Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннее Средневековье




Основным учреждением системы высшего образования считается универ­ситет. Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фун­даментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народ­ного хозяйства и культуры.

Первый из них появился в V в. н.э. в Византии. В 425 г. византийский император Феодосии II (408—450) издал указ, согласно которому в одном из общественных зданий столицы открылся Аудиториум — по сути дела, пер­вый средневековый университет Европы. В штате его значился тридцать один преподаватель: 5 риторов и 10 грамматиков греческих, 3 ритора и 10 грамматиков латинских, 2 юриста и 1 философ. Все они были чиновни­ками, т.е. получали жалованье из императорской казны, а после 28 лет бес­порочной службы — отставку с сохранением пенсии, звания комита1 пер­вой степени и титулом спектабиля2. Однако им запрещалось обучать кого-либо в других местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать там

свои школы. Обучение допускалось только в частных домах и для отдель­ных учеников3. Создав университет, Феодосии II своим указом учредил при университете особую институ­цию, отличающую университет от го­ сударственной службы и в наши дни, а именно ученый совет (коллегия пре­подавателей). Согласно уставу, университетские профессора получали право оценивать заслуги друг друга. В начале IV в. были освобождены от муници­пальных повинностей и обязанностей нести службу медики и профессора свободных искусств (вместе с женами и детьми), а позже преподаватели были приняты на казенное жалованье, причем большим городам предостав­лено было право самим избирать своих профессоров.

Другой эдикт Феодосия требовал представления документального сви­детельства о социальном происхождении студента и материальном поло­жении его родителей. От студента требовалось также указать адрес его го­родской квартиры и вид наук, которыми он намерен заниматься. А над­зирающим вменялось в обязанность тщательно следить за поведением студентов. При этом важно отметить, что доступ в университет был открыт всем желающим без сословных ограничений. Единственным условием для поступления был некий начальный уровень образованности и способность к обучению4.

Постепенно Константинопольский университет затмил провинциаль­ные высшие школы. В 529 г. Юстиниан закрыл платоновскую академию в Афинах и установил государственную монополию на университетское об­разование. В 528—529 гг. Юстиниан проводил судебную реформу, для чего создал комиссию из десяти правоведов. Ее возглавляли видные юристы, их имена дошли до наших дней: профессора Константинопольского универ-

1 Комит — почетный титул, эквивалентный графскому в средневековой Европе. Этот титул в ран­
нюю византийскую эпоху носили высокопоставленные должностные лица, такие как начальни­
ки императорских телохранителей и императорских конюшен. На латинском comes означает со­
товарищ, наставник. Он послужил основой термина граф (франц. compte, англ. count). По другим
данным, комит— старший офицерский чин, приблизительно равный генералу армии.

2 Speclabilis — один из разрядов византийских сенаторов, представители крупных провинциальных
землевладельцев; в эпоху Юстиниана подчинялись непосредственно императору; титулование
«высокородие».

3 См.: Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996.

4 Карлов Н.В. В начале была школа... (http://spkurdyumov.narod.ru).

ситета Трибониан и Феофил. Однако в 726 г. император Лев III, основопо­ложник иконоборчества, уничтожил Константинопольскую высшую шко­лу. Правда, в IX в. университет вновь расцвел при ректоре Льве Математи­ке, который изобрел алгебраическую запись численных величин буквенны­ми символами. Не следует забывать, что славянские просветители, создатели славянской азбуки и проповедники христианства Кирилл5 (827—869) и Мефодий (815—885) обязаны своей школьной образованностью и научной подготовкой высшей школе Византии. А патриарх Фотий (820-891), один из образованнейших людей своего времени, до того как занять столь высо­кое место в церковной иерархии, служил профессором философии и бого­словия в Константинопольском университете. Он написал литературно-ис­торическую энциклопедию («Мириобиблион»6) и собрал замечательную библиотеку7. Среди его учеников были люди из самых высших слоев обще­ства: он обучал императора Михаила и Константина Философа8. За Фоти-ем сохранилась репутация величайшего знатока и собирателя произведений античной классики. Его дом в течение многих лет был местом собраний лю­бознательной молодежи. В этом университете преподавались известные всем средневековым школам последующего времени тривиум и квадриви-ум, и после грамматики и риторики следовали геометрия, астрономия, философия и богословие. Император Константин IX Мономах (1000—1055) провел организационную реформу и разделил университет на факультеты (отделения), выделив в самостоятельные единицы философское отделение под руководством Михаила Пселла и юридический лицей во главе с зако­новедом Иоанном. После взятия и разгрома Константинополя в 1204 г. кре­стоносцами университет прекратил свое существование.

