Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одна из важнейших очередных задач 2 страница




Нельзя, конечно, сказать, что всякое предложение, которое вносится рабочим, должно быть осуществлено. Часто вносимые предложения неосуществимы, нереальны благодаря слабой технической подготовке, неумению высчитать и т. д. Если бы рабочий был более технически подготовлен, его предложения могли бы иметь совершенно другое значение. И ясно, что творческая сила народных масс будет тем эффективнее, чем выше будет политехническая подготовка масс. Вот почему Владимир Ильич в своих «Тезисах о производственной пропаганде» и в своих заметках о том, как надо строить политехническое образование[45], пишет, что нам нужны сейчас слесаря, плотники, но с кругозором политехническим, он везде указывает на важность именно этой стороны дела – политехнического образования.

Мы видим, что стихийно у нас идет довольно широко различного вида политехническая подготовка рабочих. Возьмем такой вопрос, как вводные курсы в производство. Одна Украина постановила за 1929 г. охватить этими вводными курсами в производство 36 тыс. рабочих.

И когда приходишь на завод, то часто сообщают: «А у нас есть вводные курсы в производство», но что это за курсы, как они работают – не говорят, учета тут еще нет. Надо отметить, что дело идет довольно стихийно.

Возьмем такую вещь, как длительные экскурсии на производство. Среди металлистов, например, только в этом году 15 тыс. рабочих идут в длительные экскурсии на производство. Что это значит? Это значит, что текстильщики сравнительно отсталой фабрики идут на большую и лучше оборудованную текстильную фабрику, где они будут видеть все достижения, получат материал для сравнения, расширят свой политехнический кругозор.

Если вы придете, например, на какой-нибудь московский завод, вам обычно скажут: «У нас около половины рабочих учатся». Но где учатся? Учатся обыкновенно на подготовительных курсах в рабфак, на рабфаках, на разных подготовительных курсах в техникумы, в вузы, а надо сказать, что все эти курсы еще недостаточно связаны с производством, в них много схоластики, но наряду с учебой старого типа выдвигаются новые типы, например завод-школа, где в каждом цехе около каждого процесса выделяется целый ряд специальных курсов, освещающих со всех сторон производство его. Все обучение идет около завода. Исходя из практики, из жизни, строятся по-новому курсы. Это, конечно, необычный путь, учет работы таких предприятий-школ чрезвычайно важен. Затем есть всякие другие виды обучения – выставки, лекции, передвижки, связанные с производством, – все это чрезвычайно ширит кругозор рабочих. Все те переброски рабочих с завода на завод, которые вызываются потребностями производства, несомненно, также ширят политехнический кругозор рабочего – рост политехнической сознательности рабочих несомненен.

Владимир Ильич в своих «Тезисах о производственной пропаганде» отмечал, какой глубокий размах должна принять производственная пропаганда. Он подчеркивал, например, такую вещь, что ликпункты должны быть связаны с производственной пропагандой, с пропагандой политехнической. Это имеет, конечно, большое значение. При том размахе, который у нас сейчас примяла ликвидация безграмотности, если ее связать с элементами производственной пропаганды, это будет громадный шаг вперед, потому что наиболее отсталые слои рабочих будут подтягиваться и сознательно относиться к производству.

Есть еще одна сторона, которая делает особенно важным широкий политехнический кругозор рабочего, – это то, что у нас реконструкция народного хозяйства происходит на очень отсталой базе. Если мы возьмем разные национальные области, возьмем отдельные округа, мы увидим, что там приходится строить, что называется, на новом месте. Владимир Ильич говорил о пяти укладах. Что это значит для реконструкции нашего хозяйства? Это значит, что нам надо в чрезвычайно сложных условиях ориентироваться, учитывать очень разнообразную подготовку рабочих, учитывать всю обстановку, и тут нельзя идти только путем схем, тут надо, чтобы массы принимали участие в этом строительстве. Без участия масс наша реконструкция не может достигнуть той глубины и того размаха, которых требует сейчас от нее жизнь.

