Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К закону о политехнизации 1 страница




 

Базой социалистической реконструкции народного хозяйства является замена отсталых, примитивных способов ведения сельского хозяйства и обработки продуктов способами современными, основанными на достижениях науки и техники. Крупные, занимающие обширные пространства, работающие машинами земельные хозяйства настолько выгодны, что они вытесняют мелкие индивидуальные хозяйства, подобно тому как крупные фабрики и заводы вытесняют ремесленный домашний труд. Крупные земельные хозяйства, фабрики и заводы требуют плановой организации больших людских коллективов. Современная фабрика дает нам четкую картину такой организации. Весь производственный процесс распадается на целый ряд производственных звеньев (заводские цехи), каждое из которых в зависимости от его оборудования требует особого подбора людского состава, особого его инструктажа, особой подготовки. Стремясь повысить производительность труда, писал Маркс в I томе «Капитала», крупное производство старалось ввести разделение труда в мастерской, разложить каждый процесс производства на его составные части. Чтобы выполнять отдельную часть процесса, не нужно уже было специальной профессиональной подготовки. Разложение процессов производства на составные части сделало возможной научную технологию. Научная технология ко всем процессам производства применяет данные науки, этим вносит единство в эти вопросы, постоянно видоизменяет их. «Посредством машин, химических процессов и других методов она постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных сочетаниях процесса труда. Таким образом она столь же постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает массы капитала и массы рабочих из одной отрасли производства в другую. Поэтому природа крупной промышленности обусловливает перемену труда, движение функций, всестороннюю подвижность рабочего»[59]. И далее: «...сама крупная промышленность своими катастрофами делает вопросом жизни и смерти признание перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих, всеобщим законом общественного производства, к нормальному осуществлению которого должны быть приспособлены отношения»[60]. Далее Маркс говорит о необходимости воспитания «абсолютной пригодности человека к различным требованиям труда».

В «Критике Готской программы» отмечается, что при строгом регулировании рабочего времени сообразно различному возрасту и при соблюдении других мер предосторожности с целью охраны детей раннее соединение производительного труда с преподаванием является могущественным средством преобразования современного общества.

В «Капитале» Маркс говорит о воспитании будущего, которое для всех детей свыше известного возраста соединит производительный труд с обучением и гимнастикой, и это будет не только «одно из средств для увеличения общественного производства», но и «единственное средство для производства всесторонне развитых людей»[61].

Реконструкция сельского хозяйства, создание крупных земледельческих хозяйств требуют точно так же новой организации труда, планомерного разделения труда, всесторонне развитого, приспособляющегося к постоянно изменяющимся видам труда рабочего. Все то, что относится к фабричному труду, будет все больше и больше с каждым днем относиться и к земледельческому труду.

В реконструктивный период, задачи которого – повышение общественного производства и преобразование современного общества, партия, Советская власть и все ее органы не могут не обращать громадного внимания на воспитание подрастающего поколения в том направлении, которое указано Марксом и Лениным.

Необходимо обратить внимание на то, что Маркс вопрос о политехнизации ставит в связь с вопросом всеобщего обучения и вопросом обучения гимнастике.

В вопросе всеобщего обучения мы имеем некоторые успехи; необходимо, однако, добиваться обязательного обучения, борясь с эксплуатацией детей родителями и родственниками и организуя ряд мер для создания реальной возможности проведения в жизнь этой меры. С другой стороны, необходимо возможно скорейшее развертывание школ-семилеток как в городе, так и деревне.

Необходимость государственной заботы о здоровье подрастающего поколения подчеркивалась Марксом в требовании соединения производительного труда с гимнастикой, т. е. с физическим развитием. Политехнизация школы не может быть проведена в жизнь без ряда мер по организации общественного питания ребят. Годы разрухи и голода наложили свою печать на подрастающее поколение. Необходимо принять все меры для борьбы с физической слабостью, с хилостью подрастающего поколения. Вопросы детской и подростковой физкультуры у нас разработаны крайне слабо, а между тем она имеет громадное значение для укрепления сил подрастающего поколения. В тех же целях развития физически сильного поколения при проведении в жизнь коллективного детского труда должна быть строго соблюдаема возрастная дозировка труда, должна быть особая забота о физически слабых детях, уделяемо особое внимание на предупреждение всякой утомляемости ребят, которая вредит их здоровью и успешности их учебы.

