Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К закону о политехнизации 3 страница




У нас сейчас очень в моде детские бригады. Это дело очень хорошее, так как в бригаде можно создать ясную, четкую форму работы и организации ребят около живого дела. Необходимо, чтобы такая бригада в пять-семь человек ясно поставила себе цель своей работы, чтобы ребята обсудили эту цель. Вот то-то и то-то – цель нашей работы (производственной или общественно полезной). Необходимо, чтобы ребята обсудили весь путь, каким можно достигнуть этой цели: что надо сделать, чего надо добиться, где и чему надо поучиться. Затем надо, чтобы они разделили между собой труд и чтобы выполнение всей работы было результатом коллективного труда. Нам надо прежде всего создать план работы для бригад, для небольших ребячьих звеньев, на которых легче и понятнее всего будет ребятам организоваться. Надо, чтобы каждый учащийся, каждая бригада проходили через работы разнообразного типа. Нельзя допускать (а между тем у нас часто так бывает), чтоб выделяли бригаду наиболее развитых ребятишек и им давали основную общественную работу, а другим ребятам – что придется. Теперь у нас увлечение бригадами так велико, что часто желают бригадами подменить более крупные коллективы – класс, группу. Это совершенно неправильно. Нам надо, чтобы в школе были и более крупные коллективы, чтобы бригады все связывались в одну общую организацию. И вот надо продумать организацию группы, организацию класса так, чтобы это была действительно общественная организация, связанная с организацией труда, продуманная до конца, чтоб класс (группа) был связан с работой бригад, чтобы работа бригад укладывалась в определенные рамки, не мешала, а помогала работе класса. Надо начинать с того, чтобы подводить ребят к умению организовываться через бригадную работу, но нужно не останавливаться на бригадной работе, а ставить организацию труда, связанную с работой всего класса. Нам необходима социалистическая зарядка, нужно теоретическое освещение всей работы, нужно вооружение ребят знаниями. Нам надо ребят пропитать духом социализма, жаждой борьбы за социализм, нам надо из ребят сделать бойцов, нам необходимо, чтобы школа являлась борцом за коллективизацию, за сознательное отношение к труду, нам надо сделать школу боевой организацией, сознательно борющейся на фронте классовой борьбы. Этого нельзя распылить по бригадам, а надо сосредоточить в более крупных объединениях – в классе, в группе. Может быть, надо классные комнаты свести до минимума, надо из душных классов выйти на широкое поприще работы, но класс как коллектив, как группу нам никоим образом нельзя упразднять, а надо укреплять. Надо научить ребят лучшей, чем сейчас, организации группы, класса. У нас бывает так: выбирается в классе верхушка, и эта верхушка правит всем классом на манер того, как это делается в буржуазной школе, а нам надо, чтобы был классный исполком сменяемый, постоянно контролируемый, чтобы ребята научились вести, организовывать работу, контролировать ее, а не только читать рапорты по бумажке. Конечно, прекрасно и то, что сейчас ребята начинают сознательно относиться к своей работе и понимают, что надо отчитываться в той работе, которая ведется, но надо это поставить гораздо глубже. Вопросы организации ребят – это основная задача. От этого зависят и решение вопроса увязки теории с практикой и ряд других важнейших проблем школьной работы.

Вот, например, такой вопрос, как смычка ребят разных национальностей. Получаешь иногда от ребят из какого-нибудь Дальневосточного края письмо и видишь, что ребята совершенно не знают, чем живут ребята другой национальности. Например, ребята русского детского дома пишут: «Мы будем помогать окружающим ребятам более отсталых национальностей». Для них ребята другой национальности – это ребята отсталой национальности, а если бы они посмотрели, как эти ребята «отсталой» национальности умеют работать часто лучше, чем наши ребята, так был бы совершенно другой разговор. У нас часто вопросы интернационального воспитания отрываются от всей работы нашей школы. Ведь вся работа нашей школы должна быть пропитана интернациональным духом, а не только надо говорить об этом в определенные дни. Вот тут с этой трибуны выступала представительница одной московской фабрики – т. Уланова. Так вот эта Уланова рассказывала мне, как она ведет борьбу с антисемитизмом, – а она очень влиятельная работница на своей фабрике. Она говорит: «Вот у нас начинают говорить против евреев, и я на это поступаю так. Я говорю: «Вот ты говоришь против евреев, а посмотри, как еврей работает у станка, посмотри, у кого меньше прогулов – у евреев или у вас, посмотри и сравни. У евреев прогулов нет, а у вас есть. Посмотри, у кого больше пьянки, и вот тогда говори». Ее агитация, по словам других рабочих, имеет чрезвычайно большой успех. Работа по интернациональному воспитанию, связанная с трудом, когда ребята разных национальностей стоят у одного станка, делают одну и ту же работу, увлечены одним и тем же, имеет колоссальное значение. Необходимо, чтобы обучение велось на родном для ребят языке, но это не значит, что ребята должны замкнуться, что национальная школа должна быть замкнутой школой. Она должна быть тесно связана со школами, где ребята говорят на другом языке. Политехнизация может сильно помочь в установлении тесной связи между различными национальностями. Вот товарищи с фабрики «Знамя труда» говорили, что у них прикреплены две школы: русская и татарская, и русские с татарчатами работают рука об руку. У ребят одна цель, они увлечены одним делом, а это имеет громадное значение для интернационального воспитания.

