Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Индия




Индия — единственная страна в мире, где культурная и религиозная тра­диции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древ­ности — египетская, шумерская, Древний Рим, кельты — возникали и ра­створялись в небытии, индийская традиция пребывала неизменной, такой она и сохранилась до сих пор.

В Древней Индии образование было пронизано религиозным началом больше, чем в какой-либо иной крупной державе. Осталось оно таковым до известной степени и сегодня. Случилось так, что верующих в стране было почти столько же, сколько и грамотных. По расчетам специалистов, про-

6 Образование и литература Древнего Египта (www.tmn.fio.ru).

7 Дерош-Ноблькур К. Жизнь на земле фараонов // Курьер ЮНЕСКО. 1988. № 10.

цент грамотных в Древней Индии был значительно выше, чем, например, в Афинах и Спарте или в той же Индии в период английского владычества8. Другой фактор, способствовавший широкому распространению образова­ния, — его доступность. Образование в Древней Индии было бесплатным и потому доступным всем имущим категориям населения. Учителя и уча­щиеся были освобождены от всех налогов.

В древние времена жизнь мужчин-индуистов, принадлежавших к четы­рем высшим варнам брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, традиционно

подразделялась на четыре стадии: брахмачарин, грихастха, ванапрастха и саньясин. Брахмачарин — первая жизненная ступень, которая начина­лась с церемонии надевания священ­ного шнура — символа служения богу, после которой пятилетний мальчик покидал отчий дом и жил в гурукуле — удаленной от мирской суеты школе, состоящей из нескольких простых хи­жин, построенных в лесу или уединен­ном месте. Здесь жил учитель-гуру вместе со своей семьей и учениками, которые, независимо от своего соци­ального статуса, должны были заботиться об учителе, как о родном отце, и выполнять все его распоряжения, включая черную работу.

Гурукула, т.е. проживание ученика в доме учителя на правах члена его семьи в течение всего периода обучения, представляет чуть ли не самую уди­вительную форму социальной организации школы, подаренной миру Ин­дией. Ученики почитали учителя как отца: они обслуживали его лично и участвовали своим трудом в его домашнем хозяйстве. Учитель, в свою оче­редь, заботился о них, как о собственных детях. Характерной чертой систе­мы гурукула было своеобразное нищенство учеников. Регулярный сбор милостыни на содержание учителя и самих себя считался первейшей и по­четной обязанностью учеников. Другой характерной чертой системы гуру­кула был индивидуальный метод обучения. Как правило, каждый учитель имел учеников разных возрастов и сроков обучения и занимался с каждым индивидуально. Поэтому дом учителя, несмотря даже на большое число учеников, не превращался в школу. Школ в нашем понимании этого слова, т.е. стационарных учебных заведений, имевших постоянные помещения, определенную программу и сроки обучения, в Индии, по-видимому, не было до первых веков нашей эры, когда возникают буддийские монастырские школы9.

Учеников принимали только при соблюдении ими ряда условий и тре­бований, указанных учителем. Первое из них гласило: «Это знание не сле-

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972. Сегодня грамотность в возрастной группе от 7 до 45 лет возросла до 65%, а в южном штате Керала эта цифра— 100%.

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наландс (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. 14. М., 1972; Кузнецов М.К. О народном образовании в Древней Индии // Индийский этног­рафический сб. М., 1961.

дует передавать неверующему, нечистому и порочному». Обычный период ученичества продолжался от 12 до 24 лет, но встречаются упоминания и о большей длительности. Возраст, когда начиналось ученичество, и период, проводимый в доме учителя, могли быть различны в зависимости от инди­видуальной склонности ученика. Считалось, что почтение к учителю необ­ходимо для высшего рода знания10.

Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Ученик подчинялся жесткой дисциплине школы, ему запрещалось иметь отношения с противополож­ным полом и покидать стены монастыря в одиночестве".

Под руководством гуру ученики познавали Гаятри-мантру, практикова­лись в искусстве йоги, заучивали наизусть священные писания, изучали различные искусства и науки, а также должны были вести простую жизнь,

исполненную спартанской дисципли­ны. Брахмачарин давал обет безбра­чия, был обязан говорить только прав­ду, работать, не забывая о высшем за­коне-дхарме, служить старшим, а также почитать своего учителя, роди­телей и гостей гурукулы, как богов. Закончив свое обучение у гуру, юноша в 20—25 лет возвращался в мирскую жизнь, чтобы жениться и обзавестись семьей. Для него начиналась вторая ступень жизни, он становился домо­хозяином — грихастха. Между двумя словами — «гуру» и «гурукула» — очень много общего. Гуру подразумевает учителя, и кула — это переиначенное слово «шикул», т.е. школа либо дом (но в значении дом для обучения): «В слове "гурукула" — первый слог — гу. В слове "ришикула" первый слог — ри или, в другом про­изношении,— ру. Два эти слога и составляют слово "гуру" — наставник. Подразумевалось, что человек, которого именовали риши (руши) должен быть свободен от желаний и пристрастий. Всеми помыслами своими такие люди были устремлены к Атме; жертвенность и ровное отношение были присущи им, и эти качества они стремились привить своим ученикам. Об­раз жизни риши был примером. Потому ашрамы и назывались ришикула — "обитель риши"». Подобных обителей теперь не существует. Исчез первый, священный слог ри. Осталось лишь шикул, т.е. школа в ее современном виде12. Во всех гурукулах обучали правилам поведения и общения. Святые наставники говорили там об идеях добра, об идеалах справедливости. Они обучали тому, как сохранять принципы, как вести добродетельную жизнь. В гурукулах учили морали и нравственности, а в ришикулах на первое мес-

10 Индийское образование (www.tmn.fio.ru).

11 Ветров И.И. Ведическая культура (http://ashtanga.narod.ru).

12 Здесь обыграно созвучие английского слова school «школа» в том виде, как оно произносится в
просторечии (шикул) и санскритского ришикул(а).

то выдвигались идеалы служения людям и деятельность ради процветания мира. Теперь же таких учебных центров более не существует»13.

Слово «гуру» вошло почти во все языки мира. Еще 5 тыс. лет назад моло­дые люди отправлялись в гурукулу (дословно переводится как «дом учите­ля»), дабы набраться жизненной мудрости, освоить навыки военного дела, политологии, религии, искусства. Они жили с учителем по нескольку лет и на время обучения полностью подчинялись ему. За учебу платили одеждой и другими товарами, чтобы учитель и его семья могли поддерживать чисто­ту и порядок в гурукуле. К гуру в основном приходили люди из высших слоев общества, большое значение имело кастовое происхождение ученика, но всегда были исключения для талантливых и самостоятельных детей.

Школа для индусовэто прежде всего Учитель

Гуру — это духовный наставник и учитель, который ведет своего после­дователя, или ученика (шишья или чела), по духовному пути, направляя его к конечной цели — абсолютной самореализации. Когда приходит надлежа­щее время, гуру совершает обряд посвящения своего ученика и сообщает ему священную молитву-мантру, которая должна направлять его до конца жиз­ни. Согласно учению тантризма, гуру-человек является лишь земным про­явлением Всевышнего Гуру. Традиционно гуру воплощает высшие ценно-

Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване. Курс лекций по индийской культуре и духов­ности (http://sss.vn.ua/brind73.htm).

сти, к которым стремится простой человек. Лучше всего, если ученик жи­вет в течение 12 лет со своим учителем, постигая Путь Жизни. Истинный гуру со своими учениками живет на добровольные пожертвования верую­щих, пребывая в самых глубинах тишины. Человеку нужно искать своего гуру, который подвергнет будущего ученика строгой проверке и, возможно, даже отвергнет его. Выбранный однажды гуру навсегда остается высшим ав­торитетом для своего ученика. Приняв ученика в начале отношений, гуру часто, если не всегда, уничтожает этого ученика, чтобы создать его заново. Самостоятельным типом религиозной школы надо считать ашрам. Ашрамом называют уединенное жилище индийского аскета или учителя, которое является центром религиозного учения и практики. Это может быть

просто место, где живет гуру со свои­ми учениками, а может быть и очень сложный религиозный комплекс со множеством школ, где получают тра­диционное духовное образование, центрами медицинской помощи, большим количеством благотвори­тельных заведений и даже гостиница­ми для паломников и гостей. Суще­ствование ашрама зависит от добровольных пожертвований отдельных ве­рующих и богатых общин, занимающихся коммерческой деятельностью. Во главе ашрама обычно стоит религиозный наставник гуру. Он ведет суровую жизнь аскета, состоящую из медитаций и наставления учеников и последо­вателей. В индийской традиции ашрамы часто называют местами, где про­цветают мудрость и закон-дхарма.

