живительной росы Духа Святого, пересохли и от крайней сухости наконец запылали адским пламенем неверия; а диавол знает только воспламеняет страсти, поддерживающие этот ужасный огонь, и торжествует при виде погибели несчастных душ, искупленных Кровию Того, Кто попрал его державу.

С тех пор, как человек по своей воле отпал от Бога, он, как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, неохотно смотрит на место прежнего жительства своего, любит больше мрак леса, то есть здешнего мира, чем свет прежнего места, то есть рая Божия, трудно соединяется с Богом и по соединении часто отпадает от Него, трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл, если не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара веры.

Неверие оттого, что не живут истинною жизнию сердца, а живут служебным орудием сердца – умом, который имеет назначение от Бога указывать сердцу путь светом своим.

Скорби лучше, надежнее держат меня в единении с Богом; а в просторе, в радости сердца я скоро усыпляюсь.

Помни всегда, что при вере в животворящие Тайны – простор и радость сердца, а при маловерии или неверии – скорбь и теснота.

Боже! Творче и Владыко мира! Призри милостиво на создание Твое, украшенное Твоим Божественным образом в сии утренние часы: да оживит, да просветит Твое око, тмами тем крат светлейшее лучей солнечных, мою душу, темную и умерщвленную грехом. Отыми от меня уныние и леность, даруй же мне веселие и бодрость душевную, да в радовании сердца моего славлю Твою благость, святость, Твое беспредельное величие, бесконечные Твои совершенства на всякий час и на всяком месте. Ты бо еси Творец мой и Владыко живота моего, Господи, и Тебе подобает слава от разумных созданий Твоих на всякий день же и час, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Когда ты возьмешь читать сочинение духовного содержания, никогда не спеши мыслями к другому какому-либо делу, менее важному. Помни, что вся жизнь твоя должна быть непрестанным поучением в слове Божием. Пусть же книги священные, или чтение их, будет для тебя первым и лучшим занятием. Читай, умудряйся, спасайся и спасай других. Более же всего бери в руки и читай самое слово Божие – Библию: да не отступит книга закона Божия от уст твоих. Это слово – образец нашего человеческого слова. Чтоб быть тебе сильным в слове, ты должен заимствовать места из слова Божия, должен проникаться духом слова Божия, духом спасения, чистотою его и святостию.

Помни, что ты заимствуешь теперь, в этом новом сане своем, все свое значение от своего Господа Иисуса Христа. Ты священник. Чей? – Христов, то есть от Его имени и Им поставленный. Ты пастырь словесных овец.

Но это пастырство у тебя – заимствованное от пастырства Христова: единственный Пастырь есть Господь Иисус; все люди только по отношению к Нему одному могут называться словесными овцами во всей силе и полноте этого слова. Только Он есть наш Пастырь в полном значении этого слова. Ты учитель веры. Но опять, единственный Учитель веры и Начальник ее есть Иисус Христос. Старайся же уподобляться этому Верховному Первосвященнику, Пастырю и Учителю: Он есть Совершенство твое. Он – Бог твой, Творец и Искупитель твой. Благоговей пред Ним, молись Ему, люби Его. С Ним старайся любить и овец Его так, как Он любил и любит их. Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Ин. 21,15]. Будь готов от сердца отвечать всегда: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя [Ин. 21,15]. И Он ответит тебе: паси агнцев Моих [Ин. 21,15]. И ты упасешь их во двор Его.

И теперь я стою на суде Божием одесную или ошуюю: когда грех удаляет меня от Бога и бичует меня – тогда я ошуюю; а когда я, по благодати Божией, близок к Богу сердечною верою и благими мыслями и делами – тогда одесную Его. Якоже мы в мире сем, тако и Он в мире сем.

Когда я причащусь животворящих Таин с усумнением, тогда я лишаюсь внутренней, нравственной силы: мое сердце ослабевает.