Таким образом, кроме древнего центра наук — Академии в Афинах — появился еще один в Константинополе. Он просуществовал около тысячи лет9. Историки справедливо связывают это событие с влиянием его жены Евдокии, прибывшей из Афин, центра языческой культуры, о чем говорит и ее имя Афинаида (Евдокией, «Благоверной», она стала в крещении), но быстро освоившейся в христианской столице и ставшей главной покрови­тельницей наук и искусств.

В VII в. н.э. одним из крупнейших университетов в Индии была Налан-да в центре Гангской равнины на территории современного штата Бихар. Это был целый городок, в котором в VII в. проживало около 10 тыс. человек, среди них 3 тыс. буддийских монахов и 1500 учителей. В Наланде обучались и многие миряне — представители разных народов Индии. В отличие от

Он воспитывался при дворе, обучался вместе с малолетним императором Михаилом III, а затем прошел полный курс обучения в Константинопольском университете, после чего короткое время преподавал также философию. А затем ушел в монахи. Среди его учителей были Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский.

«Мириобиблион» («Множество книг»), или «Библиотека»— своеобразный «конспект» книг, ко­торые читал Фотий, как христианских, так и языческих авторов. Всего «Библиотека» содержит 280 таких «конспектов» («кодексов»), сопровождаемых обычно критическими заметками патри­арха, относящимися к содержанию и литературной форме этих произведений, а также к характе­ру миросозерцания их авторов (упоминается около 400 названий). (См.: Памятники византийс-

7 кой литературы IX-XIV вв. / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969. С. 39-47.) Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.

^ Тальберг Н. История Христианской Церкви. М., 2000. С. 283. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск. 1993.

индуистских, мусульманских и христианских школ в буддийские принимали учеников независимо от национальной, социальной (т. е. кастовой) и, что особенно важно, религиозной принадлежности10.

В состав Наланды входило 6 мужских монастырей. Среди его построек были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для ми­рян, около 300 небольших помещений для классных занятий и 8 обширных аудиторий для лекций и диспутов, несколько отдельных зданий для библио­теки, больница, бассейны для ежедневных омовений и ряд строений хозяй­ственного назначения. Весь учебный городок был обнесен стеной с угловы­ми башнями и несколькими ворота­ми. Башни были приспособлены для астрономических наблюдений. На во­ротах каждый пришелец мог прочесть имена прославленных учителей На­ланды. Обучаться здесь считалось большой привилегией, доступной наиболее способным. Поступали туда мо­лодые люди в возрасте 16 -20 лет, имевшие уже солидную общеобразователь­ную подготовку. Принимали только 10-20% выдержавших конкурсные эк­замены. Получившие образование в Наланде пользовались особым уваже­нием в ученом мире и правом занимать места учителей и должности на государственной службе. Те из них, кто ставил своей задачей изучение бо­гословия, назывались манава, а стремившиеся получить только общее ли­тературное и специальное образование назывались, как и ученики других вероисповеданий, брахмачари. В последней категории учащихся было много индуистов".

Как и повсюду в Индии, обучение в Наланде было бесплатным. Учащиеся обеспечивались питанием, одеждой, жильем и медицинской помощью. На даровом обеспечении были и учителя. По одним сведениям, к Наланде были приписаны 100, а по другим — 200 деревень, доходы с которых шли на ее содержание. Университету жаловали земли и недвижимость также богатые вельможи. Составной частью учебного процесса в Наланде были систематически проводившиеся публичные лекции и ученые дискуссии. На них присутствовали не только жители Наланды, но и посторонние, прибы­вавшие иногда из отдаленных мест. В диспутах на религиозные, философс­кие и научные темы принимали участие учителя и старшие ученики, при­езжие ученые и просто искатели истины. Иногда подобные дискуссии про­ходили в присутствии раджей и высших сановников и даже в их резиденциях. Для завершающих свое образование в Наланде такие диспу­ты превращались в своеобразные смотры — соревнования, победители ко­торых удостаивались особых званий и почестей и получали право занимать вакантные места на государственной службе.