Одной из особенностей индийской системы образования был преиму­щественно устный метод обучения. Наизусть заучивались не только священ­ные тексты и эпические поэмы, но своды законов и научные трактаты, на­пример по грамматике, логике и медицине. Учащиеся гурукул должны были полностью надеяться на силу своей памяти и концентрации в приобрете­нии знаний, потому что не было ни бумаги, ни ручек, ни карандашей, что­бы записать то, что говорил учитель. Их обучение заключалось просто в слушании учителя и, тем не менее, они добивались высокого образования. Процесс обучения подчинялся определенным правилам. Не следовало начинать занятия в день новолуния, на восьмой день ущербной луны, в полнолуние или на закате или рассвете — в то время, когда день встречает­ся с ночью,— в дни плохих знамений, т.е. в те дни, которые брахманы счи­тают неблагоприятными для изучения Вед, поскольку тело в эти дни недо­статочно чисто. Ученик должен был исполнить необходимые обряды и про­читать ежедневные молитвы и, очистив тело и разум, сесть рядом с наставником и повторять за ним строки авторитетных трактатов до тех пор, пока каждую из них он не запоминал наизусть. Их необходимо было повто­рять не слишком поспешно и не слишком медленно, не громко и не тихо, но отчетливо и ясно, так, чтобы ум мог усвоить произнесенное. Ученик дол­жен был быть сосредоточен на учении; во время повторения он не должен был жестикулировать или делать излишние движения. Никому не следова­ло проходить между учеником и учителем во время занятий.

Гурукулы просуществовали несколько тысячелетий и сохранились до наших дней. Правда, стечением времени изменилось ее понимание. Теперь это не уединенная лесная школа для отшельников. Сегодня принято не­сколько трактовок гурукулы: а) школа духовного учителя; б) школа с криш­наитским уклоном; в) школы-интернаты для детей кришнаитов; г) ведиче­ские гимназии — школы полного среднего и духовного образования.

Есть гурукулы и в России. В 1991 г. Министерство образования РФ заре­гистрировало необычное учреждение — гимназию им. А.Ч. Бхактиведанты, названную так в честь индийского святого. Это единственное в Москве и самое крупное в России учебное заведение с ведическим уклоном. Сегодня в ней 44 ученика — в основном дети исповедующих вайшнавскую веру (кришнаизм). В 1991 г. школа располагалась в арендованной комнате, раз­деленной пополам занавеской, где в первом и втором классах занимались по четыре ученика. Ныне это среднее учебное заведение, имеющее государ­ственную лицензию; в его 11 классах в 2001 г. обучалось около ста молодых людей. Программа гурукулы включает как духовные, так и общеобразова­тельные дисциплины. Для взрослых предусмотрены образовательные кур­сы по ведической философии, культуре и духовной практике.

Учиться здесь может любой. Глав­ное условие — не есть мяса, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь. В обмен на воздержание от пороков вам гарантируется уникальное духов­ное знание. Наряду с обязательными предметами, входящими в программу среднего образования, в гурукуле преподаются основы санскрита и ведиче­ской философии. В 1996 г. в России было зарегистрировано 112 кришнаит­ских общин и 10 средних учебных заведений вайшнавов — так называемых ведических гимназий (гурукул), где получают светское и духовное образо­вание. Они открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.

Только в США насчитывается около 20 тыс. членов Общества Сознания Кришны и десятки тысяч постоянных прихожан храмов Кришны. Филиа­лы есть во Франции, Англии, Германии, России. Сегодня гурукулы (веди­ческие гимназии) существуют не только в Индии, но и в России (как и в других странах Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии). Религиоз­ное воспитание в современных гурукулах сочетается с преподаванием об­ширнейших теоретических и практических знаний, содержащихся в Ведах. Социологические исследования, проведенные в ряде аналогичных школ на Западе (всего в мире их насчитывается около 30), показали, что учащиеся гурукул куда менее агрессивны, нежели их сверстники из дру­гих школ. Кроме того, ученые обнаружили, что «гурукулята», хоть и мало смотрят телевизор, обладают большим знанием об окружающем мире. В них сильно развито творческое начало. Они с удовольствием поют, ри­суют, танцуют, искусно владеют разными музыкальными инструментами, часто выступают с благотворительными концертами на городских массо­вых гуляньях.

Однако есть и совсем иные данные, характеризующие гурукулы с негатив­ной стороны. Так, известно, что в начале 2000 г. сорок выпускников из раз­личных государств, воспитывавшихся в нескольких (не менее чем в шести)

кришнаитских гурукулах (школах-интернатах) в США и Индии и ставших в детском возрасте жертвами сексуальных, физических и эмоциальных пыток со стороны кришнаитских гуру (учителей), подали в суд на «Международное общество сознания Кришны» (MOCK) иск в размере 400 млн долл. В иско­вом заявлении описаны такие случаи издевательства над детьми, которые нормальный человек даже представить себе не может. Они включают в себя изнасилования, сексуальные издевательства, физические пытки и эмоцио­нальные запугивания детей, начиная с трехлетнего возраста. Многие из этих детей так и не выросли. Самоубийство стало выходом из кришнаитского ада для многих из них, начиная с 1972 г., когда в Далласе (США) была основана первая школа МОСК. Руководство MOCK вынуждено было признать обви­нения, всячески выражать сочувствие жертвам и приносить им свои извине­ния, но пока это лишь слова. По утверждениям истцов, существуют еще ты­сячи людей, таким же образом пострадавших в гурукулах, которые готовы подавать иск (по материалам сайта Стивена Хассана (http://www. freedomofmind.com) и агентства Ассошиэйтед Пресс от 12 июня 2000 г.).