Возьмем также другой вопрос, который у нас весьма часто приклеивают «сбоку припека», – это вопрос об антирелигиозном воспитании. Ведь вся учеба должна быть пропитана антирелигиозным воспитанием, а то у нас так бывает, что только в день рождества, в день пасхи, в дни поста ставят эти вопросы в программу. Нет, вся учеба должна быть связана с антирелигиозной пропагандой. Всю работу по воспитанию материалистического мировоззрения надо связывать с практической работой; поэтому и антирелигиозную пропаганду надо уметь связывать с политехнической работой школы. В политехнической школе ребенок с детства видит, как, изучая силы природы, он научается управлять ими, он гораздо глубже понимает сущность происходящего в природе и поэтому становится глубоко антирелигиозным. Когда ребенок в процессе работы политехнической школы научается правильно подходить к общественным явлениям, понимать, что от чего происходит, понимать классовую структуру, понимать борьбу за социализм, тогда он научается совершенно по-иному относиться к религии – он понимает, что представляет собой религия, каковы ее классовая сущность и корни. Нельзя антирелигиозную пропаганду отрывать от пропаганды всего материалистического мировоззрения, которое теснейшим образом связано с вопросами политехнизации школы. Нельзя отрывать и интернациональную пропаганду от тех задач, которые стоят перед рабочим классом, перед рабочими всего мира. Нужно поглубже подходить к этому вопросу.

Товарищи, вы скажете: «Она совсем говорит не на тему, она должна была говорить о качестве школ, а говорит о самоуправлении школ и пр.». Но в этом-то, товарищи, и заключается качество школ. Если мы увлечем ребят, сумеем поставить работу по-настоящему, увлечем население, то у нас ребята прекрасно научатся читать, писать, самостоятельно работать с книгой и т. д.

Тут т. Барсуков расскажет, как в одной школе Даниловского района на Средней Волге в сравнительно отсталой местности школу сумели сделать боевой организацией, борющейся за коллективизацию, сумели придать всей школе политехнический характер. Там ребята прекрасно умеют писать, читать, прекрасно умеют работать с книгой. То, что школа увлекает ребят, учит их организовываться, – это, товарищи, крайне важно. У нас школа часто оторвана от жизни, потому что учитель пробует один своими руками все сделать. Он не может создать одними своими руками политехническую школу, не опираясь на актив трудящихся.

Сегодня я получила письмо от одной учительницы из Восточной Сибири. В этом письме она пишет: «Я не знаю, что делать, – крестьяне не хотят топить школу, никто не обращает внимания на школу, даже рик; рик запрещает штрафовать крестьян за то, что они не топят школу, – что делать, не знаю. Мы позанимаемся несколько дней, а потом школа стоит нетопленной». Если бы эта учительница начала с того, что создала бы актив, сумела бы привлечь актив, то этот актив сумел бы привлечь крестьян, и ей не нужно было бы идти в рик.

Владимир Ильич говорил, что нужно мобилизовать для помощи политехническому образованию всех инженеров, агрономов, окончивших физико-математические факультеты и т. д.[62] Но не только инженеров и агрономов нужно привлечь; вот на Ленинской конференции[63] мне подали записку: «Почему мы, старые рабочие, не можем помогать школе? Тов. Сталин говорил ведь о важности старых кадров рабочих, а у нас по-настоящему к работе в школах рабочих не привлекают, им не дают возможности научиться по-настоящему помогать школе». Вот чрезвычайно ценная записка, которая говорит о том, как нужно работать. Нужно, чтобы не только одни учителя учили, а учили бы целые группы рабочих, которые умеют работать, умеют показать гораздо лучше, как это нужно делать.

