Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековый куррикулум




Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факуль­теты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно студенты и препо­даватели избирали руководителя университета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский

38 Хотя легенда утверждает, что Оксфорд был основан королем Альфредом в 872 г.

39 Городская культура. Средневековье и начало нового времени: Под ред. В.И. Рутенбурга. Л., 1986.
С. 46.

(богословский) и медицинский. Срок обучения на разных факультетах су­щественно отличался: подготовка будущего юриста или медика занимала 5— 6 лет, будущего философа (богослова) — целых 15. На занятиях студенты слу­шали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовыва­лись и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам40.

В начале XIII в. во французских университетах, слывших лучшими в Европе, были установлены возрастные ограничения для обучения как тео­логии, так и свободным искусствам. Магистр теологии должен был достичь 35 лет, иметь по меньшей мере 10 лет общих штудий и 5 лет теологических. Он обязан быть добропорядочным человеком, с проверенными способно­стями. Чтобы стать магистром искусств, надо было достигнуть хотя бы 21 года, пройти 6 лет школьного обучения и обладать нужной лицензией. Однако прежде чем поступить на один из трех факультетов, студент дол­жен был окончить подготовительный факультет. Он назывался артистиче­ским факультетом41, или факультетом искусств (facultas artium). Здесь изу­чали «семь свободных искусств» (artes liberates). Он считался как бы млад­шим по отношению к «старшим»: богословскому, юридическому и медицинскому факультетам. Окончившие артистический факультет полу­чали первую ученую степень — бакалавра искусств и могли продолжать об­разование на «старших» факультетах42.

Прообразом для университетских программ послужил античный курри-кулум, или полный курс обучения, который проходили в два цикла (или две

ступени): первый, словесный — три­виум, в состав которого входили грам­матика, риторика и логика; второй, реальный — квадривиум, состоявший из арифметики, астрономии, музыки и геометрии. Вместе семь дисциплин куррикулума были унаследованы от римской школы и систематизированы Марцианом Капеллой, Боэцием и Кассиодором. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по ло­гике, физике, этике, метафизике, ко­торые были переведены в XII в. с араб­ского и греческого языков43.

Каждый университет присваивал свои ученые степени, но они призна­вались в других странах. Эта практи­ка сохранилась на Западе до сих пор, в отличие от нашей страны, где уче­ные степени и звания присваивает особый государственный орган (ВАК — Высшая аттестационная комиссия). Получить степень доктора философии

Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. М., 1994. Артистическим он назывался потому, что по-латыни «артис» означает «искусство». Суворов М. Средневековые университеты. М., 1898. 43 Там же.

Росовски Хенри. Две трети самых лучших // «Америка» (специальный выпуск об американских университетах). America Illustrated. Washington. 1993. № 442. С. 3-6.

в Оксфорде или Кембридже считается более престижным, нежели в любом другом университете.

Присуждение ученых степеней (промоция) началось в Европе с 1362 г. Характерно, что, подавая в органы власти ходатайство об открытии в городе университета, его учредители называли его в документах не universitas4\ a studium generate. Это означало, что в противоположность местным школам, которые обслуживали потребности своего края, «общая школа», во-первых,

Ученое сообщество всегда отличало своих наиболее талантливых представителей

предназначалась для преподавателей и студентов из всех стран, во-вторых, полученные здесь ученые степени должны признаваться во всем западно-христианском мире. Иными словами, получивший ученую степень («право учить») в одном университете, приобретал способность учить везде (facultas docendi ubique terrarum). Особенностью ранних университетов было то, что в качестве корпорации Studentes — тех, кто «штудирует» (вне зависимости от возраста, в качестве учителей или учеников), университеты были созданы и призваны, во-первых, учить (docere), а во-вторых, давать некоторым из выу­ченных (прошедшим «промоцию») — licentia docendi — право учить самому.

43 К тому же слово universitas долгое время обозначало средневековую гильдию, закрытое сообще­ство профессионалов, а потому для открытого учебного заведения, каковым мыслился европей­ский университет, не совсем подходило. И лишь позже, когда данный термин твердо закрепился за новым типом высшего образовательного учреждения, ничего предосудительного в слове «уни­верситет» уже никто не видел.

Отсюда слово «лиценциат» (ср.-лат. licentiatus — допущенный) — преподава­тель, получивший право читать лекции до защиты докторской диссертации46. Задачей университетов было отнюдь не производство знаний, а воспроизвод­ство «образованных людей» — интеллектуалов всех профессий, и уже к кон­цу XV в. — интеллектуалов «по профессии»47.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия, или семестры, появляется лишь к концу средне­вековья в германских университетах. Учебный год делился на две неравные части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учеб­ный период {ordinariusparvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год48.

Полное систематическое изложение учебного предмета по программе, приведенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнитель­ные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слуша­ет такую-то книгу. Роджер Бэкон в XIII в. сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординар­ными) для учащегося, другие — менее важными и необязательными (экст­раординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавате­лей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как пра­вило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 ч утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 ч вечера).

На профессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга. Слово «лекция» означает «чтение». Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснени­ями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому было по карману купить ее.

Лекция продолжалась 1—2 ч. Перед ее началом преподаватель делал крат­кое вступление, в котором определял характер работы над книгой, и не гну­шался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, что­бы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения49.

Позже этим словом стали обозначать первую ученую степень в ряде стран Западной Европы и Латинской Америки; присваивается на 3—4-м году обучения в высшем учебном заведении и дает право преподавать в среднем учебном заведении.

