Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К вопросу о политехнизации школы 2 страница




Эта сторона дела может выяснить точно так же и то, что именно надо изучать в мастерской. Те мастерские, которые у нас сейчас устраиваются, устраиваются на глазок. Сейчас получен очень интересный отчет из Тулы. Там говорится о прикреплении ФЗС к заводам, как оно проводилось. Там описывается, с одной стороны, большой энтузиазм рабочих. Например, на одной из фабрик рабочие не только оборудовали мастерскую, но постановили отчислять на это дело 2% заработка.

Но, с другой стороны, там рассказывается, как понимается оборудование школы. Привозит завод два больших станка и выбрасывает их в коридор. Учителя не знают, что с ними делать, и когда они обращаются к заводу:

«Дайте хоть инструкторов каких-нибудь, да и куда мы эти станки разместим», – то им говорят: «Вы с нас спрашивали – получите станки, а до остального нам нет дела».

Конечно, чрезвычайно важно, чтобы мастерская была соответствующим образом оборудована. Мне кажется, что в этом отношении у нас дело обстоит еще довольно первобытно. У нас обыкновенно имеются столярные, слесарные мастерские, и этим дело кончается. А необходимы такие мастерские, которые помогали бы понять известные технологические процессы, известные основы технологии. Этого в мастерских у нас еще совершенно нет. Даже те станки, которые стоят в мастерских, используются совершенно не так, как следует. Изучение материала, лабораторных работ, работ по моделированию, более глубокого изучения машин – этого нет.

Когда читаешь, например, описание мастерской у Форда, то видишь, что там подход совершенно другой. Форд создает школьные мастерские в форме сборочного цеха, где собирают разные части машин. Это дает понимание машины в целом, этому же помогает моделирование машины. Это – чрезвычайно важная вещь, которая дает понимание машины. Это – уже серьезная постановка. Я думаю, что нам к этой серьезной постановке надо подойти. Ведь как мы понимаем политехнизм? Мы не мыслим политехнизма вне соединения производительного труда с обучением. Но часто у нас мастерская сама по себе, а обучение само по себе, настоящей увязки нет, да не то, что настоящей, а никакой увязки между теорией и практикой нет. Есть, правда, отдельные педагоги, которые умело, интуитивно к этому делу подходят. Но надо сказать, что мы этого опыта не имеем, не научились еще его обобщать. У нас очень много случайного в подходе, многое пропадает, дает только результаты в данной школе, но опыт не обобщается. А между тем вопрос о том, что представляет собой мастерская, остается открытым. Когда посмотришь, что у нас есть по трудовым планам в мастерских, то надо сказать, что производственного в них весьма мало. Ну вот делают ножки для табуреток, а потом эти ножки валяются. Как делает Форд? Его мастерские представляют собой часть предприятия. Конечно, необходимо, чтобы наши мастерские тоже имели какую-то производственную целевую установку, или чтобы они составляли часть завода, или имели свою самостоятельную какую-нибудь целевую установку. Надо, чтобы это была не просто какая-то возня у станка или изготовление предметов, которые потом неизвестно куда деваются, а чтобы это была плановая, правильная производственная работа, результаты которой где-то учитываются. Тогда только возможен определенный режим, определенный интерес ребят, определенный длительный интерес к этому делу, возможна та воспитательная задача, которая дается производительным трудом.

Вот, например, когда приходилось читать о том, как поставлены разные профессиональные мастерские во Франции, то, даже когда читаешь, возмущаешься: учащиеся производят прекрасные вещи в техническом отношении, а потом эти вещи отправляются в подвал, потому что считается, что это дело учебное, дело это не должно быть производственным, боятся, как бы не вышло конкуренции с производством, изготовление обходится дешево, ребятам за работу не платят, и вот изготовленные ребятами предметы отправляются в подвал.

То же самое мы видим и в некоторых профессиональных школах Швейцарии. Чтобы не конкурировали предметы, которые производят ребята, с предметами, производимыми на производстве, они продаются по несколько повышенным ценам.

Конечно, такого подхода у нас нет, но у нас есть мастерские, где нет настоящего производства. Плановости в этой работе нет. Обыкновенно, когда приходится видеть разные мастерские, поражает отсутствие плановости в работе. Все это снижает до чрезвычайности ценность работы.