Мгновенное усумнение в вере для человека-грешника неудивительно: как неудивительно то, что он грешит ежедневно и многократно, так не удивительно и то, что он усумневается в том, что не подлежит никакому сомнению, – это немощь поврежденной грехом нашей природы. Не мы только, грешные, подвержены этой слабости: Священное Писание не скрыло от нас, что святые Божии, например даже Захария, отец Предтечи, усумнился в верности слов говорившего с ним Архангела Гавриила и наказан был за свое неверие немотою до времени исполнения слов Ангела. Усумнение, неверие – общая слабость человеческая: апостолы Христовы не скрыли от людей, что они сами до сошествия на них Святого Духа часто подвергались неверию – так что даже лицам, видевшим Господа, воскресшего из мертвых, не поверили [Мк. 16,11]; не скрыли и того, что Сам Господь упрекал их за неверие и жестокосердие [Мк. 16,14]. Господь говорил апостолам: если будете иметь веру и не усомнитесь [слав.: аще имате веру и не усумнитеся ] ... если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море [Мф. 21,21], то она послушала бы. Здесь обращаю внимание на слова: аще не усумнитеся, которые показывают, что усумнение есть обыкновенная слабость человеческая; Господь и не сказал бы этих слов, если бы люди не были подвержены этой слабости. Итак, неудивительно, что человек усумневается; пока человек совершенно не проникнется Духом Божиим, Который есть Дух истины, дотоле ему все есть возможность сомневаться и не веровать: отец лжи – диавол, не престанет всевать в его ум и сердце хотя на мгновение помыслы сомнения, хотя бы того и не хотел человек. С тех пор как первые человеки вследствие слов духа-искусителя усумнились в истине глаголов Божиих и поверили ему, духу лжи, род человеческий доныне на всех степенях своего умственного и нравственного совершенства, больше или меньше подвержен той же слабости первочеловеков, то есть усумнению в истине, хотя минутному, и в этом отношении все люди – как один.

Но то удивительно и в высшей степени преступно, что человек коснеет в неверии, открыто противится истине, прелесть, обман греха принимает за истину, ожесточает сердце свое лестию греховною, по апостолу [Евр. 3,13], и, блуждая во мраке, не хочет сам искать исхода из него на свет Божий, любит более... тьму, нежели свет [Ин. 3,19], смерть, нежели жизнь. Известно по опыту, что нет ничего безотраднее и мучительнее для сердца человеческого, как неверие, тогда как, напротив, в вере – упокоение и сладость наших сердец и свет для наших умов, свет для всех отношений наших с людьми. Как дико, безобразно, безотрадно, близоруко смотрит невер на всех и все... О, будем стараться не допускать до себя сомнения и неверия даже и на минуту: оно противно Богу, Который есть Истина: если кто поколеблется, говорит Господь, не благоволит к тому душа Моя [Евр. 10,38]. Осмотримся: ведь кругом нас истина; только мы мало знаем ее. Ложь – только диавол да дела его; только всяк человек, не радящий о своем спасении, есть ложь, и дела его. Прочее все – истина.

Неверующие сами разрывают связь с миром духовным, сами отвергают совет Божий о себе, о своем вечном спасении, как фарисеи во время Спасителя. Не они отвергают Бога, а Бог их отвергает, как Он отверг неверующих иудеев. Их неверие веры Божией не упразднит; хоть они неверны, но Бот пребывает верен, ибо Себя отречься не может [2 Тим. 2,13]. Не их ложь поборает истину Божию, а истина поборает их ложь, помрачая их умы; не они ругаются над Истинным Владыкою, а Владыка посмевается их ожесточению и ослеплению; не лукавые рабы прехитряют Господа, как говорит наш знаменитый проповедник, но Господь долготерпеливый попускает их злобе опытом познать, к какому безотрадному концу приводит и приведет всех неверующих, если не обратятся к вере, их жалкое неверие. Их неверие, ожесточение и ослепление давно предсказаны апостолами Христовыми и, еще прежде их, пророками Господними. Грозный суд Божий совершается над неверами. Не они побеждают веру, а вера, победившая мир [1 Ин. 5,4], их побеждает. Их неверие изобличает их внутреннюю, сердечную пустоту и нечистоту, их неспособность вместить драгоценное, чистейшее сокровище неба – веру Божию.