Библиотека Наланды была одной из крупнейших, известной уже в VII в. далеко за пределами Индии. Это была не только учебная, но и научная биб­лиотека. Кроме учеников и учителей Наланды в ней занималось много при­езжих ученых, даже из зарубежных стран. Библиотека располагалась в трех

10 Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде (V—VIII вв.) // Страны и народы Востока.
Вып. 14. М., 1972.

11 Там же.

специально для нее построенных зданиях и насчитывала многие тысячи рукописей. Она регулярно пополнялась новыми рукописями по разным отраслям знаний. В период своего расцвета (VII— X вв.) Наланда была од­ним из крупнейших азиатских цент­ров образования и науки. Из Средней Азии, Тибета, Китая, Кореи, Японии, Индокитая, Индонезии, Цейлона в Индию съезжались ученые-буддисты, желавшие завершить свое образова­ние под руководством прославленных учителей. Так индийская культура просачивалась в самые отдаленные страны Азии12.

Самым старым вузом из действую­щих до сих пор является Карачинский университет в Фесе (Марокко), дата основания которого — 859 г. В 971 г. образован Каирский университет Апь-Азхар (AL-AZHAR), который иногда считают старейшим университетом мира. Здесь преподавали самые разные науки, в том числе религиозные,

Библиотеки — важнейшие центры обучения

Кудрявцев М.К. Буддийский университет в Наланде (V-VIII вв.) // Страны и народы Востока. Вып. '4. М., 1972.

юриспруденцию, арабский язык и свободные искусства. Сегодня в нем обу­чается более 80 тыс. человек и он считается одним из крупнейших в мире (веб-сайт: www.alazhar.org). Правда, еще в 626 г. император Китая Ли Ши-минь (Тай-цзун), опередив европейцев, основал в столице — Чанъани — первый университет.

По мнению отдельных исследователей, самым ранним университетом средневековой Европы был Салернский. Он развивался на основе древней­шей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой отно­сится к 197 г. до н.э. В период существования Римской империи небольшой городок Салерн был своеобразным курортом, а в IX в. н.э. стал столицей лангобардского королевства. Обучение в ней основывалось на достижени­ях арабской и античной медицины, большое значение придавалось опыту и наблюдениям. Знаменитая школа сформировалась при активном участии расположенных поблизости Бенедиктинского монастыря и приютов боль­ниц, находившихся в ведении иоаннитов. Со временем школа приобрела большую известность, ее опыт привлекал интересующихся медициной из разных стран, в XI в. на ее базе возникает Салернский университет, поло­живший начало созданию учебно-на­учного заведения нового типа. Одна­ко университетом в нашем понима­нии школа так и не стала, потому что кроме медицины высокого уровня об­разования по остальным дисципли­нам не давала.

Первым настоящим университе­том стала Болонская школа права. До ее возникновения юристы (счита­ющие себя преемниками классичес­ких римских правоведов) произволь­но устанавливали законодательные нормы и принципы, которые следова­ло изучать и преподавать. В 1155 г. им­ператор Священной Римской импе­рии Фридрих I Барбаросса издал эдикт, так называемый Authentica Habita акт, в котором провозгласил набор университетских свобод и дек­ларировал известную степень автономии университетов. Именно в нем ко­дифицировалось обычное право применительно к учебным заведениям. Начиная с этого момента историки фиксируют бурный процесс официаль­ного открытия университетов в Европе. Первой была Болонская школа. Через 100 лет, т.е. к XIII в., юридический факультет Болонского универси­тета насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Запад­ной Европы13. У знаменитого болонского профессора Ацо было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади14.

13 Universities in the Western World / P. Seabury (ed.) N.Y., 1975.

14 Игнатович В. Болонский университет в средние века. СПб., 1846.

