Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дописьменное общество




ОБРАЗОВАНИЯ

Эволюцияшкольного

Образование как особый социальный институт существовал не всегда. Его не было в примитивном, первобытном обществе, где овладение на­выками и знаниями новыми поколениями было непосредственно впле­тено в социальный и производственный процессы и вовсе отсутствова­ли школы, учителя и т.д. Выделение особого института образования на­чинается в доиндустриальном обществе на основе расширения и углубления общественного разделения труда, развития сословного не­равенства и государственной системы с целью обеспечения специаль­ной подготовки представителей привилегированных слоев общества. Остальная масса людей усваивала тогда необходимые ценности и зна­ния в семье и в процессе производственного обучения (ученики, подма­стерья и др.). В средневековой Европе возникают религиозные школы и первые университеты, в которых может обучаться лишь очень узкий круг людей из богатых и высших сословий.

Основная задача образования — передать потомкам свод знаний, разра­ботанный предками. В дописьменных обществах это делается изустным способом. Специалисты полагают, что по отношению к примитивным, до-письменным, обществам надо говорить скорее не столько об образовании, сколько об инкультурации, в процессе которой культурные ценности и практические знания, а также мифы и легенды передавались от одного по­коления к другому.

Передача знаний самым примитивным способом возникла еще в перво­бытном обществе и сохранилась по сию пору, например, у бушменов в Южной Африке. Старики показывают и рассказывают подросткам, како-

вы повадки зверей, к каким уловкам прибегает опытный охотник, как надо ориентироваться в лесу и какие растения следует употреблять в пищу, он сообщает также о загадочных явлениях природы, традициях и обычаях пле­мени. Конечно, и это надо считать образованием, точнее его ранней фор­мой.

Школа существовала не как система правил, а как цепь людей, одни из которых рассказывают, а другие слушают, одни показывают, а другие смот­рят. Изустная традиция являлась основой первобытного образования. Не было еще отдельно стоящих зданий, которые именовали бы школой. Вся

социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приго­товляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков мо­лодым. Передача навыков и знаний происхо­дила здесь же, чаще всего у костра, в лесу, в походе.

Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по раз­мерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, мет­ко стрелять. Как надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилуч­шего сбора, иначе в такой трудной профессии, как собирательство, не удержишься. Перво­бытный человек должен был хорошо знать так­же сезонные маршруты миграции животных, рецепты приготовления и выпечки мяса, изго­товления и применения шкур в качестве одеж­ды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовле­ния сложносоставных орудий труда и оружия.

Не было и никаких специальных предметов, которые позже назовут школьными принадлежностями. Материальная культура охотников и соби­рателей сведена к минимуму, а собственность на вещи и предметы высокой ценностью еще не обладает. Они мешают быстрому передвижению в про­странстве. Основные орудия — палка, дубинка, пика, лук и стрелы, рыбо­ловные принадлежности, ловушки, огонь и емкости для хранения и транс­портировки пищи.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о матери­алах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и по­суды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источ­ники добывания пищи и способы охоты. Вместо крупных животных, мамон­тов и северных оленей объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охот­ники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного про-

исхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пищи.

По мере того как в долине Нила, Тигра и Евфрата возникали первые ци­вилизации, совокупность знаний, которыми обладали люди, как по своей форме, так и по содержанию, стали настолько сложными, что их уже было невозможно передавать непосредственно — от человека к человеку. При­шлось подумать о способах, при помощи которых можно было бы накап­ливать, записывать и передавать культурное наследие. Приблизительно за 3500 лет до н.э. люди изобрели письменность.

Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: задол­го до греков они были лучшими математиками и астрономами. Знания,

накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочислен­ных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйствен­ ные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому на многих рисунках людей изоб­ражали с большими оттопыренными ушами.

Шумерская школа, первая из известных в мире, создавалась при храмах и имела следующую структуру: отец школы, «владеющий хлыстом», обязан­ностью которого было поддерживать суровую дисциплину, наставник, сле­дящий за посещаемостью, и учителя, перед которыми ставились все те же задачи — научить читать и писать путем многократного копирования. Счи-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.