Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПО БЕЛЛАМИ 2 страница




Или, например, вопрос о рисовании. Нам непременно надо в ребятах воспитывать зрительную память. А как у нас поставлено рисование в школах, которые прикреплены, например, к текстилю? У нас рисование красками не поставлено, а ребятам интересно было бы рисовать красками, творчество их развивалось бы. Красками рисовали бы не несколько человек, более одаренных, а все ребята. Это, конечно, их увлекало бы, и это отразилось бы на качестве их рисунка. Тогда у нас не было бы таких аляповатых материй, которые у нас часто получаются, и, кроме того, ребята вообще все научились бы рисовать, научились бы все отображать в рисунке. Это не было бы узкоспециальным, но это для любого производства очень важно.

Скажем, вопрос о математике. Когда посмотришь наши программы по математике, когда посмотришь на наши задачники, то видишь, что они очень отвлеченны и часто ребят совсем не заинтересовывают. Мы как-то не учим их мыслить математически. Воспитывать математическое мышление – это значит заставить ребят самих составлять задачи. Нужно попробовать в шестых и седьмых группах предложить ребятам самим составить задачи; на основании того материала, над которым они работают, ребята учились бы учету – сколько сырья пошло, сколько времени затрачено и пр. Так же нужно подойти и к геометрии, к обобщениям, к алгебре, к статистике. Это будет облегчать обучение и будет увлекать ребят.

Или, например, возьмем историю завода. Конечно, не всякий завод имеет большую историю, есть новые заводы. Но у пас ведь есть такие заводы, как Трехгорка, о которой есть что порассказать ребятам: о том, как жил завод, что было в 1905 г. Ребята будут с интересом это изучать. Уроки истории надо связать с ростом рабочего класса, а рост рабочего класса проследить нужно за многие годы – это ребятам будет интересно. Объясняя тот или другой вопрос из современности, надо тоже связать его с жизнью и работой предприятия. Например, старостаты на предприятиях. Старостаты должны связаться с подшефными школами. Ребята почувствуют, что им необходимо узнать, как работает Совет, какие вопросы стоят в Совете, чтобы примкнуть к работе Совета.

Нам надо до конца продумать, как связать теорию с практикой, как связать плотней общественную работу с учебой.

Затем другой вопрос – как изучать деревню. Ведь у нас меняется положение рабочего класса. Раньше рабочий знал стоять у своего станка – и больше ничего. А сейчас мы видим, как рабочие выдвигаются, как рабочие едут в колхозы. Сколько рабочих послано в колхозы! Почему они посылаются? Потому, что они умеют и машиной управлять и, кроме того, у них есть большие организационные навыки. Ведь завод представляет собой организацию, которая действует, как машина. Заводская организация воспитывает у рабочего организационную хватку. Когда рабочий едет в колхоз, ему надо знать хорошо сельское хозяйство. Мы знаем, как многие из тех рабочих, которые поехали в колхозы, много помогли колхозам своими организационными навыками. Нам надо иметь в виду, что в будущем будет расти и крепнуть связь между городом и деревней. Разница, которая сейчас есть между культурой города и культурой деревни, будет постепенно исчезать. Связь между городом и деревней будет все теснее и теснее. Политехническая школа – это такая школа, которая готовит рабочих не только к работе на определенных предприятиях, но которая дает разностороннюю подготовку: сегодня он на предприятии работает, а завтра он поехал в колхоз. Как используются «тысячники», которые были на предприятиях? Они вам расскажут, какие у них были трудности, которые вытекали из того, что они по-настоящему сельского хозяйства не знают; организационные навыки есть, а знания сельского хозяйства нет, а на него, на рабочего, смотрят так: из города приехал, так давай указания, а по сельскому хозяйству он бессилен (это в отношении тех, которые не знают сельского хозяйства). Чрезвычайно важно для ребят, чтобы они также знакомились с сельским хозяйством в ходе овладения политехнизмом. Нам надо сделать так, чтобы предприятия заботились о том, чтобы на лето ребята из школ устраивались в колхозы, совхозы, чтобы они учились там сельскохозяйственному производству. Ребята, конечно, будут это делать охотно. Нам надо растить здоровое поколение, поэтому очень важно, чтобы предприятие заботилось о том, чтобы летом всех ребят перебросить в деревню, где бы они учились коллективному труду, дружному труду в крупных хозяйствах, а не одному только своему производству.