Основатель Болонской школы юристов Ирнерий (1055—1130) первым выделил римское право из общего курса риторики и стал его преподавать не в отрывках, а в полном объеме. Ирнерий составил сборник юридических казусов (задач) для студентов, изучающих право, а также систематическое руководство по римскому праву. Таким образом, в Болонье, в качестве пер­вого университета была легитимизирована высшая школа, где был создан систематический курс учебной дисциплины и употреблялись стандартизо­ванные учебные пособия-тексты1".

Созданная Ирнерием школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что итальянские юристы, комментировавшие и тол­ковавшие римское право, оставляли свои заметки (глоссы) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строч­кой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал пра­вовой материал. Некоторые глоссы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), дру­гие содержали широкие правила, выводимые из изучаемого текста (право­вые максимы). Глоссаторы составляли учебники права, включавшие крат­кий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников16. Они писали и самостоятельные труды по от­дельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяс­нению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников. Возмож­но, глоссаторы, создававшие весьма сложные академические тексты, повли­яли даже больше на высшее образование и студенчество, нежели на судеб­ную практику, для которой они оказывались порой излишне тяжеловесны­ми. Хотя, как знать, ведь говорили же в ту эпоху: «То, что не признает глосса, не признает суд». Деятельность глоссаторов подготовила почву для изуче­ния и преподавания римского права и за пределами Италии, в том числе в Оксфордском университете17.

Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способ­ствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования. Важную роль в «открытии» римского права для сред­невекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VII в.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начина­ется систематическое изучение и преподавание римского права.

Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун // Городская культура. Средневековье и нача­ло нового времени // Сб. статей под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986. Вормс А. Болонский университет и римское право в средние века. М., 1898. Т. 4. Основы государства и права: Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1998; Основы государства и права: Под ред. М.Н. Марченко и П.Ф. Лунгу. М., 1997; Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. Пугинский. А.А. Рогачев. М., 1997; Черниловский З.М. Всеобщая история государства и пра­ва (История государства и права зарубежных стран). 2-е изд., перераб. и доп. М, 1983.

Европейские университеты родились в системе церковных школ. В конце XI — начале XII в. ряд кафедральных и монастырских школ превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университе­тами. Но как только они стали университетами, в них произошли качествен­ные изменения. Школа и университет — разные явления с точки зрения

социологии, ибо представляют разные типы социальной организации: уни­верситет добровольная ассоциация преподавателей и студентов, которые сами объединились для занятий нау­кой, а школа — учрежденное государ­ством или церковью формальное заве­дение для насаждения в сознание юных граждан уже известных и откры­тых учеными знаний и норм поведе­ния. Если моделью школ были антич­ные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чем-то их об­новляли, то университет не имел сво­его прототипа. Такого рода корпора­тивных формаций и свободных ассо­циаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями,не видела античность ни на Западе, ни на Востоке.

Между школой и университетом существует формальная преемствен­ность — в плане учебных программ, технологии обучения, формы отчетно­сти, но отсутствует содержательная связь. Даже византийский Аудиториум качественно отличался от средневековых европейских университетов, хотя формально все они относятся к одному типу высших заведений. Можно смело утверждать, что эпоха европейских университетов в нынешнем по­нимании слова начинается с XI-XIII вв. Universitas — типичный продукт средневековья.

УНИВЕРСИТЕТ КАК КОРПОРАЦИЯ И СОЮЗ

Средневековью было неизвестно то значение университета, которое столь важно сегодня. Для нас университет — это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Она включала в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они счи­тали себя частями одной «universitas». Даже город называли университетом граждан, да и любой ремесленный цех. Только в XIV—XV вв. университет станет отдельным академическим учреждением18.

18 Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

В самом деле, «universitas» с латинского переводится как «корпорация»: первые университеты представляли собой корпорации людей интеллекту­ального труда". Слово universitas означало также «товарищество», «купече­ская гильдия», «цех», «коммуна» (universitas civium — «городская коммуна»). Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников представлял своего рода «научный цех», «гильдию ученых и учеников», universitas magistrirum et scholarium или universitas studentium («товарищество преподавателей и уча­щихся») или же одним словом studentes (учителя, учащиеся). Впрочем, встре­чаются и такие словосочетания, как magistri et discipuli («учителя иученики»), означавшие собственно корпорацию с особыми выборными органами са­моуправления и большими привилегиями. В конце XII — начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т.е. «университетами»20. Но вначале организационная структура университетов была копией цеховой организации. По средневековым пред­ставлениям только в корпорации, гильдии или цехе горожанин получал легитимное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире.

Таким образом, университет в первоначальном значении — это не ком­плекс зданий и аудиторий, а совокупность людей. Здание появилось поз­же, оно выделялось городскими властями для бесприютных студентов и преподавателей. Средневековые университеты являли собой сообщества

преподавателей (тогда их называли магистрами, т.е. мастерами) и студен­тов, отсюда выражение — universitates magistrorum et scolarium11, различавши­еся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в дру­гих, как в Париже,— преподаватели. Такое представление и само понятие «universitas scolarium et magistrorum» («корпорация студентов и преподава­телей») утвердилось, правда, сравни­тельно поздно — только кXIVв., хотя, как известно, первый университет, Болонский, возник еще в XI в. Па­риж — модель организации, на кото­рую, более или менее, ориентирова­лись другие университеты. В Париже преобладал «universitas scolarium et magistrorum», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в XII в. отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собирав­шая под свою сень студентов со всех концов Европы22.

Корпорации магистров и школяров, специализирующихся по одной и той же учебной дисциплине, с середины XIII в. стали называть «факульте-

19 rf\

ФеврЛ. Главные аспекты одной цивилизации // Бои за историю. М, 1991. С. 282-346. ГотлибА. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфро­на. СПб., 1902. Т. 68. С. 751-788.

Эти слова впервые встречаются у парижан в акте кардинала Робера де Курсона (1215 г.). Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898.

тами». Союз различных факультетов (а каждый факультет мог быть еще и школой) как раз и представлял собой университет. С подобным статусом университет Монпелье (Франция) официально был учрежден в 1289 г. бул­лой папы Николая IV.

Первые университеты все же в большой степени были зависимы от вла­сти католической церкви, поэтому все члены корпорации долго именова­лись «клириками» (clerici), т.е. теми, кто непосредственно входит в церков­ную организацию.

Другая версия происхождения термина «университет» как некоей кор­порации таится, возможно, в особенностях языкового общения. Все заня­тия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы мог­ли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его сооте­чественники. На латыни общались студенты и между собой. Однако в быту «чужаки» вынуждены были вступать в общение с местными пекарями, пи­воварами, хозяевами трактиров и сдатчиками жилья. Последние, разу­меется, не знали латыни и были не прочь обсчитать и обмануть чужезем­ ного школяра. Поскольку студенты не могли рассчитывать на помощь город­ского суда в многочисленных конфликтах с местными жителями, они вме­сте с преподавателями объединялись в союз, который и назывался «универ­ситет»23. В 1192 г. студенты Парижского университета затеяли ссору с крес­тьянами аббатства Сен-Жермен-де-Пре. В потасовке один студент был убит. Убийство клирика мирянами, тем более вилланами, не могло остаться без­наказанным. Студенты пожаловались в Рим. Взбунтовался весь универси­тет, пошли громить лачуги крестьян на окраине Парижа. Властям еле уда­лось уговорить школярскую братию. В период между 1191 и 1198 г. папа Целестин III даровал первые привилегии Парижскому университету. Но в 1200 г. случилась новая драка между студентами и парижскими горожана­ми, поддержанными городской полицией. Пятеро университетских школя­ров убиты. Магистры и студенты тут же принесли жалобу французскому королю. Если убийц не накажут, они прекратят занятия и покинут Париж. Забастовка профессоров, приостановка занятий вызвали серьезный скан­дал, который расценили как оскорбление религии. Значение Парижского университета как источника пополнения рядов духовенства было таково, что прекращение занятий было равноценно внезапной приостановке всей церковной жизни Европы. И король Франции пошел на уступки: горожан-зачинщиков и начальника полиции Парижа бросили в темницу24.

В 1200 г. появились указ французского короля и булла папы Иннокен­тия III, освобождавшие Парижский университет от подчинения светской власти. С этого времени датируют основание университета. Автономия уни­верситета была закреплена буллами пап 1209, 1212 и 1231 г. Университет обладал, в частности, правом издавать свои законы, статуты и распоряже-

21 Описание крупнейших университетов средневековья (http://tmn.fio.ru).

24 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа: Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб., 1999.

ния, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т.д.

Возникновению Оксфордского университета также предшествовала че­реда конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 г. студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там воз­ник новый университет.

Для «людей университета» было важно любой ценой заставить светскую власть признать свое положение привилегированных клириков, подсудных только своим трибуналам. Студенты и профессора объединялись в мощные университетские сообщества, которые со временем добились независимо­сти от города, получив право на самоуправление. В 1200 г. выходит специ­альный ордонанс, который считают первой хартией университетских сво­бод. Согласно ему, горожане Парижа должны принести клятву в присутствии университета в том, что никогда не будут покушаться на права студентов. Отныне университет выходил из-под городской юрисдикции, а католиче­ская церковь, которой он теперь напрямую подчинялся, объявляла его не­прикосновенным и священным для королевских представителей. Судить студентов могли только церковные судьи.


Карта средневековых университетов (http://www.wwnorton.com)

 

Зависимость университета от Церкви несла ему немало благ. Папа не только давал разрешение и «грамоту», своего рода лицензию на открытие университета, но он всячески поощрял самостоятельную хозяйственную

деятельность учебных заведений. В конфликтах университетов и местных властей Папа Римский почти всегда был на стороне университетов. К тому же, именно папа санкционировал единообразную систему организации уни­верситетов и выдачи ученых степеней. Борьба за защиту своих прав застав­ляла сплотиться студентов и преподавателей. Так, возмущенные обидами и притеснениями, студенты и профессора на 10 лет покинули Болонью, и город разом утратил не только славу, но и доходы, которые приносил ему университет. Торжественное возвращение университета последовало лишь после того, как город признал его полную независимость. Это означало, что профессора, студенты и служащие университета подчинялись не городским властям, а выборным деканам факультетов и ректору.

Добившись от папы и короля немалых привилегий и права, студенты сосредоточились на интеллектуальной деятельности и занятиях философи­ей. Не случайно в средневековых университетах процветала схоластика — особая технология тренировки абстрактного мышления и углубленного созерцания, своего рода европейский вариант индийской йоги. Централь­ное место в преподавании занимала также философия Аристотеля.

Наконец, католическая церковь, распростершая свое покровительство над всеми странами Западной Европы, помогла сформировать единое об­разовательное пространство: повсюду на университетские кафедры каждый день поднимались профессора в сутане, преподавание и методология зна­ния во всех университетах были еди­нообразными, язык общения и обуче­ния строился на латинской термино­логии, а предметы вели на едином языке римско-католической церк­ви — латыни. Именно латынь и еди­ная структура преподавания обеспе­чивали единообразие и формальную строгость схоластического дискурса с его системой аргументации, термино­логической базой, аристотелевской силлогистикой, рациональной струк­турой римского права25. Латынь превратилась в международный язык обще­ния и фактор консолидации европейского образования. Для всех европей­ских стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Тысячи школь­ников были обязаны учить латынь с детства, а затем общаться на ней в студенческих аудиториях.

Тем не менее университет еще делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной страны — и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Принцип корпоративности требовал объединения сту­дентов и преподавателей против «чужаков». Причем подобная взаимопомощь оговаривалась официальными документами. Так, в одном из документов от 1220 г. университета Монпелье можно прочитать: «Если на магистра или на его людей нападает кто-то не из школы, все прочие магистры и школяры должны предоставить ему совет и помощь». Между обучающими должны

25 Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951.

устанавливаться отношения доброго содружества: «Ежели профессор пребы­вает в тяжбе с одним из своих учеников из-за платы или по какому иному поводу, никакой другой профессор не должен умышленно принимать этого ученика, пока тот не даст или не пообещает дать удовлетворения прежнему учителю». Преподавателям запрещается незаконно конкурировать друг с другом: «Пусть никто из магистров не отбивает ученика у другого магистра, переманивая его просьбами, подарками или каким бы то ни было другим способом». Последний пункт со всей очевидностью доказывает, что речь идет о чем-то вроде братства: «Все магистры и студенты должны обязательно при­сутствовать на похоронах членов университета»26.

