КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень 3: Мораль ненасилия 3 страница
110 Осипов A.M. Социальные проблемы советской школы. Материалы прикладных исследований к 111 Подробнее см.: Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России //Социо 112 Водзинская В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М., В эти годы исследования активно велись в самых разных регионах страны. Количество работ в это время возросло в два с лишним раза1". В социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.)"4. Анализ социальных аспектов образования, ориентации и поведения молодежи в социологии за прошедшие годы осуществляли В.Н. Шубкин, Л.Н. Коган, Д.Л. Константинов, Ю.Н.Давыдов, Ф.Р. Филиппов, А.Я. Кук-лин, Ю.В. Перов, М.Н. Руткевич, И.В. Бестужев-Лада, Л.Я. Рубина, Л.Г. Ионин, Л.И. Михайлова, Г.Е. Зборовский, Н.Г. Осипова, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков, В.Я. Нечаев, В.В. Водзинская, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М.Х. Титма. Проблеме барьеров социализации — подростковой наркомании и токсикомании — посвящены работы А.Е. Личко, А.А. Габиани, Г.Я.Лукачер, Н.В. Макшанцевой, Т.В. Ивановой, Я.И. Гилин-ского, В.А. Чудновского.
На Урале выделяются работы о жизненных путях учащихся Ф.Р. Филиппова. В 1972 г. в Нижнем Тагиле он изучал изменения в социальном составе школьников и учащихся профтехучилищ одного и того же поколения по мере их продвижения к выпускному классу. Ему удалось установить, что средняя школа — не только социальный лифт, но и социальный фильтр, отсеивающий детей рабочих после 8-го класса, соответственно увеличивая представленность детей специалистов и служащих в выпускном классе"5. В 1973 г. почти аналогичные результаты дало обследование учащихся различных учебных заведений шести регионов страны, проведенное под руководством М.Н. Руткевича и Ф.Р. Филиппова Институтом социологических исследований АН СССР. Обнаружилось неравномерное распределение учителей — выпускников университетов и педагогических институтов между школами города и села, оседание значительной части выпускников наиболее крупных вузов в местах расположения этих учебных заведений, низкий уровень приживаемости выпускников крупных вузов в сельской местности, особенно в восточных районах страны. В результате выявилась еще одна функция средней школы — воспроизводства социальных различий в обществе"6. В работах Ф.Р. Филиппова второй половины 1970-х — начала 1980-х гг.117, которого считали одним из лидеров отечественной со- Социология образования. Библиографический указатель публикаций на русском языке: Отв. ред. B.C. Собкин. М, 1993. Жизненные пути молодого поколения: Отв. рея. М.Х. Титма. Таллин, 1985; Социально-профессиональная ориентация молодежи: Отв. ред. М.Х. Титма. Тарту, 1973. " Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Социологические проблемы. М., 1976. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989; Он же. Всеобщее среднее образование в СССР. Социологические проблемы. М., 1976; Он же. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. 117 Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980.
циологии образования в те годы, в поле зрения попала взаимосвязь выбора выпускником школы своего социального статуса (соответственно и профессии) с его социальными ориентациями. В своей книге «От поколения к поколению: социальная подвижность»"8 Ф.Р. Филиппов обобщил опыт проведенных под его руководством лонгитюдных обследований одних и тех же групп молодежи на протяжении относительно длительного периода их жизненного цикла в различных регионах страны (Урал, средняя полоса России, Москва и Московская обл., Ленинград и Ленинградская обл., Псковская обл. и др.). В центре научного интереса — роль образования в формировании жизненных стратегий самоопределения основных групп молодежи. Обнаружилась ярко выраженная поэтапность самоопределения молодежи, отмечалось, что каждый пройденный этап детерминирует прохождение следующих. Важную роль в развитии социологии образования сыграли работы И.С. Кона по проблемам социологии личности"9, а также А.Г. Здравомыс-лова, В.А. Ядова120, С.Н. Иконниковой121, В.В. Водзинской122 по социологическим и социально-психологическим проблемам образования. А.А. Ов-сянниковым12} изучались информированность студентов о будущей профессии и месте работы, эмоциональные оценки по поводу получаемой профессии, мотивации, связанные с будущим трудоустройством, учебно-познавательная активность студентов. Советских философов и социологов эпохи развитого социализма огорчало противоречие между интересами высшей школы, «стремящейся привлечь наиболее квалифицированных, сознательных рабочих, и предприятий, заинтересованных в оставлении таких рабочих у себя», а также то обстоятельство (сказывающееся на формировании контингента подготовительных отделений), что зарплата квалифицированных рабочих значительно выше зарплаты инженеров, и рабочие, естественно, не хотят учиться на инженеров, по несознательности препятствуя делу «стирания граней». Задача высшей школы виделась в «дальнейшей демократизации системы высшего образования, расширения его социальной базы», ожидалось, что в 10-й пятилетке основная масса специалистов придет из среды рабочих и крестьян, и отмечалось, что «широкий приток в вузы рабочей и крестьянской молодежи, по словам Брежнева, полностью вытекает
