Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критические периоды социализации




От понятия «кризис социализации», или «кризисная точка социализа­ции», надо отличать другое, близкое ему по значению, но полностью не тож­дественное понятие «критический период для социализации». Оно появилось в этологии и затем перешло в возрастную психологию. Иногда в литературе два понятия — критические периоды и кризисы развития, через смену кото­рых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его нерав­номерность, — отождествляются19.

18 Ковалева Т.В., Степанова O.K. «Подростки смутного времени» (К проблеме социализации стар­
шеклассников) // Социс. 1998. № 8. С. 57-64.

19 См.: Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии.
1972. № 2; Сандомирский М.Е., Белогородский Л.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического раз­
вития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные про­
блемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. С. 44—63.

Критические периоды социализации существуют и у животных. Как уже говорилось, термин пришел в социопсихологическую сферу из этологии — науки о поведении животных. Специалисты доказали, что знание ранних периодов развития собак помогает понять мотивы собачьей агрессии. Щен­кам крайне необходимо пройти период социализации в возрасте от 3 недель, когда они уже могут видеть и слышать, до 14 недель. Как оказалось, лучше всего приобретать шенка в возрасте от 7 до 9 недель, чтобы он прошел соци­ализацию в новом доме. Период от 9 до 10 недель — критический, в это вре­мя нельзя требовать от щенка жесткой дисциплины, с ним надо обращаться мягко как взрослым, так и детям. В возрасте 14 недель начинается ювениль-ный период, который заканчивается, когда щенок достигает половой зрело­сти, обычно к 14—15 мес. Если щенок не пройдет социализацию к 14 мес, он, возможно, никогда не сможет нормально общаться с людьми и други­ми собаками. Щенки, выросшие в питомниках, где они получают минимум внимания со стороны человека, часто остаются робкими с людьми, если, конечно, не будут проданы в возрасте до 14 недель20.

Если кризис обозначает максимальное ухудшение положения дел, то критический период означает максимально располагающее для наступле­ния какого-либо события или изменения время, не важно, в лучшую или худшую сторону происходят подобные изменения. В эти периоды организм

человека или животного оказывается наиболее восприимчивым к вредным или благоприятным воздействиям внешней среды. Было установлено, к примеру, что дети — наиболее радио­чувствительная часть населения, осо­бенно в критические периоды роста и развития21. Независимо от плотности выпадения радиоактивных осадков, возрастом интенсивного накопления щитовидной железой радиоактивного йода является внутриутробный пери­од, так называемый «молочный пери­од детства» и период полового созре­вания. В эти критические фазы онто­генеза величина поглощения изотопа превосходит значения для взрослого человека в 1,5—3 раза22.

В теории научения, которая часто входит в учение о социализации, кри­ тические периоды называют сенси­тивными (чувствительными) для обу­чения. Считается, что если обучение не происходит в течение этого време­ни, то оно может никогда не произойти. Обучение не только важно для поддержания и полного развития врожденных механизмов, подчеркивают

20 Веб-страница http://www.zooclub.ru.

21 БалеваЛ.С. и др.// Рос. мед. журн. 1998. № 5. С. 6-10.

2 Касаткина Э.П. и др.// Рос. вестн. перинатолог. и педиатр. 1996. № 3. С. 10-14.

американские психологи. Если обучение необходимо сделать наиболее эф­фективным, оно должно быть приурочено к определенному отрезку време­ни. Так, младенцы способны воспринимать сложные зрительные стимулы при рождении, но они теряют эту способность при отсутствии зрительной стимуляции. В области критических периодов обучения было получено множество экспериментальных фактов:

Координируемое зрением поведение может быть нарушено при лишении живот­ного в раннем возрасте возможности видеть свои передние конечности (Р. Хелд); собаки, подвергшиеся в раннем возрасте различным депривациям, в старшем воз­расте отдают предпочтение более простым стимулам (М. Фоке); у приматов име­ется предпочтение зрительных нарисованных изображений увеличивающейся сложности с возрастом, но выращенные в изоляции особи того же возраста отда­ют предпочтение менее сложным зрительным стимулам (Г. Саккет).

Ученые пришли к важному выводу: обучение животного или человека происходит наиболее успешно тогда, когда оно к этому готово — не раньше, но и не позже. Даже средние способности можно превратить в выдающиеся, если угадать сенситивный период — время максимальной предрасположен­ности организма к данному виду деятельности или воздействию. Критиче­ские периоды — время наибольшей податливости (пластичности) для. вос­приятия нового. Вмешательство в развитие человека должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень пластично­сти наиболее высок.