Таким образом, перед нами, по сути, идея «ученого цеха». Такие ассоци­ации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, состав­ленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь, как слово «коммуна». Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий. Средневековый университет изначально был народным в том смысле, что дети крестьян и ремесленни­ков через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жилье) становились студентами.

С социологической точки зрения это весьма важный момент. Но сегод­ня об этом позабыли, и на первое место выходит другое значение термина — универсальный охват знаний и наук, которые преподают в университетах: физика, математика, медицина, история, филология, иностранные языки, право, экономика, социология, психология, философия и т.д. Социология не могла родиться, скажем, в политехническом институте или академии управления. Ее alma mater мог стать только университет.

На стадии своего зарождения университеты получали наименование studium generate27 и по своим задачам и по содержанию образования проти­востояли studium particulare. Термин Studium указывал на принадлежность либо тесную связь со школой, a Generate — на привлечение студентов из любой местности и любого государства. «Studium generate (или universitas, или alma mater) — всеобъемлющее учебное заведение позднего средневековья, которое регулирует всю жизнь своих членов и охватывает все чисто теоре­тическое и прикладное знание своего времени»28. Сам термин universitas обозначал помимо корпорации еще и универсальную целостность предме­тов. Например: universitas rerum — совокупность всех вещей; universitas — вселенная. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля). В отличие от этого слово particulare обо­значало обучение горожан не универсальному, а узкоспециализированно­му знанию. Такое образование в отличие от университетского не было ори­ентировано на гильдейскую принадлежность (преподавательскую и студен-

См.: ЛюшерА. Французское общество времен Филиппа-Августа / Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,

Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально — общие науки), потом это назва­ние было вытеснено другим — университеты. Вилем Фрийхоф. Начало Нового времени: паттерны // Alma mater. 1999. № 3. С. 41.

ческую), не обеспечивало привилегий и не располагало правом присужде­ния степеней29. Для получения учебным заведением статуса studium generate необходим был ряд условий:

• соответствующие санкции церкви либо царствующего монарха;

• наличие преподавательской и студенческой гильдий;

• возможности обучения семи либеральным искусствам30.

Примерно с XIV в. существует эпитет alma mater, т.е. нежная или кормя­щая мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка) яви­лось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из

среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие эле­ментарной безопасности и обще­ ственных служб, враждебность город­ских властей и местной церкви застав­ляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К XIV в. утверждается общее название — universitas scolarium et magistrorum^.

В XII—XIII вв. оформилась специализация некоторых европейских уни­верситетов. Так, крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В Сорбоннском университете, признанном центре теологии, преподавание велось на латыни. В средневековых универ­ситетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. Прооб­разом европейского университета считается Академия Платона в Афинах, основанная в IV в. до н.э. От древних греков европейцы унаследовали образ­цы сочетания научного познания, обучения и гражданского долга32.

Несмотря на разную предметную специализацию, европейские универ­ситеты в период их становления объединяет общая черта — они являлись сообществом, состоящим почти целиком из клириков. Магистры и студен­ты носят тонзуру, а первый документ, вышедший из Парижского универси­тета (1221 г.),— это письмо, адресованное монахам. На печати Парижского университета изображена Пресвятая Дева — покровительница университета и церкви; слева — епископ Парижский, держащий свой посох; справа — святая, окруженная нимбом. А над всем господствует крест. Светский дух проник в университеты много позже. Если университеты и боролись за не­зависимость, то это была скорее независимость от произвола местных цер­ковных властей и желание отдаться под начало высшей власти, а именно папы33. И правильно делали, ибо местные власти крупно наживались на праве выдавать лицензии на образование, продавая право обучать. В руках епископов и капитулов, канцлеров и схоластов право разрешать обучение

29 Готлиб А. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфро­
на. СПб., 1902. Т. 68. С. 751-788.

30 Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории
средних веков. Ч. 1. М., 1951.

31 Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

32 Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994. С. 9.

33 См.: Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа / Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. СПб.,
1999.

рассматривалось и использовалось как источник доходов. Именно папы и Святой престол, стремясь контролировать школы и высшее образование, обуздали местничество и развили университетские корпорации, укрепив их независимость.

