Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрелый возраст




ЮНОСТЬ

Как мы уже говорили, процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зре­лость и старость.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще на­зывают тинейджерами. В этом возрасте происходят важные физиологиче­ские изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются вле­чение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и са-мостоятел ьности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и со­держание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непри­знание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая авто­номия и независимость — с другой, порождают особое явление, которое называют молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главны­ми негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «пере­ломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведен­ческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного ма­лым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию — скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично — со взглядами сверстников.

' В этот период заканчивается формирование фундамента личности, до­страиваются ее верхние — мировоззренческие — этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Под­ростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, осо­бенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выраже­ние в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейдже­ров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обсто­ятельствами:

несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остается ребенком, и новых потен­циальных возможностей тинейджеров, заданных их психофизиологи­ческим повзрослейием;

противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкос­новенность имущества, участвуют в общественной и производственной жиз­ни. Взрослые — собственники, распорядители, опекуны, производители, за­конодатели, потребители, защитники и т.д. А тинейджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступа­ют участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, за­конодателями. Они — лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане

тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и зак­лючается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров — меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обла­дая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими гло­бальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их

совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употреб­ление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над лич­ностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же ска­зывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработи­цы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребле­ние алкоголем и лихачество — не что иное, как попытка играть роль взрос­лых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать шко­лу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует дос­тижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи — институтов, где их продолжа­ют считать детьми.

Современная молодежь, несмотря на достаточно короткий срок молодо­сти, разбивается на несколько поколений. Она уже не выступает, как преж­де, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, испо­ведующих разные идеалы, ценности, поклоняющиеся разным музыкальным кумирам. Стало быть, нормы поведения и ценности одного поколения не адекватны нормам и ценностям другого.

В свою очередь, ускоряющаяся смена молодежных поколений и возрас­тающее число поколений внутри молодежи стимулируют ускорение техни­ческого прогресса, стимулируют бизнесменов к выпуску все более разнооб­разной технологии, компьютеров, аудио- и видеокассет, плейеров и т.п.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрос­лость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкиваются с теми же самы­ми проблемами, имеют такие же ценности и идеалы. Этот период неопре­деленности возникает потому, что человек покидает детство — период ми­нимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максималь­ной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Теоретически в своей семье ребенок получает необходимые ему соци­альную защиту и эмоциональную привязанность. Вырастая, он стремится выйти за рамки первичной общности, приобрести большую, чем была в се­мье, свободу действий, но без утраты зашиты и принадлежности.

В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое беспра­вие). Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и эко­номическим взрослением, притязания, амбиции и надежды юности полу­чают удовлетворение пропорционально затраченным усилиям и приобре­тенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет человеческой личности.

В начале взрослой жизни наблюдаются следующие ролевые изменения: окончание школы, вступление в трудовую жизнь, брак, родительство, вклю­чение в общественную и гражданскую деятельность. Эти изменения требу­ют десоциализации (обучение отказа от роли) и ресоциализацие (обучение новым нормам и ценностям), так же как и социализации (обучению новым ролям)26.

На любом переломе — с началом брака, уходом в армию или началом трудовой деятельности — многие люди кардинально меняются. Как час­то можно слышать «он изменился с тех пор, как женился» или «работа сделала его неузнаваемым». Конечно, это не новые люди, но те же самые, с которыми произошли ролевые переходы. Изменился их образ жизни, их взгляд на себя, стиль общения с другими. Переходы в середине и конце жизни воспринимаются как «кризисы». Особенно это ощущается, когда люди теряют главный социальный статус и переходят в другой — женщи­на в середине жизни перестает быть матерью, несколько позднее — любов­ницей, мужчина, в 60 лет выйдя на пенсию, перестает быть производите­лем материальных благ и кормильцем семьи. Они чувствуют себя несчас­тными. Родительство для женщины и работа для мужчины — главное в их жизни. Женщина, просидевшая в до­ мохозяйках долгие годы, после смер­ти мужа вынуждена идти работать. С точки зрения социологии, она прошла путь десоциализации от роли за­висимой жены (обучения) и ресоциализации в статус независимой лично­сти (обучение новой роли), требующих радикального смещения в ее от­ношениях с другими людьми, образе жизни, чувствах, мышлении. Она обу­чилась профессии и новой роли, научилась подчиняться новым социальным нормам и правилам. Постепенно ее «Я-концепция» сформи­ровалась вокруг роли работника, а не домохозяйки.

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом соци­ализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов че­ловеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес-

26 Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology. N.Y., 1991. P. 116.

сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, же­нитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21—23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если ниж­няя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию.

Социологическим критерием разграничения двух периодов — молодеж­ного и зрелого — служит экономическая, социальная и политическая само­стоятельность. Но что считать прояв­лением такой самостоятельности? В прежние времена 20-летние юноши командовали армиями, а сегодня они сидят в студенческих аудиториях и не в состоянии прокормить семью. В эк­стремальные периоды истории — войны и революции — молодежь быстрее достигает общественного признания, ее социальный статус растет благода­ря повышению военной значимости молодежи как источника рекрутов. На­против, в спокойные периоды истории этап несамостоятельности затяги­вается. Для таких периодов социологи разработали набор критериев, кото­рым должен соответствовать молодой человек, претендующий на статус взрослого:

• сам себя обеспечивать средствами существования;

• распоряжаться деньгами независимо от других;

 

• быть самостоятельным в выборе образа жизни;

• проживать независимо от родителей.

В Испании социологи выяснили, например, что только 20% молодежи в возрасте от 15 до 30 лет соответствует четырем приведенным критериям и поэтому вправе называться взрослыми.

Наряду с вышеуказанными, социологи употребляют и некоторые дру­гие признаки, в частности: а) способность отвечать перед законом; б) до­пуск к голосованию на выборах; в) вступление в брак. С точки зрения со­циализации, лишь вступление в брак служит значимым критерием взрос­лости. Семья — единственный агент социализации, оказывающий воздей­ствие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее чле­на на разных этапах семейного цик­ла меняется. Ребенок — объект соци­ализации и одна из целей жизни ро­дителей, взрослый человек — субъект (по отношению к детям) и объект (по отношению к другому супругу) со­циализации одновременно. Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъекта­ми, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процес­са социализации и воспитания внуков. Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга.

Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собствен­ной семьей, переходят в новое качественное состояние — из объектов вос­питания они становятся его субъектами. И на первых порах происходит му­чительный процесс овладения новой социальной ролью: молодожены об­ращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта — как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно суп­руги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализа­ция происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Взрослая жизнь — самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровой, а в реаль­ной ситуации. Впервые уравнялись объемы прав и обязанностей, потребно­стей и средств их удовлетворения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.