В деле политехнизации школы имеется уже налицо а правый уклон, выражающийся в недооценке дела политехнизации школы, в пассивном отношении к этой серьезнейшей проблеме, есть и «левые» загибы, компрометирующие дело политехнизации школы в глазах широких масс, благодаря игнорированию законов об охране труда детей и недостаточней увязке детского труда с учебой и укреплением здоровья.

Должны быть в связи с политехнизацией школы изменены в значительной степени программы школы-семилетки. Начиная с самых младших групп гигиена, личная и социальная, должна занять должное место в школе, гимнастика должна входить составной частью в работу каждого дня. Конечно, детская и подростковая гимнастика должна носить иной характер, чем обычная физкультура, в ней должны играть крупнейшую роль игровые, ориентировочные и трудовые моменты.

Совершенно иное место должны занять в школе лепка, рисование, черчение, моделирование, укрепляющие образное мышление и зрительную память и имеющие громадное значение в деле политехнического воспитания.

Особое внимание должно быть обращено на теоретическое и практическое преподавание во всех группах вопросов организации труда. В реконструкции народного хозяйства вопрос организации коллективного труда играет огромную роль, и немыслимо, чтобы наша советская трудовая школа проходила мимо этого вопроса. Вопрос этот теснейшим образом должен быть увязан с вопросами учета, планирования, организации труда.

Преподавание этой новой отрасли знаний – вопросов организации труда – должно быть тесно связано с налаживанием всего режима школьной и внешкольной жизни и коренным образом реорганизовать вопросы детского самоуправления.

Маркс писал о том, что неизбежное завоевание рабочим классом политического господства завоюет в школе место теоретическому и практическому обучению технологии. В наших школах этому обучению не отведено еще надлежащего места. Пока ведется лишь изучение некоторых элементов научной технологии, поскольку они входят в предметы физики и химии. Научная технология требует, однако, изучения физики и химии в гораздо более тесной и последовательной увязке с производством, чем это имеет место в обычных курсах физики и химии. Вопрос этот должен быть подработан.

Маркс говорит также об обязательном преподавании агрономии. Сближение между производством города и деревни, которое характерно для реконструктивного периода, делает преподавание агрономии, теоретическое и практическое, во всех школах, в том числе и в школах ФЗС, совершенно необходимым.

Введение преподавания научной технологии и агрономии определяет собою характер труда в политехнизированной школе. Надо бороться всячески с ремесленным, узкотренировочным характером школьных мастерских, преобразовывая их в трудовые лаборатории по изучению материалов и форм их обработки.

Вместе с тем школьные мастерские должны организовать производительный труд ребят в школе и вне ее.

Производительный труд ребят каждой группы должен носить свое определенное лицо, учитывать возрастные особенности и жизненный опыт ребят и легко поддаваться учету.

Основная проблема – в сочетании производительного труда с учебным, в сочетании конкретного производительного труда с трудом политехническим. Эта проблема может быть разрешена в порядке разработки целой цепи практических задач.

Предприятие, к которому прикрепляется школа, должно особенно внимательно изучаться школой. Предприятие должно всячески способствовать этому. Но это изучение не должно в школе ФЗС превращаться в профессиональную подготовку, в подготовку рабочей силы для данного предприятия, а служить лишь исходным пунктом для более глубокого изучения любого производства. Тренировочные моменты, играющие большую роль в профессиональной подготовке, должны играть в политехническом образовании лишь служебную роль...

Наряду с изучением работы предприятия необходимо ставить изучение других видов труда, как-то: рабселькорства, преподавательской деятельности, кооперативного дела, статистики и т. п. Политехнизация школы требует сочетания труда физического и умственного.

Еще более важно сочетание труда индустриального с теми или иными видами труда земледельческого (огородничеством, куроводством, льноводством, травосеянием и пр.).

Лишь такое сочетание разнообразных видов деятельности даст возможность воспитания действительно всесторонне развитых людей.

Правильный выбор профессии обеспечивает возможность наиболее целесообразного использования сил каждого. Поэтому школа должна организовать помощь в этом деле, консультацию по предварительной ориентации на выбор профессии. Буржуазная психотехника носит архиклассовый характер и всецело подчинена задачам капиталистического потребления рабочей силы. Советская психотехника должна захватывать гораздо более ранний возраст, быть тесно увязана с педологией и исходить из задачи воспитания «абсолютной пригодности человека к различным требованиям труда».

Учет способностей ребенка и гармонического их развития, педагогическая ликвидация односторонности интересов и развития у отдельных ребят, учет специальной одаренности и удовлетворение вытекающих из этой одаренности потребностей – таков путь советской психотехники детского и подросткового возраста.

Правильный выбор профессии будет давать максимум удовлетворения работой и повышать ее эффективность.

Проблема политехнизации школы не терпит отлагательства. Разрешена она может быть тогда, когда в разрешении этой задачи примут участие широкие массы рабочих. Должны быть немедля созданы постоянные курсы по подготовке из рабочих разных профессий инструкторов политехнического труда. Но это лишь часть задачи. Наилучший путь вовлечения рабочих в дело политехнизации школы – это политехнизация образования взрослых, общего и профессионального. Эта проблема менее сложная, хотя не менее настоятельная, чем проблема политехнизации школы, где требуется ориентация на возраст. Политехнизация всего образования взрослых и политехнизация школы неразрывно связаны между собой и должны быть как можно скорее разрешены.

1931 г.

 

ТОВАРИЩИ РАБОЧИЕ, БОРИТЕСЬ ЗА ПОЛИТЕХНИЧЕСКУЮ ШКОЛУ! (ДОКЛАД НА 1-й РАБОЧЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МОСКВЫ)

 

В буржуазных странах политехнизм неосуществим.

 

Товарищи, эта конференция имеет свое особое лицо. На вашей 1-й районной политехнической конференции присутствуют делегаты – рабочие фабрик и заводов. То, что рабочие с предприятий будут обсуждать вопросы политехнизации школы, имеет, конечно, громадное значение. Именно сейчас, в данный момент, внимание рабочих начинает приковываться к вопросам школы.

О политехнизации школы говорилось с самого начала организации Советской власти, и в программе партии говорится, но только сейчас, когда у нас такие большие достижения в области коллективизации сельского хозяйства, когда ударничество и соцсоревнование повышают сознательное отношение к труду, – в этот момент рабочие стали особенно интересоваться тем,, учит ли труду школа и как она учит.

Сейчас мы имеем условия, благоприятные для проведения политехнизации в жизнь. В первое время, когда приходилось вести гражданскую войну, потом, когда приходилось восстанавливать старую промышленность, – тогда вопросы политехнизации не проникали широко в жизнь. Весной этого года, когда товарищи стали выступать на заводах и фабриках с докладами о политехнизации, обыкновенно обнаруживалась такая картина, что рабочие не знали, что это за политехнизация. Часто было так, что председатель или председательница говорили: «Вот будет доклад о «политической» школе», даже слово «политехнизация» было совершенно чуждо. Но вот сейчас, после политехнического съезда, принимается целый ряд конкретных шагов, практических шагов к тому, чтобы общими усилиями и учителей и рабочих вплотную обсудить это дело.

О политехнизации очень много писали в свое время Маркс и Энгельс, которые указывали на то, что современная крупная промышленность нуждается в совершенно другом типе рабочей учебы, чем та, которая существовала в прежнее время.

Мы имеем довольно много указаний у Маркса и Энгельса на то, какое громадное значение имеет политехнизация, как она создает рабочего, который не только технически выполняет какой-то небольшой кусочек работы, но который в то же время является сознательным строителем производства, который является не только исполнителем, но и организатором и строителем нового производства. На это обращал внимание Маркс, он говорил о том, как именно надо подготовлять детей к труду, как надо соединять обучение с производством, физическое воспитание ребят с воспитанием умственным, общее образование с умением работать, с пониманием производства.

 

ЛЕНИН О ПОЛИТЕХНИЗАЦИИ

 

У нас раньше всего обратил внимание на вопрос о политехническом труде т. Ленин.

В 1897 г. Ленин написал статью «Перлы народнического прожектерства», где он говорил о необходимости воспитания ребят по-новому, говорил о необходимости соединения обучения с производительным трудом. Затем он возвратился к этому вопросу в гораздо более позднее время, при Советской власти, когда он работал над составлением программы партии. Он там написал несколько пунктов о том, что у нас школа должна быть политехнической, и, наконец, в последнее время, в 1920 г., он писал о том, что надо немедленно, сейчас же проводить политехнизацию, причем он указывал на те трудности, которые в нашей отсталой в промышленном отношении стране встретит политехнизация; он говорил о том, что необходимо школе придать политехнический характер и начать это делать немедленно.

Владимир Ильич говорил о том, что Советская власть плюс электрификация – это то, что надо для социализма, т. е. для строительства социализма необходима не буржуазная власть, а власть пролетариата, Советская власть, а кроме того, необходима современная, высокоразвитая техника. Это же является необходимой предпосылкой и для политехнизации школы: наличие Советской власти и наличие электрификации, т. е. наличие современной техники. Необходима Советская власть потому, что в буржуазных странах политехнизация невозможна. Правда, там есть трудовые школы, но там трудовая школа построена на совершенно других началах.

Недавно мне пришлось познакомиться с французским материалом: Франция хочет поставить преподавание труда в массовой школе. Одним из видов труда там является такой вид труда: ребятам дается клубок спутанных ниток, и они часами должны сидеть и распутывать их, потому что это-де воспитывает терпение, которое так необходимо рабочему, упражняет пальцы рук.

О связи школьного труда с производством и речи нет в массовой французской школе. Это потому, что капиталисты теперь более чем когда-либо боятся сознательности рабочих. Эта боязнь сознательности рабочих чрезвычайно характерна.

Года два тому назад выдвинут был вопрос о вводных курсах в производство, которые имеют целью ознакомить с производством в целом вновь вливающихся в производство рабочих. В это время приехал из Германии один товарищ, и, когда я рассказала ему о вводных курсах в производство, он ответил: «Вот как характерно. У вас в Советской России думают о том, как бы рабочего сделать в техническом отношении более сознательным, как сделать его хозяином производства и организатором производства, а у нас в Германии, наоборот, стараются давать только технические навыки, а понимания производства стараются не давать. Принимают ряд мер к тому, чтобы это понимание производства было рабочему недоступно».

Вот почему надо сказать, что политехнизация, как ее понимали Маркс и Энгельс, как ее понимал Ленин, возможна только в Советской стране. Но пока у нас промышленное развитие шло очень медленными шагами, до тех пор нельзя было рассчитывать на то, что политехнизация широко разовьется. Но вы знаете, что сейчас в этом отношении мы видим большие сдвиги, и поэтому надо сказать, что формула Ленина: «Советская власть плюс электрификация – это все, что нам нужно для социализма» – может быть приложима и к вопросу о политехнизации, т. е. надо сказать, что Советская власть плюс электрификация – это все то, что необходимо для того, чтобы было можно провести в жизнь в широких размерах политехнизацию всей нашей школы, начиная от самых низших ступеней до высших.