Мне кажется, что второй год практики и на заводе и летом в колхозе или совхозе должен быть уже гораздо теснее связан с чисто педагогическими задачами, с наблюдениями над процессом производства, с наблюдениями над работой ребят.

Я должна тут остановиться на следующем вопросе: у нас сейчас в увлечении политехнизацией часто нарушают, законы по охране труда, слишком рано ребят пускают на производство. Недавно мне рассказывали, что на каком-то заводе видели 11-летних ребят, что уже против всяких правил. Потом, если мы возьмем совхоз или колхоз, то там совершенно непростительное нарушение законов о труде, самых элементарных. Ребята часто работают по 10–12 часов, делают часто какую-нибудь непосильную работу. С этой точки зрения, конечно, необходимо, чтобы студенчество, которое идет на производственную практику, проводило большую работу по линии наблюдений над трудом детей, целесообразностью труда, обдумало бы такие формы участия ребят в общем труде, которые развивали бы ребят, а не надрывали бы их силы.

Я должна сказать, что работы студенчества в этой области поневоле первые годы будут носить характер исследовательский, и в этом отношении, конечно, большие, особые задачи падают на вузы. Я бы думала, что тут нужна точно так же чрезвычайно большая помощь со стороны аспирантуры, которая имеет достаточно времени для самостоятельной работы, для продумывания этого вопроса. Задача эта такая ударная, что очень важно именно на эту работу двинуть силы аспирантуры.

Кроме того, очень важно, чтобы был поставлен вопрос о расширении политехнического кругозора не только среди ребят, но и о расширении политехнического кругозора взрослых рабочих. Надо, чтобы студент вел среди взрослых рабочих производственную пропаганду политехнического характера. Этот вопрос тоже недостаточно разработан. Тут вместе с профсоюзами надо проделать большую работу.

И, наконец, третий год работы студенчества по политехнизму я мыслю так. Здесь уже центр внимания должен быть перенесен на педагогическую практику. Студенты уже работают как педагоги. Практическая работа по устройству мастерских даст очень много. Мне кажется, что вся эта производственно-исследовательская работа студенчества в то же время поможет нам разрешить и ряд больших задач, которые перед нами стоят.

У нас, например, некоторые ставят вопрос о предприятии-школе. Но вопрос о предприятии-школе, о заводе-школе не может, мне кажется, быть разрешен, если не будет проделана работа в той или другой отрасли промышленности по увязке теории с практикой. Я думаю, что производственная работа педагогов поможет разрешению и этого вопроса, потому что покажем в каких областях, как надо поставить преподавание теории так, чтобы она помогла практике.

Параллельно с этим, конечно, возникает и ряд других вопросов. Конечно, главный центр тяжести лежит на педвузах, потому что педвузы должны свой опыт, который они приобретут, передать педтехникумам. Педтехникумами у нас охвачен возраст от 15 до 18 лет, т. е. юная молодежь. Требовать от них большой исследовательской работы нельзя, она им не по силам. Тут надо, чтобы студенты вузов и аспиранты приходили в этом отношении им на помощь.

Нужно развернуть также чрезвычайно большую работу среди культармейцев, которые будут работать в области политехнизации. Очень важно подготовлять кадры рабочих, которые имеют уже определенные навыки и которых надо научить только педагогически подходить к этим вопросам.

Часто рабочий очень хотел бы помочь работе мастерской, но он не знает, как приступить к этому делу. Ему надо дать определенные педагогические указания для того, чтобы помочь ему сделаться преподавателем в таких школах, как школа-семилетка, школа крестьянской молодежи и т. д.

В заключение я хочу остановиться на таком вопросе. У нас сейчас очень в моде вопрос о методе проектов – вопрос, который настолько интересует, что вот сейчас, на собрании, как только сказала слова «метод проектов», так сейчас же часть товарищей взяла карандаши в руки и собирается что-то такое записывать.