Я все говорила о политехническом кругозоре и об овладении техническими знаниями взрослыми рабочими. А как же дело обстоит со школой? Дело в том, что эта политехнизация обучения взрослых имеет тесную связь с политехнизацией нашей школы. Вы знаете, что в программе партии говорится о советах народного образования; в свое время Владимир Ильич говорил об их большом значении. Это – не совсоды, это – нечто другое, это – непосредственное участие масс в строительстве школы, и, само собой, если кругозор масс расширяется, если этот кругозор становится политехническим, то масса, политехнически подготовленная, сможет принять активнейшее участие в политехнизации нашей школы.

Товарищи, нам обманываться не приходится, мы знаем, как бедны наши школьные здания, мы знаем, что у нас под мастерские отводятся самые ничтожные пространства. Тут как-то высчитывалось, что в новых школьных зданиях, которые построены со времени Октября, лишь 2% пространства школьных зданий заняты под мастерские, тогда как под раздевалки отводится около 5% пространства. Это показывает, какое ничтожное место в настоящий момент занимают мастерские в нашей массовой школе, и мы не должны тут строить себе иллюзий, что мы одним махом это изменим. Мы должны иметь в виду другое, – мы должны иметь в виду то, о чем говорил тов. Ленин, что мы должны использовать то немногое, что у нас есть. В предисловии к книжке Степанова об электрификации[46]он писал, что мы должны каждую электростанцию превратить в своеобразный технический агитпункт, сделать каждую электростанцию центром распространения знаний об электрификации страны. Сделать это мы еще не сделали; но не только, конечно, электростанции, но каждый трактор, каждый завод – все, что есть в окружающей жизни, что связано с техникой и дает представление о работе техники, о технических машинах, инструментах, – все это должно быть использовано.

Вот у нас район. Мы должны в этом районе использовать все, что можно, до мелочей: автомобиль есть – использовать его с точки зрения политехнизма; есть трактор – трактор надо использовать с точки зрения демонстрации всей внутренней конструкции трактора, показать, что это такое. Каждую железнодорожную станцию нужно сделать своеобразной школой..

Маркс говорил о мельнице, о часах и о их роли в истории техники. Их надо использовать и в целях политехнического воспитания.

Скажем, на Средней Волге много мельниц и крупорушек – там нужно использовать мельницы, нужно около них поставить элементарную политехническую пропаганду. Сейчас все шире проникает техника в деревню. Каждая машинно-тракторная станция, несомненно, должна быть техническим агитпунктом. Если учесть всю окружающую обстановку, все то, что мы можем использовать для нашей школы, то мы увидим, что даже в деревне сейчас имеется богатый материал для того, чтобы на таком материале построить ознакомление ребят с современной техникой и показать пути развития этой техники. Каждая фабрика должна быть использована.

Недавно мне пришлось быть на одной фабрике; около фабрики – школа-семилетка. Весь отход, обрезки жести, проволока – все это, само собою, просится в школьную мастерскую, чтобы на этом браке показать всю структуру мотора, а вместе с тем завод не интересуется школой. Завод интересуется школой только С одной точки зрения: нельзя ли ее включить в территорию завода, нельзя ли там какой-нибудь цех устроить. А чем школа живет, какая у нее программа, что это за программа, как завод должен тут помочь школе – это завод не интересует.