Сегодня в Индии противопоставля­ют друг другу две системы образова­ния — традиционную национальную, восходящую к гурукуле, и современ­ную прозападную, основанную на кол­ ледже. Первую критики считают ис­точником духовного просветления и народной культуры и мудрости, хранимой Упанишадами, а вторую — рассад­ником бездуховности. Одиннадцатая анувака Тайтирья Упанишады содержит наставление учителя для учеников, которые только что закончили свое обу­чение и должны скоро покинуть гурукулу: «Говори правду, соблюдай этиче­ские обязательства, не уклоняйся от изучения писаний, не уклоняйся от при­обретения мастерства в различных работах, пусть мать твоя будет для тебя богом, пусть отец твой будет для тебя богом, пусть гость твой будет для тебя богом, выполняй лишь те работы, которые чисты от пороков, и никакие дру­гие, из наших поступков следуй лишь хорошим и никаким другим».

Сторонники религиозных принципов обучения полагают, что все знания уже находятся внутри нас, и образование должно пробудить их, а не при­вить извне. Цель образования заключается в том, чтобы научить нас самих думать за самих себя, а не загружать нашу память чужими мыслями. Стан­дарты западного образования, которые восходят к идеям Аристотеля, пред­полагают, что ученик поглощает из внешнего мира все больший поток ин­формации и знаний, которые помогут ему преобразовать его, подходя к себе и своей судьбе с рационально-карьерных позиций. Оно стремится подав­лять недостатки, а не развивать добродетели.

В середине 1-го тысячелетия н.э. на территории Индии существовали ты­сячи буддийских монастырей с сотнями тысяч монахов. Каждый монастырь был одновременно и школой, и почти каждый монах был учащимся. В мо­настырских школах обучались и миряне. Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий — возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В ос­нове педагогической системы, выработанной буддийскими монахами, сле­дующие принципы: возможно меньшее количество учеников у одного на-

ставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, т.е. ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочис­ленные приемы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и ученика, в том числе логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация. В зависимости от статуса монастыря при нем существовала начальная и высшая школа. В школы принимались дети 5—8 лет без учета их сословно-кастовой принадлежно­сти; обучение продолжалось до 15—25 лет, велось на местных языках. Сис­тема обучения учитывала возрастные особенности детей14. Кроме духовно­го ил и общего образования учащиеся могли получить специальное или про­фессиональное образование по самым разнообразным дисциплинам.

В первые века нашей эры некоторые монастырские школы начинают да­вать высшее образование. Буддийские монастырские школы VII в., подобные Наланде, Валабхи и Викрамшиле, являлись настоящими высшими учебны­ми заведениями. По составу учащихся и учителей, по предметам, программе и методу обучения они представляли собой то, что в литературе принято на­зывать университетами. Принадлеж­ность монастырям не мешала им быть еще и центрами светского образова­ния, а также научных изысканий.

Буддийские монастырские школы отличались от христианских аналогов большей демократичностью, веротер­пимостью и свободой режима. Их программа была несравненно шире, в них было меньше схоластики. Все это, вместе взятое, а также отсутствие со­циальной дискриминации сделало индийские школы доступными всем слоям населения15. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности — ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. Индия, страна с тысячелетней культурой, знает, пожалуй, самые старые системы образования в истории человечества. Благодаря такой преем­ственности, передаче знаний от отца к сыну, от учителя к ученику выпуск­ники индийских школ делали величайшие открытия и создавали шедев­ры в области математики, философии и словесности, разрабатывали тео­рию поэзии и технику военного искусства, строили огромные города с дорогами и канализацией. Уже 2600 лет назад в Индии широко практико­вались хирургические операции в системе Аюрведы, быстро развились традиции библиотек, школ, вузов. В первые годы буддизма (500 лет до н.э.) существовали университеты Наланда, Такшила и тысячи известных школ.

Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде // Страны и народы Востока. Вып. 14. М.,

За 150 лет до н.э. в Индии была построена крупная дамба. Спустя 50 лет индусы уже пользовались десятичными дробями. Также широко распро­странились астрология и астрономия, которые требуют сложных и точных математических расчетов16.

Агрессия со стороны мусульманского мира начиная с XIV в. почти пол­ностью уничтожила традиционную индийскую систему образования. Были разрушены школы, университеты, сожжены библиотеки, убиты учителя, отказавшиеся принять исламскую веру. В XVIII—XIX вв., когда Европа пе­реживала промышленную революцию и запуск первого парового двигате­ля, Индия была подчинена Британской империи. Под флагом просвещения было разрушено почти все, что удалось спасти от моголов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.