 

ПЕРЕСТРОЙКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ

 

Мы все знаем, что сейчас происходит перестройка всей промышленности на новых началах, на началах социалистических, и вот надо отдать себе отчет, в чем она заключается. Первая особенность – это то, что ручной труд у нас заменяется механическим. Если мы посмотрим, как переоборудуются старые заводы, и возьмем, например, такой завод, как Путиловский, что мы видим на этом заводе? Мы видим на этом заводе, с одной стороны, новые машины самой передовой техники, а рядом мы видим тут же, бок о бок, как рабочие самым первобытным способом перетаскивают на руках тяжести. Если вы вообще всмотритесь в старые заводы, которые реконструируются, вы увидите ту же самую картину, что старый ручной труд еще не до конца вытеснен трудом механическим. То же в еще большей степени мы видим в сельском хозяйстве. В понятие «политехнизация» входит не только работа на заводах. И Маркс, и Энгельс, и Ленин включали в политехнизацию также изучение и сельского хозяйства, а в этой области особенно резко выступает все значение замены ручного труда машинным. Раньше работали самым первобытным способом: сохой пахали, жали руками, молотили руками, – господствовал ручной труд. Сейчас мы видим, как в сельское хозяйство все больше и больше проникают всякого рода машины. Когда-то Ленин говорил, что если бы мы могли дать деревне сейчас же трактор, тогда крестьяне сказали бы: «Мы все за коммунию». И сейчас, когда в поле заработали комбайны, тракторы, то видишь, как крестьян поражают эти машины, как тракторы убеждают крестьян лучше всего другого, что надо вести хозяйство по-новому. Вот это вторжение машин в деревню и составляет особенность данного момента. Когда мы говорим о программах политехнизации в наших школах, мы должны на эту сторону дела обратить особое внимание, надо, чтобы ребята постоянно сравнивали ручной труд с машинным трудом. Это очень легко организовать. Я помню описание 1-й Всемирной выставки, которая была в Париже, кажется, в 1889 г. – точно не помню года, но дело было в 80-х годах. Там была показана молотьба цепом, а рядом – работа молотилки, и тут же подсчитывалось, сколько времени расходуется на обмолот цепом и сколько времени идет на обмолот того же количества молотилкой. Это было в 80-х годах, когда молотилка была новостью.

 

ДОРОГУ МЕХАНИЗИРОВАННОМУ ТРУДУ

 

Нам надо в нашей школе поставить вопрос таким образом, чтобы показать ребятам преимущество механизированного труда во всех областях, в особенности в таких областях, где раньше все делалось руками. В этом отношении характерна область сельского хозяйства, где ручной труд и по сию пору имеет громадное применение; затем надо еще взять область домашнего хозяйства, где и до сих пор еще господствует ручной труд. Будет очень полезно сводить ребят также в хлебопекарню и показать им, сколько сил тратится на выпечку хлеба в отдельной семье и как гораздо скорее и лучше хлеб производится в хлебопекарне. Или же можно сравнить шитье ручное и машинное. Надо по всей линии показать преимущество механизированного труда.

С другой стороны, характерным для реконструктивного периода является еще то, что создается очень большая энергетическая база, и вот это тоже нужно ребятам объяснить. Нужно объяснить им.все значение электростанций; надо показать это, взяв такие примеры сравнения, как передвижение по городу: раньше была конка, потом – паровик, а теперь – трамвай. Все это надо наглядно показать ребятам, надо указать им на разницу в движущих силах. На этом вопросе, на вопросе создания могучей энергетической базы, надо особенно подробно остановиться в школе и особенно ясно показать это ребятам.

Раньше старым способом велось хозяйство, в особенности это характерно для земледельческого хозяйства. Крестьяне работали так, как работали их отцы и деды. А сейчас все переводится на научную базу. Недаром Владимир Ильич вскоре, после взятия власти рабочими, выступая однажды, говорил о том, что отныне наука будет служить лишь интересам широких масс. До сих пор, говорил он, пока наука была на службе у капиталистов, она служила целям эксплуатации, но отныне наука в Советском государстве будет служить интересам широких масс. О смычке науки с массами также говорил Ленин – он говорил о том, что в результате творчества миллионных масс будет создано нечто гораздо более высокое, чем может создать самый великий гений. Если произойдет смычка науки с массами, то это может и науку поднять на гораздо более высокую ступень, поможет поставить всю науку на службу массам.

 

УЧИТЬ ВСЕСТОРОННЕ ПОНИМАТЬ ЖИЗНЬ

 

Когда мы говорим о программах наших школ, мы должны заботиться о том, чтобы научить ребят исследовательски подходить к каждому вопросу.

Вопросы теоретического обучения стоят очень серьезно: мы не должны в школе давать простую рецептуру, простые правила, а мы должны учить ребят – с младших групп до старших – подходить к каждому вопросу исследовательски и изучать его поглубже, охватывая все стороны вопроса. Это создаст предпосылки для того, чтобы завет Ленина о смычке науки с массами был выполнен.

Затем особенность реконструктивного периода заключается в том, что коллективный труд занимает совсем особенное место. Мы знаем, что коллективный труд – не новость. Например, если мы возьмем «Капитал» Маркса, мы увидим там особую, главу о кооперации, где под кооперацией понимается коллективный труд.

Там Маркс указывает, что в сущности на каждой фабрике мы имеем громадный коллективный, организованный труд. Маркс подчеркивает, что коллективный труд – это новая могучая сила, которая делает этот труд гораздо более производительным, чем отдельный индивидуальный труд, но он указывает, что при капитализме выгода от этого коллективного труда идет на пользу капиталистам. Если мы посмотрим на крупные хозяйства, мы увидим и там коллективный труд, но выгоды этого коллективного труда идут на пользу помещику. У нас же выгоды коллективного труда должны идти на пользу самим трудящимся.

В последнее время мы видим очень большие сдвиги в деле коллективизации труда: мы видим, как мелкие предприятия заменяются более крупными предприятиями; мы видим широкий размах коллективизации в деревне, в сельском хозяйстве.

 

ВОСПИТЫВАТЬ СТОЙКОГО КОЛЛЕКТИВИСТА

 

Мы определенно вступаем в новую фазу, в новый этап, и коллективизацию мы должны всячески пропагандировать в нашей школе. Школу необходимо ставить таким образом, чтобы коллективный труд начинался с дошкольного возраста. Школьные учреждения уже могут ставить коллективизацию труда ребят гораздо шире; мы видим, что по этому вопросу собираются совещания ребят, ребята приучаются работать коллективно. Точно так же общественно полезная работа I ступени должна быть организована как коллективный труд. Я не говорю уже о труде в старших группах школ ФЗС. Там вопросы коллективного труда должны занять громадное место. Мы должны воспитать коллективиста. Вопросы коллективного труда требуют новой организации труда, и в этом отношении надо сказать, что если фабрика имеет определенную организацию, разделение на цехи, на определенные группы работ, то вся работа производится по общему плану, общими усилиями. Это воспитывает умение коллективно, дружно работать.

Рабочие, которые теперь ездят в колхозы, для того чтобы помочь колхозам организоваться, чтобы передать свой заводской опыт крестьянам, часто отмечают у крестьян неумение на первых порах организовать свой общий, коллективный труд.

Недавно в Москве состоялась конференция, которая обсуждала организацию труда в колхозах. Эта конференция имела громадное значение. Вопросы труда должны быть также поставлены во главу организации всей школьной жизни. Если посмотрим сейчас на то самоуправление, которое у нас существует в школе, то надо сказать, что оно никуда не годно в большинстве школ. Это самоуправление организовано часто совершенно по-старому, и заключается оно в том, что одни ребята делают выговоры другим, часто.ребята вызывают родителей и жалуются им на своих же товарищей, вообще на ребят возлагаются «милицейские» функции.