Это показывает интерес к этому делу. Метод проектов у нас еще в недостаточной мере освещен. Говорят о том, что все преподавание надо перевести на метод проектов, а что такое метод проектов – еще темна вода во облацех. Прежде всего должна быть определена цель, целевая установка каждого «проекта». Эта целевая установка должна быть педагогически обдумана, затем должны быть обсуждены средства, цели и возможности его проведения. Для этого надо знать, насколько он посилен ребятам, надо обдумать, как тут распределить труд, на чем это распределение труда должно быть основано, как эту работу провести, какие этапы она будет проходить. Только при этом условии метод проектов может учить планированию.

Но прежде всего студенчеству самому надо научиться планировать свою работу. Если они идут на производство с исследовательскими целями, они должны предварительно обсудить между собой и с педагогами, что именно, как именно они будут на производстве наблюдать, чтобы намеченная работа распадалась на ряд задач, которые бы выполнялись в определенный срок. Когда студент сам научится работать по методу проектов, т. е. работать коллективно, с ясной, определенной целевой установкой, с определенным учетом всех сил и средств, путем практического применения своих знаний, то тогда он научится учить и ребят работать целесообразно, правильно планировать свою работу. К сожалению, надо сказать, что мы много говорим о методе проектов, но очень мало имеем еще конкретных целесообразных «проектов 1930 г.»[56].

1930 г.

 

ДАТЬ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМ

 

Теперь же организовать сеть курсов.

Что внести в программу.

Политехнизм – дело новое. Его надо еще строить. Надо сейчас же провести целый ряд курсов по политехническому образованию для педагогов. Программа этих курсов должна была бы быть приблизительно следующая:

1. Изучение лица завода (тут должны быть вариации – текстильное производство, электрозавод, химическое и пр.). Место завода в производстве страны, края, состав рабочих завода в целом, по отдельным цехам, прошлое завода, подготовка рабочей силы, бытовые условия, культурный уровень рабочих и т. д. – все это должно изучаться. Затем необходимо сделать ряд педагогических выводов, касающихся школы и вытекающих из профиля завода, установить ряд педагогических мероприятий, необходимых для проведения всеобуча в данных условиях, для улучшения качества обучения (например, проведение всеобщего обслуживания дошколят в текстильных районах, вовлечение наиболее передовых рабочих в работу по труду, усиление борьбы с религиозностью, необходимость расширения горизонта ребят, особая забота об их здоровье и пр. и т. д.). Усиление в программах школы известных моментов.

2. Изучение производства. Практическая работа на нем. Параллельный просмотр программы ФЗС в целях внесения в нее элементов, связанных с данным производством (в одних это будет увеличение программы по электрификации, в других – программы по механике, в третьих – по химии, в четвертых – но рисованию и т. д.).

3. Психотехнический анализ производственных процессов, определяющих, для какого процесса какая рабочая сила нужна: в одних нужна большая физическая сила, в других – большое нервное напряжение, в третьих – большая ловкость и т. д.

Выделение на основе- этого анализа процессов, доступных подросткам.

4. Педология труда подростка.

5. Анализ производственных процессов с точки зрения педагогической: какой процесс какое имеет значение в смысле воспитательном, в смысле правильных навыков, пробуждения интереса к технике, интереса к производству в целом.

6. Анализ производственных процессов с точки зрения политехнизма и обсуждение способов выдвижения этих политехнических элементов на первый план (изучение двигателей путем экскурсий на ряд других производств, моделирование ряда аналогичных машин, сравнение ряда производственных процессов, аналогичных данному, и т. д.).

7. Изучение организации труда на предприятии и внесение известных элементов этой организации в жизнь школы.

8. Изучение законов о труде и охране труда.

Конечно, такие курсы должны быть прикреплены к определенным предприятиям. Их работа пока неизбежно будет носить исследовательский характер.

Хорошо бы обсудить на страницах печати этот проект.

1930 г.

 

ПОЛИТЕХНИЗМ В СИСТЕМЕ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ДОКЛАД В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ)

 

Начиная с Октябрьской революции мы говорили о политехнической школе. Но только, пожалуй, в опытных учреждениях кое-что делалось по политехнизму. В массовой школе по политехнизму почти ничего не было сделано, если не считать большого внимания школы к вопросам труда. У нас в школе была такая установка: школа ведет общеполезную работу, связывающую ребенка с трудом, помогает в труде рабочим и крестьянам, создавая тем самым у ребенка определенное понимание того, что труд – нечто такое ценное, важное, что является основой жизни. Но этого, конечно, было чрезвычайно мало. Надо давать ребятам навыки культуры труда, понимание, как подойти к любому труду, и понимание тех широких проблем труда, которые сейчас стоят в нашей Советской республике.

В 1925/26 г. вопросы политехнизма обсуждались широко, в 1927/28 г. о политехнизме стали говорить гораздо меньше, внимание было переключено на то, чтобы, вообще говоря, наладить жизнь школы. Это дало повод заграничным врагам Советского Союза говорить о том, что сданы позиции, что все свелось на нет, что вернулись к старому. Но мы знали, что политехнизм возможно осуществить только в налаженной школе. И сейчас, когда эта работа проделана, снова остро встал вопрос о политехнизме (поэтому-то политехнический съезд вызвал к себе такой большой интерес).

На съезд приехало много делегатов из провинции – представителей от рабочих организаций. Лицо съезда было не совсем обычное. В прежнее время говорили о политехнизме только на учительских собраниях, а остальная масса не знала, что такое политехнизм. Тов. Ленин как-то писал по поводу политехнического образования, и наборщики ему везде набрали «политический». Рабочей массе это слово было незнакомо. Незадолго перед съездом мне пришлось на бывшей Даниловской мануфактуре сделать доклад о политехнизме. Представительница фабзавкома сказала, что я буду делать доклад о «политической» школе.

Последний политехнический съезд дал многим ясное представление о политехнизме, и ошибки эти больше не повторяются. На съезде, кроме просвещенцев, присутствовали представители рабочих организаций, профсоюзных организаций, колхозников, хозорганизаций, от трестов, были представители от Наркомзема и от ВСНХ. Съезд в общем явился смычкой между хозяйственниками, профсоюзами, комсомолом, рабочими организациями, колхозными организациями. Это придало съезду особый характер. Печать уделяла большое внимание политехническому съезду.

Сейчас делаются серьезные шаги для того, чтобы провести политехнизм в жизнь. Надо сказать, что это только первые шаги: много придется поработать над тем, чтобы всем стало ясно, что представляет собой политехнизм. Хотя рабочая масса говорит сейчас о политехнизме, но некоторые под политехнизмом понимают подготовку к определенной профессии. На собрании, которое было на фабрике имени Калинина, одна работница-ткачиха говорила: «Вот и хорошо, наша молодежь собак гоняла, а теперь школа с десяти лет будет ставить к станку». Она сама потом оговорилась: «Я знаю, тебе неприятно будет, что я говорю». У многих рабочих было представление, что политехнизм – это не что иное, как подготовка к поступлению на фабрику. Это совершенно неправильно. У передовых рабочих уже складывается теперь более правильное представление о том, что такое политехнизм.

Бывают перегибы и в учительской среде. Я спрашивала одного работника, который приехал в город: «Как у вас с политехнизмом?» – «Как же, – говорит, – политехникум выстроили». – «Какие отделы?» – «Медицинский, педагогический». О политехнизме у него немного странное представление.

Иногда прикрепляют школу к предприятию, и предприятие рассчитывает, что всех детей оно потом к себе заберет. Большинство понимает, что политехнизм есть подготовка к производству. Кто пойдет в ФЗУ, а кто прямо на производство. Некоторые даже понимают, что это есть прикрепление к определенному виду труда. Отец работал – и дети будут работать на этом предприятии. Конечно, это совершенно искаженное представление о политехнизме очень часто происходит от нашей общей отсталости.

Сейчас все мероприятия, которые проводятся в деле строительства социализма, в деле механизации сельского хозяйства, заставляют думать о том, что такое политехнизм. Рабочие перебрасываются с одного предприятия на другое. Сегодня они работают на металлообрабатывающей фабрике, завтра – в колхозе и т. д. Таким образом, сейчас рабочему приходится менять много профессий и свои знания применять в чрезвычайно разнообразных условиях. Одно дело – работать на крупной фабрике, другое дело – организовать работу с тракторами или организовать какую-нибудь новую фабрику или завод. Приходится выполнять весьма разнообразные функции. Умение работать на любой фабрике, в любых условиях требует общей подготовки к труду.