Необходимо поставить дело таким образом, чтобы заводу было дело до школы, а школе – до завода. Сейчас редки случаи, когда завод обсуждает программу школы, когда завод обсуждает, правильно ли составлена программа политехнического воспитания. Мы видим невнимание со стороны предприятий, со стороны наших ударников, соревнующихся и поднимающих производство. Мы видим недостаточное внимание к вопросам школы. Мы видим такие вещи: имеется мастерская в одной московской школе, она была раньше мастерской ремесленнического типа, теперь, ввиду того что политехнизм в моде, вы видите объявление о том, что это – политехническая мастерская, несмотря на то что эта мастерская как была, так и осталась чисто ремесленнической. Когда учеников спрашиваешь, что они делают, то они говорят, что у них введено два часа политехнизма и хорошо, что эти два часа ставятся последними, потому что можно незаметно «смыться», и все, кто может, «смываются». Я спрашиваю, как же эти занятия с остальной учебой связаны, а ребята мне на это отвечают, что работа в мастерской никак с ней не связана. Если бы рабочие принимали участие в политехнизации школы, этого, конечно, не могло бы быть. Необходимо, чтобы программы школ обсуждались на широких рабочих собраниях: только тогда, когда школа придет со своей выставкой на завод, когда будут экскурсии в образцовые школы, где ясно представлено преподавание политехнизма, когда посидят рабочие на уроках, только тогда пробудится у них интерес к делу.

Я недавно делала доклад на одном заводе о политехнизме. Рабочие понятия о нем не имели. Там говорилось очень много о воспитании, все говорили, горячо говорили, и был интерес, но я убеждена, что, может быть, только несколько человек заинтересовалось вопросом политехнизма как таковым. Если была бы тут выставка, как связывать преподавание с изучением текстильного дела, показана была бы связь обучения с производством, то интерес был бы громадный и масса ценных предложений была бы внесена. Надо через показ конкретной работы втягивать массы в участие в политехнизации школы.

Постановка пропаганды политехнизма должна быть жизненная, реальная, показываться на живых примерах, должно быть не отвлеченное рассуждение, а обсуждение практических вопросов.

Это относится не только к заводу, но и к колхозам. Сейчас я хотела бы отметить то, что у нас в программе партии говорится о советах народного образования. Это и есть совет из представителей рабочих, из представителей рабочих окружающих школу производств, которые вникают в программу и, как один колхозник выразился, «по всем буковкам, по всем пунктикам» разбирают программу школы. Только при близости масс к школе мы создадим политехническую школу.

В своей речи на I Всероссийском съезде по народному образованию Владимир Ильич говорил, что «отныне наша школа вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом пойдет по пути социализма»[47]. Какой смысл этой фразы: «вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом»? – То есть вместе с рабочим классом, вместе с широчайшими слоями трудящихся пойдет школа по пути к социализму.

Вопрос расширения политехнического кругозора рабочих сейчас означает, что масса, которая будет теперь ближе подходить к школе, будет другой, чем та масса, которая была раньше, ей будут близки вопросы политехнизма. Это имеет громадное значение.

Теперь другой вопрос. Вы знаете, что наша социалистическая реконструкция отличается от той хозяйственной работы, которая идет в капиталистических странах, тем, что наше строительство – плановое. Наша пятилетка имеет колоссальнейшее принципиальное значение перед лицом той конкуренции, которая существует в капиталистических странах. Мы сейчас являемся свидетелями громадного хозяйственного кризиса в Северной Америке, в Германии, в целом ряде крупных стран – кризиса, который вырастает как раз на базе бесплановости. Сама постановка вопроса о едином пятилетнем плане имеет громадное значение.

Но понятное дело, что никто не может понимать таким образом, что только дело Госплана составлять эту пятилетку. Мы должны понимать, что плановость означает то, что эта пятилетка должна составляться таким образом, что каждая хозяйственная организация должна строить свою работу планово. Вот в самое последнее время мы видим, что эта плановость доводится до завода, до каждого станка и какие громаднейшие сдвиги она вызывает среди рабочего класса. Мы видим встречный промфинплан.

Что это значит – встречный промфинплан?

Это означает, что плановость из кабинета дошла до станка, до каждого рабочего и чем шире будет развиваться этот встречный промфинплан, тем глубже будет понимание рабочими этой плановости. Но все это связано с тем, что нужно знакомить широко рабочих с целым рядом моментов этой плановости. И нашу школу мы должны строить так, чтобы работа проходила в ней планово, не так, что пришли в школьную мастерскую, что-то построили – и с делом конец. Нельзя понимать плановость в составлении расписаний учебной сетки. Дело не в сетке, а дело в том, чтобы сами ребята понимали, что они делают и для чего они делают...