Шульман М.М. О социокультурных функциях университетов (исторический взгляд) (http:// www.mis.rsu.ru).

Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951.

Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII—XIII вв. // Средневековье в эпизо­дах и лицах. М., 1941; Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. Ч. 1. М., 1951; Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учеб. пособие. Воронеж, 1973.

На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров и магистров. От студента требовалось посещать лекции: обязательные днев­ные и повторительные вечерние. В один и тот же час, в одном и том же по­мещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авто­ров. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментиро­вали. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл тер­минов и научных понятий.

Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Поскольку книги в то время шли по цене нынешних компьютеров, школяры брали их в прокат. Уже в XIII в. университеты начали накапливать

рукописи, копировать их и создавать собственные учебные пособия. Ауди­торий в современном смысле слова долгое время не существовало. Сту­денты собирались в определенном месте в обусловленные часы. К приме­ру, в Париже то была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Часто преподаватель читал лекции узкому кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни­ми из первых перешли к практике стационарных помещений, а с XIV в. города взялись строить специальные здания под университетские аудито­рии. Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми уме­щалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под бал­дахином50.

Наряду с лекциями средневековые профессора прибегали к активным формам обучения — еженедельным диспутам с обязательным присутстви­ем студентов. Диспут (disputatio) являл собой одну из самых распространен­ных форм преподавания. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Преподаватель (обычно магистр или лиценциат) назначал тему диспута. Его помощник — бака­лавр — вел дискуссию, т.е. отвечал на вопросы и комментировал выступле­ния. При случае магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались свободные диспуты (без заранее оговоренной темы). В та­ком случае обсуждались животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма раскованно, прерывая оратора свистом и криками. Не спасал и дубовый барьер, в дело шли не только весомые, но и увесистые аргументы. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками51.

В XII в. против известного профессора Гильома Шампо из Парижского университета выступил молодой ученый Пьер Абеляр. В завязавшемся споре признанному мэтру никак не удавалось одержать победу и он потребовал изгнать юного «еретика» из столицы. Абеляр обосновался в пригороде Па­рижа, но оставался в курсе университетских дел. После очередной лекции

50 Пиков ГГ. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

51 Игнатович В. История английских университетов в средние века. СПб., 1861.

в стужу или зной неутомимые студенты, преодолевая по 30 км, приходили к Абеляру и сообщали все сказанное Шампо. Абеляр готовил очередную порцию контраргументов, а студенты, вооружившись ими, вновь и вновь загоняли Шампо в тупик. Схоластический спор, длившийся много месяцев, закончился блестящей победой Абеляра. Убеленный сединами профессор признал не только правоту молодого противника, но и счел возможным передать ему свою кафедру.

Однако у средневекового диспута были и другие значение и функции. Собственно говоря, disputatio — это не только и не столько спор о тезисах и отдельных понятиях, сколько способ исследования определенной пробле­мы, a disputator — это не только тот, кто спорит, рассуждает, но это еще и «исследователь»52. Если лекции основаны на пассивном восприятии мате­риала, активизируя прежде всего память, то диспуты развивали творческое мышление и логику рассуждений. Чтобы получить допуск к экзамену, сту­дент должен был прослушать в заранее оговоренной последовательности определенное число лекций и быть участником указанного числа диспутов53. Возможно, что в эпоху становления университетского куррикулума сред­невековый диспут заменял собой нынешние семинары и экзамены в одном лице. Как и сегодня, диспуты могли быть бесполезной тратой времени, если

тема не касалась реальных проблем, а была посвящена выяснению таких, скажем, вопросов, как «Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте?». Самым распростра­ ненным методом проведения диспу­тов был предложенный Пьером Абе­ляром метод pro et contra, sic et поп (за и против, да и нет). Каждые две неде­ли один из магистров держал речь по широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против». Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовитель­ном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)54.

По окончании обучения студент выдерживал экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен до­казать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном ко­личестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интере­совались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и по­лучал «право на преподавание» (Hcentio docendi), становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торже­ственную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир55.

52 Латинско-русский словарь. Сост. Г. Шульц. 4-е изд. СПб., 1877. С. 177.

Паульсен Ф. Исторический очерк развития образования в Германии. М., 1908. С. 27. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие. М., 1996. Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. Вып. 1. Новосибирск, 1993.

Первоначально как преподаватели (magistrorum), так и студенты (scolarium) в университетах жили и проводили занятия в так называемых коллегиумах (collegium). Обнаружены свидетельства тому, что средневеко­вые преподаватели жили в неподходящих условиях. У них даже не всегда было университетское жилье. Поскольку жилища были маленькими, те, кто жаждал обширной аудитории, открывал свою «школу» под открытым небом, там, где было больше простора — на перекрестках и площадях56.

В качестве основных дидактических методов в университетах утвержда­ются лекции, семинары, коллоквиумы и т.д. Университетское образование складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекции профессор зачиты­вал, а позже объяснял заранее оговоренную книгу. На диспутах требовалось точно установить, обосновать и защитить церковное вероучение или какое-то научное положение. Крупным ученым считался тот, кто обнаружил боль­ше всех ловкости и остроумия в диспутах. Так формировались основы сис­тематического и углубленного дискурса, который сегодня считается пе­режитком прошлого, интеллектуальным наследием средневековых университетов57.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.