Критический период для социализации определяется, по мнению Л.Ф. Обуховой23, появлением поведенческих механизмов, которые под­держивают контакт между животными. Это реакция цепляния у обезьян, реакция следован ия у стадн ых жи вотных, махание хвостом, и гривая борьба у щенков, улыбка у младенцев. Они сопровождаются ответными реакци­ями взрослых членов вида: поддерживание у матерей приматов, хождение с выводком у птиц, зов матери-овцы, забота и воспитание младенцев у человека. Развитие привязанности останавливается, когда возникает ре­акция страха, которая заставляет избегать контактов. Эту реакцию можно наблюдать у многих птиц и млекопитающих, даже у детей около 8 мес возрастает страх по отношению к незнакомцу. К. Лоренц заметил, что у выводковых птиц привязанность возникает раньше, чем они начинают есть.

Этологи установили, что наибольший след в жизни организма оставляет опыт ранних лет, и это было показано в экспериментах на многих позвоноч­ных и беспозвоночных животных. Подобные явления наблюдаются и у че­ловека. При изучении формирования социальной привязанности было уста­новлено, что пищевое подкрепление само по себе не является необходимым в процессе социализации. Известны опыты Харлоу с обезьянами, изолиро­ванными при рождении и вскормленными искусственными матерями. Де­теныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями, не обращали внимания на своих отпрысков и час­то били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, дете-

в Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М, 1996.

ныши ползли к ним. Значит, наказание не тормозит образования соци­альных связей.

Первоначально исследователи концентрировали внимание на критиче­ском периоде первичной социализации. Под социализацией понималась привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным обра­зом, от общения с другими членами группы. Например, социализация у со­бак выражается в том, что примерно с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям. Первичная социализация определяет, к какому имен­но существу прочно привяжется это животное. В опытах на обезьянах Хар-лоу установил, что между 3 и 6 мес жизни существует критический период, во время которого социальная депривация, особенно депривация от обще­ства равных себе, необратимо подавляет способность животного к социаль­ному регулированию поведения24.

По отношению кдетям было высказано мнение, что существуют два кри­тических периода социализации: один — в первый год жизни, когда у ребен­ка формируется связь с близкими ему людьми, когда он учится зависимо­сти. И другой — в 2—3 года, когда он приучается быть независимым в важ­ных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, но достигает максимума в 4—5 мес, на что указывает появ­ление так называемой социальной улыбки25.

Психологические знания крайне важны для родителей, которые редко когда угадывают сенситивные периоды социализации своих чад. То музы­ке начинают обучать не вовремя, то к труду и дисциплине приучают слиш­ком поздно. Правильно поступают те мамы и бабушки, которые с самых первых месяцев жизни ребенка не только интенсивно разговаривают с ним, но дают нагрузку на зрительную и эмоциональную сферу. Оказывается, умственное, физическое и эмоциональное развитие детей происходит в самые ранние годы.

Дети, выросшие в детдоме, пропускают ряд важных критических для со­циализации периодов, когда детскому организму для полноценного разви­тия крайне необходимы эмоциональные контакты с матерью, ее ласка и за­бота. Работники детдома, какими бы внимательными они ни были, заменить мать не в состоянии. Недополучение социализирующих действий матери в раннем возрасте негативно сказывается на всем последующем развитии ре­бенка.

Это явление называется в психологии сенсорной депривацией (лишение ре­бенка или взрослого человека эмоциональных связей, их недостаточность), которое надо отличать от другого явления, обозначаемого термином «соци­альная изоляция»: лишение человека социальных связей, общения и взаимо­действия с другими людьми. Оба явления негативно сказываются на успеш­ности прохождения социализации и часто истолковываются специалистами как препятствие, или барьеры социализации.

Таким образом, если мы знаем потенциальные возможности и опасно­сти каждого периода развития, то можем использовать эти возможности и уменьшить влияние вредного опыта. Сегодня психологические знания ак­тивно пропагандируются на самых разных уровнях. В частности, в феврале

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учеб. М., 1996. 25 Там же.

Сенсорная депривация — эмоциональная «дверь» для детдомовского ребенка

2001 г. проходил семинар «Критиче­ские периоды взросления маленького человека» Возраст, затрагивающийся на семинаре, — от 10 мес до 5 лет. На этом семинаре затрагивались важные психологические моменты, связанные с воспитанием ребенка: Как реагировать на упрямство и истерики? Что де­лать в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях? Как вести себя родите­лям, когда ребенок кусается, плюется, дерется?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.