Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 6. Похожий эксперимент провели с длиной отрезков




Пример 5

Похожий эксперимент провели с длиной отрезков. Представьте себя в следу­ющей ситуации. Вы добровольно вызвались участвовать в эксперименте. Захо­дите в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор по казывает всем карточку с отрезком прямой А". Для сравнения он показывает дру­гую карточку с тремя отрезками А, В и С. Ваша задача — определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.

Решение представляется вам наудивлениелегким. Совершенно очевидно, что правильное решение — это отрезок В, и, когда наступит ваш черед отвечать, вы, конечно, именно его и назовете. Но сейчас не ваша очередь. Четверо подставных испытуемых, а вы об этом не знали, один за другим уверенно и вполне аргумен­тированно дают совершенно другие ответы. Вначале вы думаете, что они сошли

с ума. Но позже решаете, что с ума, возможно, сошли вы сами — ведь большин­ство людей никогда не ошибается.

Психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидар­ности. Учеников 7-го класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух мишеней. Их предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если он выстрелит во вторую, то — себе в карман. Экспериментаторы придумали хитринку, которая давала испытуемым ложную информацию. На каждой мишени светящимися точ­ками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. И каждый раз на «эгоистической» мишени точек было гораздо больше. Школьникам как бы говорилось: вот смотри, все стараются только для своей пользы. Каждый вновь вошедший стоял перед сложным выбором: проявить себя коллективистом и не согласиться с мнением большинства либо остаться эгоис­том и согласиться е большинством. Оказалось, что в дружном, сколоченном клас­се не поддались на провокацию до 80% испытуемых. Они стреляли в первую ми­шень.

С помощью таких экспериментов ученые доказали, что человек в своих поступках ориентируется на «значимых других». Кто такие «значимые дру­гие», вы, наверное, уже догадались. Это те, чье мнение или поведение име­ет для вас какое-то, пусть даже не очень большое, значение.

Но самое удивительное случилось в конце. Ученые провели своего рода эксперимент в эксперименте. Они попросили наблюдателей —людей самых разных возрастов и профессий — оценить, удастся ли группе навязать не­правильное мнение отдельному человеку. А еще их спрашивали: как бы вы сами повели себя в такой ситуации — поддались мнению других или нет. И вот что оказалось: подавляющее большинство людей считало, что другие люди уж обязательно уступят давлению группы, но они — никогда! Так что же получается — о себе мы думаем лучше, чем о других? Или тут кроется нечто иное?

Особенно любопытен эксперимент 5. Он стал классическим, его автор — выдающийся американский психолог Соломон Аш. После эксперимента тем, кто пошел на поводу у большинства, был задан вопрос: действительно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.