У нас нет того, что называется современной культурой труда. В особенности нет этой современной культуры труда у крестьян. Те 25 тыс. рабочих Ленинграда и Москвы, которые приехали в деревню для того, чтобы работать в колхозах, поражаются тем, как работают крестьяне. «Стоит трактор, – говорят они, – стоит он без навеса, в снегу, никто его не убирает, никто не заботится о нем». Это несложная работа, а между тем этого не делают, потому что нет привычки ухаживать за машиной. Посмотрите, как часто рабочие, которые приходят из деревни на фабрику и завод, как они безразлично относятся к тому, что делается на фабрике.

Я была как-то на кирпичном заводе, построенном по последнему слову техники, где машины выписаны из Германии. Там рабочие бросают в эти машины кирпич и смотрят, что – перемелет или нет, или бросают туда лом и наблюдают, что из этого выйдет.

Когда строилась бумажная фабрика в Балахне, то тонкое сукно, которое должно быть на машине, рабочие, пришедшие из деревни, пристроили для того, чтобы можно было на нем спать. Конечно, оно растянулось, и нельзя было больше работать. В этом сказывается непривычка к заводской организации, непривычка к коллективным условиям труда. Если крестьянин знает свое дело, как корову накормить, как собрать урожай, то к коллективному труду он часто еще не приспособлен, и тут чрезвычайно важно, чтобы школа давала детям современную культуру труда. В этом отношении кое-что дает Гастев. Он дает привычку работать с машиной. Его главная ошибка в том, что он думает, что надо дать известный навык труда и этим все исчерпывается. Политехнизм – это не только навык труда, он включает в себя широкое понимание того, что труд организованный, коллективный труд и труд механизированный, основанный на научных методах, лежит в основе всей жизни.

Политехнизм требует широкого кругозора. Владимир Ильич Ленин писал о политехнизме, что необходимо понимание того, какую роль этот труд играет и как его надо организовать, – все это входит в понимание политехнического труда.

Мы часто говорим, что политехнический навык – это неправильное выражение, потому что политехнизм не исчерпывается навыками. Вот, например, относительно того, как в школе ставить преподавание труда с точки зрения политехнизма. В этом отношении у нас много неясностей. Я недавно была в Орехово-Зуеве. Там есть очень большая школа, выстроенная в дореволюционное время на 1 тыс. ребят. Там меня торжественно повели в мастерскую, на которую затрачено много денег (Орехово-Зуево считается подшефным Наркомпросу районом, и Наркомпрос выдал деньги на оборудование школы). Я не знаю, все ли деньги ушли на это оборудование. Я увидела три комнаты. В одной комнате 18 станочков, но не видно, чтобы тут велась какая-нибудь работа. Это ручные слесарные станки. Материала, над которым ребята работают, не было видно, и было видно, что ребята не знают, как к этому делу приступить. Во второй комнате были точильные станки и в третьей – столярные станки. Там мальчонка строгал ножку для табурета. Вот и думаешь: деньги затрачены на мастерские, но политехнической подготовки или даже навыков, полезных в быту, такие мастерские не дадут.

В Москве были курсы по труду, которые давали некоторое понимание ткацкого дела. Потом ребята с Урала прислали мне свое произведение, сделанное ими самими, – ткацкий станок. Это доказывает, что у них есть некоторое понимание машины, но в Орехово-Зуеве таких признаков нет. Я спрашивала ребят, может быть, у них есть швейные машины. «Это для младших, – сказали они, – а для второй ступени швейные машины не подходят». Я не спец, техники не знаю, но понимаю, что политехнизм здесь поставлен плохо: здесь нет ни культуры труда, ни умения обращаться с инструментом, ни умения применять свои знания в разнообразных условиях. Такого рода мастерские никуда не годятся. Необходимо, чтобы была такая мастерская, которая давала бы возможность изучать машину, обращаться с разнообразного рода инструментом, а не только с однотипным инструментом.