Вы знаете, что сейчас потребности народного хозяйства часто заставляют перебрасывать рабочих с одного производства на другое. Им надо быть готовым к тому, чтобы к любому производству очень быстро приспосабливаться, поэтому им надо изучить не только свою фабрику, но и другие фабрики. Скажем, рабочие металлообрабатывающей промышленности должны побывать и на текстильном предприятии и на. химическом, посмотреть, как там работают, может быть, даже там поработать. Вопрос о связи с сельским хозяйством, о связи с другими предприятиями у нас еще не подработан до конца.

Тут перед нами стоят два очередных вопроса: первый – вопрос о связи труда с обучением, вопрос о связи не формальной только, а о глубокой связи и затем – вопрос о связи с другими предприятиями, о связи с сельским хозяйством. Только разрешив эти вопросы, мы по-настоящему поставим политехнический труд. Это одна часть вопроса.

Я мельком только остановлюсь на вопросе о педагогах. Нам, конечно, надо таких педагогов, которые прекрасно знают предприятие и прекрасно знают технику. Может быть, учебные отпуска надо давать учителям, чтобы они поработали немного на предприятиях, подышали заводским воздухом. Тут вопрос, конечно, не столько в умении и навыках, сколько в организации труда и в том духе коллективизма, который имеется у нас на заводах.

Я хочу коснуться еще одного вопроса – это вопрос о мастерских, который у нас тоже совершенно не подработан. Мастерские продолжают строиться как-то стихийно. А между тем каждая мастерская при заводе должна иметь свой особый облик.

Надо, чтобы было продумано, что именно и как должно проходиться в мастерских. Должно быть продумано так, чтобы в мастерских не просто обучали процессам труда, а чтобы там шла производственная работа.

Позвольте, товарищи, этим ограничиться по вопросу о политехнизации в узком смысле слова и перейти к вопросу о качестве работы.

Политехнизация школы ставит по-новому целый ряд вопросов. Отчасти я уже говорила, что если мы свяжем по-настоящему теорию с практикой, то мы добьемся повышения интереса со стороны ребят к школьным занятиям. Но сейчас по-новому встал вопрос и о другом – о воспитании. Сейчас на целом ряде собраний приходится слышать, как остро начинают и педагоги и сами ребята ставить вопрос о воспитании, о самоуправлении в школе. По этому вопросу вышел ряд книжек и статей. Когда прислушаешься к тому, что у нас делается в школе, видишь, что воспитательная работа в школе часто слаба. Ведь мы должны воспитать из ребят коллективистов, т. е. ребят, которые умеют дружно жить, дружно работать. А у нас на этот вопрос часто совершенно не обращается внимание. Когда говорят о Ленине, то ведь о Ленине говорят не только как о вожде, не только как- о революционере. Посмотрите на воспоминания ряда работников о нем: там о Ленине говорится так же, как о товарище. Когда о нем вспоминают те, кто с ним работал, они говорят, что он был товарищ.

Творчество, умение дружно, коллективно работать есть одна из важнейших задач, и вопрос о политехнизации школы неразрывно связан с тем, что мы должны ребят воспитывать по-новому. А если мы посмотрим на наше самоуправление, то мы увидим, что оно часто построено таким образом, что не укрепляет товарищества, а разлагает его. Возьмите, например, такой вопрос. У нас в целом ряде школ проводится такая вещь: учкомы дают выговоры отстающим, недисциплинированным ребятам. Кажется, в обычае есть такая вещь: учкомы вызывают родителей. Куда это годится? Даже в старой школе иначе разрешали эти вопросы, старались помочь в учебе, помочь как-то иначе, а не вызывать родителей. А теперь от ребят часто слышишь: «Я не пойду в учком, потому что там надо родителей вызывать, надо жаловаться». Ребята с хорошими инстинктами, ребята – хорошие товарищи – отрицательно относятся к этим формам. Учитель хочет разгрузиться от обязанности следить за поведением – пускай ребята сами смотрят. Последнее время это особенно стало бросаться в глаза.