Ту детскую организацию, которая у нас теперь имеется в школах, необходимо перестроить. Мы в школах ввели вопросы организации труда, и мы должны действительно это сделать. Мы должны начать с младших групп учить ребят организовываться и для умственного и для физического труда, научить ребят возможно лучше организовывать сообща свой производственный труд, свою учебу, свою общественную работу.

 

ЗА ПЛАНОВОСТЬ, ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ТРУДА

 

Вопросы организации имеют громадное значение. Мы знаем, какое громадное значение эта организация имеет в лучших школах, когда учителя находят правильный подход. Например, недавно через мои руки проходила одна статья учительницы Трехгорной школы, которая прикреплена к Трехгорной мануфактуре; она рассказала, как происходил прием в школу. Она сумела организовать ребят в старших группах для того, чтобы они в день приема в школу помогали вновь пришедшим малышам быстро сорганизоваться, и научила ребят, как надо это организовать.

Обыкновенно день приема в школу в младшей группе – это самый трудный день. Ребята еще школы не видели – тут начинаются и слезы, и просьбы домой отпустить, и растерянность детей. Обыкновенно бывает чрезвычайный хаос. И вот учительница описывает, как ребята старших групп (третьей и четвертой групп) сумели подойти к новичкам и как сами новички и родители их удивились, как стройно прошло утро, как вдруг все ребята стали петь, строиться в ряды. Это потому, что старшие ребята сумели подойти организованно. Такая организация ребят имеет колоссальное значение. Все вопросы организации жизни ребят, организации труда должны быть проработаны, потому что это один из основных вопросов. Но само собой разумеется, что организация труда влечет за собой плановость.

 

РАННЯЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВРЕДНА

 

Иногда у нас понимают таким образом, что политехнизация – это приобретение только определенных навыков. Это совершенно неверно. Ленин в 1920 г. написал заметки на мои тезисы о политехнизации. Мы с ним как-то говорили о политехнизации, и он предложил набросать тезисы. Я написала тезисы, но вышли они очень малоконкретные, и Владимир Ильич написал на них замечания, в которых подчеркнул такую вещь, что нельзя говорить отвлеченно о политехнизации, а надо говорить более конкретно. И вот он какие стороны отмечал. Он подчеркивал, что надо избегать ранней специализации. Иногда у нас стараются уже для ребят лет двенадцати предопределить будущее, предопределить, кем кто будет: будет ли парнишка вагоновожатым, будет ли он токарем, слесарем, пойдет ли он в вуз, по художественной части или по какой другой; заранее с малых лет дают ему специализацию. Этот метод у нас был. Это от старины унаследовано, а у ребят ведь и интересы часто меняются, и вкусы. Узкая специализация не дает понимания производства в целом. Сейчас жизнь такая, темпы строительства, темпы науки такие, которые делают часто долго приобретавшуюся специализацию совершенно непригодной. Скажем, вот учился мальчик лет с восьми ложки деревянные делать, а потом перестали есть деревянными ложками, пошли дешевые металлические ложки. Ну куда ему с его профессией деться, а он ничего не знает, кроме как эти ложки делать.

Или вот швейное дело. Как-то приходили ко мне ребята из детского дома несколько лет тому назад и жаловались: «Вот уж шесть лет учат нас только петли метать и рукава вшивать, и мы только и умеем, что петли метать и рукава вшивать, а куда с этим идти – не знаем». Вместо того чтобы вообще научить шить, пользоваться машиной и т. д., учат только узкой специализации начиная с раннего возраста. И вот как раз Владимир Ильич возражал против этого, говорил о вреде ранней специализации. Говорил он в то же время о необходимости не придавать подготовке узкопрофессиональный характер, говорил о необходимости наравне с изучением труда поглубже и получше ставить общее образование. В своих заметках на мои тезисы он подчеркивает, что надо расширить и как можно глубже поставить общеобразовательные предметы, а затем он говорит о необходимости немедленно использовать все возможности, чтобы организовать экскурсии, о необходимости экскурсий на электростанции и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.