118 Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М., 1989. 119 Кон И.С. Социология личности. М., 1967. 120 Человек и его работа: Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина и В.А. Ядова. М., 1967. 121 Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. 122 Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование / 123 Высшая школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А.А. Овсянников. М, 1989. из политики партии, направленной на сближение рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, на укрепление социального единства нашего общества»'24. В студенчестве они видели тот плавильный котел, попав в который рабочие, колхозники и интеллигенция в конечном итоге превращаются в однородную массу. Собственно говоря, теория, созданная учеными, так и называлась — концепцией социальной однородности общества, которое должно было сформироваться в связи с переходом социализма в СССР на более высокую стадию коммунизма. Следовали и соответствующие рекомендации: «Вопрос о социальных источниках пополнения интеллигенции в современных условиях необходимо рассматривать с учетом общих изменений в социальной структуре общества, усиления его социальной однородности, стирания различий между классами и социальными группами. Последнее необходимо учитывать и при решении практических вопросов регулирования социального состава студенчества, в том числе путем повышения социальной эффективности подготовительных отделений вузов», ибо «социальное происхождение и тип вуза оказывают заметное дифференцирующее воздействие на степень адаптации молодых специалистов к условиям их труда и быта»125. К середине 1980-х гг. в отечественной социологии науки сформировалось несколько ведущих научных школ, в частности: ростовская (М.М. Карпов, М.К. Петров, А.В. Потемкин, Э.М. Мирский и др.), киевская (Г.М. Добров, В.А. Малицкий), московская (А.А. Зворыкин, Д.Д. Райкова, СР. Микулинский, Н.И. Родный, П.П. Гайденко, М.К. Мамардаш-вили, А.П. Огурцов, В.Ж. Келле, Г.Г. Дюментон, Ю.В. Татаринов, Е.З. Мирская и др.), ленинградская (Ю.С. Мелещенко, И.И. Лейман, И.А. Майзель, С.А. Кутель), минская (Г.А. Несветайлов), новосибирская (А.Н. Кочергин, Е.В. Семенов и др.)126.
В середине 1980-х гг. проходит международное исследование «Молодежь и новые технологии: ориентации европейской молодежи в отношении работы и окружающей среды», в рамках которого изучалось отношение мо- 124 Филиппов Ф.Р. Социология образования. М., 1980. С. 127-128. Указывалось, что к этим условиям наиболее высокую степень адаптации показывают дети рабочих, на втором месте — дети крестьян и на последнем — специалистов (Формирование социальной однородности социалистического общества. М., 1981. С. 101-103). Подробнее см.: Винклер Р.-Л., Келле В.Ж. Социология науки // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 369-400. лодых людей к новым техническим средствам, с которыми они сталкиваются в учебе, на работе и дома127. Во второй половине 1980-х гг. проводятся исследования социального облика учащихся на базе Института молодежи, бывшей Высшей комсомольской школы (Л.А. Коклягина). Изучались региональные проблемы воспроизводства социальной структуры за счет включения в трудовую жизнь когорты учащейся молодежи, составляющей значительную часть молодого поколения. Тем же коллективом осуществлены крупные проекты «Духовный облик студента» и «Преподаватель на работе и дома»12**. Удалось воссоздать социальный портрет вузовского преподавателя. Выяснилось, что политехнические и инженерные вузы являются наиболее «мужскими» (76% преподавательского состава — мужчины) и одновременно самыми неустроенными в бытовом отношении. Сравнительно «молодыми» и феминизированными (42% женщин) оказались юридические и экономические институты. Они же — самые неустроенные в семейном отношении. Самыми женскими оказались педагогические, медицинские вузы, институты культуры (49% женщин), а самыми «старыми» по преподавательскому составу — сельскохозяйственные. В лаборатории педагогической социологии Временного научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Школа» при Академии педагогических наук СССР под руководством B.C. Собкина изучались проблемы современного состояния средней школы, основные направления перестройки системы среднего образования, взаимодействие средств массовой коммуникации и школы129. Выявилось снижение уровня культуры и профессиональной этики, приспособление подрастающих поколений к требованиям командно-административной системы, наличие затяжного конфликта учителей с учениками. На базе этого научного коллектива в 1992 г. при Российской Академии образования учрежден Центр социологии образования130. За 12 лет существования им проведено более 40 исследований, в том числе исследование ценностно-нормативных ориентации, динамики художественных предпочтений, отношения к образованию старшеклассников131, международный кросскультурный социологический опрос учителей, учащихся и родителей Москвы и Амстердама132. Многолетний опыт эмпирических исследований получил освещение в ряде последних монографий работников Центра социологии образования, среди них — книга «Социология семейного воспитания»133, где приводят- 127 Astafiev J., Firsova О., Shubkin V. Youth and New Technologies in the USSR // European Youth and New 128 Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. 124 Школа-1988. Проблемы. Противоречия. Перспективы: Отв. ред. B.C. Собкин. М., 1988. 130 Веб-адрес Центра: http://socioedu.ru. 131 Российская школа на рубеже 90-х: Социологический анализ: Отв. ред. B.C. Собкин. М., 1993. 132 Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: Кросскультур 133 Собкин B.C., Марин Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст//Тр. по социо ся материалы социологического опроса родителей и обследования детей старшего дошкольного возраста. В работе анализируются ценностные ориентации и воспитательные стратегии родителей, их отношение к государственной системе дошкольного воспитания. Особое внимание уделено изучению влияния демографических и социально-стратификационных факторов на формирование родительских стратегий воспитания. Специальный акцент сделан на выявлении типов реализуемых родителями стратегий при воспитании мальчиков и девочек в полной и неполной семье. Исследовано влияние родительских воспитательных стратегий на развитие ребенка.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |