Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа чиновников в Древнем Египте




Врезка

В Древнем Египте при дворе фараона существо­вали школы подготовки чиновников. Молодые люди, готовящие себя к управленческой карье­ре, практиковались в переписывании различных дел и сочинений, прославлявших преимущества такой карьеры. Славословие чиновника шло на фоне принижения других профессий. В одном из сочинений автор пишет: «Говорят мне, что ты бросаешь книги, предаешься танцам, обращаешь лицо к сельскому хозяйству, а не к слову божье­му. Неужели ты не помнишь положения земле­дельца во время жатвы? Черви воруют полови­ну зерна; гиппопотамы пожирают другую, мыши умножаются в поле...» В следующем тексте опи­сываются злоключения офицера: «У него множе­ство неприятностей. С детства приводят его, чтобы запереть в казарму. Обрати сердце твое, чтобы сделаться писцом, ты будешь управлять людьми».

Высмеивание различных профессий в угоду кан­целярской службе являлось мощным дидакти­ческим приемом воспитания будущих чиновни­ков. Кроме трактатов, восхваляющих чиновную профессию, будущие египетские управленцы упражнялись в литературном сочинительстве, они писали царям оды, деловые письма и отче­ты, приветственные послания, выговоры по


службе, жалобы, приказы, производили различ­ные вычисления, например, при снабжении вой­ска или назначении рабочих для возведения обе­лиска.

Особо школьные учителя следили за моральным обликом будущих чиновников. Высокое призва­ние и профессия, которые они должны получить в будущем, обязывают юношей вести достойный образ жизни. Мало уметь играть на флейте, го­ворить нараспев под псалтырь или петь под ак­компанемент гуслей. Надо еще уметь заставить себя не делать того, что тебе больше всего нра­вится, например, пить пиво или вино, веселясь в обществе девиц. Будущие чиновники должны были в совершенстве знать придворный и слу­жебный ритуал: кому и какие знаки приветствия уделять, как разговаривать и в каком тоне с ли­цами одного ранга, выше- и нижестоящими, от кого и через кого принимать письменные докла­ды. У школяров формировалась своя субкульту­ра, обычаи и традиции, даже существовало осо­бое чиновное остроумие, непонятное представи­телям других профессий. Много времени уделялось риторике, написанию гимнов, чтению различного рода «наставлений», «поучений» и трактатов. Например, «Наставления Птахотпа» или «Поучения Аменемхета I» читались и перепи­сывались в школах в течение многих веков.


 

Кожевники

раллельными рядами скамеек на два, три, четыре места. И парты, и школь­ные принадлежности, и учебный материал — все выполнялось из глины, чернильницы и клинописные таблички с «прописями» — из обожженной глины2.

В школах, где дети проводили значительную часть своей жизни, а имен­но с 5 до 16 лет, царили суровая дисциплина и телесные наказания. Основ­ными «техниками обучения» служили элементарное зазубривание и запо-

Чиновник древности — это, как правило, чело­век ученый, воспитанный, образованный. Зани­маясь вопросами приличествующего поведения и хорошего тона как знаками принадлежности к высшему классу, школяры много времени посвя­щали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали проблемы благоустройства государ­ства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим классам, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической ас­трономии. Мудрые наставники учили их, как дер­жать себя в обществе мудрейших людей, в гос­тях, в семье, с подчиненными, с начальством. Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть сюда — заветная мечта пред­ставителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего сво­его сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в кни­гах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать


повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги, как родную мать, и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их». Визирь царя V династии Птахотп завещал свое­му потомству следовать его жизненному приме­ру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу, память и долголетие, которое для идеального египтяни­на составляло 110 лет. Он пишет: «Если ты воз­высился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалованье в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хоро­шая речь выше драгоценных камней. Будь внима­телен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. I. Л., 1936. С. 222-223, 321-322

2 Марру А.И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.

минание материала. Таким способом обучали чтению, письму и счету, прав­да, гимнастические упражнения, плавание и этикет (церемониальный свод хороших манер) требовали уже более «творческого» подхода. Поначалу уче­ник должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладе­ния грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, раз­личать беглое, упрошенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для состав­ления религиозных текстов3.

В эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) еще писали на глиня­ных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папи­рус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имел­ся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная до­щечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед

[оршечники

очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки — пособия, которые переписывали и заучивали4.

В школах для знати обучали математике, географии, астрономии, меди­цине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по матема­тике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, хра­мов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использо­вавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов5.

Defrates J. What do we know about the Egyptians? N.Y., 1991. Образование и литература Древнего Египта (http://www.tmn.fio.ru). Defrates J. What do we know about the Egyptians? N.Y., 1991.

Школа называлась Домом учения. Учащемуся надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обыкновенно обращался к ученику с таки­ми словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Образование требовало немалого труда. Занятия в шко­ле шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Вот что говорится в одном из папирусов, где учитель наставляет нерадиво­го ученика: «Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товари­щами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, ина­че горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цве­тов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по ули­цам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью»6.

Всех египетских мальчиков, независимо от происхождения, принимали в школу при храме. Одна из надписей рассказывает о бедном юноше, кото­рый «достиг стоп фараона благодаря своей дощечке для письма». Каждый день матери носили учителю плату в виде съестных припасов. Подававшие надежды ученики по нескольку лет жили на территории храма. Завершив образование, включавшее изучение множества иероглифов, овладение ис­кусством письма и чтения, а также арифметикой, геометрией и географи­ей, ученики удостаивались звания «писца, получившего дощечку». За этим следовало назначение на административную должность. Особо одаренные могли продолжать занятия в «Доме жизни» на территории храма, где изу­чали труды великих архитекторов, ученых (медицина, фармакология, хи­мия, астрономия и геометрия), литераторов, а также философов и мудре­цов. Обучение включало практические упражнения и лабораторные заня­тия7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.