На заводе дисциплина, там приходят по звонку в определенный час, определенно работают. Ребята к этому не привыкли. Они и на заводе часто недисциплинированны, и там не только хвалят ребят, а иногда и жалуются на ребят, приходят в школу и говорят: «А ребята-то у вас больно распустились». И родители тоже иногда замечают, да и сами ребята приходят на завод, смотрят: «На заводе так, а у нас иначе». Отсюда встает вопрос, что надо больше дисциплины. Я ходила в швейцарскую школу, когда приходилось быть в эмиграции. Там в классе мертвая тишина. Муха пролетит – слышно. Но как достигается эта дисциплина? Вот ученик что-то жует в классе. Сейчас подходит учитель, берет его за вихор и начинает бить по щекам. Ребята напуганы, сидят смирно – дисциплина. Но вот учитель вышел – все буквально взбесились: один другому начинает лить за шиворот чернила, начинают колотить друг друга почем зря книгами, которые лежали на столе, готовы прямо изувечить друг друга. Вот это палочная капиталистическая дисциплина. А при учителях все хорошо.

Не к такой дисциплине мы стремимся. Сейчас в рабочих массах воспитывается сознательное отношение к труду, сознательное отношение к дисциплине. Поэтому вопросы самоуправления сейчас должны обсуждаться, надо найти методы, как их разрешить. У нас думают так: вот был процесс «Промпартии», давайте и мы введем так, что у нас будет Крыленко, который будет выносить обвинительные акты, ревтрибунал устроим – он будет предписывать наказания. Кое-где – правда, это пока еще редкие случаи – такое соскальзывание есть. А нужно идти другим путем – нужно привлекать рабочих-ударников, которые понимают, что такое сознательная дисциплина. Если они придут в школу и поговорят с ребятами, пожалуй, их ребята внимательнее послушают, чем учителя. Бригада, обследовавшая московские школы, рассказывает, что пришлось наблюдать: приходит учительница и говорит: «Ну, ребята, вынимайте тетрадки». Кто вынул, а кто не вынул. Учительница говорит: «Ты, Петров, почему не вынул? Ступай за дверь». Он наклоняется, вынимает тетрадь. «А ты, Иванов, почему не вынул тетрадь?» И четверть часа уходит на такие разговоры. А ребята огрызаются. Потом их спрашивали: «Почему же вы не вынули тетради?» – «А нам занятно, когда она посылает за дверь».

Конечно, это не дисциплина. В старое время тоже так бывало: чем больше учитель кричит, тем больше ребята шумят. Необходимо применять другие методы. Надо уметь изучить ребят поглубже, надо знать, как к каждому ребенку подойти, надо делать таким образом, чтобы привлекать к работе родителей-рабочих. Сейчас, когда рабочие так интересуются вопросами школы, они могут оказать в этом деле большую помощь. Конечно, я совсем не думаю, что каждый рабочий – самый лучший воспитатель. Бывает и не так, но, несомненно, среди рабочих есть очень много хороших воспитателей, толковых воспитателей. Надо уметь привлекать таких родителей и вместе с ними воспитывать детей. С помощью рабочих можно поставить воспитательную работу на гораздо более высокую ступень, не прибегая к наказаниям, к отметкам, а то у нас эта старинка лезет во все щели. Старую школу осудили, говорит «новая, советская школа», а смотришь – нет-нет да в какую-нибудь щель что-нибудь от старого и переползет. Надо, чтобы теперешние педагоги понимали значение стройки, которая происходит, чтобы с помощью рабочих они наладили и выработали другие методы воспитания.