Мы хотим строить практическую работу школьников с помощью рабочих, с помощью трудящихся масс, строить так, чтобы они воспитывали у школьников умение планировать, чтобы плановость вошла в поры всей школы, тогда мы воспитаем по-новому наше подрастающее поколение.

В окружающей жизни много пережитков старого и старой бесплановости видимо-невидимо. Выстроят какую-нибудь мастерскую, затратят 45 тыс. рублей, а назавтра, посмотришь, инженер предлагает более эффектный проект, и только что выстроенная мастерская идет на снос, 45 тыс. летят в печку. Эти ошибки пока что неизбежны.

Но мы должны себе поставить задачей воспитать подрастающее поколение, умеющее планово работать.

Эта задача органически связана с политехнизацией нашей школы, потому что плановость предполагает известный кругозор, известное понимание производства.

В этом отношении производственная плановость имеет громадное значение.

Энгельс писал о том, что противоречия между городом и деревней могут быть изжиты только тогда, когда вырастет поколение всесторонне развитых людей, политехнически воспитанных. Ленин в своей статье «Перлы народнического прожектерства» также останавливался на проблеме устранения противоречий между городом и деревней, которая лежит в основе общественного разделения труда при капитализме.

Мы сейчас переживаем момент, когда благодаря коллективизации эти противоречия между городом и деревней изживаются. Сейчас мы видим совершенно новые пути, сейчас мы видим, что и деревня вопросами техники начинает интересоваться по-другому. Сейчас близость между городом и деревней становится гораздо реальней, чем была до сих пор, и это происходит на базе коллективизации, на базе механизации сельскохозяйственного производства. Если раньше рабочий ехал в деревню с той или другой агитационной целью, это было нечто другое, чем то, что сейчас происходит.

Сейчас двадцатипятитысячники едут в деревню, несут свой производственный опыт, свою внутреннюю сознательную дисциплину, свои привычки к коллективному труду, который дается всей обстановкой завода, пролетарскую закалку – все это несется ими в деревню. Если вы возьмете только что образовавшийся колхоз и сравните психологию колхозников, вчерашних единоличников, с психологией рабочих, вы увидите большую разницу. Например, рабочий говорит: «Как это странно, что машина стоит в снегу, трактор в снегу, колхозники проходят мимо и никто на этот трактор не обращает внимания, между тем как нетрудно этот трактор поставить под навес». Тут видно, у рабочего выработана привычка беречь общественное добро. Он понимает, что трактор имеет громаднейшее значение, а колхозник к этому еще не привык, у него еще нет привычки беречь общественное добро. Мы видим, что у крестьянина еще только вырабатывается тот подход, который требуется для коллективного ведения хозяйства, только сейчас в колхозах, где по-новому организуется труд, вырабатывается психология работника-коллективиста, хозяина производства. В этом отношении посылка двадцатипятитысячников в деревню имеет исключительно большое значение в смысле изжития противоположностей между городом и деревней. Сейчас изоляция деревни в значительной степени изживается, и, конечно, это кладет отпечаток и не может не класть отпечатка на нашу школу. Еще не так давно приходилось слышать такие речи: «Вот у нас в городе политехническая школа, а в деревне будет агрономизация школы». Агрономизация – агрономизацией, но агрономизация не на базе отсталого сельского хозяйства. Она должна быть органически связана с политехнизацией. Сейчас мы яснее видим, что то, что сказано в программе партии о единой школе, относится не только к общему направлению, к общим установкам, но и в городе и в деревне необходимо создать единую политехническую школу. Происходящее сейчас сближение между городом и деревней имеет колоссальное значение.

Далее следующий вопрос. Наша страна становится страной индустриальной. Что это значит? Это значит, что в крупных городах у нас сейчас будет громадный размах строительства промышленности. Это означает также, что у нас по-новому будет построено сельское хозяйство, оно будет механизировано, но это значит также и то, что и транспорт и связь будут охватывать, связывать все по-новому, и все те достижения техники, которые существуют, будут применены и в этой области.