Конечно, сейчас учительство должно переучиваться. Мы все переучиваемся. Ведь в процессе работы постоянно приходится учиться. Никакой работник, который по-настоящему хочет работать, не может воображать, что он все знает по той отрасли работы, которую он делает, – он должен неустанно учиться. Все мы учимся постоянно. Учение – это органическая часть нашей работы. Сейчас перед учителем стоит задача – учиться производству, учиться понимать рабочую среду гораздо лучше, чем он иногда ее понимает, находить общий язык с рабочими, с колхозниками. На конференции, которая была весной в Замоскворецком районе, где главным образом были текстильщики, – там учителя выступали, а рабочие их поддерживали. Рабочие говорили, что самое главное – это то, чтобы учителя к ним примкнули, ближе стали бы ко всему тому, чем дышит наш.завод. Наши заводы дышат производственной пропагандой, везде идут производственные совещания, и нужно, чтобы учителя приняли участие в производственных совещаниях, тогда и вопроса не будет о снабжении, просто на учителей будут смотреть как на часть нашего коллектива. Я думаю, что в своей работе учителя должны также добиться того, чтобы рабочий класс смотрел на них, как на часть своего класса, как на работников, которые делают с ними одно общее дело.

От самих учителей многое зависит. Нужно поставить себя так, чтобы рабочие всячески во всем их поддерживали бы, и тогда мы выйдем из того положения, которое имеется у нас сейчас. Качество работы зависит в значительной степени от умелой работы учителя, от руководства учителя в отношении тех культармейцев, которые пойдут работать в школу, – тут должна быть товарищеская взаимопомощь.

Как проверить нам то, что школа делает? Я думаю, нам нужно выдвинуть коренные вопросы, коротко и ясно сформулированные, которые давали бы возможность проверки. У нас в организационном отношении выработан целый ряд приемов проверки, например, количественных показателей, но нужно, чтобы и качественные показатели, может быть, без такой спешки, но были бы проверены: прикреплена к заводу школа или не прикреплена, как поставлена культработа на заводе, связана ли она с политехнизацией, ведется ли какая-нибудь работа по расширению политехнического кругозора рабочих, есть ли актив, прикреплена ли школа к заводу механически, или это прикрепление такое, что создает помощь школе, созданы ли советы помощи школе из среды рабочих, достаточна ли смычка с учительством, достаточна ли смычка с этим советом, работает ли над собой учительство, как работает, что делается для помощи учительству в проведении политехнизации школы, мобилизованы ли инженеры, агрономы, что в этом отношении сделано, насколько широка эта мобилизация; какие формы принимает самый труд в школе, нет ли ранней специализации, достаточно ли широко он поставлен, достаточно ли связан с учебой, правильно ли поставлено обучение, поднято ли оно на достаточную высоту. Нужно предусмотреть целый ряд других вопросов, которые не так трудно составить, и эти вопросы должны быть выдвинуты. Вся общественность должна быть двинута на эту работу, и борьба за качество должна стать нашим общим делом, как и борьба за количественные показатели. Надо установить эти качественные показатели и надо начать развернутую борьбу по всему фронту. Советы – основная организация нашей страны – должны принимать самое активнейшее, самое непосредственное участие в этой работе для того, чтобы все эти вопросы опосредствования политехнизма в школе сделались бы особенно близкими и понятными. Для этого, несомненно, очень многое могут сделать Советы, в особенности теперешние Советы, куда выбираются ударники – рабочие и колхозники.

Позвольте закончить, товарищи, эти соображения о качестве школы пожеланием, чтобы в возможно ближайшее время. у нас развернулась широкая общественная борьба за поднятие качества школы.

1931 г.

 

МЫСЛЬ ПЕДАГОГА РАЗБУЖЕНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

 

В ШКОЛАХ ИДЕТ БОЛЬШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Сейчас не приходится спорить о том, есть ли сдвиг после политехнического съезда. В школах ведется большая творческая работа. Сдвиг есть в том смысле, что каждая школа работает не по шаблону, а разбужена мысль ребят и учителей для создания действительно политехнической школы. Конечно, в том или другом месте имеются прорывы, но то обстоятельство, что каждая школа работает над вопросами политехнизма и как-то по-своему подходит к политехнизации, имеет огромное значение. Необходимо самым тщательным образом учитывать весь опыт, чтобы не получилось так, как с опытными школами, т. е. отдельные школы имели прекрасный опыт, но потом он забылся, как будто бы его и не было. Сейчас приходится отыскивать старые статьи, книжки, брошюрки, причем убеждаешься, что все это наполовину забыто. В настоящий момент чрезвычайно ценно то, что интересные опыты имеются уже не у отдельных опытных школ, а у массовой школы.