Написать, с Божиею помощию, сочинение: «Врачевство против неверия».

Только отнимите, братие, нечистоту от своего сердца, только подавите в своем сердце лукавство и все страсти, все привязанности к земному, только дайте в нем место Чистому, гнушающемуся всякою нечистотою сердечною, – и вы увидите, что Господь сделает с вами, с вашими душами; вы опытом дознаете, как животворна, сладостна для человека вера, как благо и легко бремя Господне – не то, что ваши, добровольно положенные на себя бремена, гнетущие и убивающие душу. Вы убедитесь тогда, что все слова Господа и Его апостолов суть дух и жизнь [Ин. 6,63] и чистейшая истина.

Дайте поговорить о Господе нам – священникам, которые причащаются больше других благости Его.

Неверы! Обращаетесь ли с молитвами вашими о помощи к очищенному, избранному, доброму, готовому помогать по вашему прошению человечеству, блаженствующему в единении с Богом[140]? Или вы не считаете это нужным? Вы богаты всем и не имеете ни в чем нужды? Бросьте свою гордость и молитесь слезно – иначе пожрет вас сатана.

Испытывали и испытываем и мы неверие – не таим греха и знаем, что виновным в нем оказывается не ум, а сердце: ум представляет все неопровержимые доказательства истины, а сердце остается непреклонным, холодным, твердым как камень, пока не тронешь его, не заденешь, не расшевелишь чем-либо или не выронишь горькой слезы о его болезни – упорстве и о своем безумии.

При неверии чему-нибудь истинному, святому ум обыкновенно затмевается, сердце неверное поражается страхом и теснотою, а при искренней вере – ощущает радость, спокойствие, широту, или расширение в себе жизни, так что и ум делается светлым и далеко зрящим. Не явно ли истина торжествует над безумием сердца? Не явно ли сердце лживо? Да, страдание сердца при неверии во что-либо истинное, святое есть верный признак истины того, во что оно не верует: сердце достойно само умирает, подвергая сомнению или неверию истину, посягая на уничтожение того, что нельзя уничтожить; тогда как расширение сердца при искренней вере есть также верный признак истины того, во что мы веруем, потому что веруемый предмет сообщает жизнь нашему сердцу и прибавляет, усиливает эту жизнь. Сердце наше, зараженное грехом, есть ничтожное хранилище жизни, потому что грех – смерть, а не жизнь; полнота жизни – вне нас; но как эта жизнь духовна, невидима и сообщается нам по нашей вере в невидимую, лучшую жизнь, то проводник жизни в наше сердце есть живая, искренняя вера наша в эту жизнь; без веры сердце естественно должно чувствовать стеснение, скорбь – как сокращение, умаление жизни. Но при вере должно быть еще и согласие нашей духовной деятельности с веруемым, так как веруемое есть Существо нравственное.

Если когда, то во время молитвы возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... [Мф. 22,37] – так, чтобы в нем не оставалось никакого места пристрастной любви к чему-либо земному или вражды на кого-либо, чтобы все сердце безраздельно было отдано Богу сердца.

Возмездие за грех – смерть [Рим. 6,23], откровение Господа верно [Пс. 18,8]: смерть духовная прежде, потом телесная; каждый грех неизбежно наказывается палящим внутренним огнем, внутреннею теснотою и скорбию.

Старайся дойти до младенческой простоты в обращении с людьми и в молитве к Богу. Простота – величайшее благо и достоинство человека. Бог совершенно прост, потому что Он совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло.

Предуказания в теле дождя или сырой погоды: слабость в ногах, боль в правом боку, отсутствие аппетита.

Когда нет Тебя во мне, в моем сердце, тогда, значит, недостоин я Тебя, и только, – а гордое сердце дерзает помышлять, что Тебя как будто нет: да не будет сего, Господи!

Если бы даже пришлось тебе терпеть недостаток, и тогда не завидуй своим сослуживцам. Помни слова молитвы Господней: хлеб наш насущный даждь нам днесь [Мф. 6,11] – и будь верным учеником Христовым; или слова апостола: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя [ Евр. 13,5 ].