Недавно мне пришлось наткнуться на одну немецкую книгу бывшего германского министра народного просвещения Беккера, который говорит о «кризисе культуры». Интересна постановка вопроса. Речь идет, по существу дела, не о кризисе культуры вообще, а о кризисе буржуазной культуры. Там Беккер ярко вскрывает, как достижения техники в области связи ослабляют влияние буржуазии на массы. Раньше, говорит Беккер, была замкнутая деревня, там можно было вести религиозную пропаганду, там (он говорит, конечно, это замаскированно) верили на слово, а сейчас по радио слушают все, что говорят в крупных городах, изолированности деревни больше нет, и крестьяне не верят на слово. Раньше можно было вести индивидуальную агитацию и пропаганду, а сейчас, обращаясь к отдельному индивидууму, на деле обращаешься к коллективу, который менее поддается обработке, и Беккер говорит о «кризисе культуры».

Индустриализация открывает в области связи совершенно новые перспективы. Говорящее кино, радио – все это новые завоевания техники. Мы перенимаем их от капиталистических стран, но мы используем их для противоположных целей. Мы используем их для того, чтобы нашу социалистическую культуру в самых широких массах распространять. Это образец того, как достижения техники используются в целях строительства социализма. Но для школы мы еще не научились в достаточной мере использовать наше кино и наше радио. Только для заочного обучения мы начали использовать радио. Но все это должно принять гораздо больший размах, и тогда наша школа не будет заброшенной в деревне так, как это часто еще бывает сейчас. При помощи радио, кино все лучшие силы, знатоки техники могут быть поставлены на службу соцвоспитанию и на службу политехнизации школы. Мы еще эту сторону дела недостаточно разработали, недостаточно учли. Это та задача, которая стоит на очереди.

Когда Владимир Ильич говорил об индустриализации вообще, он говорил о необходимости реорганизовать также одну область хозяйства, которая обычно и за хозяйство-то не считается, – это домашнее хозяйство. Этой зимой вопросы быта встали в поле внимания общественности в связи со строительством крупных городов, где механизация должна широко охватить все стороны жизни. Сейчас стоит вопрос о постройке общественных кухонь, о постройке прачечных, о внесении техники во все домашнее хозяйство. Этот вопрос получил именно сейчас, когда возникает спрос на женский труд, громадное значение.

Правда, промахов у нас тут очень много. Пойдешь в столовую, которая построена «на ять», выглядит великолепно, а посмотришь – не столовка, а стойло, кормят как попало, зря продукты изводят. Наряду с этим, само собой, имеется много положительных достижений.

Нам надо использовать опыт лучшего строительства, чтобы выравнять все наше хозяйство в городе и деревне. В деревне колхозное движение создает также предпосылки для рационализации быта. Это имеет чрезвычайно большое значение для нашей школы. Раньше ребенка посылали без конца за водой, он делал разные мелкие работы, и эта работа занимала очень много времени, приковывала его к дому и создавала мелкособственническую психологию. Сейчас мы видим, что вводится всеобщее обязательное обучение и в то же время перед школой открываются другие перспективы и другие возможности.

Перед школой современная техника открывает путь политехнизации. Мы видим, что та современная техника, которая сейчас вводится на передовых фабриках и заводах, та техника, которую мы перенимаем с Запада, носит определенный характер – она сводит ремесленную квалификацию на нет. Однако, если мы посмотрим на оборудование наших заводов, мы увидим, что в настоящее время еще очень много делается ручным трудом, а для этого требуется большой ремесленный навык, который дается годами. Еще только часть производства на многих заводах механизирована, но наша реконструкция идет по линии переоборудования наших заводов по последнему слову науки. И вот это изменение оборудования имеет чрезвычайно важное значение, ибо механизация изменяет характер требуемой для работника подготовки, прежде всего она меняет длительность обучения.

Об этом еще говорил Маркс, что не надо теперь годами учиться, а можно в несколько месяцев, в несколько недель научиться тому или другому процессу труда.