 

С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБЛАСТИ ПОЛИТЕХНИЗМА МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ

 

Мне пришлось на днях беседовать с учителями из разных областей – Центрально-Черноземной области, Средней Волги и Ленинградской области. От беседы у меня получилось впечатление, что нам никоим образом нельзя медлить с методической работой и с распространением самых, основ политехнизма. Возьмем, например, Центрально-Черноземную область: именно недостаточной методической работой объясняется отсутствие там сколько-нибудь развернутого политехнизма. Учителя рассказывают о том, что в Центрально-Черноземной области политехнизация выражается в работе на земле – вот и все. С другой стороны, у товарищей из Ленинграда проскальзывала нотка, что вся задача в том, чтобы устроить ребят на производство. Вообще во время моей беседы с просвещенцами выявилась одна особенность: мы мало говорим собственно о политехнизме; мы больше говорим о практике на производстве, чем о том, как эту практику сделать исходным пунктом политехнического воспитания.

 

ЗА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Ребята работают на заводе, но это еще не значит, что в школе проводится политехническое воспитание. Работа ребят на заводе вовсе не преследует цели подготовить из учащегося квалифицированного рабочего, а преследует цели дать ребенку понятие о взаимоотношениях внутри производства, об организации труда, о значении и роли механизации и т. д. Ребята должны лучше, глубже понять производство, при этом они должны не только знать данное производство, но и другие отрасли. Учащийся, работающий в области текстильной промышленности, должен понимать производственные процессы в области металлургической и химической промышленности. Я боюсь, что если в Центрально-Черноземной области и в Средней Волге есть опасность того, что политехнизм подменят работой на земле, то в крупных центрах есть другая опасность – что политехнизм мы сведем к производственной практике технического, а не политехнического характера.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА – ВАЖНЕЙШИЙ ВОПРОС ПОЛИТЕХНИЗМА

 

Нам необходимо увязывать политехнизм с такими вопросами, как например вопрос об организации труда. Если мы посмотрим на работу на крупных предприятиях, то мы увидим, что там чрезвычайно планово поставлен труд, установлены определенные взаимоотношения между цехами, между отдельными производственными процессами и соответственно этому распределяется работа, группируются рабочие и т. д. Вот всю организацию труда чрезвычайно важно изучить с точки зрения политехнизма. Это так же важно, как уметь управлять машиной и понимать машину. Вопрос организации трудаодин из основных вопросов политехнизма.

Возьмем колхозное строительство. Для колхозов вопросы организации труда тоже имеют чрезвычайно большое значение. Переход от мелкого индивидуального хозяйства к крупному коллективизированному хозяйству чрезвычайно сложен для крестьян именно тем, что тут совершенно другая организация труда. Надо сказать, что даже двадцатипятитысячники не всегда помогают в этом отношении, потому что заводскую организацию труда нельзя целиком переносить в колхоз. Для колхоза организацию труда надо соответствующим образом видоизменить. Необходимо подумать о том, чтобы школа начиная с самой первой группы прорабатывала вопросы организации труда, проводя непрерывную производственную практику, в то же время связывала все это с вопросами организации труда.

 

ЗА ЗДОРОВОЕ, ЖИЗНЕРАДОСТНОЕ ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ

 

Мы совершенно забываем об общем физическом развитии ребят, а ведь это имеет огромное значение. Маркс говорил о гимнастике, он подчеркивал при этом, что нужно ориентироваться на определенный возраст ребят и принимать определенные меры к охране труда. Маркс говорил, что при соблюдении этих условий работа на заводе даст ценные результаты. Однако у нас вопросы охраны труда не стоят на первом плане. Когда приходится беседовать с работницами и колхозницами, то неизбежно наталкиваешься на этот вопрос.

Подготавливая ребят для овладения техникой, мы должны в то же время физически укреплять наше поколение. Это. именно сейчас имеет колоссальное значение, поскольку теперешние ребята – это как раз то поколение, которое пережило самые тяжелые годы разрухи. Эти годы чрезвычайно тяжело сказались на физическом развитии детей.

Директор ярославского завода «Лакокраска» рассказывал мне, что у них пионерский отряд в двести человек и из этих двухсот человек 60% с зачатками туберкулеза. Если мы не будем обращать внимания на эту сторону, то у нас политехническое образование не даст тех результатов, которые необходимы.

 

ПОЛИТЕХНИЗМ ПОСТАВИТ ШКОЛУ НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ

 

Необходимо все вопросы теоретические (это особенно почувствовалось на том собрании, где были учителя из разных областей), все те методические положения, которые уже более или менее проработаны, как можно шире пустить в учительские массы, потому что в этом вопросе очень много и для многих неясного.

Нам важно, чтобы политехническое образование сразу пошло по известному руслу. Затем важно, чтобы все достигнутое продвигалось и бросалось в учительские массы и помогало налаживанию этой работы.

Следовательно, сейчас предстоит громадная работа в этом направлении, которую нужно брать во всей сложности.

Политехнизация повлияет на весь режим и уклад школы, повлияет на определенную перестройку программ и всю жизнь школы поставит на новые рельсы.

В этом направлении предстоит громадная работа.

1931 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.