Другой вопрос – вопрос о самоуправлении. Нужно найти какие-то новые формы самоуправления, которые приучали бы ребят к дружной коллективной учебе и работе.

Вопрос об организации труда, значение школьного режима – все это большие вопросы. Я рассказывала, как происходило доставание тетрадок в школе. Посмотришь на школьный режим с точки зрения рационализации труда, сколько, мы видим, зря времени тратится на непроизводительную работу, хотя бы на спрашивание уроков. Учитель спрашивает: «Ну, скажи, Петров, как ты об этом думаешь?» – а другие ребята в это время ничего не делают. Они знают, что Петров скажет. Они сидят, столы режут или еще что-нибудь такое. Потом начинаются разговоры: «Как же ты стол режешь, разве ты не понимаешь, что стол нельзя резать?» Вот на эти разговоры уходит время. Потом урок задают на дом, а дома ребятам хочется и погулять: ведь не только учиться, погулять тоже надо. Игра – это тоже учеба, если игра правильно поставлена. Нам надо как-то рационализировать режим в школе: надо так построить школьный режим, чтобы все было прилажено, чтобы не было пустой суетни, чтобы не было пустопорожних разговоров. В связи с этим встает вопрос об оборудовании, встает вопрос об учебниках, встает вопрос о том, чтобы учебники были по-человечески написаны, чтобы можно было скорее подходить к заочному обучению. Тут не в одном учителе дело. Тут надо думать над тем, как рационализировать весь режим школы, как рационализировать всю работу школы.

Тут предстоит большая организационная работа. Надо сказать, что в этом деле рабочие могут помочь учителю. Ленин на похоронах Свердлова говорил, что у Свердлова был громаднейший организационный талант. Но надо, чтобы сотни и тысячи организационных талантов поднимались с низов. В рабочей среде организаторов немало. Мы, действительно, видим по партийной линии: другой не так чтобы уж очень хороший пропагандист, не так уж хорошо резолюции пишет, а организовать умеет очень хорошо. Учителя, лучшие преподаватели, организовывать часто не умеют, хотя среди учителей тоже есть прекрасные организационные таланты. Тут нужна какая-то тесная смычка с рабочими, ибо нужно проделать большую организационную работу.

И тут нужно изменить- отношение между учителями и ребятами. Одно время у нас были очень хорошие отношения между учителями и ребятами. По крайней мере, когда приезжали иностранцы, их больше всего поражали, во-первых, наши дети, они говорили: «Какие у вас замечательные ребята», а во-вторых, их поражало товарищеское отношение между учителем и ребятами. Но это не везде так. Надо добиваться, чтобы отношения между учителями и ребятами были простыми, товарищескими, чтобы учитель по-настоящему был авторитетом в глазах ребят, чтобы ребята не думали, какую бы свинью подложить учителю, а чтобы был внутренний, авторитет, чтобы ребята прислушивались к тому, что сказал им учитель.

Сейчас, конечно, все это гораздо легче. При помощи рабочих, комсомольцев, при громадной помощи пионеров тут можно сделать очень много. В смысле дисциплины (если вернуться к этому), если более крепких ребят прикрепить к более слабым, более выдержанных – к менее выдержанным (конечно, не в административном порядке, а так, чтобы сами ребята шли с радостью, шли с удовольствием), тут очень многое может выйти.

Задача перестройки школы стоит перед нами. Владимир Ильич на съезде по народному просвещению, который был в 1918 г., в речи, которую он сказал за два дня до своего ранения, говорил о том громадном значении, которое имеет наша школа. Теперь, говорил он, школа вместе со своим освобожденным от цепей рабства народом пойдет по пути к социализму. Именно сейчас, когда у педагогов крепче смычка с рабочим классом, когда рабочий ближе подходит к вопросам школы, надо поднимать вновь эти вопросы. Ильич говорил там, что школа одна только может предохранить нас от новых войн. Политехническая школа с ранних лет будет давать понимание техники, она всю нашу технику, всю нашу промышленность, все наше сельское хозяйство поднимет на неслыханную высоту. И это сделает Страну Советов непобедимой, это сделает се ударной бригадой.