Когда страсти твои влекут тебя к чувственному, вспомни тогда, куда влечет тебя Крест; вспомни, какие блага он исходатайствовал взирающим на него с верою и любовию и, по возможности, шествующим путем его.

Священнику, удостаиваемому благодатных даров после причащения – небесного мира и радости о Дусе Святе – должно всячески беречься от страстной привязанности к земному, то есть от страстей скупости и зависти. Иначе они будут адским огнем палить его. Противна Господу, являющему Свои небесные дары в причащении, привязанность к земному. Если вкусил и видел ты, как благ Господь [Пс. 33,9], то зачем еще лепишься к земле, зачем не возводишь очи горе?

Привычка в деле веры есть усыпление злого духа.

Нила, подвижника Синайского, письмо 21-е к Никодиму. Благодарить обязан ты Бога, что нет у тебя денег, в которых потребовался бы у тебя отчет в день Суда. Ибо сказано: от всякого, кому дано много... с того больше взыщут [Лк. 12,48] истязатели Ангелы; и богач за данные ему деньги подвергнется тяжкому наказанию, строгой ответственности и страшному исследованию, хорошо ли он или худо распорядился тем, что предано было ему Промыслом Божиим.

Письмо 25-е. Пресвитеру Прокопию. Если порицаешь обращение к худшему, то избегай обращения к худшему, ибо сказано: никто... озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия [Лк. 9,62].

Из письма 17-го монаху Панигирию. В какой мере приближаемся мы к Богу, в такой более и более свирепеют на нас демоны.

Земные блага почитай столь маловажными и ничтожными, что из-за них никогда и не думай терять благ духовных – любви, которой нет ничего выше на свете, мира и радости о Дусе Святе; никогда не меняй последних на первые. Имея последние, можно быть счастливым и блаженным без первых, а имея первые без последних, никогда нельзя быть счастливым. Помни это всегда. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф. 6,33].

Молясь Господу или Пречистой Его Матери, или Ангелу, или святому, представляй, что они взирают на тебя светлейшими своими очами, внемлют тебе всеслышащим ухом. Очи в очи.

Когда увлекает тебя чувство ненависти к ближнему, противопоставь ему следующую молитвенную преграду: Господи, даруй мне любить, как себя, образ Твой[141], хотя он и носит язвы прегрешений. Его прегрешения суть вместе и мои прегрешения; даруй мне видеть в брате моем меня самого, в его прегрешениях мои прегрешения. (Когда чувство зависти – вспомни слова молитвы Господней: хлеб наш насущный даждь нам днесь [Мф. 6,11]; или: не заботьтесь... что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. всего этого ищут язычники [Мф. 6,31 – 32]; или слова апостола: имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя [Евр. 13,5]. Это же и в страсти любостяжания.)

Паки и паки прославим Владычицу, Пребыструю Заступницу всех прибегающих с верою в державный Ее покров. Вчера унзе ми терн [Пс. 31,4] греха в сердце, как и всегда это бывает со мною, окаянным, и жег мою грудь огнем адским, лишая меня мира и радости и дерзновения пред Богом моим. Но лишь я помолился от всего сердца Владычице, прочитавши молитву: Нескверная, неблазная... лишь возвел к Ней очи веры, как Она услышала меня и изъяла из груди моей палящий терн. Слава Владычице! А то бы мучился без Нее и ходил, ища себе покоя и не обретая.

Из собственного опыта живой, сердечной молитвы можешь знать, что святые приняты в ближайшее общение с Богом. А по собственному также опыту знаешь, что в общении с Богом посредством молитвы веры ум наш необыкновенно просветляется и принимает самые обширные размеры действия: в это время он видит то, чего в обыкновенном своем состоянии не видит. Из этого следует, что святые, будучи в общении с Богом, притом чистые, отрешенные от тела, имеют ум самый светлый, дальнозрящий и наши сердечные молитвы слышат и, если они угодны Богу и нам полезны, непременно исполняют.