Как правильно отмечает М.М. Шульман34, университет в средние века — это не только преподаватели и студенты. Университет — это «члены и под­данные университета», или «академические граждане». Это — надзирающие за порядком, педели35, слуги школяров, книго- и бумагопродавцы, перепис­чики, типографы, переплетчики, орна-ментщики, аптекари, содержатели бань, мастера инструментов, трактир­щики, банкиры, посыльные, обслужи­вающие школяров, и ростовщики, че­рез которых шла корреспонденция. К примеру, в Парижский университет входили около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами со­юза являлись — книготорговцы, пере­ писчики рукописей, изготовители пер­гамента, перьев, чернильного порош­ка, аптекари и т.д. Весь этот академический муравейник пользовался рядом особых прав и привилегий, определявшихся «подданством университету», включая привилегию особой подсудности, с изъятием из круга ведомства общих судов, льготами по найму помещений и квартир, освобождению от во­инской, постойной, сторожевой или караульной повинностей, от податей и налогов, от дорожных и таможенных сборов. В некоторых университетах про­фессора дополнительно имели право охоты, право устроения и сдачи в арен­ду аптек, винных погребов и пивных и право беспошлинного импорта чуже­земных напитков. Эти права, а также различные дотации и привилегии фи­нансового плана, во-первых, давали «штудирующим» (Studentes) возможность штудируя — жить, во-вторых, всячески активизировали жизнь города, стано­вящегося университетским городом, и делали существование университета для города выгодным, в-третьих, заложили основы современного нам эконо­мического благополучия западных университетов36.

Первые университеты возникли частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии (имен­но так возник в XII в. Парижский университет, выросший из школы, суще­ствовавшей при соборе Парижской Богоматери), частью из объединений частных преподавателей — специалистов по философии, праву (римское право) и медицине — в городах, где жили прославленные учителя, окружен­ные способными учениками (именно таким образом из кружка последова­телей знаменитого знатока римского права Ирнерия развился Болонский университет)37.

Шульман М.М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) (http://

www.mis.rsu.ru).

Педель (нем. Pedell): надзиратель за студентами в университете.

Университеты Западной Европы. Средние века, Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.

Universities in the Western World / P. Seabury (ed.). N.Y., 1975.

Появление старейших университетов датируется XI — началом XIV вв. Первые высшие школы появились в Италии. Она же славилась своими уни­верситетами, куда съезжались студенты даже из славянских стран. Старей­шим университетом Европы считается Болонский, он был открыт в 1088 г. Наиболее известными были университеты Виченцы (1260), Ареццо (1335), Сиены (1246), Реджио (1276), Перуджи (1301), Рима (1303), Тревизо (1318), Флоренции (1348), Пизы (1338). Этим список итальянских университетов не исчерпывался. В Англии Оксфордский университет основан в 1167-мзк, Кембриджский — в 1209-м, во Франции Парижский университет основан в 1215 г., университет в Монпелье — в 1180 г., университет в Саламанке (Ис­пания) — в 1218 г. В 1224 г. возникает Неаполитанский университет, в 1229 г. — Тулузский, затем учреждаются университеты в Лиссабоне (1288), Праге (1348), Кракове (1364), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д. Самый старый университет в Шотландии — Университет Сент-Андрус в графстве Файф. Он получил статус университета в 1410 г., но полагают, что медици­не и теологии там обучали уже с 900 г.

Особенно больших успехов добился в XII в. Парижский университет, став предметом восхищения всей Европы. Английский король говорит о нем как о моральной силе, мнение или решение которой должно восприниматься как закон.

В 1242 г. в Падуе был открыт первый некатолический университет в Ев­ропе. Его основала профессура, сбежавшая из Болоньи. Сегодня главные достопримечательности университета — его ботанический сад, анатомиче­ский музей и трибуна, с которой читал лекции Галилео Галилей. В Болон-ском университете обучались Данте, Петрарка, Коперник. Именно в ита­льянских городах впервые в Европе сформировалась сеть книгопользова-ния для студентов: владельцы многочисленных лавок-библиотек (stationarii) предоставляли студентам на время или продавали учебные пособия39.

Средневековый университет давал возможность получить весьма при­личное образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дуне Скотт, Вильям Оккам и др. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской культуры, светской по характеру. Они способствовали интернациональному культур­ному общению, затрудненному в средние века всем экономическим и по­литическим строем жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.