Владимир Ильич этого выражения не употребил, но смысл был такой: сделает нашу страну, где будет советская школа, страной, которая будет факелом светить рабочему классу всего мира... Позвольте, товарищи, этим закончить мой доклад.

1931 г.

 

ОТМЕТКА, СДЕЛАННАЯ ЛЕНИНЫМ НА КНИЖКЕ БЛОНСКОГО «ТРУДОВАЯ ШКОЛА»

 

Тов. Ленин, как известно, очень внимательно следил за развитием дела народного образования. Он знакомился с новыми направлениями в советской педагогике, с работниками на этом поприще, читал их произведения, имел о работниках свое суждение, не полагался на чужие отзывы. В заметках на реорганизацию Наркомпроса (архив Института Ленина № 10 454) он подробно остановился на формировании ГУСа, намечая не только председателя ГУСа (Михаила Николаевича Покровского), председателей секций ГУСа, но высказался и по составу научно-педагогической секции. Рекомендовал в члены секции Л. Р. Менжинскую, П. П. Блонского. Откуда знал Владимир Ильич Блонского? Он прочел его книгу «Трудовая школа». Эта книжка была в его библиотеке со сделанной им на обложке пометкой. На обложке части 2-й «Трудовой школы» стоит пометка «с 57». Приведу абзац, отмеченный на стр. 57 Владимиром Ильичей:

«22. Индустриально-социалистическая культура. – Даваемым ею образованием школа вводит своего ученика в мир той или иной культуры. Спрашивается, какая культура проносится перед нами, педагогами индустриально-трудовой школы?

Это – прежде всего культура технически сильного человечества. Для меня звучит чем-то диким, когда меня упрекают в техницизме (подчеркнуто Владимиром Ильичей. – Н. К.). Разве плохо быть сильным? Разве плохо подчинить себе силы природы? Разве плохо уметь работать самым успешным образом?

Разве индустрия не является гордостью человеческого гения? Или мы и до сих пор лелеем идеалы деревенщины? Только в одном случае техника – зло: это – когда она направлена человеком против человека. (Дальнейшее отчеркнуто Владимиром Ильичей, и около отчеркнутого поставлено NB. – Н. К.) Но может быть читателю теперь уже не так трудно будет согласиться с тем, что огромные технические задачи предполагают именно объединение и сотрудничество и что капитализм отвергается прежде всего в силу своей технически реакционной роли (подчеркнуто Владимиром Ильичей. – Н. К.). Неизбежным следствием последовательного индустриализма является именно социализм (подчеркнуто Владимиром Ильичей. – Н. К.), и на известной стадии развития, как мы видим в «Введении» к нашей книге, капитализм задерживает индустриализм в его технических и культурных достижениях (подчеркнуто Владимиром Ильичей. – Н. К.). Завод – та колыбель, в которой неизбежно взращивается коллективизм (подчеркнуто Владимиром Ильичей. – Н. К.). Технически совершенное общество тесно сливается с социально совершенным обществом. Культура будущего – индустриально коллективистическая культура, и только то образование, которое приобщается к этой культуре, есть подлинное образование».

Понятно, почему Владимир Ильич, придававший громадное значение технике, индустриализации страны, подчеркнул именно это место.

Книжка П. П. Блонского «Трудовая школа» написана в 1919 г. Сейчас, двенадцать лет спустя, когда призыв Сталина овладеть техникой находит такой повсеместный отклик, небесполезно привести данную цитату. Вообще полезно было бы под теперешним углом зрения перечитать книжку П. П. Блонского «Трудовая школа». В ней много интересного.

1931 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.