В деле благопромышления Божия о людях и по требованию разума должны быть посредники между людьми и Богом из мира духовного (так как люди занимают средину между тем и другим и руководятся к горнему Царству), именно: Ангелы. У Господа во всех делах изумительная постепенность и порядок; везде у Него низшие руководствуются высшими. И вот необходимость Ангелов-Хранителей для христиан, искупленных Кровию Господа, – из разума. Кроме того, Ангелы сами исполнены любви к нам и радуются об обращении одного грешника, а любовь деятельна; но такой благородной, полезной деятельности Господь и дал всю свободу, как мы видим из слова Божия. Ангелы-Хранители необходимы для людей по причине коварства злых духов над людьми, а люди их не видят сами. Люди очень немощны для духовной жизни: кроме благодати Божией, нужно еще лицо, исполненное этой благодати, мудрое, крепкое по своей природе, а таковы – Ангелы. Кроме того, по исходе из жизни должны быть свидетели о делах человеческих против бесов.

Спасителю мой, виждь, без Тебе не могу делать ничего [Ин. 15,5]: вера в Тебя живая живит сердце мое, а маловерие – мертвит, делает слабым ко всякому добру, слишком склонным ко злу. Господи! Ты славен во мне, когда чрез веру обитаешь в сердце моем: благо и легко мне тогда; славен и тогда, когда за маловерие оставляешь меня: худо и тяжело мне тогда. Непременно, непреложно: Ты – жизнь моя; Ты – покой мой. О! Не оставь меня, Господи!

Все, что получило бытие, не может уничтожиться иначе, как по воле Бога, все создавшего. Все чрез Него начало быть [Ин. 1,3]. Это разумей и о душе человеческой. Господь, сотворивши однажды, не уничтожает Своего творения, созданного по образу и по подобию Его. Аз же создах тя, говорит Он чрез Исаию, не на пагубу, еже истлити [Ис. 54,16]. Значит, душа человеческая непременно будет существовать.

Спаситель наполняет миллионы сердец, и миллионы Им блаженны. А вы что говорите, вольнодумцы? Вы носите свое диавольское бремя, свое иго; но ваше бремя, ваше иго – тяжело, а Мое – благо, легко.

Во время молитвы ум светлеет.

Неверие, как отпадение души от Источника жизни и блаженства, всегда мучительно.

Сравнение между деревцом и человеком. Слышишь, как шумит деревцо листьями, видишь, какое оно высокое, толстое, сколько на нем ветвей, как оно раскинуло их далеко? Но вся эта вышина, толщина, эта ветвистость, все эти листья – дело Божие: Бог причина всего этого. Есть теперь это деревцо – видишь ты его и слышишь шум листьев его; но еще недавно было то время, когда его не было. Так и ты. Поднялся ты от земли, статен ты, ветви пустил ты от себя – юное поколение; много на тебе и листьев, то есть разных придаточных даров тебе Божиих: почестей, богатства и прочего, – ты в гордости и самозабвении шумишь ими, ветр князя воздушного играет в твоей душе ими. А ведь не подумаешь ты, что все это у тебя Божие; а ведь чувства благодарности нет в сердце. Спроси себя: что у тебя было за несколько лет назад? Где ты весь сам был за несколько лет? О! Не шуми мне, не шуми мне твоими листьями, а лучше в тишине сердца благодари Бога, что Он возрастил и украсил тебя. Посмотри-ка, ведь ты на диво себе самому существуешь – из ничего. Не забывай, что недолго тебе красоваться на этом свете. Смотри: секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь [Лк. 3,9]. Слыхал ты это? Знал ты это, что при всей твоей гордости ты как деревцо в саду Небесного Вертоградаря, Который, не спросившись тебя, дал тебе жизнь, вырастил и украсил, обогатил тебя всеми дарами Своими, духовными и вещественными, и, коли ты будешь неверен, неблагодарен пред Ним, не захочешь узнать в дарах тебе Божиих Благодетеля своего – тоже не спросясь тебя и против воли твоей, как бесплодное деревцо, напрасно только землю занимавшее, посечет тебя и в вечный огонь бросит тебя? Ведь это совершенно истинно – и долго ли этому случиться? Помни, что у тебя и у дерева Творец один. Но отчего Бог создал тебя не деревом, а человеком? Причина тому заключается единственно в Его благости. Он захотел и на тебе удивить Свои милости, чтобы злоба твоя не одолела Его неизглаголанной благости и милосердия, чтобы от тебя хотя других научить, как Он долготерпелив и многомилостив [Пс. 102,8].