Иногда считают, что ребят надо ставить к станку на предприятии начиная с пятой группы. Это, конечно, неправильно, потому что ребенок, который идет на фабрику, должен иметь определенное понимание, как сделать вещь не одному, а троим-четверым. Он должен иметь понятие, что такое сырье, что такое продукт, как всю эту работу проделать. Необходимо, чтобы у ребенка была определенная подготовка. Если же мы ребенка будем с 12 лет прикреплять к станку, ничего хорошего не получится.

На заводе при той напряженной атмосфере, которая имеется сейчас, ребенку оставаться у станка не годится, потому что он будет утомляться. Я помню один рассказ рабочего о том, как он мальчиком мечтал попасть со своим товарищем на производство. Когда наконец они попали на текстильную фабрику, то в тот же день не знали, как удрать из нее.

Поставить к станку на много часов ребенка 13 лет, конечно, никуда не годится. Это извращение, а не политехнизм. Это не даст никакой подготовки к работе на фабрике. Мне приходилось в 90-х годах заниматься в вечерней рабочей школе в Петербурге. Туда приходили рабочие с текстильных фабрик. Сразу можно было определить, какой рабочий с детства работает на фабрике. У него заметная притупленность и большая исполнительность. Меня особенно поразил один ученик, который был в группе неграмотных. Если ему скажешь, как надо держать перо, то он держит аккуратно, но если не скажешь, то он делает шиворот-навыворот. Видно, у человека притуплена всякая наблюдательность.

Работа на машине с детства делает человека невнимательным к окружающему; сосредоточивая на машине все свое внимание, он умеет делать только по чужому приказу. 11-летний ребенок не может, конечно, долго работать у станка. У нас не должна забываться охрана труда. В Америке, если студент моложе 18 лет хочет работать на производстве, он должен получить медицинское разрешение. Охрана труда для студентов из привилегированных сословий там поставлена на должную высоту, а мы забываем часто о необходимости охраны труда для ребят, стараемся с V, VI, VII групп переводить их на производство.

Интересную работу проводят комсомольцы. Они рассматривали и определяли, какой процесс посилен ребенку. В текстиле они насчитали 32 процесса, в которых ребенок может принять участие,

Но мало, когда ребенок может нажимать какую-нибудь кнопку, – ведь от этого никакого политехнического воспитания им не получается. Надо смотреть, что дает данный производственный процесс. Необходимо, чтобы подросток вначале ознакомился с фабрикой. Для этого надо начинать с ознакомления с сырьем, которое изучается в лаборатории. Можно узнать крепость и свойства того или иного материала. Этот процесс доступен для наблюдения и изучения.

Сырье – это один из важных моментов каждого производства. Конечно, надо изучать свойства произведенных продуктов. Так, например, когда изучается ткань, надо изучать ее крепость и свойства.

Наряду с этим следует организовать всестороннее изучение процесса производства от начала до конца. Надо рассматривать последовательно работу каждого цеха. В каждом производстве есть цехи обслуживающие: сборный, инструментальный и т. д. Эти обслуживающие цехи на всех фабриках имеют много общего, работа в таком цехе дает понимание соответствующих цехов на других фабриках. Но, изучая основные цехи, надо выделять типичное и сравнивать с процессом, аналогичным в других производствах. Например, химический цех необходимо изучать параллельно с окраской тканей, чтобы учащемуся было ясно, что происходит не только на этом производстве, но в целом ряде других производств. В этом производстве, к которому школа прикреплена, надо найти такие моменты, которые имеют нечто общее с другими предприятиями, с другими фабриками.

Тут мы не даем никакой квалификации, но даем ясное представление о производстве и даем общие навыки, общую современную культуру труда. В деревне механизация еще в зачаточном состоянии, там школе приходится пользоваться всем, что находится под руками. Если есть электростанция, она должна каким-то образом изучаться, должна заинтересовать ребенка. Любую машину надо всесторонне изучать; если есть машинно-тракторная станция, надо устроить курсы молодежи, чтобы ясно было, как обработку земли связать с техникой. Дать общее правило чрезвычайно трудно, еще труднее дать какой-нибудь рецепт.

Сейчас очень важно создать особый тип инспектуры, которая бы специализировалась на вопросе, как увязать учебу с тем или иным производством. В Америке существуют такие специалисты, которые понимают, как связывать учебу с производством. У них это идет главным образом в разрезе вуза, но мы строим политехническую школу с самого начала. Чрезвычайно важно иметь таких специалистов, которые сумели бы помочь учителю, как в данных конкретных условиях использовать окружающую технику и окружающее производство для того, чтобы политехнически подготовить ребят.