Затем мы видим сейчас, что в современной технике в самых разнообразных областях вводится один и тот же тип машин. Очень много общего между чрезвычайно различными на первый взгляд производствами. Механизация производства создает такую общую основу, которая сближает разные производства; сближая различные процессы производства, та обособленность производства, которая была раньше, начинает стираться.

Сейчас, конечно, особую роль приобретают так называемые обученные рабочие. Обученный рабочий должен располагать определенной культурой труда, современного технического труда. Сейчас мы видим, что у нас в Советской России создалась своеобразная система подготовки этого обученного рабочего – это система Гастева.

Рабочие приходят из деревни на завод. Мы видим, какую массу времени непроизводительно затрачивают они, как они не знают машин, не знают ухода за машиной, как у них нет самой элементарной трудовой культуры, которая необходима для крупного производства.

Успех Гастева в том, что он как раз вот эту культуру дает. Но ошибка Гастева в том, что он думает, что в нашей стране, где реконструкция идет в направлении социалистическом, где массы играют такое колоссальное значение, можно ограничиться только этими культурными навыками, что можно на этом остановиться. У нас этой точке зрения Наркомпрос и комсомол противопоставляют другую точку зрения: стремлению ограничиться только механической выучкой, только навыками, противопоставляется политехнизация школы – всестороннее воспитание развитого рабочего, могущего быть одновременно и исполнителем и хозяином производства.

Рабочий, который прикован к мелкой своей специальности, которая прогрессом техники назавтра может быть сведена на нет, – такой рабочий не имеет, по существу дела, никакой квалификации, и ничего он не может сделать для того, чтобы помочь реконструкции народного хозяйства. И поэтому вся страна, и хозяйственники в первую очередь, заинтересована в том, чтобы наряду с вооружением широких масс вот этой элементарной производственной культурой вооружить их широким политехническим кругозором и умением свои знания, свои навыки применять в самых разнообразных условиях.

Но новая техника одновременно изменяет и характер квалифицированного рабочего. Раньше квалифицированный рабочий – это был рабочий, который приобретал путем долгой выучки, многолетней чисто ремесленной выучки, определенные навыки. Часто он, кроме этих навыков, ничего не знал, не мог сделать простого расчета. Возьмем старого строителя. Он не умеет часто подойти к самому простому расчету в работе, не имея элементарных геометрических знаний, столь необходимых ему, а он годы учился. И вот нужна совершенно другая квалификация, связывающая производительный труд с научными знаниями.

Когда комсомол боролся за ФЗУ, когда мы его поддерживали в этой его борьбе, – это и был вопрос о борьбе за нового квалифицированного рабочего, новой квалификации, которую требует современная техника.

Но если мы создаем у неквалифицированных рабочих политехнический кругозор, если мы технически подготовляем рабочих, то мы сближаем неквалифицированного рабочего с квалифицированным рабочим. Вся тактика буржуазии заключалась в том, что буржуазия правила разделяя, она держала курс на гораздо менее многочисленных квалифицированных рабочих. Если мы возьмем историю тред-юнионов, то мы увидим, как заигрывала буржуазия с квалифицированными рабочими, как она старалась выработать из них слуг капитализма. Для нас трудящиеся Советской страны – не рабочие руки, они – хозяева производства, и нам надо достижения техники использовать для того, чтобы эту разницу между квалифицированным и неквалифицированным трудом свести до минимума, неквалифицированного рабочего сблизить с квалифицированным рабочим.

Это, конечно, даст возможность гораздо большего развития производства, даст возможность приспособления, чтобы каждый стал на то место, которое по своим способностям и склонностям он наиболее приспособлен занимать. Это – большая проблема, без которой не мыслимо соцстроительство, это – проблема, поставленная в данный момент реконструкцией нашего хозяйства, и чем дальше, тем эта линия будет яснее и яснее. Политехническая школа будет помогать растить поколение всесторонне развитых людей, поголовно превращая всех в строителей социализма с детских лет. Ведь у нас с этого года начинает вводиться всеобщее обучение. Оно чем дальше, тем больше и больше возрастов будет захватывать, и мы таким образом будем через политехническую школу создавать всесторонне развитых людей, которые будут представлять собой единую сплоченную организацию трудящихся.