Спаситель два раза умножил хлебы в пустыне, два раза напитал ничтожным количеством хлеба несколько тысяч народа, чтобы уверить этим последующие роды, всякое неверие, что так же умножает Он для христиан и Хлеб Животный доныне и будет умножать до скончания века, то есть Тело и Кровь Свою.

Когда во время молитвы или вне молитвы ты испытываешь мучение в сердце от неверия или сомнения, знай тогда, что с тобою исконный человекоубийца, и самое мучение сердца да будет для тебя разительнейшим доказательством, что то, в чем ты сомневаешься, истинно.

Из трудности определить на место твоего товарища по Академии Г. узнай, как велика тебе милость Божия, явленная в таком беспрепятственном определении тебя на место.

Тучи – точные исполнительницы велений Небесного Владыки: как строй войска, чинно они расходятся над известным местом, как бы строятся в ряды, и дружно льют на землю живительную влагу, гремя и сверкая как бы из огнестрельных оружий.

Гневаясь, не согрешайте [Пс. 4,5], то есть гневайтесь не от сердца.

Ради любви жертвуй всем, потому что Любовь есть Сам Бог; не теряй любви ни по каким причинам, ни под каким благовидным предлогом; подвиги твои для сохранения любви будут подвиги для Самого Бога.

Потеряв вчера любовь, я потерял мир и легкость сердца, то есть лишился благодати Божией, во мне обитавшей; не мог помолиться вечером достойною молитвою; не мог спать покойно и всю ночь и утро чувствовал на сердце тяжесть, пустоту и убивающий холод. 10 июня 1859 г.

Любящий человек не мыслит зла [1 Кор. 13,5], то есть ни в ком не подозревает зла, не подозревает, что другие худо думают об нем или сердятся на него, или стараются делать ему зло.

Мрак приходит от сердца на ум, равно и свет передается от сердца уму, – обратить внимание.

Если Бог не оставляет Своим благопромышлением травку, цветок или листочек на древе, то оставит ли нас? О! Убедись всем сердцем каждый человек в том, что верен Господь Сам Себе в Своем Промысле о всякой, даже малейшей Своей твари. Уразумей, что каждой твари невидимо присущ Творец. По словам Спасителя, Бог одевает цветы полевые, питает птиц небесных и прочее.

Чем Бог не веселит нас, Своих тварей? Даже цветочками. Как нежная мать, Он, по присносущной Своей силе и премудрости, каждое лето из ничего творит нам эти великолепные игрушки; будем ими забавляться, да и благость Творца, Отца нашего Небесного, не забудем прославлять; будем и сами на Его любовь к нам отвечать своими любящими сердцами.

Человек отлагает одежду старую, чтобы одеть новую, – от времени до времени, и, наконец, отложит и одежду тела своего. Будем это помнить, когда переменяем одежды. Тлеет от времени и употребления одежда обыкновенная, истлевает от тех же причин, и особенно от разрушительной силы греха, и одежда тела: одна душа наша вечна; одни дела ее – добрые или злые – вечны. Об одежде что заботитесь [Мф. 6,28], душа не больше ли ея? [Мф. 6,25].

Мир как произведение живого, премудрого Бога полон жизни: везде и во всем жизнь и премудрость, во всем видишь выражение мысли – как в целом, так и во всех частях. Это – настоящая книга, из которой можно, хоть не так ясно, как из Откровения, учиться богопознанию. Прежде чем стал мир, был только живой, беспредельный Бог; когда мир стал, из небытия воззвал к бытию, Бог, конечно, не сделался ограниченным – вся полнота жизни и беспредельности осталась при Нем; но эта полнота жизни и беспредельности выразилась в тварях, которых безмерно много и все одарены жизнию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.