В настоящее время делаются только первые шаги, но важно, чтобы вначале не делать ошибок. Сами ребята заинтересованы этим делом. Необходимо давать политехническое образование не только в семилетке. Сейчас остро стоит вопрос о малограмотных подростках. В начале революции эти подростки пошли в школу, но это дезорганизовывало школу. Не может парень пятнадцати лет и малыш семи лет заниматься вместе. Сейчас подростки ходят на ликпункты. Судя по процентам, которые есть в отчетах всеобуча, предполагается в этом году охватить 1,7 млн. подростков, но пока дело идет медленно. Это потому, что сейчас большой спрос на труд в городе. Многие женщины заняты на производстве, а домашнюю работу исполняют подростки.

В деревне большая домашняя работа ложится на ребят. Необходимо организовать охрану детского труда, особенно строго вменить в обязанность как нанимателям, так и родителям отпускать ребят в школу. Положение подростка очень тяжелое, и на него всеобуч должен обратить особенное внимание. Школу для подростков надо соединять с известным политехническим образованием. Необходимо, чтобы вся школа для подростков тесно связывалась с политехнической работой, с расширением политехнического кругозора.

Нам надо очень много учиться, думать и работать над созданием политехнизма. Предполагается создание Института детского политехнического труда, в поле зрения которого войдет также разработка вопросов охраны труда детей и вопрос о том, как строить программу по труду, как давать подростку ту работу, которая больше всего его интересует, которая захватывает его и соответствует его способностям. У одного легко проходит работа в одном производстве и очень трудно в других. У другого хорошая слуховая память, а у третьего есть умение комбинировать. Необходимо для каждого найти ту работу, где он мог бы развернуть все свои силы.

У нас есть ростки социализма. Если мы пойдем на современную фабрику и посмотрим на соцсоревнование и ударничество, то увидим, что на фабрике преобладает новое, сознательное отношение к труду. Там теперь существуют трудовые коммуны, в которых весь заработок рабочие сдают в общую кассу и делят поровну. Это делается по собственной инициативе, так как члены коммуны считают, что раз трата сил равная, все ударники, значит, и заработная плата должна быть одинаковая. При фабриках уже возникают и бытовые коммуны – по преимуществу бытовые коммуны молодежи. В них мы видим новые человеческие отношения. Политехнизм заключается не только в том, чтобы ребенок изучал трудовые процессы, но чтобы он понимал, как та или иная организация труда влияет на людей, на всю жизнь. Необходимо воспитывать не только навыки к труду, но и новое политехническое сознательное отношение к труду, умение коллективно работать, общие интересы ставить на первый план. Ребята должны уметь помочь товарищу по работе, должны иметь сознательное отношение к труду. Нужно по-новому организовать быт детей... У нас бытовая сторона является самой тяжелой стороной. Надо скорее ребят выводить из замкнутого семейного быта.

Последнее – о программе. Сейчас имеется Общество педагогов-марксистов. Раньше мы просили историков-марксистов, чтобы они приходили и слушали, как, по-нашему, нужно преподавать историю, и сказали свое слово. Их школа не интересовала. Сейчас же Общество марксистов-историков настаивает самым энергичным образом на том, чтобы Общество педагогов-марксистов вместе с ними устроило заседание по вопросу о том, как в политехнической школе по-новому строить программы. В связи с политехническим съездом возросло внимание к педагогу. Если будет уделяться внимание политехнической школе со стороны рабочих и хозяйственников, со стороны общественных организаций, то учителю гораздо легче будет работать.

Вопрос политехнизации в то же время имеет для учителя и то значение, что он открывает перед ним новые перспективы. Если будет больше внимания к школе, к педагогу, то улучшится его материальное положение. Пока хозяйственники не осознают до конца, какую громадную роль может сыграть школа в деле повышения культуры труда; как только хозяйственники поймут, что школа по-новому организует труд и тем повышает его эффективность, изменится отношение с их стороны к школе и к учителю.

1930 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.