Учитывая особенности современной техники, каждый хозяйственник должен употребить все усилия для того, чтобы помочь строительству нашей политехнической школы.

В докладе т. Шохина будет целый ряд практических предложений, что надо делать для того, чтобы сблизить школы с заводом, сблизить работу правления колхоза и всех колхозников с работой политехнической школы деревни. Там будет целый ряд предложений. Я не буду останавливаться на них – и так затянулось время.

Целью моего доклада было подчеркнуть то, что рабочие массы, профсоюзы, которые органически связаны с этими массами, и хозяйственники, которые ни на минуту, конечно, не могут забывать, что их работа происходит в Советской стране, работа по реконструкции, которая носит ярко выраженный социалистический характер, – все они должны принять самое непосредственное участие в работе по политехнизации школы на всех ее ступенях. Эта работа имеет колоссальное значение.

Мы сейчас в наших техникумах, в наших вузах тоже идем по пути сближения их с производством. Мы ставим там непрерывную производственную практику, но если мы поближе посмотрим, то мы должны сказать, что это, по существу, только первые этапы. Надо всю эту практику строить наиболее эффективно, связывая теорию с практикой. Если не будет тут совместной работы и рабочих, и профсоюзов, и хозяйственников над тем, чтобы продумать со стороны политехнизма эту практику, подвести широкую политехническую базу под все наше воспитание молодежи и в техникумах и в вузах, то мы будем на этом фронте долго барахтаться, пока не выйдем на путь, который даст нам возможность нашу социалистическую реконструкцию довести до конца.

Хозяйственников на данном съезде, к сожалению, не очень много, а дело политехнизации школы – их кровное дело. В рабочей среде в связи с той громадной работой, которую рабочие сейчас проводят по соцсоревнованию, мы видим уже рост интереса к политехнической школе. Я думаю, что в дальнейших прениях надо старить более практические вопросы.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Товарищи, не так давно у нас было партийное совещание[48], и на этом партийном совещании была принята резолюция о необходимости на культурном фронте работать рука об руку целому ряду организаций, резолюция о необходимости единого плана. Я думаю, что и в области политехнизации школы.необходим точно так же единый план, необходимо, чтобы каждая организация, которая осознала, какое значение имеет политехнизация школы, четко поставила перед собою вопрос, что она может сделать для политехнизации школы, и необходимо, чтобы она свой план увязала с планами других организаций. У нас много добровольных организаций, которые в области политехнизации школы могут принести громадную пользу. Мы тут заслушали приветствия от ряда организаций. Но что сейчас необходимо? Необходимо, чтобы каждая из этих организаций ясно отдала себе отчет в том, что же именно она будет делать, как она будет усиливать свою работу в помощь политехнизации школы.

Тут выступал товарищ от «Техмасс»[49]. Я одно время работала в «Техмасс» и должна сказать, что в то время (это было начало организации «Техмасс») большой помощи по линии школ «Техмасс» не оказывало. Главным образом внимание сосредоточивалось в «Техмасс» тогда на организации курсов, и эти курсы очень быстро соскользнули в курсы по подготовке в вуз, а в смысле распространения техники в массах на первой ступени развития «Техмасс» настоящего размаха это дело не имело. Но иногда разговаривали по поводу того, что может сделать «Техмасс» для политехнизации школы. Было несколько интересных докладов, но доклады как-то остались докладами, не были подхвачены. Сейчас к «Техмасс» примыкают профсоюзы (вначале этого не было), затем необходимо, конечно, совершенно иное отношение со стороны комсомола к «Техмасс», надо гораздо больше поддерживать это общество, и тогда «Техмасс» может, используя широкие инженерные силы, сделать чрезвычайно много для политехнизации школы. Но для этого необходимо, чтобы в «Техмасс» была четкая программа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.